Антропософский форум > В потоках времени

Календарь Души

<< < (41/111) > >>

Sergei:
          София
Шестнадцатая неделя (21-27 июля)

Беречь внутри подарок
Духа Предчувствие повелевает,
Чтоб божий дар, взрастая,
 В душевных недрах зрея,
 Плоды свои принёс мне.



         Надежда
Тридцать седьмая неделя (15-21 декабря)

Духовный свет внести в зимы вселенской ночь
Всем сердцем я, блаженствуя, стремлюсь,
Чтоб семя душ в глубинах
Вселенной вкоренилось
И Слово Бога огласило,
Сияя, чувственности мрак.
          Вера
  Одиннадцатая неделя (16-23 июня)

  В сей миг, исполненный сиянья,
  Весть мудрую дано тебе постигнуть
  И красоте миров отдаться
  Себя в себе переживая,
  И знать, что может "я" уснуть
  И вновь проснуться в Божестве


          Любовь
  Сорок вторая неделя (19-25 января)

  Душа стремится в зимнем мраке
  Могущественно проявить
  Сокрытую в ней суть
  С тем, чтоб, во мрак себя направив,
  Предчувствовать провидя
  Чрез сердце чувственное откровенье,

Здесь легче проследить смысловую связь.

Sergei:
          София
 16 ( 21 - 27июля)

Духовный дар внутри сокрыть
Предчувствье строгое велит мне
Чтоб спеющие Божие дары
В души глубинах зрея,
Плод самости несли.



         Надежда
37 ( 15 - 21декабря)

Духовный свет нести в ночь мировой зимы
Блаженно сердца моего порыв стремится,
Чтобы светясь, зародыши души
Пустили корни в недрах мира,
И Божье Слово в мраке  чувств
Звучало, проясняя всё бытье.
          Вера
  11 (16 - 23июня)

В час этот солнечный да надлежит тебе
Весть мудрую познать:
Отдавшись красоте миров,
В себе себя почуяв, пережить:
"Я" человека может потеряться
Чтоб в мировом "Я" обрести себя.


          Любовь
  42 ( 19 - 25 января)  

В  тьме этой зимней надлежит тебе
И откровенья собственную силу
И движущий порыв души,
Во тьму направить,
И заране чуять
Теплом сердечным откровенье чувств.

А здесь лучше отражена ритмическая связь

Sergei:

--- Цитировать ---Надо ли говорить, что именно с «мыслительным мантрамом» мы имеем дело в случае каждого изречения Календаря души. Это со всей определенностью следует из приведенных ниже пояснений Рудольфа Штейнера. Но ведь уже и само, вошедшее в антропософский обиход, индийское слово «mantram» изначально составлено из слов «manana» – «мыслить» и «tra» (от «trona») – «освобождение от пут мира явлений»(по Артуру Авалону).

В данном же случае вообще без максимально точной передачи смысловых и даже структурных особенностей текста Календаря, элементарно внятных для немецкоязычного читателя, – без такой передачи практически невозможно увидеть органические и столь красноречивые взаимосоотношения изречений. Но это неизбежно и влечет за собой подчас существенную утрату фонетических и других качеств оригинала.

Должное же внимание к упомянутым соотношениям между содержанием отдельных изречений чрезвычайно проясняет и углубляет понимание и переживание каждого из них. Хотелось бы только подчеркнуть, что подобные рассмотрения никак не должны бы заменять саму регулярную медитативную работу с отдельными изречениями, служа лишь важнейшей к ней подготовкой.

Как и в некоторых из предыдущих изданий, здесь под каждым изречением цифрами указаны обе пары недель, в четверицу которых как неотъемлемая часть включена в ходе годооборота любая неделя года. Дело в том, что отраженным в Календаре души изменениям, колебаниям во взаимоотношениях человеческой души и Мирового Духа присуще ярко выраженное ритмическое, волнообразное начало. Его трудно осознать, если работаешь с каждым из изречений всегда лишь изолированно, упуская из виду, что любое из них занимает свое особое место в годичном круге абсолютно закономерным образом, подобно сочетающимся в аккорде тонам, соотносящимся элементам сложных кристаллических структур или, скажем, геометрических фигур и т.п. Не забудем, что как в смысловом содержании, так и во всей структурной организации Календаря воплощен «долгий оккультный опыт и духовное исследование» (см. ниже фрагмент лекции от 7 мая 1912 г.). – Безусловно, каждый человек переживает запечатленные в Календаре души процессы только ему свойственным образом – это ведь именно его в буквальном смысле личная жизнь, быть может, в самой интимной ее сфере, и кто вправе определять извне, «правильно» или нет душа живет, дышит, продвигается во времени сообразно ее судьбе?.. И всё же объективная грандиозная «правильность», без тщательного опытного исследования которой не был бы создан Календарь, – она существует и реально действует. Потому-то сопоставление совершенно определенных его изречений и дает не только ощутить всю временную целостность организма Календаря, но и пережить незаменимость и важность происходящего в пределах буквально каждой из 52-х недель, проецирующей определенный импульс в одни пункты годичного круга и принимающей воздействия из других.

Работая сегодня с Календарем души, просто невозможно не принять во внимание известный динамичный образ двух типов взаимоотношений всех недельных изречений, данный еще в 1970-х годах Хайнцем Франкфуртом – концепцию «противолежащих» (Gegenueberspruch) и «противоположных» (Gegenspruch) изречений, содержащуюся в его работе «О звёздной речи Календаря души» и освещающую особым светом важное соотнесение четырех «искушающих» недель – срединных в  каждой четверти года (7-я, 20-я, 33-я и 46-я). [Эта работа была помещена в издании: «Сообщения об антропософской работе в Германии», № 114, Рождество, 1975]. Это подлинное открытие, позволяющее приблизиться к наиболее эзотерическим аспектам круга годичных изречений. «Противолежащие» недели – это любые две в годичном круге, которые можно соединить между собой линией, проходящей через центр этого, изображенного графически, круга. Они, таким образом, находятся всегда в действительно противолежащих четвертях годичного круга – если разделить его, как на прилагаемом рисунке, двумя «праздничными осями» (например, 2-я и 28-я; 37-я и 11-я, и т.п.). «Противоположные» же – это те, что, находясь в двух любых взаимно примыкающих четвертях, одинаково удалены от разделяющей эти четверти «праздничной оси» (2-я и 51-я, 2-я и 25-я; или 12-я и 41-я, 12-я и 15-я; и т.д.).

Здесь отчетливо выражает себя совершенная и неукоснительная внутренняя закономерность архитектоники Календаря. Легко убедиться, что в отношении своего содержания изречения «противолежащих» недель – всегда в определенном смысле «аналоги», а изречения «противоположных» – своеобразные  «антиподы». Единственное – и чрезвычайно важное – исключение представляют четыре «искушающие» недели (7-я, 20-я, 33-я и 46-я), находящиеся в совершенно иных взаимоотношениях, нежели любые другие пары изречений – «аналогов» или «антиподов».
--- Конец цитаты ---

Sergei:
К сожалению этой работы в русском архиве библиотеки сайта не нашел. Под № 143, лежит другая работа. Но для темы важно мнение самого автора «Календаря души».

--- Цитировать ---… В нашем Календаре мы выразили /факт/ рождения Я. Но с этим связано то, что за исходный пункт мы должны были принять момент этого рождения. То есть мы должны были вести счет от Пасхи до Пасхи, а не от Нового года к Новому году. Если этим быть может дан повод для возмущения и вызваны новые насмешки, то пусть это нас мало огорчает, обо мы знаем, что если бы мы хотели одним и тем же образом всегда лишь повторять старое, уже бывшее, не возникла ни какая новая жизнь. Одно и то же, повторение – это мертвое; разное, включенное в одинаковое, есть жизнь. А наш Календарь составляет жизненную задачу. И если теперь мы выполним его весьма плохо, мы сделаем его в следующем году лучше.
Прежде всего важна вторая часть, «Календарь души». Там я старался неделя за неделей подобрать такие медитативные формулы, какие душа медитативно может внутренне пережить, и которые так действуют в душе, что она обретает связь между ее собственным внутренним переживанием и тем, чем в ходе времен /года/ управляют божественно-духовные Существа. Эти медитации, если они выполняются серьезно и самоотверженно ведут поистине к переживанию этих существ. Долгий оккультный опыт и исследование сжаты в этих пятидесяти двух формулах, что могут стать формулами времени для внутреннего душевного переживания, которое может примкнуть благодаря этому к процессам божественно-духовного переживания. Они суть нечто без-временное, представляющее отношение между спиритуальным и чувственно созерцаемым. Постепенно каждый поймет ценность этого «Календаря души», который сохранит свое значение во все годы, и мало помалу найдет путь из человеческой души к Духу, который живет и ткет во всей Вселенной. Но это не так легко – целиком усвоить эти медитативные формулы в их глубоком смысле. Для этого человеческой душе требуются годы и годы. Таким образом в этом Календаре  выступает не простая мысль, приходящая вдруг, а деяние, стоящее в органической связи со всем нашим движением, и мало-помалу будет познано, почему это сделано в нем так, а то – иначе.

Рудольф Штейнер Тайны царства небесного в символах и действительном облике
Из лекции 7 мая 1912 г в Кельне (Библ. №143)

--- Конец цитаты ---

Sergei:
Этой работы тоже не нашел в библиотеке сайта.

--- Цитировать ---После появления немецкого (1997 г.) и первого русского (1998 г.) изданий «Года души» к настоящему времени накопился некоторым опыт совместной семинарской работы с изречениями Календаря души. Лучшее, чего мог бы желать автор связанного с Календарем исследования, - это дальнейшее использование в групповых или индивидуальных занятиях отмеченных в книге особенностей, закономерноcтей структуры и живой динамики этого годичного круга недельных изречений. В надежде как-то способствовать этому и приводятся здесь некоторые соображения и точки зрения, возникавшие в ходе упомянутой работы.
Будучи всякий раз связаны с непосредственным настроением, атмосферой конкретного момента года, они в то же время так или иначе отражали в себе ключевые мотивы всеобъемлющего учения о человеке и социуме, антропософской христологии, других областей основанной Рудольфом Штейнером науки о духе.
Своеобразным эпиграфом к этому небольшому обзору могла бы послужить удачная, как кажется, аналогия, возникшая однажды во время занятий: подобно Изиде, вновь обретающей своего супруги Озириса, собственными усилиями собирающей воедино разбросанные в разных землях части его тела, может и человеческая душа, обращаясь к запечатленному в Календаре души целостному и ПОЛНОМУ жизни образу годооборота, все вновь обретать своего Божественною супруга - «разорванный» во времени и пространстве Мировой Дух, оплодотворяющий ее через «сезонные» впечатления мира внешних чувств, и поддерживающий ее самим ритмом смены этих впечатлений, дабы смогла душа выносить в своем лоне «младенца Горуса» Рождественский «небесный плод Надежды», являющий световую природу и творческую волю самого человеческого мышления.
Конвиссер А.С. Год души. 2000г. Из опыта работы в группе.
--- Конец цитаты ---

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии