Антропософский форум > Антропософские инициативы
Воспитываем детей.
Alrock:
Капризность (возраст 3-4 года)
Знакомая ситуация: утром малыш поднимается с постели, хнычет, ноет, одеваться - «не буду», умываться - «не хочу», есть - тоже проблемы. И так целый день. Мама при этом либо ходит возле такого капризули целый день, тщетно пытаясь вывести малыша из этого состояния: «ну, скушай бананчик», «ну, полежи немножечко». Либо у нее сдают нервы, и она срывается на крик, что тоже не приводит к желаемому результату, а только лишь ставит ситуацию в тупик, поскольку порочный круг никакой возможности, кажется, разорвать нельзя. Есть еще одна сторона: такое поведение малыша указывает на его нездоровье и в итоге, рано или поздно выливается в какое-нибудь заболевание. Мама же при этом продолжает ничего не замечать, слепо любя свое «сокровище», заботливо снабжая растущий организм всевозможными лекарствами и сладостями для утешения крохи. Или еще лучше - усаживает его перед телевизором, предлагая посмотреть любимый мультик. Однако, удивительно то, что ни в лекарствах, ни в мультике, ни в сладостях, ни в «строгом воспитании» малыш не нуждается. А все, что ему нужно - это несущий здоровье, во всех его аспектах, ритм. Даже «режим дня» для такого малыша был бы полезнее, всех вместе взятых предпринятых мамой действий. И все же есть существенные отличия в таких понятиях как режим дня и ритм дня. Режим дня больше возможно сравнить с тактом, который несет в себе деление времени на совершенно равные отрезки. Такая система «мертва» сама по себе. Там все четко выверено во времени. Впрочем, не это плохо или, лучше сказать, не состоятельно. В режиме дня нет места для вдоха и выдоха, а это именно те процессы, которые жизненно необходимы любой живой организации. Ритмические же процессы напротив, несут в себе жизнь, в прямом смысле этого слова. Ритм- это вдох и выдох. Ведь без этих вдохов и выдохов не было бы жизни? Таким образом, совершенно правомерно, что день малыша от 0 и до 7 лет, особенно в этот период, спланирован как вдох и выдох, как нечто, что несет собой необходимую для жизни и правильного развития и роста организацию временного пространства. И как ни один вдох не похож на каждый следующий, а также и выдохи различны, однако не возможно, сделать, например, два выдоха или вдоха подряд. За каждым выдохом, следует вдох: из этого и состоит «жизнь». И речь идет о том, что правильно организованный для капризули ритм дня творит просто чудеса.
Несмотря на то, что дети очень чувствительны к ритмам, маленькие, они еще не могут правильно организовать здоровые ритмы дня - эта задача полностью ложится на плечи родителей. Выделенное определенное время для сна и приема пищи, для работы и отдыха, для чередующихся напряжения и расслабления, – все это ведет к образованию привычки. Привычка же формирует личностные качества и характер. Кроме всего, то, что происходит регулярно, требует меньших физических и эмоциональных затрат. Таким образом, наладив ритм дня, недостатка времени у вас не будет и сил будет достаточно для выполнения запланированной работы.
И, конечно же, имеют смысл ритмы недели, месяца и года. Регулярные сознательные повторения укрепляют волю. В. Загвоздкин же в своей книге «Вальдорфский детский сад» пишет следующее: «Не происходит ничего непредвиденного, не происходит травмирующей психику ребенка хаотической смены различного рода деятельностей, выходящих за пределы доступного сознанию ребенка кругозора; по выражению Хебенштрайта, известного немецкого дошкольного педагога, «ребенок приобретает опыт постоянства и последовательности, укрытости и защиты; будущее становится предсказуемым». Повторение и ритм, таким образом,- важнейшее условие душевного благополучия для ребенка.»
Возвращаясь же к нашему выше описанному примеру хочется сказать следующее: каким бы ни был темперамент вашего ребенка, как бы далеко вы не ушли в своем «воспитании», выход все-таки существует. И для того, чтоб ваш малыш стал счастливым и веселым, совсем не обязательно предпринимать действия, которые по сути не решают проблему, а лишь усугубляют ее.
Список использованой литературы:
1. В. Гебель, М. Глеклер. Ребенок. От младенчества к совершеннолетию. Медицинско-педагогический справочник./ Перевод с немецкого. – «Духовное познание», 2004, Калуга
2. Загвоздкин В. Вальдорфский детский сад в созвучии с природой ребенка.- СПб.- Москва.- 2005.
Навигация
Перейти к полной версии