Антропософский форум > Наука и естествознание

Астрология в свете антропософии

(1/7) > >>

urga:
ПОЧЕМУ АСТРОЛАТРИЯ ПРЕВРАТИЛАСЬ В АСТРОЛОГИЮ?        Астролатрия происходит от слов astron «звезда» и latreia «служение, культ», т.е. астролатрия это представление светил в виде богов, повелевающих миром. Людей древности нельзя считать такими уж безграмотными, ведь погода на Земле на самом деле зависит от Солнечной активности и в меньшей степени от лунной. А боги, которым учреждался культ, в первую очередь олицетворяли собой именно природные явления.
        Странно было бы считать, что такие взгляды сложились в древности не из естественного психического восприятия мира, а из голой фантазии, иллюзий и галлюцинаций. Культы могли получить повсеместное признание и распространение только потому, что выражали собой всеобщее человеческое восприятие реальности, окружающей человека природы. Точно также сегодня эмпирическая наука встречает всеобщую поддержку, потому что соответствует сегодняшнему психическому восприятию мира (которое в предыдущей теме мы обозначили как «лунное»). Современная наука дотягивается своими способами и методами именно до того момента, когда исчезла астролатрия. Собственно, «нормально» объяснить происходящее в человечестве она может только в рамках нового периода, который начался примерно в седьмом столетии до нашей эры. Этот переходный момент должен быть пристально рассмотрен, чтобы добиться правильного понимания хода истории.
       Древний человек был более психическим, нежели рассудочным. Он воспринимал за внешними динамичными явлениями одушевляющие их силы, которым его фантазия отнюдь не всегда придавала антропоморфные черты. Намного значительнее подчеркивалась связь духов с природным явлением как таковым – с громом, молнией, дождем, ветром, океаном и т.д.  Из антропоморфных черт у богов, к примеру, ведического пантеона, выделяли связь всего с одной частью тела: например, «верховный» бог Савитар «имел» золотые руки, поднятые в благословении; мать мира, богиня зари Ушас демонстрировала в танце питающую грудь, бог движения и расширения Пушан делает топчущее движение ногой. Функция здесь гораздо важнее используемой формы, и человек вполне это понимал. В ведическом культе жрецы обязаны были в первую очередь знать астрономические сведения, рассчитывать несколько видов календарей, а во вторую – уметь декламировать гимны. В Китае каждая планета была отождествлена с «элементами» (правильно говорить «движениями»): Марс – с огнем, Сатурн – с землей, Венера – с Металлом, Меркурий – с водой, Юпитер – с деревом. Отголоски древнейших представлений китайцев дошли до нас вместе с искусством «ветра и воды» (фэн-шуй) в образах Дракона, Черепахи, Тигра и Феникса. В Месопотамии мы видим астролатрию в ее, так сказать, чистом виде. Каждый из городов имел своего бога-покровителя и осуществлял его культ. К примеру, всем известный Авраам, якобы первый «монотеист» человечества, происходил из города Ур, в котором царил культ Лунного божества Сина. В Вавилоне царил культ Юпитера-Мардука и т.д. Ту же самую астролатрию можно было позднее наблюдать и в городах Греции и Рима, но из-за поворота в развитии человечества эти культы пришли в упадок и сменились «традиционными» для нас с вами религиями. Потому в Греции и появились мистерии и оракулы, что вводить в «связь с богами» стало возможно лишь малое число людей. Но и мистерии пали под натиском рассудочной культуры.
      Собственно, в гораздо более древние времена вообще не было надобности связывать небесные светила с богами. Но из-за постепенного погашения психического восприятия и уменьшения яснопонимания пришлось указать на что-то внешнее, но имеющее внеземной характер, как на «местообитание богов». Для древнего мудреца Индии было достаточно ощущения, что боги «обитают» в огненной стихии и потому в центре культа находился огонь. Китайские шаманы тоже бросали в огонь лопатки животных и панцири черепах. Причем небесным Правителем они называли огненную звезду Антарес. Зороастрийские реформы в Междуречье тоже старались сохранить центральное положение огня.
       Ученые говорят, что первая астрология имела характер «предзнаменований». Например, жрецы писали: «Если северный ветер дует перед новолунием перед лицом неба, хлеба будут расти изобильно». Такая астрология находилась в полном согласии с мировосприятием и мышлением своей эпохи. Можно сказать, что астрологические наблюдения играли роль эмпирической науки, еще не утерявшей связь с миром стихийных духов. И хотя сегодня «царицей наук» называют математику, «матерью» наук стала именно астрономия.

Алина:
Математику считают не царицей наук, а служанкой наук,в том числе и служанкой астрологии.

urga:

--- Цитата: Алина от 07 Июль 2009, 10:33:39 ---Математику считают не царицей наук, а служанкой наук,в том числе и служанкой астрологии.

--- Конец цитаты ---
Кто хочет быть первым, стань всем слугою :D Значит, вы утверждаете, что математика - христианская наука! :laugh:

urga:
АСТРОЛОГИЯ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ НА РУБЕЖЕ VII-V ВЕКА ДО НАШЕЙ ЭРЫПоворот от психического восприятия к рассудочному не был плавным и незаметным. Достаточно обратить внимание на тот факт, что в это время на Востоке родились Гаутама Будда, Лао Цзы и Конфуций, на Западе Орфей, Пифагор, Ферекид Сиросский и Платон. Воистину, тогда наступила эпоха философии. Что же такое философия? Философия попыталась выразить содержание мистерий на языке рассудка, так чтобы человек, не способный к мистериям, не утерял возможность глубокого понимания мира.
На Востоке переход к новой эпохе совершил Гаутама. Он радикально отвергнул ведийскую модель восприятия мира, построенную именно на духах и устроении человеческой жизни во взаимодействии с ними. Бескомпромиссно Будда указал на новую цель, соответствующую восходящему пути – он указал на нирвану. В дальнейшем буддизм лег в основу оттачивания философских школ мысли а также и университетов, активно занимавшихся логикой, астрологией, медициной, не оставляя и дхарму. Его миссией было повернуть колесо всеобщей истории, поэтому он провозгласил примат разума и познания через опыт. Помимо буддизма, в Индии формируются целых шесть школ философской мысли разной направленности.
Так было в Индии. В столь же древнем и умудренном Китае шаманический культ уступает место написанию книг народной мудрости, которые позже Конфуций превратил в канонические. В том числе создается и знаменитая «Чжоу и», Книга Перемен, которая лаконичным образом синтезировала мощную натурфилософскую школу с народной мудростью комбинациями, применив для этого всего несколько абстрактных символов. Абстрактное мышление весьма интенсивно стало развиваться в виде нумерологии и комментирования «Чжоу и». В рассматриваемое нами время зародились две главные школы Китая: даосизм Лао Цзы резко консервативно отнесся к переменам, конфуцианство же, хоть и после смерти своего основателя, но было востребовано новой цивилизацией. 
На Западе пифагореизм привил учившейся думать цивилизации математику, «царицу наук». Но история пифагорейского наследия неотделима от орфизма. Оба учения стали говорить о единичной человеческой душе, путешествующий с небес на землю и обратно. Б.Ван-дер-Варден пишет в «Рождении астрономии»:
«Авеста» учит, что праведные души после смерти не только получают вознаграждение, но и восходят на небо. Аналогичное учение встречается и в Греции.
Эпихарм, сицилийский поэт, писал: «Если ты хорош в глубине души, тебе не грозит болезненная смерть. В высотах неба дух будет обитать вечно». Точно также в надписи, посвященной павшим в битве при Потидее говорится: «Эфир примет их души, как земля принимает тела».
Платон также учит, что душа бессмертна и что праведники восходят на небо. Его большой диалог «Государство» завершается величественным мифом, в котором описано, как души умерших попадают в таинственную область, имеющую один путь вниз и один путь наверх: праведники поднимаются на небо, а грешники спускаются под землю, где они наказываются десятикратно за совершенное зло. Все это в большой степени напоминает суд Ахура Мазды над душами и мост Чинват, по которому праведники проходят на небо, в то время как грешники проваливаются в пропасть. «Демонический луг» Платона, где собираются неродившиеся души, чтобы выбрать свою судьбу, напоминает цветущий луг в «Хадохтнаске», где умершие встречают свои бессмертные души.
Сам Платон подчеркивает восточное происхождение этого мифа, представляя его как видение некоего памфилийца, чье тело лежит как бы мертвое на поле битвы, а душа прозревает великолепие космоса и судьбы душ…
Мне кажется, что здесь мы прикоснулись к глубочайшим религиозным корням гороскопной астрологии. Душа спускается с неба, где она принимает участие в обращении звезд. Она объединяется с телом и образует вместе с ним живое существо. Этим объясняется то, каким образом характер человека оказывается зависимым от неба.
В «Федре» Платон описывает, как Зевс и 11 главных богов управляют своими  боевыми колесницами в небесах; двенадцатая Гестия остается дома. Вместе с ними отправляется небесное воинство: боги и демоны, сопровождаемые всеми душами, которые захотели следовать за богами. Когда затем души теряют свои крылья и падают на землю, они следуют на протяжении жизни, на сколько это возможно, за тем богом, за которым они следовали на небесах. Для тех кто находился на небе в свите Ареса, легким будет убийство, и то же самое касается других богов. Разве это не чистая астрология?» - восклицает Ван-дер-Варден.
А ведь небеса не были абстрактным понятием. Нет, они понимались как три реальных сферы Солнца, Луны и звезд. Каждая сфера – целый мир, где душа встречает определенных духов и переживает существенные испытания, переживания и превращения! Если жизнь души в земных условиях считать однородной в состоянии, переживаниях и деятельности, то вне земного тела душа живет в три раза более активно и разнообразно.
Итак, человеческий разум, отвратившийся от мира богов и духов, обратился на самого себя. В центр познания встал сам человек. И семь великих мудрецов Греции, собравшись однажды, после диспута признали величайшими истинами «Ничего лишнего» и «Человек, познай себя». Астрономия перестает обслуживать культ богов и обращается к единичному человеку, а древние боги становятся свидетелями на небесах того, что за человек родился в мир. Нарождается зодиакальная гороскопная астрология, которая распространяется очень бурно и повсеместно. Помимо астрологии, признание получают и другие «дети» астролатрии – механика, геометрия, физика и её величество философия. Но астрология продолжала хранить в себе древнее понимание мира, ставшее эзотерическим, скрытым от взоров.

urga:
КРИЗИС АСТРОЛОГИИ
     Запущенный более 25 веков назад механизм самоутверждения разума не остановился с появлением философии. Люди настолько стали невосприимчивы к психическому миру, что даже мистерии стали им непонятны, а потому и враждебны. Симптомом полной невосприимчивости к небесам стала жизнь Иисуса. Неприятие людьми духовной истины стоило ему жизни, и каждое распятие теперь является символом нашего времени, истребляющего всякое духовное требование. Судорожной попыткой спасти духовность стала вера, а движения за веру стали мощными религиями. Это касается отнюдь не только христианства. Прямая вера в бога горячо разжигала сердца слушателей Мухаммада, а в буддизме этот принцип взял на вооружение Дарума-Бодхидхарма - основоположник дзэн. Индия вообще изгнала буддистов перешла на поклонение таким богам как Вишну и Шива. Культы Вишну особенно популярны потому, что в них Бог принимает человеческую форму Кришны. Христианство, следуя замыканию человека в собственном существе, тоже превращает Бога в человека и успешно бьется за догмат, что человек Иисус – Бог.             Можно также наглядно показать, как в мировых религиях смешивался компонент веры с философией, порождая религию как таковую.
Исключительную роль для связи времен сыграли семитские народы, уклонявшиеся от философии. Именно они имели в себе меньше всего от философских понятий, несущих полноту миропонимания в наше время. Принцип мозгового рассудочного мышления выступил в них в чистом виде и стал питательной средой для рождения сухой эмпирической науки. Мы уже говорили об этом, когда указывали на первичный, с точки зрения истории, вклад арабской культуры в становление обычной науки. Другой семитский народ доказывает свою приверженность рафинированному рассудку тем, что 95% его представителей получают в нашем веке высшее образование и доминируют в области научной и идеологической мысли.
       В начале 21 столетия можно наблюдать «поразительный» феномен: на фоне повсеместного упадка христианских и буддийских конфессий ислам завоевывает себе миллионы новых последователей! Это происходит потому, что ислам в своей «философской простоте» наиболее адекватен сухому рассудку, если проверять на это именно религии.
       «Старшие дети» астролатрии стали в наши дни никому ненужными сиротами. Что такое сегодня философия? «Говорильня», -  скажут одни; «заумные игры», - скажут другие. Что такое сегодня астрология? Многие ответят, что лженаука, а верующие отнесут ее к категории дьявольского соблазна. И, тем не менее, именно астрология будет хранить в себе, подобно ковчегу, истину мистицизма и оккультизма.
Но под давлением времени возникла угроза, что астрология «изменит» самой себе и утратит свою сущность. Приводят к этому мутации ее содержания, наподобие подмены созвездий Зодиака календарными месяцами (см. вкладку на сайте «Звездочеты или нет?). Эмпирическое мышление проникает в астрологию и создает астрологов «нового» типа. Они говорят – астрология это наука и мы докажем это эмпирическим путем. Мы соберем статистические данные и они подтвердят правильность прогностических формул астрологии. Всё это было бы хорошо, если бы не искажались сами формулы астрологии. Одна дама поведала, как она стала астрологом: она наблюдала за людьми, родившимися в том или ином месяце и выводила свои собственные представления о том, какими качествами «наделяет» тот или иной «Знак Зодиака». Всё точь в точь как предписывает эмпирическая наука! Вот только не имеет она никакого отношения к астрологии, в которой светила свидетельствуют о людях, а не люди о светилах. Всё переворачивается с ног на голову. Астрологический базис разбирается на фрагменты, которые подвергают «переплавке», а потом из новообразованных понятий монтируется новая система, насквозь абстрактная, лишенная каких бы то ни было связей с космической реальностью. Например, два Знака Зодиака находятся напротив друг друга, другие два – по соседству и т.п. В старой астрологии это понимали именно как отношения Знаков. Но любитель играть мыслями думает: «А ведь в этих Знаках находятся планеты, значит и они имеют между собой такие же отношения». Но отношения между планетами зависят от характеров, присущих самим планетам, а не от того, в каких они наблюдаются созвездиях. А потом это видимое противостояние планет вообще отрывается в уме от всего, делается штампом, рафинируется до мысли о «180 градусах». «Ба! Так ведь поделим круг на разные числа и получим 90, 45, 60, 150, 72, 36… А что это всё значит? Ну, наверное, 36 градусов это…». Тут поднимается второй рафинированный мыслитель и говорит: «А я считаю, что 36 градусов означает совсем другое…» И в этот момент выясняется, что не только «сколько евреев, столько и мнений», но и сколько астрологов, столько и астрологий.
Что же нужно делать, чтобы сохранить астрологию в ее подлинном значении? Нужно, чтобы она продолжала оставаться частью того самого мистического (и оккультного) мировоззрения о странствиях души по земле и по небесным сферам. Астрология должна храниться в мистицизме, как косточка плода хранится внутри мякоти. А то получается так, что мякоть обсосали еще две тысячи лет назад, а косточку выкинули!

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии