Антропософский форум > Храм

Бау

<< < (3/3)

Sergei:


http://fineart.elib.com/fineart.php?showpic=1&prev=Alphabetical%2FSteiner_Rudolf&dir=Site_index%2FSteiner_Rudolf%2FGoetheanum&name=Site_index%2FSteiner_Rudolf%2FGoetheanum%2F3-Goetheanum1-Dome.jpg&srow=1
--- Цитировать --- Что в православном храме нисходит на человека через посредство имагинативной живописи, в Гетеануме ведет к восхождению человеческого духа. "Обратный культ" мог совершать в нем человек. Поэтому первозданную икону можно только копировать. Она есть последний результат нисхождения духа в материю. Живопись куполов Гетеанума - это первая встреча человека с духом, врата в сверхчувственное, войдя в которые можно двигаться в бесконечной Вселенной, следуя путями живых метаморфоз мысле-цвето-существ. Поэтому их мотивы неисчерпаемы.
  Герард Вагнер – художник и антропософ Г.А. Бондарев
--- Конец цитаты ---
 


http://fineart.elib.com/fineart.php?showpic=1&prev=Alphabetical%2FSteiner_Rudolf&dir=Site_index%2FSteiner_Rudolf%2FGoetheanum&name=Site_index%2FSteiner_Rudolf%2FGoetheanum%2F3-Goetheanum1-Dome.jpg&srow=1      Рассматривая различные репродукции можно проследить творческий путь, и понять причины возникающих разногласий.
 

Sergei:

http://sebastianvik.org/wp-content/uploads/2011/02/IMG_5141.jpg
А если говорить с позиции Мирового юмора, это наши веселые клоуны, роспись большого и малого купола первого Гетеанума.


--- Цитировать ---Живопись благодаря творческой фантазии трансформирует пространственные образы в линии, цвета и формы на плоскости. Художник и исследователь с противоположных полюсов отражают действительность в образах. Наиболее глубокое проникновение в сущность искусства достигается лишь исследованием, открывающим новые источники творческой фантазии.
Каждая попытка Рудольфа Штайнера представить сверхчувственное в искусстве опирается на сформулированную им в 1888 году аксиому: "в искусстве имеет право на существование только то, что тем или иным образом исходит из природного". С этого утверждения начинает он свою попытку перешагнуть границы художественного познания, определяемые "переживаниями художника". В свободной Высшей школе духовной науки в Дорнахе в 1920 году он доложил результаты своих исследований по этой проблеме. Они снова привели его к необходимости дифференциации искусств, на этот раз, однако, в аспекте рождения и смерти, бодрствования и сна. Речь шла не только о сопоставлении особенностей сознания исследователя и художника, но о формах существования человеческой души перед рождением, после смерти и во время сна. Это знание открывало широкое поле для художественной деятельности.
Рудольф Штайнер исходил из того, что скульптура и архитектура связаны с внутренними переживаниями. Искусство поэзии воздействует в большей степени внешне, особенно когда слова организованы в ритмы и рифмы. "Они населяют более атмосферу, чем внутренний мир человека". То же относится и к звукам музыки.
Переживание динамики и механики постройки, следование за изгибом скульптурной формы подобно процессу воспоминания. Это воспоминание более возвышенно, нежели обыденное. Человек подсознательно испытывает необходимость создавать архитектуру и скульптуру. По-другому обстоит в поэзии. Ее содержание отсылает к реальным жизненным событиям. Принимая в себя ритмы, ассонансы, рифмы, она добавляет к своему прозаическому содержанию нечто, чего нет в обычной жизни. "Предвидение жизни после смерти заставляет говорить поэтически". То же и в музыке: речь идет о вживании в гармонию миров, которая традиционно определяется как "музыка сфер".
Скульптура и архитектура — воспоминания, свидетельства духовного мира, которому мы принадлежали до рождения. Музыка и поэзия — ожидания, обращенные в духовные сферы, в которое мы вступим после смерти. В качестве искусства, объединяющего в себе наше духовное состояние перед рождением и после смерти, Рудольф Штайнер называет созданное им искусство движения, эвритмию.
Определение связей отдельных видов искусства с жизнью человека до рождения и после смерти составляет вклад Рудольфа Штайнера в развитие спиритуальной эстетики. Стремление человека к художественной деятельности и дифференциация искусств объясняются, исходя из духовного участия человека в прошлом и будущем.
ЭСТЕТИКА  РУДОЛЬФА  ШТЕЙНЕРА  Хаген Бизантц
--- Конец цитаты ---

Sergei:

Рождение света. 1996  Роланд Тиллер
--- Цитировать ---Чего же можем мы поволить, когда таким образом стараемся пронизать эти стены оконными проемами с витражами? Ведь эти стены сформированы так, что они хотят уничтожить сами себя, коль скоро мы ищем путь, ведущий через них, делая стены органами речи богов.
Тут мы не стремимся ни к чему иному, кроме того, чтобы показать, что человек, если он позволяет гласить к нему богам через их органы, пробивая эти стены, ищет путь к Духу. И когда мы будем видеть эти витражи, они должны будут явить нам в своей красочной светотени призыв: «О человек, так находишь ты путь к Духу!» 286 (3)
--- Конец цитаты ---


--- Цитировать ---Тут нам будет показано, как душа человека, когда он спит ночью и она находится вне тела, оказывается во взаимоотношении с духовным миром. Тут нам будет показано также, в каком отношении к духовному миру находится душа, когда она развоплощена между смертью и новым рождением. Тут нам явится в образах, как человек ощущает «бездну», когда он подступает к порогу духовного мира; нам будут явлены так же и стадии пути вглубь духовного мира. Они возникнут перед нами в направлении с запада на восток как образы, созданные из самого света, являя тайны посвящения. Своеобразие стен, которые мы из своей воли пытаемся здесь создать, состоит в том, что они стремятся исчезнуть, сами уничтожают себя благодаря их формированиям. Тот способ, каким мы «пробиваем эти стены», должен будет явить в образах окон то, как можем мы найти путь к этим духовным мирам (или же будем брести им бессознательно), и должен будет показать, как следует нам держаться по отношению к духовным мирам. 286 (3)
--- Конец цитаты ---


--- Цитировать ---Да будет это священное настроение править в этих помещениях, чтобы, так сказать, каждый штрих на стекле выполнялся с сознанием этого ощущения и чтобы исполнителю думалось: «Я призван здесь к исполнению образов, что поведут души, прислушивающиеся там, наверху (в Bau), через пространства в области духов. Действуя светотенью красок витражей благодаря создаваемым мною образам, я оживляю ощущения в душах этих людей, намечаю им путь туда, откуда гласят духовные миры через формы нашего здания, через его внутренние формы». Пусть возникающие затруднения еще велики, пусть кое-что из поволенного нами совсем не удастся, а кое-что удастся исполнить совсем несовершенно, все же великой помощью в том, чтобы это удалось, будет служить ощущение, о котором я только что сказал, если оно будет править здесь, в этих помещениях. 286 (3)
--- Конец цитаты ---


--- Цитировать ---"Вполне естественно, что в нашем пятом послеатлантическом периоде, когда человек в известной мере должен найти самого себя, основываться на себе самом, близка опасность потерять чувство связи с духовным миром." Человек сейчас именно невнимателен к проявлениям этой связи. Поэтому очень хорошо, если в такие дни, как в Рождество, человек говорит себе: В развитие Земли вливаются духовные воздействия - и добрые и злые. Их надо уметь распознавать.
      "Сегодня создается впечатление, что человечество более подвластно злому, поставленному в соответствующую мировую констелляцию, чем тому, что в подлинном добром смысле должно быть включено в мировое развитие. Но, стоя внутри Антропософского движения, именно в связи с такими вещами, как Рождественские Мистерии, можно почувствовать то, что возвышается над голой внешней майей, и можно серьёзно войти в понимание того, что совершающееся на физическом плане - так как оно  - именно майя, одна майя, а не действительность в высшем смысле." GA 173 GA 174
--- Конец цитаты ---

Sergei:

--- Цитировать ---22. Описанный тройной процесс восхождения: из царства Духов Формы в царство Духов Движения и, наконец, в царство Духов Мудрости в направлении с запада на восток — мы находим изображенным в восточной части большого купола в тройном мотиве, одновременно выражающем тайну «И-А-О», тайну солнечного человека. Этот тройной мотив имеет названия:
«И» — «Гнев Бога и печаль Бога», «А» — «Хоровод Семи», «О» — «Круг Двенадцати». (Hilde Raske, «Das Farbenwort*, Stuttgart, 1983).
В этих трех мотивах можно пережить: в первом — импульс из сферы Духов Формы, представленный обращенным к Земле всевидящим оком Ягве-Элогима; во втором мотиве — хоровод семи элементарных духов, отражающих в элементарном мире распределенные в семи планетарных сферах импульсы Духов Движения; и в третьем мотиве — отражение двенадцатеричной мудрости, лежащей в основе всего человеческого развития (здесь нет возможности коснуться этого подробнее).
Если к этому присоединить значение «И-А-О» как откровения «мыслящего, чувствующего, волящего Я» (там же), то мы получим три основные ступени современного посвящения. Эти три ступени состоят в том, чтобы, исходя из пронизанного импульсом Я мышления, сознательно пробудиться в чувстве и в воле. (В книге «Как достигнуть познания высших миров?» этому соответствуют ступени подготовления, просветления и посвящения). Тогда из сил духовно-познающего Я (И) перед нами откроется возможность постепенного сознательного восхождения в макрокосмос - через переживание в нашем «пробужденном чувстве» (А) семеричной закономерности планет, а в нашей «пробужденной воле» (О) двенадцатеричной закономерности неподвижных звезд (ср. с этим сказанное в лекции от 31.12.1922, Библ. 219).  С. О. Прокофьев  "Двенадцать священных ночей и духовные иерархии"
--- Конец цитаты ---

На ниже приведенных постах представлен материал с иной трактовкой тройного мотива в восточной части большого купола
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,435.msg4035.html#msg4035
с 70 по 79 пост, 114
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,435.msg4106.html#msg4106
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,435.msg4424.html#msg4424



--- Цитировать ---Единственный способ постижения, который сообразен природе, это тот, основываясь на котором Гёте сказал: «Искусство – есть проявление скрытых законов природы – без которых они не были бы открыты».
Можно сказать, что в подобном здании глазам человека представлена своего рода квинтэссенция тайн вселенной. Поэтому, во время строительства совершенно естественно возникали многие художественные проблемы, в особенности проблема росписи.
С одной стороны, надо было дать выражение тем чувствам, которые ищут пути для передачи некоторых реальностей Вселенной. С другой стороны, надо было с полным вниманием отнестись к примененным для этого средствам. То, что вы видите изображенным в большом куполе, - не символ, не фантастический плод неких умозрений – как могли бы, однако, себе это представить многие из зрителей.
Если вы взглянете на фреску в западной стороне, вы увидите, что в композиции красок есть нечто, кажущееся странным.
Вы все знаете, что если прикрыть глаза, то перед глазом видна как бы некая таинственная тень этого глаза. Но если хорошо развито внутреннее созерцание, эта тень глаза может предстать перед душой в виде гораздо более определенной и гораздо более богатой картины. Конечно, она не так плотна, как те два теневых глаза, которые видят перед собой, когда закрывают глаза. Но она является тем, что может быть воспринято в одухотворенной форме, когда напряженное внутреннее внимание направляется на периферическую часть человека, расположенную вокруг глаз. И то, что возникает тогда перед исполненном души внутренним взором, хотелось бы назвать целой Вселенной. Тогда возникает чувство: если, закрыв глаза телесные, устремить внимание на свою собственную зрительную способность, на свое собственное зрительное пространство, то имеют перед собою как бы картину начала творения.
Это начало творения предстаёт перед нами в западной части большого купола. И вовсе не плод фантастической грезы это Райское дерево и нечто вроде Бога-Отца над ним, и затем эти две формы глаз. Всё это является перед очами души, когда углубляется внутреннее чувство.
Точно также то, что вы видите изображенным в восточной части большого купола, выражает своего рода ощущение своего собственного Я. Я является в каком-то смысле Троицей, и открывается внутреннему чувству в образе Я мыслящего в его прозрачности и светлом сиянии: в его другом полюсе, в Я волящее; и между ними Я ощущающее. Для начала можно обозначить его этой абстрактной формулой: Я мыслящее, Я ощущающее, Я волящее. Конкретно это дает человеческое существо, способное с любовью созерцать краски в природе, взирать на то, что дает чувствам природа, отдаваясь этому с любовью.
Вот что чувствуют, когда осознают свое Я, целиком объединяя его в то же время с природой.
Когда ты видишь растение с его зеленым цветом и с лепестками его цветка, этот образ растения, который ты хранишь  перед своей душой, поистине является по существу тем, что находишь тогда, когда, как говорится, ты погружаешь взор в самого себя. Этот ковер красок, который развертывает перед тобой природа, окрашивается сам собою, когда ты взираешь вглубь самого себя.
Если ты с любовью обращаешь свой взор к высотам, к обширным пространствам, освещенным светом сияющего дня и уходящим в бесконечность, ты чувствуешь себя единым в этой бесконечной Вселенной. Сливая с собою краски, звуки, все то, что дается тебе в далях пространства, ты ощущаешь нечто, что может быть передано разумом, в символических образах, но ты можешь непосредственно изобразить интуицией художника.
Если взор твой обнимает поверхность земли по горизонтали, проносясь над деревьями, покрывающими землю, над всем тем, что выражается этими деревьями, колеблемыми ветром, ты ощущаешь активность твоего чувствующего Я и испытываешь потребность не создавать абстрактное понятие о Я, но выразить его в красках.
Если ты обратишь свой взор вниз, соединяясь таким образом со всем, что плодоносит на земле, ты ощущаешь потребность выразить свое волящее Я краской, которая предстанет тебе.
Надо представить себе, что росписи этого плафона являются следствием такого опыта. Здесь была выражена та тайна что проявляется во взаимоотношении человека и вселенной; и поэтому, естественно, здесь написано много таких вещей, которые чувствуешь связанными с мировыми тайнами.
Вы найдете в них то, что открывается духовному познанию в человеческой эволюции. Эти образы, которые вы видите слева и справа, изображающие, как может показаться, мифологические персонажи, передают приблизительно состояние*, имевшее место до великой атлантической катастрофы.
Рудольф Штеинер ИСКУCСТВО – ПРОЯВЛЕНИЕ СОКРОВЕННЫХ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ 30-го декабря 1921г
--- Конец цитаты ---

Как имеем несколько разных репродукций росписи куполов первого Гетеанума, так видим несколько трактовок одних и тех же мотивов.
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,626.msg8676.html#msg8676
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,626.msg8694.html#msg8694
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,435.msg4590.html#msg4590

Sergei:

--- Цитировать ---ЗНАКИ И СОЗВЕЗДИЯ ЗОДИАКА – МИРОВОЙ ГОРОСКОП В «ДВЕНАДЦАТИ НАСТРОЕНИЯХ»

Первого января 1914 года Рудольф Штейнер произнес те значительные, процитированные во второй главе, слова, согласно которым может быть возрождена астрология третьей послеатлантической эпохи. 21 июня 1922 года Рудольф Штейнер сказал в связи со своим стихотворением «Двенадцать настроений»: «Эти «Двенадцать настроений»- построены так, что могут быть проверены астрологическими законами. Оно прямо космическое... Почти каждый слог стилизован в этом направлении. Вы можете почти повсюду найти в нем внутреннюю стилизацию. Если читать его строго объективно, из этого может многое получиться».
Что именно может получиться для астрологии при такой проверке, еще не стало достоянием нашего познания. Тем важнее могут оказаться попытки, предпринимаемые в этом направлении, задачей которых может быть проверка, не содержится ли здесь «пронизанное импульсом Христа возрождение астрологии третьей послеатлантической эпохи». Одновременно можно при этом попытаться ответить на вопрос, что означает для нас сегодня каталог звездных знаков, в том виде, в каком они сегодня применяются в традиционных обозначениях, и, с другой стороны, что означают реальные звездные образы, созвездия, которые мы в действительности наблюдаем на небе? Ибо границы традиционных знаков смещаются относительно границ воспринимаемых сегодня звездных образов, ведь со времени фиксации знаков точка весеннего равноденствия значительно сдвинулась.
Сам Рудольф Штейнер при закладке 20 сентября 1913 года Камня Основы первого Гетеанума отметил констелляцию Меркурия «в Весах» - здесь имеется в виду вошедший в знак Весов астрономический Меркурий. Это был факт, подтвержденный расчетами эфемерид, на небе же 20 сентября 1913 года Меркурий стоял в созвездии Девы. Смысл этой констелляции тотчас станет нам ясным, если мы космические жесты попытаемся расшифровать с помощью эвритмических звуков: Меркурий означает в звуковом языке эвритмии I, а образ Весов - СН, что представляет слово, состоящее из обоих божественных
--- Конец цитаты ---


Звездный мост, макрокосмический путь, поднимается от аллеи мудрецов.

--- Цитировать ---«… Что значит «быть ясновидящим». Кто является ясновидящим?
Вы все ясновидящие! Все! Здесь нет никого, кто не был бы ясновидящим. Почему же человек не воспринимает ясновидчески? Потому что он не развил органы, чтобы пользоваться силами, заложенными в каждом человеке. Дело не в том, что у нас есть способности, а в том, чтобы мы умели ими пользоваться.
Допустим, что рассматривая Мистерию Голгофы, мы сидели бы в совете, но не как люди среди людей, а сидели бы в совете высших духовных Иерархий и рассматривали бы Мистерию Голгофы как существа высших Иерархий. В духовном отношении такая перемена точки зрения вполне возможна. Это можно сравнить приблизительно со следующим: если перед нами гора, на средней высоте которой расположена деревня, то на деревню можно смотреть снизу, но на нее можно смотреть и с вершины горы. Совершенно естественно, что на Мистерию Голгофы большей частью смотришь с человеческой точки зрения; но однажды можно перенестись в сферу высших Иерархий.
--- Конец цитаты ---
http://vk.com/topic-43607386_27922659
Вот куда ведет звездный мост. Чем и занимаемся на нашем форуме.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии