Антропософский форум > В потоках времени
Акаша-хроника
urga:
В работах Алисы бейли Хроники Акаши представлены, видимо, как "постоянные атомы", объединенные каузальным проводником. Эта модель согласуется с представлениями Штейнера о присутствиии Хроник на разных уровнях.
Выскажу замечание по поводу буддийского термина "алайя виджняна". Виджняна=Со-знание, Алайя - без центра, без основания. На мой взгляд, это то же самое, что "самадхи без семени" в йоге. Достижение этого состояния выводит за границы какого бы то ни было возможного познания. ИМХО подобное состояние достижимо только Свободными Иерархиями, в совокупности составляющими Махат, всеобщее сознание вселенной. ИМХО Уилбер понимает "алайя виджняна" по-своему.
К.Д.А.:
--- Цитата: urga от 28 Янв. 2011, 16:46:47 ---В работах Алисы бейли Хроники Акаши представлены, видимо, как "постоянные атомы", объединенные каузальным проводником. Эта модель согласуется с представлениями Штейнера о присутствиии Хроник на разных уровнях.
--- Конец цитаты ---
Тоже допускаю (даже уверен в этом) правомерность того, что на каждом уровне есть (или могут быть) свои Хроники Акаши, и достоверность, а также степень глобальности, записей, разумеется выше на более тонких планах. Но Ваши слова о постоянных атомах и каузальном проводнике непонятны. Можете, пояснив, детализировать, чтобы лучше был донесён смысл того, что хотели сказать?
michael:
--- Цитата: urga от 28 Янв. 2011, 16:46:47 ---Выскажу замечание по поводу буддийского термина "алайя виджняна". Виджняна=Со-знание, Алайя — без центра, без основания. На мой взгляд, это то же самое, что "самадхи без семени" в йоге. Достижение этого состояния выводит за границы какого бы то ни было возможного познания. ИМХО подобное состояние достижимо только Свободными Иерархиями, в совокупности составляющими Махат, всеобщее сознание вселенной. ИМХО Уилбер понимает "алайя виджняна" по-своему.
--- Конец цитаты ---
--- Цитата: Encyclop?dia Britannica ---alaya-vijnana, (Sanskrit: “storehouse consciousness”) key concept of the Vijnanavada (“Consciousness-affirming”) or Yogachara school of Mahayana Buddhism. more...
--- Конец цитаты ---
--- Цитата: Alaya-vijnana: Theosophy Occultism Mysticism Dictionary ---Alaya (Sanskrit) A compound word: a, "not"; laya, from the verb-root li, "to dissolve"; hence "the indissoluble." The universal soul; the basis or root or fountain of all beings and things — the universe, gods, monads, atoms, etc. Mystically identical with akasa in the latter's highest elements, and with mulaprakriti in the latter's essence as "root-producer" or "root-nature." (See also Akasa, Buddhi, Mulaprakriti) more...
--- Конец цитаты ---
По-моему, понимание Уилбером буддистского понятия «алайя-виджняна» и его собственное понятие «Великое Гнездо Бытия» вполне согласуется с пониманием Алайи и Акаши Блаватской, с пониманием Акаши и Акаши-Хроники Штайнером, с пониманием Алайи некоторыми школами буддизма и др.:
--- Цитата: Е. П. Блаватская, «Теософский словарь» ---АКАША (Ск.). Тонкая, сверхчувственная духовная сущность, наполняющая все пространство; изначальная субстанция, ошибочно отождествленная с Эфиром. Но она относится к Эфиру так же, как Дух к Материи, или Атма к Кама-рупе. Фактически, она является Всемирным Пространством, в котором неотъемлемо заключена вечная Мыслеоснова Вселенной в ее вечно изменяющихся аспектах на планах материи и объективности, и из которого излучается Первый Логос, или выраженная мысль. Это причина тому, почему в Пуранах указано, что Акаша имеет лишь один характерный признак, а именно, звук, ибо звук есть ничто иное, как переведенный символ Логоса — "Речи" в ее мистическом смысле. В том же жертвоприношении ("Джьетиштома Агништома") она названа "Богом Акашей". В этих жертвенных мистериях Акаша есть все-управляющий и всемогущий Дэва, играющий роль Садасьи, управляющего магическими эффектами религиозного действия, и тот имел своего особого Хотри (жреца) в древности, носившего его имя. Акаша является необходимым посредником каждого Критья (магического действия) — религиозного или мирского. Выражение "возбудить Браму" означает возбудить силу, которая сокрыта в основе каждого магического действия; ведийские жертвоприношения фактически есть ничто иное, как церемониальная магия. Эта сила есть Акаша — в другом аспекте, Кундалини — оккультное электричество; в одном смысле — алкахест алхимиков или универсальный растворитель; анима мунди на высшем плане, — астральный свет на низшем. "В момент жертвоприношения жрец наполняется духом Брамы — временно становится самим Брамой". ("Раз. Изида").
АЛАЙА (Ск.). Вселенская Душа (см. "Тайная Доктри-на", I, с. 93 и след.). Это название принадлежит к тибетской системе созерцательной Школы Махаяны. В своем мистическом значении идентична с Акашей, а в своей сущности — с Мулапракрити, так как она есть основа или корень всех вещей.
--- Конец цитаты ---
--- Цитата: Е. П. Блаватская, «КЛЮЧ К ТЕОСОФИИ», Словарь ---АНИМА МУНДИ (лат.) "Мировая Душа", то же самое, что Алайа северных буддистов, божественная Сущность, которая наполняет собой, пропитывает, вдыхает жизнь и одушевляет все, от мельчайшего атома материи до человека и бога. Это "семи-покровная Матерь" станц "Тайной Доктрины", сущность семи планов восприятия, сознания и дифференциации как моральной, так и физической. В своем высшем аспекте это Нирвана, в низшем — Астральный Свет. Она была женского рода у Гностиков, ранних Христиан и Назореев; двуполой у других сект, рассматривавших ее только в четырех ее низших планах, огненной и эфирной природы в объективном мире форм и вечной и духовной на трех ее высших планах. Когда говорят, что каждая человеческая душа родилась, отделившись от Анима Мунди, это означает в эзотерическом смысле, что наши высшие Эго в сущности идентичны с Ней, а Махат — это излучение вечно непознаваемого Вселенского АБСОЛЮТА.
--- Конец цитаты ---
--- Цитата: Е. П. Блаватская, «Разоблачённая Изида» ---АКАША — Буквально это слово по-санскритски означает небо, но в своём мистическом смысле оно означает невидимое небо или, как брахманы называют его во время жертвоприношений Сома (Гиотиштома Агништома), бог Акаша или бог Небо. Содержание Вед показывает, что индусы пять тысяч лет тому назад приписывали Акаше те же свойства, какие тибетские ламы приписывают ей в настоящее время; что они рассматривали ее, как источник жизни, как резервуар всех энергий, как движущую силу всех изменений в материи. В своем латентном состоянии она в точности совпадает с нашим понятием всемирного эфира; в своем активном состоянии она становится Акашей, всенаправляющим и всемогущим богом. В жертвоприносительных священнослужениях брахманизма она играет роль Садасья или главенствующего над магическими последствиями совершения религиозных обрядов и имела своего собственного назначенного Хотара (или священнослужителя), который назывался ее именем. В Индии так же, как и в других странах в древности, священнослужители являются представителями на земле различных богов, причем каждый называется именем того божества, во имя которого он действует.
Акаша является необходимым агентом каждой Критья (магической церемонии) будь то религиозная или мирская. Брахманическое выражение "расшевелить Брахму" — Brahma jinuati — означает расшевелить силу, которая в латентном состоянии лежит в основании каждого такого магического действия, ибо ведические жертвоприношения есть ничто иное, как церемониальная магия. И эта сила есть Акаша или оккультное электричество, она же алкахест алхимиков в одном значении или универсальный растворитель, то же самое Anima Mundi, как астральный свет. В момент жертвоприношения последняя насыщается духом Брахмы и на время становится Брахмою. Отсюда, очевидно, произошел христианский догмат о пресуществлении. В качестве наиболее известных проявлений Акаши один из новейших трудов по оккультной философии, "Искусство магии", впервые дает миру наиболее понятное и интересное объяснение Акаши в ее связи с феноменами, приписываемыми ее влиянию факирами и ламами.
--- Конец цитаты ---
--- Цитата: Е. П. Блаватская, «Тайная Доктрина», КОММЕНТАРИИ, СТАНЦА I ---9. НО ГДЕ БЫЛА ДАНГМА, КОГДА АЛАЙА ВСЕЛЕННОЙ16 БЫЛА В ПАРАМАРТХА (a)17 И ВЕЛИКОЕ КОЛЕСО БЫЛО АНУ-ПАДАКА (b)?
(а) Здесь перед нами тема вековых схоластических прений. Оба термина "Алайа" и "Парамартха" были причинами разделений школ и раскалывания Истины на большее число различных аспектов, нежели другие мистические слова. Алайа есть Душа Мира или Anima Mundi — Сверх-Душа Эмерсона, которая по эзотерическому учению периодически изменяет свою природу. Алайа, хотя вечная и неизменная в своей внутренней сущности на планах, недостижимых ни человеком, ни космическими богами (дхиани-буддами), изменяется на протяжении активного периода — жизни по отношению к низшим планам, включая и наш. В продолжении этого времени не только дхиани-будды Душою и Сущностью своею едины с Алайей, но даже человек, сильный в Йоге (Мистическое Созерцание), "способен слить с нею свою душу", как говорит Арьясанга школы Бумапа. Это не нирвана, но состояние близкое этому; отсюда и разногласия. Таким образом, в то время, как последователи Йогачарьи, школы Махаяны, говорят, что Алайа есть олицетворение Пустоты (Цанг и Ньинг-по по-тибетски) и, тем не менее, Алайа является основой каждой видимой и невидимой вещи и, хотя она вечна и неизменна в сущности своей, она отражается в каждом объекте Вселенной, "как луна в чистых, спокойных водах"; другие же школы оспаривают это утверждение. То же самое и в отношении Парамартха. Последователи Йогачарья толкуют этот термин как то, что также зависит от других вещей (паратантра); а мадхьямики говорят, что Парамартха относится лишь к Паранишпанне или Абсолютному Совершенству, т. е., в изложении этих "Двух Истин" из Четырех, первые верят и утверждают, что, во всяком случае, на этом плане существует лишь Самвритисатья, или относительная Истина; последние же учат существованию Парамартхасатья, Абсолютной Истины.18 "Ни один Архат, о бикшу, не может достичь абсолютного знания, прежде чем он не воединится в Паранирване. Парикальпита и Паратантра его два великих врага".19 Парикальпита (Кун-ттаг по-тибетски) есть заблуждение, порожденное теми, кто не могут осознать пустоту и иллюзорную природу всего сущего, кто верят в существование того, что не существует, т. е. Non-Ego. А Паратантра есть то, что существует лишь благодаря зависимому или причинному отношению и которое должно исчезнуть, как только причина, из которой оно произошло, будет удалена — как пламя по отношению к фитилю. Уничтожьте или потушите его, и свет исчезнет.
Эзотерическая философия учит, что все живет и имеет сознание, но не утверждает, что вся жизнь и сознание тождественны с сознанием человека или даже животных сущностей. Мы рассматриваем жизнь как Единую Форму Существования, проявляющуюся в том, что именуется материей, или в том, что, неправильно разделяя, мы называем в человеке Духом, Душой и Материей. Материя является Проводником для проявления Души на этом плане существования. Душа же есть Проводник на высшем плане для проявления Духа, и эти трое есть Троица, синтезированная Жизнью, насыщающей их всех. Представление о Всемирной Жизни является одной из тех древних концепций, к которым возвращается человеческий разум в настоящем столетии, как последствие освобождения его от антропоморфической Теологии. Наука, правда, удовлетворяется, нащупывая или предполагая признаки Всемирной Жизни, но еще не выказала себя настолько смелой, чтобы хотя бы шепнуть "Anima Mundi!" Понятие "жизнь кристаллов", принятое теперь наукою, было бы осмеяно полвека тому назад. Ботаники ищут сейчас нервы у растений; не потому, что они предполагают, что растения могут чувствовать, либо думать подобно животным, но потому, что они полагают, что для объяснения роста и питания растительного мира совершенно необходимо нечто, имеющее по своим функциям такое же отношение к жизни растений, как и нервы к животной жизни. Представляется почти невозможным, чтобы наука всего лишь за счет употребления таких терминов, как "сила" и "энергия", могла бы продолжать скрывать от себя тот факт, что вещи, обладающие жизнью, являются живыми предметами, будь то атомы или же планеты.
Но читатель может спросить — что же считают об этом внутренние эзотерические школы? Каковы доктрины, преподанные по этому вопросу эзотерическими "буддистами"? Вместе с ними мы отвечаем — Алайа имеет двоякий и даже троякий смысл. В системе Йогачарья, созерцательной школы Махаяны, Алайа является одновременно Мировой Душой — Anima Mundi — и высшим Эго продвинувшегося адепта. "Тот, кто силен в йоге, может по желанию, путем медитации, ввести свою алайю в истинную сущность Бытия". "Алайа имеет абсолютное вечное существование", говорит Арьясанга, соперник Нагарджуны. В одном смысле она Прадхана, которая объяснена в Вишну Пуране, как "то, что есть причина сама по себе, выразительно названная величайшими мудрецами Прадханою, начальною основою, являющейся тончайшей Пракрити, т. е., то, что вечно и что одновременно есть (или вмещает, то что есть) и (что) не есть или же есть простой процесс". Неделимая Причина, будучи единообразной и, в то же время, являясь причиной и следствием, и которую те, кто знакомы с первыми принципами, называют Прадхана и Пракрити, есть непознаваемый Брама, кто был прежде всего сущего; т. е., Брама не начинает сам эволюцию и не создает, но лишь выявляет свои различные аспекты, один из которых есть Пракрити, аспект Прадханы. Тем не менее, "Пракрити" неправильное слово, и Алайа, в данном случае, была бы уместнее: ибо Пракрити не есть "Непознаваемый Брама". Это ошибка тех, кто ничего не знают об универсальности оккультных доктрин с самой колыбели человеческих рас, и, в особенности, тех ученых, которые отбрасывают самую мысль о "Первоначальном Откровении", чтоб учить, что Anima Mundi, Единая Жизнь Мировой Души, была оповещена только Анаксагором или в его времена. Этот философ выдвинул это учение просто чтобы противопоставить его слишком материалистическим представлениям Демокрита о космогонии, основанным на экзотерической теории о слепо-устремленных атомах. Анаксагор Клазоменский, однако, не был изобретателем учения, но лишь его распространителем, как и Платон. То, что он называл Мировым Разумом ([nous]), принцип который, согласно его воззрению, абсолютно отделен и освобожден от материи, и действует преднамеренно, назывался Движением, Единою Жизнью или Дживатма в Индии за века до 500 г. до Р. Хр. Только философы-арийцы никогда не наделяли этот принцип, являющийся для них беспредельным, конечным "атрибутом мышления".
Это естественным образом приводит к "Всевышнему Духу" Гегеля и немецких трансценденталистов — контраст, который, может быть, полезно указать. Школы Шеллинга и Фихте далеко отошли от примитивного, архаического представления Абсолютного Принципа и отразили лишь аспект основной мысли веданты. Даже "Absoluter Geist", намеченный фон-Гартманом в его пессимистической философии Бессознательного, хотя, может быть, и является наибольшим приближением к индусским доктринам адвайты, достигнутым европейским умозрением, однако так же далек от действительности.
По Гегелю Бессознательное никогда не предприняло бы грандиозную и трудную задачу развития Вселенной, если бы не надежда достичь ясного Само-Сознания. В связи с этим нужно иметь в виду, что определяя Дух, термин, употребляемый европейскими пантеистами как эквивалент Парабрамана, как Бессознательное, они не приписывают этому выражению значение, которое оно обычно предпосылает. Оно употребляется за отсутствием лучшего термина для символа глубокой Тайны.
Абсолютное Сознание есть скрытый феномен, говорят они, именуемый Бессознанием только в силу отсутствия в нем всякого элемента личности, превышающий человеческое представление. Человек, будучи не в состоянии оформить ни одного представления иначе, как в терминах эмпирических феноменов, лишен возможности, в силу самого строения своего существа, приподнять покров, окутывающий величие Абсолюта. Лишь освобожденный Дух может слабо постичь природу источника, откуда он произошел и куда он должен, в конце концов, вернуться. Если даже высочайший дхиан-коган может только преклониться в неведении перед страшной Тайной Абсолютного Бытия, и если даже в этом завершении сознательного существования — "погружения индивидуального сознания во Всемирное Сознание", употребляя фразу Фихте, — конечное не только не может постичь Бесконечное, но и приложить к нему свою меру познавательных опытов, то как же можно сказать, что Бессознательное и Абсолют могут иметь инстинктивный импульс или надежду достичь ясного Само-Сознания? Ведантист никогда не допустил бы эту мысль Гегеля, оккультист же сказал бы, что она вполне приложима к пробужденному Махатму, Мировому Разуму, уже выявленному в феноменальный мир, как к первому аспекту неизменного Абсолюта, но никогда не к последнему. "Дух и материя, или Пуруша и Пракрита, суть два первичных аспекта Единого, не имеющего Второго", так учат нас.
Движущий Материей Nous, оживотворяющая Душа, присущий каждому атому, проявленный в человеке, латентный в камне, имеет различные степени мощи. Это пантеистическое представление Всеобщего Духа-Души, пронизывающего всю Природу, является древнейшим среди всех философских понятий. Так же Архей не был открыт Парацельсом или его учеником Ван Гельмонтом, ибо этот самый Архей есть локализованный "Отец-Эфир" — проявленная основа и источник бесчисленных феноменов жизни. Все серии бесчисленных теорий этого рода являются лишь вариациями на ту же тему, основная нота которой была дана в "Первоначальном Откровении".
--- Конец цитаты ---
--- Цитата: Е. П. Блаватская, «Разум в природе» ---Такими «предчувствиями» наполнена вся литература — или то, что осталось от такой жреческой литературы — Индии, Египта, Халдеи, Персии, Греции и даже Гватемалы (Пополь-Вух). Основанные на одном и том же фундаменте, — древних мистериях, — старые религии, все без единого исключения, отражают наиболее важные из всеобщих верований, например такие, как безличный и вселенский божественный Принцип, абсолютный по своей природе и недоступный для интеллекта «мозга», или для обусловленной и ограниченной познавательной способности человека. Невозможно вообразить какого-либо свидетеля этого, иного, нежели Универсальный Разум, Душа вселенной. То единственное, что является неоспоримым и непрестанным доказательством и свидетельством существования этого Единого Принципа — это наличие несомненного порядка в космическом механизме, рождения, роста, смерти и преобразования всего во вселенной, от молчаливых и недостижимых звезд до незаметного лишайника, от человека до невидимых существ, ныне называемых микробами. Отсюда всеобщее признание «Божественной Мысли», Anima Mundi (Божественной Души) всем древним миром. Это идея Махат (великой) Акаши или ауры трансформации Брахмы у индусов, Алайи, «божественной Души мысли и сострадания» у трансгималайских мистиков; «непрестанно сознающей Божественности» у Платона — древнейшая изо всех доктрин, которые знает сегодня человек и в которые он верит. Поэтому о них нельзя сказать, что они были созданы ни Платоном, ни Пифагором, ни кем-либо из философов исторического времени. Халдейский оракул говорит: «Деяния природы сосуществуют с интеллектуальным [noerw], духовным Светом Отца. Ибо это Душа [yuch], которая украсила великие небеса, и которая украшает их после Отца».
--- Конец цитаты ---
--- Цитата: Джио Ди Фео, «Дзен-психоанализ», 3.3. Бессознательное в психоанализе и дзен-буддизме ---Мастер дзен Тик Нат Хан пишет, что в буддизме сознание понимается как состоящее из двух уровней, уровень сознания называется «мана-виджняна» (верхнее сознание). Чувства, ощущения, страдание, счастье существуют в двух различных формах. Первая — в форме семени (биджа). Допустим, мы научились улыбаться в возрасте трех лет; мы могли не улыбаться в течение последних двадцати лет, но семя улыбки остается. Поскольку мы так долго не проявляли его, оно очень ослабло, но не исчезло. Всё, что мы ощущаем, входит в наше мана-виджняна, и всё, что в нём нашло выражение, порождает подобное семя в алайя-виджняне (склад сознания), укрепляющее первоначальное семя. ...
Возвращаясь к «складу сознания», можно сказать, что там хранятся все наши семена, и хотя эти семена и есть мы, мы можем пробудить их и способствовать их проявлению. В нашем «складе сознания» хранятся семена страдания, но не только, заглянув глубже, мы увидим, что под ними существуют семена счастья, поскольку от наших предков нам перешли все семена, включая семена счастья. Эти семена хранятся глубоко в складе нашего сознания, но мы можем их вывести на поверхность, и этот процесс обеспечивает психическое равновесие (это условие напоминает условие Фрейда о превращении бессознательного в сознательное).
Для многих исследователей буддийское понятие алайя-виджняна было лишь аналогом фрейдистского бессознательного. Необходимо уточнить, что изначально алайя-виджняна считалась функцией, потом же она превратилась в склад. Это означает, что в буддизме алайя-виджняна понималась как склад всех пережитых фактов, а также хранила материал для фактов будущего. Алайя-виджняна, как и другие виджняны, обусловлена случайностью. Осознанность, по дзен-буддизму, расположена вне алайя-виджняны, которую можно определить как защиту от любых идей изменения или роста. И там же располагается карма личности и следы всех проделанных действий. В буддизме существует убеждение, что любое действие оставляет в психике след, эти следы образуют основу будущих действий. Отсюда ясно, что изменения возможны даже при сопротивлении алайя-виджняне. В этой трактовке алайя-виджняна только частично напоминает понятие бессознательного у Фрейда. Основное отличие состоит в обусловленности случайностью. Всё, что хранится в алайя-виджняне — это след какого-либо действия: человек создал свою алайя-виджняну, и любое его действие облегчает выполнение последующего.
И здесь мы можем увидеть различия между понятием бессознательного у Фрейда и моделью алайя-виджняна. Фрейд полагал, что бессознательное развивается через ряд психосексуальных стадий; успех или неудача в преодолении каждой из них отражается на всем бессознательном и на всей личности человека. Иными словами, это результат психических сил или так называемых влечений. Алайя-виджняна ориентирована на действие, она содержит следы всех положительных и отрицательных действий, совершенных в прошлом. Через медитацию некоторые образы «поднимаются» в сознание, подобно тому, как Фрейд описал динамику влечений, возникающих в бессознательном и входящих в сознание. Несмотря на убеждение мана-виджняны в том, что алайя-виджняна является подлинной самостью, буддийское учение убеждает нас в обратном. Ничто из вийнана не является настоящей самостью, практика буддизма состоит в освобождении человека от ограничивающих восприятий виджняны и реализации природы Будды.
Фрейд не принял бы это понятие, и, действительно, буддизм представляет Я (заключенное в мана-виджняне) как нечто, от чего следует освободиться, а психоанализ утверждает, что Я необходимо укрепить. Взгляды Фрейда и буддизма на развитие личности различны: по Фрейду, главная задача — это превращение бессознательного в сознательное для избавления от фиксаций и освобождения заблокированной энергии. Буддизм не может принять подобную концепцию, утверждая, что алайя-виджняна, будучи виджняной, ощущает различие между субъектом и объектом. Алайа-виджняна и другие виджняна — это иллюзия, но это не противоречит идее, что в повседневной жизни психоанализ может помогать человеку, поскольку не все достигнут просветления в этой жизни.
Святейшество Далай Лама ХVI (Тендзинь Гьятсо) в одном из интервью на вопрос, существует ли в буддизме учение о бессознательном, ясно ответил, что понятие алайя-виджняна можно считать близким понятию бессознательного у Фрейда, но между ними есть существенное различие, так как алайя-виджняна может проявляться в сознании, она вездесуща, это основа, ядро личности человека.
--- Конец цитаты ---
--- Цитата: Джон Рейнольдс, «ДЗОГЧЕН в представлении У.И.Эванс-Венца и К.Г.Юнга», гл. 7 ---На языке буддизма то, о чем д-р Юнг говорит как о бессознательном, называется Алайей или Кунжи (kun-gzhi), "хранилищем или кладовой сознания". В Алайе хранятся психические следы (аварана) всех прошлых кармических действий. Когда в жизни человека вновь возникают подходящие условия, эти скрытые предрасположенности проявляются в сознании как самскары, то есть побуждения, эмоции, догадки, сторонние мысли и т.д. Эти самскары или "образования" проявляется из бессознательного, а затем становятся объектами осознания сознательного (виджняна) ума. Этот сознательный ум (манас) выполняет координационно-интегративную функцию и расположен на стыке между внутренним бессознательным (алайей) и внешним чувственным опытом (панчдвара-виджняной), которым представлен так называемый реальный мир за пределами индивида.
Однако Алайя — это не просто хранилище, пыльная кладовка ума, пассивно принимающая и хранящая содержание прошлых переживаний; напротив, это нечто динамично функционирующее — процесс который постоянно организует, интегрирует и структурирует переживание индивидом самого себя и своей реальности. Алайя переводится на тибетский как Кунжи, "фудамент или основа (gzhi) всего (kun)". Эта Алайя или Кунжи соответствует тому что Юнг называет бессознательным. Именно отсюда возникают все символы, которые обычно придают смысл нашему существованию.
Но согласно учению Дзогчена, Алайя или Кунжи — это еще не предельная реальность. С содержаниями Алайи или бессознательного связано особое сознание, называемое Алайя-виджняной (kun-gzhi mam-shez), и сам этот термин — сознание (виджняна, тиб. mam-par shes-pa) — предполагает дуалистическую разделенность на субъект и объект. Таким образом, сознание есть осознание или познание чего-то (shes-pa) другого, отдельного (mam-par). Это субъективное познание или восприятие (gzung) чего-то внутреннего или внешнего в качестве воспринимаемого ('dzin) объекта. Согласно тантрической системе, существуют восемь (tshogs brgyad) или девять типов сознания, которые образуют пять уровней:
1. пять чувственных сознаний, подобных пяти вратам во внешний мир (панчдвара-виджняна),
2. умственное сознание, которое мы обычно называем "умом" (мано-виджняна);
3. нечистое или эго-сознание (клишта-мановиджняна);
4. сознание содержаний своего бессознательного (алайя-виджняна);
5. чистое сознание (амала-виджняна).
Практикой садханы каждое из них преобразуется в соответствующий гнозис или изначальное сознавание. Алайя-виджняна при этом преобразуется в изначальное сознавание, подобное зеркалу (адарша-виджняна), следовательно, Алайя-виджняна сама по себе нечиста и замутненна. В нынешнем его состоянии ум индивида ограничен и скован в своем действии кармой, унаследованной из прошлого; его видение реальности искажено и представляет собой дуалистическое сознание (виджняну, тиб. rnam-shes), тогда как освобожденный ум действует без ограничений и представляет собой гнозис или изначальное сознавание (джняну, тиб. ye-shes).
Надо сказать, что термин Алайя или Кунжи в тибетских текстах не всегда используется однозначно, и различные школы трактуют это понятие по-разному. Тантры толкуют этот термин шире, чем Сутры, следующие индийской школе Йогачаров. Ньингмапы проводят различие между природой ума (sems nyid) и Алайей. Природа ума совершенно незамутненна; это сама световая ясность, не имеющий образа Ясный Свет ('od-gsal). Затем в силу присущей ему потенциальной возможности (rang rtsal) эта внутренняя светоносность (nang gsal) проявляется в форме световых лучей ('od zer) пяти цветов радуги. В Дзогчене приводится пример кристалла: когда сквозь него проходит солнечный свет, на выходе сама собой возникает радуга. Таким образом, кристалл проявляет разноцветные световые лучи, внутренне присущие ясному свету, который сам по себе не имеет ни цвета, ни образа. Конечно, пример с кристаллом не совершенен, но он иллюстрирует процесс возникновения образов из того, что не имеет образа.
В отличие от природы ума, Алайя уже тонко окрашена этими цветами. Некоторые тексты говорят об Алайе или Кунжи так, как если бы она была природой ума (sems-nyid), тогда как другие различают их. Поэтому некоторые авторы школы Ньингмапа говорят о двух Алайях, — Алайе как изначально чистой природе ума, и Алайе как хранилище сознания, которое окрашено опытом прошлого.
--- Конец цитаты ---
michael:
Кен Уилбер, Один вкус.
Среда, 5 марта
«Наука и религия» открывается кратким резюме вечной философии — общего ядра мировых традиций мудрости. Все они по-разному утверждают, что существуют различные уровни или измерения бытия, простирающиеся от материи к живому телу, к символическому уму, к тонкой душе и к каузальному и недвойственному духу. Мы, современные люди, без проблем принимаем материю, тело и ум; но душа и дух? Где доказательства того, что душа и дух действительно существуют? Ответ, по-видимому, связан с непосредственным духовным опытом — повторяющимся, воспроизводимым, допускающим подтверждение. Во всяком случае, это то, что я пытаюсь показать в «Науке и религии».
[См. рис. 1. Это так называемая Великая Цепь Бытия, хотя подобное название не совсем правильно. Каждый последующий уровень превосходит и включает в себя или объемлет и заключает в себе, предыдущие, так что на самом деле это — Великое Гнездо Бытия. По этой причине его правильнее называть не иерархией, а холархией — серией вложенных друг в друга сфер.]
Рис. 1. Великое Гнездо Бытия. Дух представляет собой как высший уровень
(каузальный), так и недвойственную Основу всех уровней
Огромное количество межкультурных данных убедительно свидетельствует: по-видимому, человеческое осознание и самоотождествление может охватывать весь спектр сознания — от материи до тела, ума, души и духа. Судя по всему, имеет место действительное развитие, или эволюция сознания, в этом необычайном континууме. На каждом уровне то, что мы считаем своим «я» или самостью, радикально меняется. Когда сознание отождествляется с живым телом, мы имеем тело-эго или телесную самость — мы отождествляемся со своими побуждениями, своими чувствами, своими непосредственными телесными ощущениями. Когда сознание отождествляется с умом, мы имеем эго — понятийное, мысленное, повествовательное представление о себе, связанное с принятием ролей и следованием правилам. Когда сознание отождествляется с тонким уровнем, мы имеем душу — сверхиндивидуальное ощущение самости, которая начинает вдыхать атмосферу, лежащую за пределами мирского и конвенционального. А когда сознание эволюционирует еще дальше и отождествляется с недвойственной реальностью, мы имеем сам Дух — Цель и Основу всего Гнезда Бытия.
Свидетельства в пользу существования этого Великого Спектра в каждом пункте основываются на непосредственном опыте, который может подтвердить или отвергнуть всякий, кто адекватно следует внутренним экспериментам в сознании. Эти эксперименты, известные под названием медитации или созерцания, нельзя сбрасывать со счетов на том основании, что они представляют собой «чисто субъективные» и «внутренние» восприятия, в конце концов, математика является «чисто субъективной» и «внутренней», но мы не отбрасываем ее как нереальную, иллюзорную или лишенную смысла. Созерцательные дисциплины накопили огромное количество феноменологических данных — непосредственного опыта, относящегося к тонкому и каузальному уровням или уровням души и духа. И если вы хотите знать, реальны ли эти данные, вам всего лишь нужно провести эксперимент — созерцание — и выяснить это самому. Большинство тех, кто адекватно это делает, приходят к простому выводу: вы непосредственно знакомитесь со своей Подлинной Самостью, свом Действительным Состоянием, своим Изначальным Лицом — и это не что иное, как сам Дух.
Sergei:
Как автор темы, оставил бы все материалы. Тем более в них можно проследить суточный ритм, 12 и12 постов, как отражение ночного и дневного сознания. Благодарен всем участникам за бесценнные материалы, особенно Михаила. Без Ваших трудов, тема не имела бы необходимой глубины.
Навигация
Перейти к полной версии