ХРИСТОС ЛУННЫЙ, СОЛНЕЧНЫЙ И ЭФИРНЫЙ
Общий генезис представлений о Христе, по Штейнеру, таков, что сначала он открылся людям отраженным в Луне как Озирис. Затем Зороастр видел его сущность в солнце, пока наконец Зороастр не воплотился в Палестине две тысячи лет назад как Иешуа-бар-Иосиф и предоставил свое тело солнечному Христу. И якобы в этот момент солнечное соединилось с земным. Но физическое тело выдержало всего три года «христофорства», носителя Бога, и распалось (умерло) полсе распятия. Совершенно непонятно, в каком же тогда теле являлся после распятия и погребения Христос (если он вообще воскресал в физическом теле. Но Штейнер утверждает, что Христос воскрес именно в неком первичном и совершенном
физическом теле, которое некогда, до «грехопадения», было у Адама, первого человека. Теперь же Христа можно распознать только в эфирном мире в его жизненном теле. Совершенно непонятно, почему? Ведь если Христос воскрес в обновленном и вечном физическом теле, являлся в нем ученикам (проходя сквозь стены! в физическом теле!), ел (!) и становился невидимым, то почему вдруг он стал эфирным?
Все эти нестыковки и странности мифов объясняются единственным способом: всё это иносказания, имеющие совсем другую подоплеку. Как говорится, сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Эзотерическая астрология выделяет в гороскопе три главных Знака – Солнечный, Лунный и Восходящий; и такое совпадение с рассматриваемой темой не случайно. Оно дает ключ к ее пониманию. Что такое Восходящий Знак? Младенец появляется на свет и в этот момент над горизонтом, с восточной стороны, восходит определенное зодиакальное созвездие, которое и есть Восходящий Знак ребенка (вот вам еще одно иносказание истории трех волхвов, искавших Иисуса, якобы сказавших Пилату «Мы видели
звезду на Востоке»). Но из седой древности до нас дошло одно астрологическое правило, приписываемое легендарному богу Гермесу, которое гласит: Восходящим Знаком становится тот Знак, в котором была Луна в
момент зачатия ребенка. А момент зачатия и есть то самое мгновение, когда душа будущего ребенка своим
эфирным, жизненным телом вплетается в физическое, зачатое родителями. И потому главными Знаками гороскопа является лунный, солнечный и эфирный.
Но как же при этом быть с нашей аллегорией о Христе? Для этого нам предстоит отвечать на вопрос, кто такой лунный Христос, солнечный Христос и эфирный Христос?
Апостол Павел написал: «Первый Адам по плоти, второй по духу». Первый Адам создан по образу и подобию Бога. На самом деле он и есть Бог, только бог, принявший плоть мира. Потому Штейнер и вспоминает легенду о Вишкармане, из тела которого боги сотворили мир. Откровение этого божества является центральной сущностью брахманизма. Брахма – некое божество, «творящее мир», а на самом деле весь мир является частями его тела. если человек становился «дваждырожденным», брахманом, то он постигал тайну Брахмы, тайну творения. А ведь это тайна
прошлого, олицетворяемая Луной. Лунный Знак в гороскопе скрывает тайну прошлого человека. Лунный Христос это тот самый первичный Адам, первообраз земного человека. Первый вселенский Адам как бы разделился на множество отражений, отдельных людей. И тем не менее в лунном Христе (Адаме, Брахме) скрыт первообраз и наше с вами тождество всему космосу. И потому христианство и не отрицает свою прямую связь с Ветхим Заветом, посвященным Лунному Богу-Творцу, напрямую выводя христианские доктрины из ветхозаветных. Уже в евангельских текстах «воскресший Иисус» объясняет ученикам всё Писание, «говорившее о Нём».
Идея, что Иисус Христос есть Логос греческой философии, была внедрена через первую главу Евангелия Иоанна. Эта глава является явной вставкой, потому что слово «Логос» употребляется только в ней (без прямой связки Иисус Логос), а во всех остальных главах этого Евангелия слово «Логос» больше не встречается ни разу! Зато там идет речь об Иисусе.
Первый стих этой главы «В начале был Логос, и Логос был у Бога, и Логос был богом, и через него все начало быть» является точной калькой с индийского стиха о Брахмане. И, конечно же, это не случайность, и не просто закономерность, а прямое доказательство преемственности доктрины о Христе из Индии на Ближний Восток, в Палестину и греко-римскую цивилизацию.
Солнце в гороскопе олицетворяет саму человеческую личность, индивидуальность. Причем Солнце не разделяет временную личность от духа и космической сущности человека, а наоборот, олицетворяет их единство. И потому солнечный Христос это совершенный человек, Иешуа-бар-Иосиф, достигший такого полного слияния всех частей своей сущности – от «Отца на небесах» (божественной монады) до физического мозга личности. «Я и Отец одно». Это заявление человека с интегрированной психикой, а не шизофреническая фантазия личности, возомнившей себя Богом. И потому гностическая доктрина о том, что дух Иисуса покинул свое тело, в которое вошел некий другой Бог, несостоятельна и является антихристианской. Во время Крещения свершилась интеграция, сила Духа объединилась с земной личностью. Дух Святой «почил» на Иисусе, а не «Зевс» золотым дождиком внедрился в его тело. И с этого момента истории стал известен совершенный человек, слова совершенного человека, поступки совершенного человека и пример, следуя которому, можно добиться этого же реализованного совершенства. «Будьте совершенны как Отец ваш небесный». Первичный Адам получил в Иисусе полную реализацию. Потенциальное богоподобие стало фактом ежедневной жизни.
Итак, человечество на сегодняшний день имеет как образец исторического богоподобия, сохраняющегося внутри нашего естества и в преданиях о Золотом Веке и Эдеме, так и образец совершенства для внешнего бодрствующего сознания. Первый, лунный, образец может быть обнаружен только путем погружения в подсознание и память души, что является посвящением, содержанием мистерий. Второй образец запечатлен в исторической памяти и в религиозном институте церквей. Он доступен обычному сознанию и заурядной логике.
Эфирный же Христос относится к будущему. Он есть тайна того, каким будет человечество. Это, можно сказать, «Христос второго пришествия». Откровение Иоанна показывает, что Бог сотворит новое небо и новую Землю. Для антропософов и теософов это не является чем-то неожиданным. Наоборот, они прекрасно понимают, что весь наш мир однажды изменится и станет эфирным. Без плоти уже не будет в этом новом мире ни старости, ни смерти. И духовный, божественный мир не будет спрятан. Светом этого мира будет Христос. Но этот Христос – это мы с вами, только достигшие совершенства в сегодняшнем, земном, плотском мире, и потому получившие возможность сиять в следующем. Эфирный Христос – это образец нашего будущего совершенства, тот образ, к которому устремлено наше развитие. Не случайно Павла на дороге в Дамаск осиял неземной свет, и это оказалось сияние Христа. С тех пор Павел проповедовал, что «если раньше мы знали Христа по плоти, то теперь мы знаем его по духу».
Итак, Христос – это образ нашего с вами совершенства. Лунный Христос – это совершенства древнего, когда мы еще принадлежали духовному миру; Солнечный Христос – совершенства, доступного сегодняшнему человеку в его земной жизни; эфирный Христос – совершенства, ожидающего нас в будущем.