Антропософский форум > В потоках времени

Пророк

<< < (5/12) > >>

Sergei:


Голова пророка, 1904-1905

--- Цитировать ---Соединившиеся, казалось бы, случайно образы жены художника и Серафима, будут неразрывны в чреде дальнейших врубелевских интерпретаций пушкинского «Пророка», где лик Серафима вызывает в памяти лицо Забелы, а облик Пророка явно приобретает сходство с самим художником.
Автопортретность «Головы пророка» (1904-1905, ГТГ), являющейся подготовительным рисунком к работе «Видение пророка Иезекииля» (1906, ГРМ), легко прочитывается при сопоставлении ее с автопортретами Врубеля тех лет
Изображение той же головы, с еще более заостренными, изможденными чертами лица, можно найти в акварелях «Пророк. Перстами легкими как сон…» (1905, ВМП) и «Серафим» (1904-1905, ГТГ). В цепи превращений лица Забелы очень важен ее карандашный портрет 1904 года (ГТГ), который даже трудно назвать портретом в традиционном смысле слова.
Это фантастический, «ангельский» вариант образа. Дальнейшие трансформации черт лица Забелы прослеживаются в двух графических листах с изображением Серафима, происходящих из коллекции профессора Введенского (оба - 1904, ГТГ) и уже упомянутой акварели «Пророк. Перстами легкими как сон…» (1905, ВМП). Но особенно пугающе ее «узнавание» в последней картине «Шестикрылый Серафим» (ГРМ, 1904). В этом фантастическом существе современники видели соединение ангельского и демонического. Не случайно, практически сразу это произведение получило второе название «Ангел смерти…» и «Азраил» по ассоциации с двумя поэмами М.Ю. Лермонтова, тематически связанными с ранними редакциями «Демона».
«Шестикрылый Серафим» (1904-1905, ГТГ) прекрасен жуткой, пугающей красотой.

Образы Пророка и Серафима в творчестве Михаила Врубеля
В поздних автопортретах Врубеля мы должны будем отметить еще одну особенность: горделиво-самодостаточное, замкнутое выражение лица (Автопортрет, 1904) . Постоянно сохраняется горькая, жесткая складка губ, как бы 'печать на устах'. Иванов некогда рассуждал о том, что 'поэт русский должен быть в духе азиатском, в виде пророка'; во врубелевской Голове пророка (1904-1905) , которую можно считать версией автопортрета, и в одновременной этому изображению серии автопортретов 1904-1905 годов - везде сохраняется эта 'печать'. Но если миссия пророка - 'глаголом жечь сердца людей', то врубелевский пророк поражает как раз обратным выражением. 
--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---Он словно выступает носителем тайны, которая замыкает ему уста. Итак, уже в этих моментах своего творческого и художественного облика Врубель оказывается в отношении полемики к традиционным мотивам и образам русского искусства.

Его сумасшествие странным образом, уже в глазах его современников, бросало отсвет на его искусство. Например, Стасов с некоторым как бы даже облегчением воспринял весть о психической болезни Врубеля, как-то, что вроде бы объясняло врубелевские 'странности', в частности его привязанность к демонической теме. Существенен при этом не только сам факт трагической жизненной развязки, но и то, что Врубель пробыл в психиатрической лечебнице сравнительно долго - с 1902 по 1910 год, год его смерти.http://vrubel-world.ru/vrubel-biography3.php
--- Конец цитаты ---

Sergei:


Видение пророка Иезекииля, 1906
--- Цитировать ---Одновременно, исполненной для последней незавершенной художником работы (оба - 1904, ГТГ) и уже упомянутой акварели «Видение пророка Иезекииля…» (1906)», Врубель возвращается к динамичной двухфигурной композиции, найденной в «Пророках» 1898-1899 годов.
Однако различия в подходе к теме весьма существенны. Ранние пушкинские «Пророки» классический пример аллегорического изображения, где ключевые моменты поэтического текста отражены с помощью атрибутов Серафима змеи, меча и пылающего кадила. Теперь же, прошедший через горнило авторских интерпретаций, образ Серафима не нуждается более в поддержке-пояснении на уровне атрибутов. Художника интересует самый момент передачи и восприятия откровения. В композиции «Серафимов» (ГТГ), Врубеля более всего занимает сакральный жест божественного вестника, положение его рук.
В картине Ангел смерти «Видение пророка Иезекииля» (ГРМ, 1906) художник покидает пушкинский контекст и находит для себя библейский первоисточник темы. В его композиции скрещиваются, противореча друг другу, статичная, иератическая формула «предстояния», найденная художником в работе «Шестикрылый Серафим. Азраил», и принцип динамичного диалога фигур вестника и пророка, разработка которого прослеживается, начиная с «Пророка» 1898 года. «Видение пророка Иезекииля» одно из самых сложных и загадочных произведений Врубеля. Весь лист испещрен многочисленными, наслаивающимися друг на друга изображениями ликов, глаз, крыльев. Традиционно это объясняется тем, что слепнущий художник, словно, ощупью наносил их. Такая перенасыщенность листа таинственно проступающими и тут же исчезающими в хаосе штрихов изображениями создает почти физическое ощущение движущейся, звучащей, «одухотворенной» среды. Может быть, она происходит из стремления Врубеля скрупулезно следовать тексту Библии «И я узнал, что это Херувимы. У каждого по четыре лица, и у каждого по четыре крыла, И под крыльями их подобия рук человеческих», «И все тело их, и спина их, и руки их, и крылья их, и колеса кругом были полны очей» (Книга пророка Иезекииля, 10). В.Я. Брюсов, посещавший художника в клинике во время работы над «Видением пророка Иезекииля», вспоминал: «Врубель долго объяснял мне, что до сих пор все неверно понимали то место Библии, где это видение описано. Врубелю нередко читали на ночь Библию, и он был изумлен, заметив, что обычное понимание видения неправильно, не соответствует прямым словам Библии. Тогда я не удосужился проверить это замечание, а теперь мне уже не хочется делать это: я предпочитаю верить Врубелю на слово».
Необычность пластического решения врубелевского «Видения пророка Иезекииля» допускает различные толкования. Возможно, дополнительные технологически исследования позволят восстановить этапы работы над этим произведением и помогут проникнуть в тайну его создания, но вряд ли в тайну постигнутого художником откровения. «Перед тем, что Врубель и ему подобные, приоткрывают перед человечеством раз в столетие я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим» (А.А.Блок).
Образы Пророка и Серафима в творчестве Михаила Врубеля
http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post77162289/
--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---Доктор Усольцев, в клинике которого лечился Врубель, оставил любопытные воспоминания, где написал: 'Часто приходится слышать, что творчество Врубеля - больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности... С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления - эстетические - погибают первыми: они у него погибли последними, так как были первыми'. До тех пор, пока Врубель мог держать карандаш и мог видеть (в 1906 году наступила слепота) - он работал, выполняя не рисунки сумасшедшего, но произведения, относящиеся к шедеврам рисовального искусства, - и это тоже одна из удивительных особенностей его творческой биографии.
--- Конец цитаты ---

Sergei:

--- Цитировать ---Большое спасибо вам за художественные иллюстрации. Никогда ранее не видел многих из них или прошел бы мимо, не будь вашего "фонарика". Позвольте поинтересоваться, нет ли среди вашей коллекции изображения единственной подлинной скульптуры Микеланджело, хранящейся в Эрмитаже? Речь идет о скульптуре мальчика, который наклонился. Толком даже единого устоявшегося названия у нее нет. В ней отражен дух эпохи - отсюда нет и чеканного названия. Буду признателен.
--- Конец цитаты ---

Спасибо и Вам за добрые слова. Здсь отличные фото http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Michelangelo%27s_Crouching_Boy

--- Цитировать ---Скорчившийся мальчик 1530-1534
Мрамор; Выс. 54см
Единственная хранящаяся в Эрмитаже работа Микеланджело вероятно предназначалась для капеллы Медичи в церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Скульптура невелика по размеру. Поза мальчика, подчиненная кубической форме блока камня, из которого она высечена, кажется скованной. Но мощные бугры мышц согнутой спины, подчеркнутые игрой света на шероховатой поверхности мрамора с глубокими следами резца, и напряженность позы создают впечатление огромной энергии и силы. Замысел скульптора до конца не разгадан. Одни исследователи считают статую аллегорией нерожденной души, другие - раненным воином, третьи - траурным гением. Однако образ, созданный Микеланджело, шире всех подобных толкований. Скульптура, не включенная в окончательный вариант гробницы, несет в себе настроение той глубокой скорби, которым пронизан весь ансамбль капеллы, отразивший трагедию заката эпохи Возрождения
Статуя не окончена, но мышцы и мускулы уже намечены мастером, и мрамор кажется живым и выразительным.

Согласно последним гипотезам, так называемый "Скорчившийся мальчик" из собрания Эрмитажа может быть отнесен к тому же времени, что и "Аполлон-Давид" (около 1530-1534 гг.). Качество исполнения статуи не оставляет сомнений в авторстве Микеланджело.
--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---Трагический образ юного атлета, придавленного к земле, может ассоциироваться с флорентийской республикой, побежденной совместными войсками папы и императора. Прямое сопоставление статуй проводится впервые и представляет большой научный интерес.

http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/03/hm3_3_3_1b.html

Скульптура "Скорчившийся мальчик", исполненная Микеланджело около 1530-1534 гг., задумывалась мастером для проекта Капеллы Медичи. Создание этой усыпальницы семейства Медичи, называемой Новая Ризница или Новая Сакрестия, было поручено Микеланджело в 1520 г. Джулио Медичи.
На одном из ранних рисунков Микеланджело с изображением стены Капеллы (Британский музей), представленном на выставке, изображены две фигуры мальчиков, напоминающие эрмитажную статую. Скульптура "Скорчившийся мальчик" была куплена Екатериной II в 1785 г., вместе с собранием скульптуры директора Банка Англии Джона Лайд Брауна, который делал свои приобретения в Италии. "Скорчившийся мальчик" попал в коллекцию Брауна между 1768 -1779 гг.

http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/04/b2003/hm4_1_e.html
--- Конец цитаты ---

Sergei:

Пророк Захария
--- Цитировать ---Секции потолка выше арок окна содержат последовательность предсказательниц и пророков. Захария сидит в просторной нише. Его фигура бросает глубокие тени на стену. Он изучает книгу. Духи позади него, таким образом подчеркивая впечатление от интенсивного исследования. Так как Захарий, как говорят, предсказал вход Христа в Иерусалим, его изображение находится на входной стороне.
--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---Заха?рия (Захарьяху, ивр. ?, «Господь вспомнил») — один из 12-ти малых пророков. Родившись во время вавилонского плена, он пережил его и по возвращении из плена много содействовал нравственному возрождению народа. О жизни его известно очень мало. Если, согласно одному преданию, он одно и то же лицо с Захарией, сыном Варахииным, о котором говорится в Евангелии (Мф 23:35), то он погиб насильственною смертью, убитый иудеями за свою обличительную проповедь, «между храмом и жертвенником».
Ему принадлежит особая ветхозаветная книга, носящая его имя и занимающая предпоследнее место среди пророческих книг. Время написания ее точно обозначено в самом начале книги: «в 8-й месяц 2-го года Дария было слово Господне к Захарии» — следовательно, около 520 г. до н. э. Содержание книги, состоящей из 14 глав, носит на себе печать своего времени, когда начала сильно разгораться среди иудеев мессианская надежда; поэтому среди изречений Захарии много пророчеств о Мессии. Чтобы народ не увлекался обманчивой надеждой на Мессию, как на политического завоевателя, Захария преимущественно останавливался на изображении его страданий на земле. Отрицательная критика возбуждала сомнения касательно подлинности последних пяти глав книги, приписывая их Иеремии, но без достаточных оснований: слог обоих пророков резко различен. Книга изобилует поэтическими местами; в ней уже явно выступают признаки той лебединой пророческой песни, которая вскоре спета была пророком Малахией.
Сын Захарии Иозил был левитом, известен своим даром предвидения.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
--- Конец цитаты ---



Гробница Пророка Захарии в Иерусалиме

Sergei:

Пророк Иона
--- Цитировать ---На боковых стенах часовни, изображения пяти пророков чередуются с таким же количеством прорицательниц; таким образом, каждый пророк со своей парой на противоположной стороне: Дельфийская сивилла и Иоиль, Исайя и Эритрейская сивилла, Кумчанская сивилла и Иезекииль, Даниил и Персидская сивилла, Ливийская сивилла и Иеремия. Такой параллелизм указывает и на тему о всеобщем искуплении людских грехов Христом, и на идею великой гармонии Откровения Иоанна Богослова как в иудейском мире, так и в языческом. Два других пророка: Захарий и Иона изображены на главных осях Сикстинской Капеллы. Такое расположение имеет также особое значение, Захарий, нарисованный над дверью капеллы, через которую папа торжественно проходил в Вербное воскресенье - напоминание о Вхождении Христа в Иерусалим и начало Вербной (Страстной) недели - считался главным пророком Страстей Господних; а пророк Иона расположен над алтарем, он считался предтечей воскрешения Христа.
--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---Самое древнее свидетельство в пользу исторического характера книги Ионы мы находим в книгах Товита и 3-й Маккавейской. В них засвидетельствовано историческое понимание двух главных фактов книги Ионы, наиболее встречающих возражение, пребывания пророка во чреве кита (3Макк.6:6) и его проповеди в Ниневии (Тов.14: 8 ). Затем Иосиф Флавий, передавая в «Иудейских Древностях» (IX кн. II гл.) содержание книги Ионы, считает её за подлинную историю. Только при историческом характере книги Ионы возможно было, что она включена была еврейскими законоучителями в канон священных боговдохновенных книг; произведение вымышленное или искажающее действительность не могло пользоваться таким великим уважением. Вслед за иудаизмом и древнехристианская церковь понимала и толковала книгу Ионы в историческом смысле. Она в данном случае следовала непререкаемому авторитету Самого Иисуса, который засвидетельствовал покаяние ниневитян. Он сказал: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы»  (Лк.11:32). Ставить ниневитян примером отзывчивости на слово Божие Своим современникам Спаситель мог только тогда, когда и Он Сам, и Его слушатели принимали рассказ об этом книги Ионы за подлинную историю.
--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---Из сказанного следует, что пророк Иона жил в половине IX в. до н. э.; значит по времени своего служения он был самым древним из пророков, оставивших нам свои писания. Он был младшим современником пророка Елисея (Элиши) и даже, может быть, пророка Илии и их преемником по пророчеству. Иудейское предание не без основания считает его учеником пророка Елисея, получившим воспитание в тех пророческих школах, которые были основаны Илиею (4 Цар 2:2-6; 6:1-8); оно отождествляет его с тем стремительным юношею, которого Елисей послал помазать на царство Ииуя (4 Цар 9:9-11). Другое предание, передаваемое блаж. Иеронимом, считает пророка Иону сыном сарептской вдовы, воскрешенным Илиею (3 Цар 17:17-23).
--- Конец цитаты ---

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии