Антропософский форум > В потоках времени
Митрa
Sergei:
Поклонение божеству, именуемому Митрой, восходит к III тысячелетию до н.э., к временам, когда «предки иранцев и индийцев—индоариев составляли один народ, который называют протоиндоиранцами». «Митра, бывший сначала олицетворением верности договору, стал почитаться как бог войны, сражающийся на стороне праведного и безжалостно уничтожающий нарушителей соглашения. Ему же поклонялись и как великому судье, беспристрастно оценивающему поступки людей, и как солнечному божеству, такому же великолепному, как и солнце, которое он сопровождает высоко в небе». Пророк Заратуштра (греческий вариант — Зороастр), живший предположительно около 1200 г. до н.э., существенно изменил эти древние религиозные представления, призвав своих последователей к поклонению Ахура-Мазде (поздняя форма этого имени — Ормазд, встречается и другое написание Ормузд). Он провозгласил этого бога, избравшего добро, единственно несотворенным и творцом всего благого (в том числе и подвластных добрых божеств), блюстителем мирового порядка, праведности и справедливости. Ахура-Мазде противостоит Ангра-Маинйу (дословно — Злой Дух, другой вариант названия — Ахриман), его близнец, выбравший зло. Человек, по мнению Заратуштры, был призван стать союзником доброго бога в общей борьбе со злом, и его посмертная участь теперь зависела не от ритуалов и жертвоприношений, но от количества добрых слов, мыслей и дел. Митра занял в новой иерархии достаточно зависимое положение. Сам Ахура-Мазда создал шесть «великих существ», богов, в свою очередь создавших добрых божеств меньшего ранга (язат), среди которых и оказался Митра, судивший души умерших на таинственном «мосту-разлучителе», преграждавшим дорогу в рай. Но, начиная с Артаксеркса II (404—359 гг. до н.э.) и его приемников, объектом особого поклонения вместе с Ахурой-Маздой вновь становится Митра.
Sergei:
Коленопреклоненный Митра. Перед ним - бог времени Зерван
Изменения в религиозной практике приводят в эпоху последних Ахеменидов и к трансформациям внутри самого зороастризма, внесенных новым течением или, по классификации Мэри Бойс, «ересью» зерванистов (иначе — зурванистов). Они развили учение Заратуштры таким образом, что придали второстепенному ранее божеству Зервану (Зурвану), олицетворявшему время и судьбу, роль верховного бога, породившего Ахура-Мазду и его злого близнеца Ахримана, но не вмешивающегося в борьбу своих сыновей. «В зерванитской форме иранской народной религии, которая была распространена среди мидийских магов, — пишет исследователь манихейства Гео Виденгрен, — Митра занимал очень важное место. Высший бог этой религии, Зерван, является божеством времени и судьбы, который стоит выше любого вмешательства в людские дела. Он — бездеятельный бог. Его сын Ормазд (Ахур-Мазда), сражается с представителем злых сил, Ахриманом (Ангро Майнью), однако в качестве «посредника» между Ормаздом и Ахриманом решающую позицию занимает Митра. Избавление людей зависит от него как от могучего посредника между добром и злом. Таким образом, с его личностью связано центральное в иранской религии понятие спасения. Митра воспринимался в Иране как спаситель, и поэтому получил эпитет избавитель».
Sergei:
Римские статуи тетраморфа (Львиноголовый Митра, Митраический Сатурн, Зерван-Время, Митра-Фанес) В изображении бога Митры совмещаются 4 тела: человека, льва, птицы и змеи.
Высшее место в митраистской иерархии богов занимал Зерван, бездеятельный бог, олицетворявший бесконечное время и изображавшийся в виде человека-чудовища с головой льва, обвитого змеей»
После мистериальной гибели Юлиана Отступника от иранского копья (363), митраизм в империи быстро пришел к закату. Но Митра не умер, его культ продолжает жить и поныне, хотя и – в формах, невнятных для непосвященных. Например, коррида – это типичный обряд тавроктонии. Христианское Рождество – лишь слегка измененное Рождество Митры. Весь детский магизм Рождественской ночи, подарки под елкой, Дед Мороз (Санта Клаус – это Никола), вся современная предновогодняя индустрия – от митраизма. Как и – митры, короны, митрополиты. Даже обычное рукопожатие – митраистский сакральный жест. Кстати, Будда будущих времен называется Майтрейя. Пишут, что последний открыто действовавший митреум в 1979 году закрыл ярый поклонник еврейского бога Айятола Хомейни. И что? Культ Митры изначально был тайным. Уверен: где-то в мире и сейчас еще действует митраистский папа.
Олег Давыдов "Места силы. Семьдесят первое – Старо-Голутвин"
Sergei:
Конечно, для непосвященных смысл митраистских мистерий темен, почему Митра борется с Солнцем, а потом примиряется с ним. Что тут – два Солнца? На самом-то деле это умирание и возрождение бога. На стандартной иконе Тавроктония, изображающей Митру, приносящего в жертву священного быка (в результате чего появляется видимый мир), по бокам сакральной сцены обычно стоят две фигуры с факелами: Таута и Таукопата. У одного факел опущен, у другого поднят. Это символизирует смерть и возрождение Солнца. Но также и то, что Солнце-Митра, убивая быка, осуществляет переход от старого солнца к новому.
В античную эпоху небесный экватор означал гораздо больше, чем просто воображаемая окружность. Древние астрономы полагали, что Земля находится в центре Вселенной и абсолютно неподвижна, а звезды закреплены на небесной сфере, которая за сутки делает полный оборот вокруг Земли, вращаясь вокруг оси, проходящей через северный и южный полюса сферы. Элементы этой сферы, такие как полюса и экватор, были очень важны для понимания "устройства" космоса. Поэтому небесный экватор "был изучен" гораздо лучше в античности, чем сейчас. Например, Платон в своем диалоге "Тимей" писал, что творец Вселенной начал создавать космос с того, что сформировал его вещество в букву X, отображающую пересечение эклиптики и небесного экватора.
С геоцентрической точки зрения, прецессия (движение оси вращения Земли) представляется как смещение всего небосвода. Для людей, которые имели геоцентрическое мировоззрение и верили, что движение звезд влияет на судьбы людей, открытие явления прецессии было настоящим потрясением: устойчивая сфера с фиксированными звездами оказалась неустойчивой вследствие действия некоторой силы, очевидно большей, чем сам космос. Древние мыслители, привыкшие видеть в природных явлениях проявление силы богов, видимо, сразу интерпретировали это движение как свидетельство существования некоего могучего, ранее неведомого божества.
--- Цитата: urga от 13 Июнь 2009, 23:09:18 ---Еще раз мы можем столкнуться с тайной Митры в знаменитом рисунке Леонардо да Винчи, разрекламированным в наши дни Дэном Брауном как звезда Венеры. Впрочем, этот рисунок придумал не да Винчи, он имел довольно широкое распространение в Европе. На нем изображена человеческая фигура с раскинутыми в стороны руками и ногами, так что кажется, будто она образует пентаграмму, пятиконечную звезду. Но это только видимость. На самом деле вписать эту фигуру в круг можно только тогда, когда мы центром выбираем пупок и проводим окружность через концы рук и ног. Но через голову такая окружность не проходит! Здесь мы имеем дело не с пятиконечной звездой, а с колесом, или с косым равноконечным крестом. Ось этого колеса проходит через пуп, центр воли, обитель Митры. Его сила выражает себя в конечностях, которыми мы движемся. Поэтому в индийской астрологии в Знаке Скорпиона мы встретим упоминание об Индре – «повелителе рук», и Вишну (Упа-индре, младшем Индре) – «повелителе ног»! Всё это боги священной свастики.
--- Конец цитаты ---
Так пришли к началу темы, важной для понимания 6 Культурной эпохи.
Sergei:
МИТРАИСТИЧЕСКИЕ ХРАМЫ были построены под землей на территории всей
Римской империи. Большинство остатков митраистической культуры было
найдено в Италии и вдоль рек Дуная и Рейна.
В митреуме Штокштадта статуя, изображающая Меркурия с магическим кадуцеем, в сопровождении ребенка Диониса, а также барана, петуха, черепахи, снабжена надписью "Богу Непобедимому Митре Меркурию".
В митреуме Мериды обнаружена статуя, изображающая обнаженного Меркурия на каменном троне, с посвятительной надписью "Богу Непобедимому Митре" В митреуме Диебурга помещено изображение Меркурия с ребенком Дионисом, в сопровождении барана, петуха и черепахи.
Меркурий (Гермес) – не только бог торговли, удачи, но и небесный посланник, посредник между богами и людьми. Важнейшей функцией Меркурия было сопровождение людских душ в царство Плутона (Аида). Меркурий (Гермес) не чужд волшебству, обладая чудесным жезлом - кадуцеем.
Кроме того, Меркурий (Гермес) был покровителем домашних животных, то есть пастушеским богом. Все эти качества, за исключением, правда, покровительства торговле, были присущи и Митре.
Ч. Ледбитер о графе Сен-Жермене
Ещё молодым человеком он отправился в Рим, вступил в армию и заметно там отличился. Так или иначе, он служил в Риме семь лет, а возможно и дольше. Именно там он был посвящён в масонство и приобрёл опытность в тесно с ним связанных мистериях Митры.
Это дополнит образ Митры
Навигация
Перейти к полной версии