Антропософский форум > В потоках времени

Календарь Души

<< < (21/111) > >>

Sergei:

--- Цитировать ---307. "Впервые в египто-халдейскую эпоху человек начинает жить в душе, но душа тогда живет еще в эфирном теле. Так что я могу душу нарисовать так (красное). Когда человек чувствовал себя внутренне, он чувствовал себя с помощью эф. тела.
В греко-латинскую эпоху человек вырос своим душевным из эф. тела. Он имел эф. тело в себе примерно до 333 г. Затем человек так вырос из эф. тела, что его душа стала лишь слегка соединяться с эф. телом, совсем не имела с ним внутренней связи (фиолет.). Душа чувствовала себя вовне, покинутой. Она теперь была вынуждена без опоры на эф. тело идти в мир. Поэтому возникает нужда в Христе". (GA 220, лекция 1)
330. "У египтян почти все знание было внутренним и лишь немногое - внешним; только ближайшие вещи составляли внешнее знание. В греко-латинскую эпоху для людей возникла возможность приобретать все больше и больше внешних знаний. Но это длилось не очень долго. Затем возникла возможность найти путь преобразования знания в божественное служение, когда Христос пришел на Землю со Своим провозвестием". (GA 170, лекция 6)
--- Конец цитаты ---

Sergei:


Греция и мотив Эдипа

--- Цитировать ---Можно сказать: каждая эпоха обобщает наиболее для неё характерное в основном мифе, в пралегенде.— И таким основным мифом, пралегендой для Греции был миф об Эдипе, а для нового времени — легенда о Мефистофеле. Только эти вещи следует действительно понимать, исходя при этом по возможности из самых основ.
Такое положение занимает человек по отношению к природе Сфинкс из-за того, что дыхательный процесс человека открыт для Космоса. Это переживание, в своём дыхании противостоять космической природе Сфинкс, это основное переживание особенно проявлялось в четвёртый послеатлантический греко-латинский  культурный период. И в мифе об Эдипе мы видим,  как человек противостоит Сфинкс, как Сфинкс приковывается к нему, чтобы мучить его вопросами. Человек и Сфинкс, или, мы могли бы также сказать, человек и люциферическое во Вселенной — вот на что следует указать как на основное переживание четвёртого  послеатлантического культурного периода. Если человек хотя бы немного нарушал свою нормальную жизнь на физическом плане, то он приходил в соприкосновение с природой Сфинкс. Тогда в его жизни на него наступал Люцифер, и он должен был справиться с Люцифером, со Сфинкс.
Эдип был наиболее могущественным среди этих  победителей Сфинкс. Любой грек, если он всерьёз  относился к себе как к человеку, должен был в большей или меньшей степени стать победителем Сфинкс. Эдип являлся лишь наиболее типичным образом того, что должен был пережить каждый грек. Что же произошло? Эдип должен был победить то, что жило в  его дыхательном процессе и в процессе кровообращения. Человеку, живущему в этих процессах, он должен  был противопоставить человека с обеднёнными эфирными силами, живущего в процессах нервной системы.
--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---Благодаря чему он достигал этого? Благодаря тому, что  он вбирал в свою собственную природу силы, родственные процессам нервной системы, то есть силы мефистофельской природы; но он вбирал их здоровым образом, так что они не присутствовали рядом, не становились его спутником, но находились в нём самом; с помощью этих сил он мог справиться со Сфинкс.
--- Конец цитаты ---

Sergei:


--- Цитировать ---Все несчастья, которым подвергается Эдип из-за того, что вынужден проникнуться ариманической природой,
носят характер внешних явлений. Не только на него самого, на весь род обрушивается злой рок.
Но и поражающий его самого злой  рок носит характер внешних явлений. То, что он выкалывает себе глаза, ослепляет себя
— это всё же внешнее событие. То, что чума поражает его родной город— тоже внешнее.
--- Конец цитаты ---


--- Цитировать ---Здесь мы видим, как Люцифер и Ариман, находясь в надлежащем месте, в том месте, куда они изначально были поставлены, действуют благоприятно, однако они приносят вред, находясь там, где они не должны находиться. Для грека природа Сфинкс была  такова, что он должен был преодолевать её, должен  был вытеснить её из себя. Когда он свергал ее в пропасть, когда находящееся снаружи эфирное тело могло войти в физическое тело, тогда он преодолевал  Сфинкс. Пропасть была не снаружи, пропастью было  его собственное физическое тело, в которое и следовало погрузить Сфинкс. Но для этого должен был усилиться другой полюс, полюс нервной системы, противоположный, исходящий от "Я" процесс, не внешнее, но внутреннее. Ариманическое принималось внутрь  человека и тем самым занимало надлежащее ему место.
Эдип был сыном Лая, которому было предсказано, что если у него будет ребёнок, то он принесёт несчастье своему роду. Поэтому он удалил мальчика,  который у него родился. Он проколол ему ступни: вот  почему мальчик получил имя Эдип, что значит хромоногий. Тут в драме Эдипа обнаруживают себя для нас  мефистофельские силы.
Я говорил, что если эти силы истощили эфирное  тело, то ступни не могут формироваться, они должны   сморщиваться, усыхать. У Эдипа это было сделано искусственно. Как известно, он был подвешен к дереву;  там нашёл его пастух и воспитал, а иначе он бы погиб.  По миру он ходил на искалеченных ногах. Это как бы  Мефистофель, обращенный ко благу. Здесь, находясь  на своём месте, он может интенсивно импульсировать  развитие "Я", а это означает решить задачи четвёртого  послеатлантического периода. Всё то, что сделало грека великим, благодаря чему он стал настоящим греком, то гармоническое созвучие между эфирным телом и телом физическим, которое всё ещё живо восхищает нас в великолепных греческих образах — от всего   этого отказывается Эдип, чтобы стать "личностью", чтобы стать примером человека, в котором "Я" стало сильным. Это "Я", переместившееся вверх к голове, стало  сильным, зато ноги ослабли.
--- Конец цитаты ---

Sergei:


Эскиз к сценическому занавесу для Драм-мистерий
  Двадцать шестая неделя

         Михайлове настроение
   
   Природа-мать, бытьё твоё
   Ношу я в собственном своём воленьи
   И воли огненная мощь
   Стремленья духа закаляет,
   Чтоб мог, в самосознаньи, я
   Носить себе себя.


    Первая неделя

     Пасхальное настроение
       (7-13 апреля)

   Когда из далей мира
   Со смертным солнце говорит
   И радостность души во взоре
   Сливается со светом — и
   Из самостности оболочки
   Мысль растекается в пространстве,
   Связуя в нём
   Дух человека с Духобытиём.
 

Sergei:


Эскиз к сценическому занавесу в Гетеануме. Пастель 44,5:30,5 (1914)

   Итак спустились на уровень колонн, на уровень эфирного плана. И только на занавесе (на эфирном плане) в Большом зале мы видим мотивы современной культурной эпохи. Сюжет только угадывается. Две горы, между ними водная гладь. На одной вершине, той что повыше, Крест и Розы, на другой вьется длинная дорожка и у подножия у воды одинокий путник. На водной глади лодка.
  На этом этапе главное не подробности, главное композиция и цвет, терпение и поиск. Рисунок на занавесе предваряет, подготавливает к предстоящему действу. Играет музыка, вверху надо всем парит роспись купола, вокруг суета, сдержанный говор. Взгляд машинально скользит по причудливыл линиям ахитрава, колоннам.
  Через некоторое время все утихнет, погаснут светильники, а с ними растворится в темноте и роспись купола. И выступит из мрака таинственное разноцветье витражей.
  Остается подсвеченный занавес и волнительное ожидание будущего таинства.
  Но это будет завтра. Завтра подробнее рассмотрим роспись занавеса для понимания произошедшего. Уже знаем, что на 20-21 неделе сгорело здание и на 23 неделе ушел из жизни сам архитектор. Предположил уже, что прозошедшее связано с величайшим событием 33 недели

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии