Антропософский форум > Мастерские
У мора
happy:
В чем замысел высоких непонятных деревьев посреди острова, окаймленных с двух сторон скалами?
Лодка, груженная светлофигурными пассажиром и саргофагом, отплывает (не приплывает!) от острова - в чем замысел? Стало быть, гребец это не Харон.
Sergei:
Арнольда Бёклина " Автопортрет со смертью, пиликающей на скрипке".
--- Цитировать --- К теме смерти художник впервые обратился еще в 1870-ые годы, когда в Мюнхене был написан знаменитый «Автопортрет со скрипкой смерти» (1872).
Символика картины понятна сразу. Сорокапятилетний художник с кистью в руках прислушивается к мелодии, которую скелет, стоящий за его спиной, наигрывает над ухом на единственной струне скрипки. Жизнь художника держится на этой натянутой струне.
От ударов смычка, струна может порваться в любой момент, а вместе с ней оборвется и его жизнь.
После инфаркта миокарда в 1892 году Арнольд Бёклин практически безвыездно жил на своей вилле в Сан Доменико недалеко от Флоренции.
Здесь же 16 января 1901 года, будучи в зените славы, художник умирает.
--- Конец цитаты ---
--- Цитата: happy от 19 Июль 2010, 17:21:07 ---В чем замысел высоких непонятных деревьев посреди острова, окаймленных с двух сторон скалами?
Лодка, груженная светлофигурными пассажиром и саргофагом, отплывает (не приплывает!) от острова - в чем замысел? Стало быть, гребец это не Харон.
--- Конец цитаты ---
Мы сейчас подходим к очень сложному процессу - к переживанию смерти. И важно, что Бёклин смог передать это восприятие на доступном уровне своим зрителям.
Кроме "Острова мертвых" есть и другие полотна, которые также нуждаются в рассмотрении, для понимания феномена творчества художника.
--- Цитировать ---В своих картинах Бёклин постоянно ведет диалог с наследием европейского искусства, отвечая великим предшественникам - мастерам Средневековья, художникам Ренессанса, барокко, классицизма - собственными «репликами» на их произведения. Так, например, сюжет «Автопортрета со смертью, пиликающей на скрипке» (1872) восходит к знаменитой средневековой фреске «Танец смерти» в Базеле и к картине Ганса Гольбейна Младшего.
--- Конец цитаты ---
Alrock:
--- Цитата: happy от 19 Июль 2010, 17:21:07 ---В чем замысел высоких непонятных деревьев посреди острова, окаймленных с двух сторон скалами?
Лодка, груженная светлофигурными пассажиром и саргофагом, отплывает (не приплывает!) от острова - в чем замысел? Стало быть, гребец это не Харон.
--- Конец цитаты ---
Лодка, всё-таки, приплывает. У гребца техника, нам непривычная, лицом по ходу движения.
Рассмотрим картину как иммагинацию, которую доносит нам художник.
Если бы это был просто "Остров умерших", он бы не вместил всех умерших, не правда ли? Первый вариант картины мне представляется наиболее выразительным. (Но рассматривая все варианты вместе, можно глубже понять образ).
Попасть на остров можно только по воде. Путь по воде означает имагинативное восприятие. Остров окаймлен скалами со всех сторон, кроме той, где открывается проход. Это значит, что он скрыт за покровом материального.
Внутри острова кипарисы. И за их покровом(эфирного) опять нечто скрыто.
И - сравните с островом на картине Розенкранца. Тема: "Пилигрим". Здесь нет скал вокруг острова, мы видим, что находится на острове. В нашей лодке нет гребца.
Sergei:
Арнольда Бёклина "Остров мертвых".
--- Цитировать --- В «Острове мертвых» сказалось редчайшее умение художника наделить пейзаж философским содержанием, наполнить его поэзией. Каждый из пяти вариантов картины построен как отдельный музыкальный отрывок, а все вместе они, по замыслу художника, образуют музыкальное произведение.
Обратимся к варианту 1880 года. Здесь общая «сумрачная тема» образует некий фон, где неожиданно ослепительные белые вспышки создают волнующий аккорд. Белое пятно человека в лодке, рифмующееся с геометрически четкими белыми пятнами гробниц на острове, усиливает эффект «вырастания» загадочного острова из мрака вод. Это вырастание подчеркивают тревожные черно-синие силуэты кипарисов, контрастирующих со свинцово-синим пятном неба и рыжими скалами. Расположение кипарисов подчеркивает их музыкально-ритмический строй и делает еще явственней тишину и безмолвие всей этой загадочной сцены.
--- Конец цитаты ---
happy:
--- Цитата: Alrock от 19 Июль 2010, 22:04:24 ---Лодка, всё-таки, приплывает. У гребца техника, нам непривычная, лицом по ходу движения.
<...>Если бы это был просто "Остров умерших", он бы не вместил всех умерших, не правда ли? <...>
Попасть на остров можно только по воде. Путь по воде означает имагинативное восприятие. Остров окаймлен скалами со всех сторон, кроме той, где открывается проход. Это значит, что он скрыт за покровом материального. <...>
--- Конец цитаты ---
Лодка, действительно, приплывает. При причаливании гребец поворачивается лицом по ходу движения. Лодка причаливает, доставляя светлофигурного пассажира и саркофаг.
Вполне возможно, остров изображен столь маленьким ввиду намерения показать самый значимый фрагмент. В своих снах так мы видим некоторые вещи: только самый значимый фрагмент. Если бы остров был показан большим, мы на картине не увидели бы, что это остров посреди вод. Остров это не континент, поэтому пропорции кажутся такими как Меньшиков на картине Сурикова "Меньшиков в Березове": встав, Меньшиков пробьет головой потолок в избе.
Деревья кажутся мне аналогом спинного мозга, а остров - частью позвонка в разрезе.
Куда на этом острове денутся светлофигурный и саркофаг?
Навигация
Перейти к полной версии