Антропософский форум > В потоках времени

Митрa

<< < (3/3)

Sergei:


Каменный рельеф в мемориальном комплексе Так - и - Бостан. IV в.
Сцена передачи символов власти царю Ирана Ахурамаздой и богом Солнца Митрой.

--- Цитировать ---Достаточно напомнить на один очень важный символ митраизма и масонства - это митра на голове у статуи свободы и Бога Солнца. В Древней Армении Митра был известен как Михр (Mihr) — бог Солнца, небесного света и справедливости. Михру, в частности, посвящён Храм Солнца I в. н. э. в Гарни, выстроенный в эллинистическом стиле.
http://www.araspel.org/showthread.php?t=1369
http://humanpath.wordpress.com/2008/03/18/december-2007kermanshah/
--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---41. Древняя индийская культура соединяла оба пути (нижний и верхний) в духовный мир. Это было обусловлено еще довольно высокой степенью ясновидения людей, способностью пользоваться эфирным мозгом, эф.телом, которые еще выделялись за границы физ.тела. Др.индус говорил себе: я иду вовне; с другой стороны, я иду вовнутрь, а прихожу к одному — к Единому. Но уже со 2-й культуры пути раздваиваются, духовный мир исчезает от взора людей. Древний перс шел вовне и говорил: я прихожу к Ормузду. Он шел внутрь себя и говорил: я прихожу к Митре. И эти пути уже не сливались для него в единство. Хотя он чувствовал, что они должны соединиться. Поэтому он говорил о неведомом пра-Боге-Заруана-Акарана. Восходя вверх, посвященный Заратустры видел высшие сферы духа, Духа Солнца, трон, который окружен служителями-вестниками — Амшаспандами. Они являются как бы управителями отдельных частей царства Аура Маздао. Им, в свою очередь, подчинены другие существа — Изет, или Изафат. Наконец, перс видел еще более низко стоящих существ — фраваши. Они непосредственно окружают человека и являются мысле-существами. Обращаясь внутрь себя, древний перс наталкивался на эф.тело, более полно совпадающее с физ.телом, чем у древнего индуса. Он уже не мог пользоваться им, но — телом ощущений. Поэтому он не видел высшего единства. Он мог видеть лишь астрально. Но тело ощущений связано с душой ощущающей, которая тут же приходила в действие. Пользоваться же ею приходилось в том неразвитом состоянии, в котором она тогда находилась.
     "Поэтому древний перс ощущал: когда тело ощущений, уже выработанное, восходит к Аура Маздао, то при этом присутствует душа ощущающая, что опасно, ибо когда она открывает свои ощущения, те погружаются в тело ощущений. Душа ощущающая содержит в себе древнее люциферическое искушение, которое пришло не извне, к чему у люциферических духов нет способности, а изнутри. Таким путем они воздействуют на тело ощущений. Так воспринимал древний перс действие души ощущающей на тело ощущений, которое как бы представляло собой освещенное из внешнего мира отображение того, что с древних времен действовало в душе ощущающей. Это есть, если посмотреть изнутри, то, что называется действием Аримана, действием Мефистофеля. Поэтому перс чувствовал себя стоящим перед двумя силами. Если он смотрел на то, чего можно достичь, направляя взор вовне, то созерцал Мистерии Аура Маздао, если же взор направлялся вовнутрь, то с помощью тела ощущений, благодаря действию Люцифера в нем, человек оказывался перед врагом Аура Маздао, перед Ариманом". Если же человек шел вовнутрь с очищенной, развитой путем посвящения душой ощущающей, то приходил к исполненному света царству Люцифера. Его называли Бог Митра. Поэтому те Мистерии Персии, которые заботились о внутренней жизни, назывались Мистериями Митры. 113 (8.)
--- Конец цитаты ---

Явления Мистерии Митры можно проследить с древнейших времен и до сегодняшнего дня.

urga:
Думаю, что митраизм вырос из второго культурного периода. И оказался исключительно живуч - видимо, благодаря великой индивидуальности, Иисусу. Некоторые исследователи считают, что митраизм жил в христианстве целое тысячелетие.
Сегодня, на мой взгляд, мистерия Митры разыгрывается в битве с либерализмом. Либер - так называли Диониса/Вакха; Дионис представлялся в образе быка...

Sergei:

--- Цитировать ---593a. В храмах древнейших египетских Мистерий в день соответствующий нашему Рождеству, совершался особый культ. Небольшой группе особенно подготовленных участников церемонии показывалось изображение Горуса. Его открывали всего четыре раза в год, а в остальное время он хранился в самом потаенном святилище храма.
     "После того, как старейшие из жрецов, совершавших жертвоприношения, выносили сияющее изображение Горуса, сына Изиды и Озириса, к нему подступали четыре жреца-мудреца в белых одеждах. Первый из них говорил, обращаясь к изображению: "Горус, о Ты, который являешься Солнцем в царстве Духа, о Ты, дарующий нам свет своей мудрости, как Солнце дарует нам свет мира, веди нас, чтобы в конце мы уже не были бы такими, каковы мы сейчас". Этот храмовый жрец подходил с востока. Второй приходил с севера и говорил: "Горус, Ты есмь Солнце в царстве Духа, Ты есмь податель любви, как Солнце является подателем согревающей силы, которая в течение целого года извлекает силы растений и плодов, веди нас к цели, чтобы мы стали такими, какими сейчас не являемся". И третий храмовый жрец подходил с юга и говорил: "...даруй нам силу, как Солнце дарует свою силу физическому миру, благодаря которой разгоняет темные облака и повсюду распространяет свет". Четвертый говорил: "Трое мудрейших из нас сказали. Вы — мои братья, но вы стоите вне той сферы, где еще нахожусь я. Я ваш представитель. Затем, имея в виду, что он является представителем всех присутствовавших, он говорил: "Я хочу вести ваши голоса. Я хочу говорить для вас, для тех, кто стоит здесь пока бессловесным. Я хочу моим старшим братьям сказать, что вы страстно желаете (исполнения) великой цели мира, когда человеческая судьба будет примирена с пра-вечным законом мира".
    "Если мы поймем церемонии, которые разыгрывались в Рождественский праздник в Азии, Индии, да и в Китае, то мы поймем, что звучит нам в рождественских колоколах". Макрокосм говорит здесь к микрокосму. А три жреца повторены в поклонении трех волхвов (мудрецов). Чему поклонялись египтяне, стало мировым фактом, событием.
     "Сначала существовало множество христианских сект и все они рождение Спасителя праздновали в разное время. В первые времена Христианства было 135 таких дней. Лишь с начала V века была твердо установлена одна дата, наше Рождество". Один из отцов церкви считал правильным, что Рождество приходится на те же дни, что праздник Митры римлян и Диониса греков. Так в празднике Рождества был дан символ рождения Первенца, в котором достигнута гармония между микрокосмом и Макрокосмом, "сожжена" (завершена) карма.Д.32, с.1–2, 6–7
--- Конец цитаты ---



Gerard Wagner
--- Цитировать ---592. "Праздник Рождества связан с праздником рождающегося в пещере, в скале Митры, что указывает на тесную связь праздника с природой. Это праздник, приближающийся к природе, как это и символизировано в рождественском дереве. ... когда зажигаются елочные свечи, то это должно стать для нас как бы символом пробуждения духа во тьме зимней природы — духа в природе".
    "Праздник Рождества, наряду со всеми остальными, является еще напоминанием о том, что человек имеет в себе эфирную элементарную природу, эф. тело, которым он связан с элементарным миром в природе".169 (1)
--- Конец цитаты ---

Об эфирной элементарной природе нам живо напоминают дети. А для нас остается только игра, в лучшем случае мистериальная.

Sergei:
Познакомимся с волхвами нашего времени.


--- Цитировать ---Свои фантазии Юнг заносил в тетради, которые называл «черными книгами». Позднее из этих записей он составит так называемую «Красную книгу» («Liber Novus»), рукописный фолиант с изображениями видений, выполненными им собственноручно.
«Красная книга» пролежала в банковском сейфе (буквально — секретике) до наших дней. В 2009 году она была, наконец, опубликована (вот ее перевод). Теперь каждый может убедиться в том, что практически все основные идеи глубинной психологии Юнга появились именно в тот период, хотя наименования их тогда еще были иными.
--- Конец цитаты ---
http://www.peremeny.ru/column/view/1238/

--- Цитировать ---Три последних главы первой части «Красной книги» представляют собой описание трех встреч Юнга с Ильей, Саломеей и змеей. И объединены заголовком «Мистерии». О двух я уже говорил (начал здесь), а сегодня — о третьей встрече, произошедшей в ночь на 25 декабря 1913 года, то есть — на Рождество.

В 1925 году на семинаре в Цюрихском психологическом клубе Юнг расскажет, что на третью ночь почувствовал, что будет продолжение. «Я снова попытался следовать той же процедуре. Но погружения не было. Я остался на поверхности. Тогда я понял, что во мне происходит конфликт касательно этого продвижения вглубь, но я не мог понять, что именно это было». И вдруг обнаружил себя перед крутым гребнем в пустыне. Яркий день. Юнг ловит на себе взгляд Ильи, стоящего в вышине. Пророк делает знак: оставайся на месте. Доктор стоит, глядя вверх, и видит: справа — ночь, слева — день. Они разделены скалой. На темной стороне — черная змея, на светлой — белая. Обе шипят и готовы к атаке. Илья стоит наверху над ними. Змеи бросаются друг на дружку. Черная сильнее, белая отступает. Пыль столбом. Потом черная змея ползет обратно, и головная ее часть стала белой. Змеи расползаются каждая в свою сторону: одна во тьму, другая — в свет.
…Юнг сообщает Илье о странностях своего путешествия, а потом спрашивает: «Где Саломея?» На что пророк отвечает не без иронии: «Какой ты быстрый! Что с тобой? Иди к кристаллу и подготовь себя в его свете».

К чему? А вот посмотрим: вокруг камня венец огня, в его свете виден гигантский крестьянский ботинок, придавивший город (намек на войну), потом снятие креста и траур (христианство). Дальше: «Вижу божественного ребенка, у которого в правой руке белая змея и черная — в левой. Я вижу зеленую гору, на ней — крест Христов, поток крови течет с вершины горы... Я вижу крест и Христа в час последней муки — у подножия креста свернулась кольцом черная змея, потом она обвилась вокруг моей ноги — я неожиданно захвачен и развожу руки. Приближается Саломея. Змея обвилась вокруг всего моего тела, и у меня лицо льва».
То, что Юнг видит, и то, что он испытывает, — как бы двоится, но мы-то смотрим со стороны. Приблизившаяся Саломея опять намекает на то, что больше всего напугало Юнга прежде (мол, они брат и сестра, их отец Илья, а мать Мария). На сей раз слепая выражается так: «Мария была матерью Христа, ты понимаешь?» Еще как понимает, всем своим существом: «Я вижу, что страшная и необъяснимая сила заставляет меня подражать Господу в его последней муке. Но как я могу осмелиться назвать Марию матерью?» А Саломея ему: «Ты Христос». Юнг стоит с распростертыми руками, как распятый. Змея сжимает его в тугих объятьях, и кровь его тела льется по склону.

И вот перед нами Карл Густав Юнг, обвитый змеей. Саломея в своей слепоте может сколько угодно твердить, что он Христос, а Карл — разводить руки, подражая распятому, но со стороны нам отлично видно, что доктор отнюдь не распят, а скорей сам представляет собой крест, вокруг которого обвилась змея. Если иметь в виду, что животворящий крест — символ Дерева жизни, то, получается, Юнг воплощает собой его, это Дерево (жизни, а заодно и познания). Но тогда змея на нем — ни что иное, как змей, искушающий Еву (Саломею) и Адама (Илью) к первородному греху единения. Смотрим дальше: Саломея наклоняется к ногам Юнга и обертывает их своими черными (под цвет змеи) волосами, какое-то время лежит так, а потом кричит: «Я вижу свет!» И точно: она видит, ее глаза открыты. Змея ниспадает с тела Карла и остается вяло лежать на земле. Он переступает через нее и преклоняет колени у ног пророка, который весь сияет, как пламя.
На этом мистерии, собственно, завершены. Илья говорит: «Твоя работа здесь выполнена. Придет другое. Ищи неустанно, и прежде всего, точно опиши, что видишь». Юнг и опишет. А нам сейчас надо понять, что это все значит.
--- Конец цитаты ---



Рождество. Волхвы приходят с востока (из Ирана). На их головах фригийские колпаки, именно в таком головном уборе изображался обычно Митра: нависание колпака вперед - это голова змеи, как бы обвивающейся вокруг тела. Было время когда об этом еще помнили. Мозаика в центре Сант-Аполлинаре-Нуова, Ровенна, VI в.


--- Цитировать ---В ходе семинара 1925 года, сообщив, что в процессе удушения змеей приобрел лицо льва, Юнг вдруг заявит, что в тот момент был посвящен, пережил мистерию обожествления. «Важный факт, ведший к обожествлению, состоял в том, что меня обвила змея. Обожествлением были и действия Саломеи. Животное обличие, в которое, как я чувствовал, превратилось мое лицо, было знаменитым Leontocephalus из митраистских мистерий. Эта фигура представлена в виде мужчины с обвившейся вокруг него змеей, голова которой покоится на его голове, а лицо у этого мужчины как у льва». И обобщит: «Все это от начала до конца — митраистская символика».
На этом мистерии, собственно, завершены. Илья говорит: «Твоя работа здесь выполнена. Придет другое. Ищи неустанно, и прежде всего, точно опиши, что видишь». Юнг и опишет. А нам сейчас надо понять, что это все значит.

Рассказ о своем посвящении Юнг завершил так: «В ходе этой мистерии обожествления вы превращаете себя в сосуд и становитесь сосудом творения, в котором примиряются противоположности». Тут два аспекта: «обожествление» и «примирение противоположностей».
…Сам он уверен, что это не только его индивидуальный опыт. Нечто похожее переживает и все человечество, о чем свидетельствуют ужасы войны: «Дух глубин обуял человечество и понуждает его к самопожертвованию. Не ищите вины здесь или там. Дух глубин захватил судьбу человека, как захватил и мою. Он ведет человечество через реки крови к мистерии. В мистерии человек сам становится двумя принципами, львом и змеей».
Человек западной культуры, Юнг связывает самопожертвование с образом Христа. Отсюда и видение креста, и подражание Распятому в ходе мистерий. Но только христианство для Юнга (если полистать «Красную книгу») — отнюдь не его глубинная суть, а скорей искушение, которое он хочет преодолеть. А жертва — плата за преображение. «Благодаря самопожертвованию мое хотение изменяется и поднимается в свой высший принцип. Любовь зряча, а хотение слепо. Оба принципа — едины в символе пламени. Принципы сбрасывают с себя человечью форму».
Единство двух начал в символе света — это, может, и весьма митраично. Но все же я должен сказать, что «Красная книга» не дает никаких оснований сводить то, что пережил Юнг, лишь к митраизму (хотя аналитик возлагал на него большие надежды). Несомненно, в книге есть митраистские символы, но есть и христианские, и буддистские, и всякие другие. Тут все дело не столько в тех или иных конкретных символах, сколько в опыте соединения несоединимых начал, который Юнг пережил в ночь рождения света из бездны тьмы. Но пережить это можно множеством самых разнообразных способов.
Исключительно ради снижения пафоса я замечу, что, например, кузнец Вакула из «Ночи перед рождеством» тоже побывал в высшем свете. И достал у самой матушки императрицы (архетип Великой Матери) черевички для свой жестокой Саломеи. После чего у дивчины открылись глаза на чрезвычайные достоинства кузнеца-богомаза (промышление). Вакула, само собой, достал чудесную обувь (движение) при посредничестве быстроногого черта (змея). Если сравнить экспириенс Гоголя с трипом Юнга, то культурные коды окажутся разными, но суть — все та же: соединение противоположных принципов посредством змия.
--- Конец цитаты ---



Слева Леонтоцефал, справа Грехопадение.


--- Цитировать ---И именно в эту ночь Юнг пережил «символический ритуал обожествления», который, как он считал, «играл существенную роль» в мистериях Митры. Пусть так, но кто же такой Леонтоцефал, в которого превратился наш мист? Сам он признал в нем Айона (Эона, вечность), божество, в котором персонифицирована вся длительность времени. Иные отождествляли этого бога с елдой великого Крона, Гераклит называл его «ребенком, играющим на престоле», а Юнг видел в Айоне иранское божество, имя которого обозначает «бесконечную длительность». Что касается льва и змеи, то доктор объяснил их смысл на примере некоей митраистской амфоры, на одной стороне которой изображено пламя и лев, а на другой — змея. Он трактовал это как «мировые противоположности, пытающиеся соединиться с помощью примиряющего символа». При этом «лев — молодой, жаркий, сухой июль в момент кульминации света, а также лето. Змея же — сырость, темнота, земля, зима». Нетрудно узнать в этом периоды летнего и зимнего солнцестояний, две поворотные точки календаря.
--- Конец цитаты ---
http://www.peremeny.ru/column/view/1281/


Айон в зодиакальном круге и Гея в окружении персонификаций четырех времен года. Лента на которой изображен зодиак напоминает лист Мебиуса. Греко-Римская мозаика III в.
Поэтому это знание пришло к нам летом.

Sergei:

Митра и тибетская религия Бон. Асирийцы России. Так прошлое говорит нам в  настоящем о будущем. Телец и петух вестники восхода. Пещерные культы, современники дольменов. Уже видим как пробуждается самосознание, прикасаясь к земным глубинам.
http://zoroastrian.ru/node/411

--- Цитировать ---Другой культ вы по многочисленным остаткам найдете в средней Европе. Вы найдете культовые центры, где обнаружите определенные изображения. На них изображен бык, а на быке сверху сидит своего рода наездник в так называемом фригийском колпаке, — своеобразная шапка революционеров. Это они позже переняли оттуда. На этой же картине внизу находится своего рода скорпион, кусающий быка за половые органы. Затем мы видим также, как сидящий сверху вонзает меч в переднюю часть тела быка. Если бык располагается здесь (изображается на рисунке – рисунок отсутствует), то сверху этот наездник, вот здесь — скорпион, тут меч, который бьет, а затем видно как вверху располагается звездное небо. Сверху распространяется звездное небо. Это так называемый митраизм, культ Митры. Первый из описанных — культ друидов; а то, что я описал теперь — культ Митры. В то время как культ друидов распространялся на Западе, на побережье, — мы находим его и в других областях, но я рассказываю именно о той местности, где я сам мог удостоверится, — то культ Митры из Азии распространяется вдоль по Дунаю, через нынешнюю Южную Россию, Болгарию, Венгрию, Баварию, области в Офенвальде, Шварцвальде и так далее. Тут был распространен этот культ, культ Митры. Под этим подразумевалось нечто совершенно особенное. Видите ли, почему все же эти люди устанавливали там именно Быка, Тельца? Об этом мы должны спросить прежде всего.
Я говорил вам: весной Солнце восходит в определенном созвездии, сегодня это созвездие Рыб. — Астрономы указывают еще и на созвездие Овена (вероятно, имеется в виду знак Овена, знаки и созвездия смещены друг относительно друга примерно на 30° вследствие прецессии, — примеч. перев.). Но это не правильно, в действительности это созвездие Рыб. На протяжении долгого времени, на протяжении двух тысяч лет Солнце восходило в созвездии Овена, а еще раньше — в созвездии Тельца. Тогда люди говорили так: весной, когда все растет, Солнце восходит в созвездии Тельца. То, что живет в человеческом теле, не в голове, но во всем остальном человеческом теле, то, что связано с ростом, они вполне правильно обусловливали изменением солнечного излучения, тем, что сзади стоит созвездие Тельца. Поэтому они говорили: если мы хотим обозначить животное начало в человеке, мы должны обрисовать его в качестве Тельца; человек же как сущность, тот, кто управляет из головы, это тот, кто сидит на Тельце сверху. — Так что Телец отображает низшее, животное начало в человеке, «животного человека», а тот, кто сидит сверху во фригийском колпаке, отображает высшего человека. Однако как целое это только один человек: низший человек и высший человек.
Эти люди рассуждали так: ох, как плохо, если господствует низший человек, если человек полностью следует своим животным инстинктам, порывам, если человек следует только своим страстям, которые приходят из живота, из сексуальности и так далее! Высший человек должен господствовать над низшим человеком. — Поэтому они выражали это так: у того, кто сидит сверху, есть меч и он бьет низшего человека в мякоть. — Это значило, что низший человек должен умаляться перед высшим человеком. Кроме того тут присутствует Скорпион, кусающий (Тельца) за половые части, чтобы показать: если низший человек не будет ужален высшим человеком, не подчинится ему, то он сам вредит себе тем, что становится проводником тех природных сил, которые его разрушают. — Итак, в этом образе была выражена вся человеческая судьба между низшим и высшим человеком.
Над всем этим находилось звездное небо. Это показательно, что там распространялось звездное небо. Солнце весной восходит в одной определенной точке, и тогда оно восходит в созвездии Тельца. Но ежедневно Солнце немного сдвигается. Этот сдвиг носит двоякий характер. Во-первых, происходит сдвиг точки весеннего равноденствия (около 1° за 72 года, — примеч. перев.), уходит немного дальше от той точки, в которой оно восходило в прошлом году, так что три тысячи лет тому назад Солнце восходило в созвездии Овена, а еще раньше — в созвездии Тельца. В настоящее время оно восходит весной в Рыбах. Вследствие этого Солнце постепенно делает круг. В течение 25420 лет Солнце обходит целый круг. Но ведь и в течение каждого года оно тоже обходит круг, так что Солнце на следующий день (после равноденствия) уже не восходит в точке весеннего равноденствия, — оно восходит в этой точке только 21 марта, — на следующий день оно сдвигается с этой точки (на величину около 1° в сутки, — примеч. перев.), и так далее. В течение целого года оно обходит по кругу в Зодиаке все зодиакальные созвездия.
Те, кто являлся служителем культа Митры должны были наблюдать когда труднее всего подчинить низшего человека, животного человека: это было труднее всего, когда Солнце стояло в созвездии Тельца, то есть когда оно активировало силы роста. Когда же Солнце восходило, скажем в созвездии Девы, то есть в октябре, до декабря, то тут низший человек действовал не так сильно, здесь уже не приходилось так сильно подчинять его. Население не чувствовало подобных вещей, но те, кто соблюдал культ Митры, должны были это знать. Так те, кто был служителем этого культа Митры могли сказать: в данное время трудно совладеть с низшим человеком, так как сейчас весна; сейчас на это легче, так как время теперь зимнее. — Таким образом в культе Митры самого человека использовали для ознакомления с временами года, с тем, как в целом происходит движение Солнца и Луны через созвездия. У друидов же в большей степени использовали внешние признаки, такие, как тени; здесь же, в культе Митры, митраизме, в большей степени использовали воздействие, оказываемое на человека. Таким образом этот культ Митры непосредственно связывался с жизнью.
GA 350
--- Конец цитаты ---



абракадабра – и Митра

--- Цитировать ---Одним из самых ранних, и пожалуй, самых выразительных образов, порожденных синтезом Митры с другими божествами поздней античности, является гностический Абраксас, представляющий Верховное существо, чьи эманации символизированы подходящими символами. Абраксас имеет человеческое тело, змеевидные ноги и петушиную голову. Безусловно, самой интересной деталью в этом образе является голова петуха, поскольку змеевидные ноги нам уже знакомы по изображениям греческих титанов, порожденных матерью-землей. Петух считался священной птицей Митры, поскольку его крик разгонял темноту и предвосхищал восход Солнца. Зороастрийцы видели в образе петуха зооморфное воплощение божества Сраоши — постоянного спутника и помощника Митры. На некоторых стелах, обнаруженных в подземных криптах митраистов, петух предстает то рядом с Митрой, то рядом с Хроносом-Зерваном. В Персии существовал даже культ этой птицы, чего не отмечено в странах Малой Азии и в Египте — местах распространения гностицизма. Таким образом, мы видим, что петушиная голова Абраксаса — Верховного отца гностиков, имеет персидское происхождение и является свидетельством влияния идей митраизма и зерванизма на последователей Василида.
--- Конец цитаты ---
http://zoroastrian.ru/node/411
А здесь уже другой автор исследует этот феномен
http://www.peremeny.ru/column/view/1332/

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии