Антропософский форум > Храм

Бау

<< < (2/3) > >>

Sergei:
 "Изготовитель медного Камня Основы Макс Бенцингер по указанию
 Рудольфа Штайнера подвесил в двойном додекаэдре два кристалла пирита
таким образом, что больший кристалл был прикреплен в малом пентагондодекаэдре,
а меньший - в большем. В своем выступлении Штайнер упомянул об этом
следующими словами: «Внутри этого Камня (Основы) находятся два камня,
выбранных из уплотненного царства элементов, которые лучше всего
выражают, как в уплотненном царстве стихий взаимодействуют силы макрокосмоса».
Медный двойной пентагондодекаэдр был заложен в основание здания так,
что его большой пентагондодекаэдр был направлен на восток к Малому
куполу будущего здания, а меньший пентагондодекаэдр - на запад
к Большому куполу, соответственно осуществился поворот от большого
 к малому: от кристалла пирита к Камню Основы и к зданию Гетеанума."

Герберт Зойферт. Михаил и железо

Sergei:
Что хотел сказать Рудольф Штайнер, говоря о двух камнях (пиритах), которые «лучше всего выражают, как силы макрокосмоса взаимодействуют» с землей, когда именно пирит с его серно-железистой субстанцией, его золотисто-желтым блеском и его единственным среди минералов пяти - и двенадцатиричным обликом был не просто выбран для примера, но и должен был особым образом сообщить весть о «Духе, который никогда не бывает без материи, и о материи, которая никогда не бывает без Духа» (см. «Изречения» Рудольфа Штайнера).
Данная Штайнером медитация о пирите и Троице гласит:
В субстанции пирита - Бог-Отец
В кристаллической форме пиритоэдра - Бог-Сын
В блеске кристалла пирита - Бог-Дух
Троичное, пронизывающее весь мир, Землю и Космос присуще пириту, как правящий принцип. Действующему в нем и образующему его железу, как покорителю серы, отведена особая роль. Мы уже обращались к началу Имагинации Михаила. Но возможно, полный текст Имагинации позволит нам пережить «открывающуюся тайну» железа и его «высокую власть»:

О человек,
Ты формируешь его для службы себе,
Ты выявляешь ценность его материала
Во многих своих творениях.
Лишь тогда оно станет тебе благом,
Когда тебе откроется
Высокая власть его Духа.
Герберт Зойферт. Михаил и железо

Sergei:

Kupferne Grundstein-Dodekaeder. Im Innern zwei
schwebend aufgehangte Pyritkristalle;
im gro.eren Korper ein kleinerer, im kleinen der
gro.ere. Lange: 96cm.
Медный фундамент-додекаэдр. Внутри 2 пары
повешенных кристалла пирита; в большем теле
более маленький, в маленьком больший. Длина: 96 см.
Камень Основы 1924 года
"Большая оболочка вокруг двойного пентагон-додекаэдра Камня Основы - здание Первого Гетеанума, имевшее сдвоенный купол - сгорело. Его сущность из области пространственного претворилась во временное. За закладкой Камня Основы в виде физического сдвоенного пентагон-додекаэдра из меди с подвешенными внутри него двумя пиритами в 1913 году на Рождественском собрании 1923 года последовала закладка духовного Камня Основы; на этот раз додекаэдрический Камень Основы Любви был погружен в сердца людей.
Снова проявилась сущность пирита в преобразованном облике. В Медитации Камня Основы была явлена глубочайшая связь с Троицей. Так же, как это переживалось через субстанцию, кристаллическую форму и блеск пирита, так теперь духовный Камень Основы должен был стать носителем того, что должно трояко возникнуть, образоваться:
Его субстанция из Мировой любви человека, Его образ из Мировой Имагинации человека, Блеск его света из Мировых мыслей человека. Здесь замкнулось кольцо: великие, путеводные мгновения торжества 20 сентября 1913 года, Закладки Основы «субстанции в царстве уплотненных элементов» - Имагинация Михаила от 5 октября 1923 года, в которой выявленная нами высокая власть железа может стать благом, победой над сульфурическим драконом благодаря мечу метеоритного железа архангела Михаила.
Своей высшей точки это достигает в Закладке Камня Основы на Рождественском собрании 1923 года и в трехкратном призыве Медитации Камня Основы, в поставленной перед нами вечной задаче, из которой мы можем черпать силы, сопровождая субстанцию, облик и блеск природы."

Герберт Зойферт. Михаил и железо

Sergei:
 



Роспись малого купола первого Гетеанума.
http://wiki.anthroposophie.net/images/f/fc/Goetheanum1-Kuppel.jpg 

--- Цитировать --- Малый купол покоился на двенадцати колоннах. У каждой колонны стояло большое сиденье. С каждой стороны — по шесть разных, вырезанных из дерева сидений геометрической формы. Вверху в куполе, над каждой колонной, надо было написать некий образ, осеняемый гениями, возвышающийся на троне, похожем на сиденье внизу. Рядом с египетской композицией, соответствовавшей четвертой колонне, немного западнее, желтая Афина укрощала змею. Над нею находился Аполлон с лирой, над которым парил гений, еще дальше на запад — Смерть в виде скелета на красном фоне, над ней — синий Фауст. В руках он держал книгу, единственная запись в которой — слово «Я» — казалась необычной. Ангел подводил к нему ребенка, устремлявшегося к Фаусту из того угла, где сопрягаются малый купол сценического помещения и большой купол зрительного зала. К востоку от египтянина изображались две огромные крылатые фигуры, обращенные друг к другу, — красный Люцифер и мрачный Ариман (его цвет, как сказал д-р Штайнер, должен был создавать впечатление рогатости). Между ними Посвященный поднимал светящегося ребенка вверх. Еще дальше к востоку стоял славянин, сам светло-розовый по тону, с более темным двойником, отделявшимся от него, словно тень. Славянин смотрел вверх, в направлении являющегося ему креста с розами. (Поскольку писать его выпало мне, д-р Штайнер сказал мне: «Вы должны изображать его не сентиментальным, не страждущим, но радующимся будущему и сильным».) В просвете между Ариманом и синим гением, расположившемся над славянином, был виден необычный крылатый конь со множеством ног и человеческим лицом. В качестве центрального мотива на востоке был изображен большой светящийся образ Христа. Своей левой рукой он указывал вверх, и освобожденный Люцифер устремлялся из его сердца, подобно красному пламени, в зеленое пасхальное небо. Правая рука, указывавшая вниз, излучала силу, словно цепями приковывавшую Аримана к Земле. На заднем плане виднелись три креста. Воспоминания о плодотворной работе прошлых лет. Маргарита Волошина
--- Конец цитаты ---
.


Таково видение участника росписи купола. Вполне возможно Прокофьев опирался на этот источник - http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,183.msg6698.html#msg6698. Хотелось бы разобраться  с явными несоответствием имеющимся данным. 

Sergei:


http://anthrowiki.at/images/a/a8/Goetheanum1-Querschnitt.jpg
Это уже другая репродукция росписи малого купола (южная половина) первого Гетеанума.
Если приглядеться, можно увидеть разницу.

--- Цитировать ---В другом месте Рудольф Штайнер говорит: "В живописи куполов (Гетеанума) выражено стремление совершенно по-особому обращаться с красками... Все то, во что вдается душа благодаря духовным исследованиям, должно быть здесь пережито внутренне... в цвете постигают действительность, а не благодаря цвету; человек постигает стоящую позади цвета действительность... что составляет жизнь и ткание в духовных фактах и духовных существах, человек обретает собственным усилием, работая с тем, что ткет в цвете...".
И еще: "...таким образом, косвенно, двигаясь путями цвета, человек вживается в творящее, в творческое начало мира".

--- Конец цитаты ---



http://anthrowiki.at/images/a/a8/Goetheanum1-Querschnitt.jpg
--- Цитировать --- Из этих слов нам становится ясно, что в росписи куполов Гетеанума решалась почти та же задача, что и в православном храме с его иконостасом и фресками, которыми, правда, был расписан не только купол, но и стены. Храм представлял собой как бы увеличенный человеческий череп, на поверхности которого отражались мировые имагинации. Искусство итальянского и немецкого возрождения было также религиоцентричным, но поскольку задача его была иная, чем на Востоке: способствовать овладению я-сознанием, - то оно и в своей религиозной сути могло быть секуляризованным за счет чисто художественных свойств (яркий пример тут - Тициан). Первый Гетеанум являл собою синтез Востока и Запада, данный чувственному созерцанию. В отличие от восточного храма, где можно было пережить творящий дух, в нем индивидуальному переживанию было дано "Kreative", "Schoprerische" (творческое). Оно, продолжая традицию Востока, отражалось как бы на двух состояниях человеческого эфирного мозга: эпохи становления, как это называют в биологии, Homo sapiens (большой купол) и эпохи становления я-сознания (малый купол). Но отношение к росписи Гетеанума следовало искать на путях реалистической школы Запада, плоды воспитания которой должен нести в себе человек, вступивший в Гетеанум: как плоды самосознания, эстетический, художественный вкус и т.д. Из взаимодействия человека и Гетеанума, как имагинативно-художественного целого рождалась способность, или возможность, исповедовать Бога "в духе и истине", т.е. не ждать откровений свыше, а активно восходить к Богу.Герард Вагнер – художник и антропософ Г.А. Бондарев
--- Конец цитаты ---

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии