Так же и мир, который мы изобразили в Дорнахе, — мир сверхчувственный. Его реальность не требует символического или аллегорического перевода в понятия. В антропософски ориентированной духовной среде здание не может быть построено в любом стиле. Всякий произвольный архитектурный стиль был бы для нее чем-то внешним, так как эта реальность есть не отвлеченная теория, а жизнь во всех ее проявлениях, которая должна выработать свой собственный стиль. Разумеется, можно ретроспективно проследить историческую линию, охарактеризовав сущность античности посредством стоечно-балочной конструкции, затем перейти к готике и показать, что исходя из этих же конструкций она пришла к выражению жизненного содержания архитектуры в стрельчатых и крестовых сводах. В Дорнахе была предпринята попытка выразить это жизненное содержание, органически преобразуя динамику, метрику и симметрию прежних архитектурных форм. Мне известно, как много можно написать с позиций традиционной архитектуры против этого перехода геометрических, метрических и симметричных форм в органические, заключающие в себе органическую сущность. Однако речь шла не о натуралистическом копировании каких-либо организмов, а о постижении естественного творческого принципа природы. И если можно рассматривать опоры и балки как истинно архитектурные формы, а сущность готики видеть в стремлении к крестовым сводам и т. д., точно так же можно проникнуть и в сущность внутренней формы, формотворчества природы, которое присутствует в органическом формообразовании. Это и должно было стать главным впечатлением от здания в Дорнахе. Уже при первых попытках создания нового архитектурного стиля цель была достигнута. То, к чему мы стремились, можно выразить следующим образом: мельчайшая деталь в величайшей взаимосвязи форм должна мыслиться только в присущем ей естественном положении; она должна находиться на предназначенном для нее месте. Подумайте о мочках ваших собственных ушей. Ощущая свое тело как единое целое, вы должны сказать себе: мочки ушей не могут быть мизинцем на ноге или большим пальцем правой руки; в организме каждая деталь находится на своем предусмотренном природой месте. К этому стремились в Дорнахе: здание, его архитектура, задумано как органическое целое, каждая его часть имеет индивидуальную форму и расположена там, где ей надлежит быть. Сколько бы ни приводили возражений, одно остается несомненным: была предпринята попытка перейти от геометрически-механической архитектуры к архитектуре органических форм. Этот стиль можно было бы поставить в ряд с другими архитектурными стилями, что однако не продвинет нас вперед. Художник ничего не приобретет, поскольку такой стиль возникает из элементарного. Когда меня спрашивают, каким образом отдельная форма возникает из целого, я могу дать следующий ответ. Возьмем, например, орех. Он имеет скорлупу. Эта скор¬лупа образуется вокруг ядра по тем же законам, что и само ядро, сам орех, и вы не може¬те представить себе ее как-то иначе, нежели такой, какая она есть на самом деле. АРХИТЕКТУРНАЯ ИДЕЯ ГЁТЕАНУМА Рудольф Штайнер |