Антропософский форум > Антропософские инициативы

Актуальность штайнеровской педагогики, вальдорфского образования?

(1/2) > >>

Alexey:
Доброго дня всем

Интересует меня этот вопрос. Прошло уже более 100 лет как Рудольф Штайнер начал систематизировать процесс обучения на основе антропософии. К сожалению, я пока не нашел каких либо его указаний на то, что актуальность предложенной методики сохранится и в наше время. Тем временем по всему миру существует не мало школ на основе его принципов, какие то близки, какие то далеки к его первоначальным основам. В Казахстане (Алматы) открыли детсад несколько лет назад и есть школа. Организаторы называют их вальдорфскими, но в силу различных неслучайностей идут отклонения от первоначальных принципов. Чем дальше, тем этих отклонений может быть и, я уверен, будет, больше.
Кто заботиться о соответствующей адаптации штайнеровской педагогики к настоящему времени, к национальным особенностям и т.п.?
Все лавинообразно пернимают соседский опыт, что влечет соответствующие последствия.
Штайнер в "Евангелие от Луки" говорит: - "Все то, что является правильным в соответствующий момент времени, обращается в препятствие для времени позднейшего".
Можно конечно сказать, что антропософы сами, в виду своей субъективности и современности и изменяют эти принципы (сознательно или бессознательно, не важно), но надо быть, на мой взгляд, самим Штайнером, чтобы изменять и адаптировать то что создано. Или быть глубоко понимающим эти принципы и глубоко сознающим настоящее.

Дабы не расплодить флейма, прошу в ответах придерживаться строгости рамок темы и Отвечать в КАЖДОМ посте на вопросы: - Актуальна ли штайнеровская педагогика? Кто и как адаптирует ее в наше время? Примеры адаптации. Реальные предложения по адаптации.

Владимир:
    Добрый день Алексей!

   Тема интересная, плотная и весьма актуальная.
   Было бы хорошо если бы здесь сочли нужным ответить сами вальдорфские учителя.

   Мое мнение - что вальдорфская педагогика актуальна и сейчас и будет актуальна в будущем. В своих лекциях Р. Штейнер указывает на факт воплощения Мани и большого числа манихейских душ в начале нашего тысячелетия. Также он пишет, что для такой индивидуальности как Мани необходимы определенные условия воспитания, и если он не найдет подобных условий, то может просто не воплотиться. Вальдорфская педагогика как раз вполне может создать такие условия, чтобы Мани и его группа были все-таки воплощены на Земле. Это один из неумолимых фактов говорящих за настоящую актуальность вальдорфского движения.
   Конечно люди и национальные особенности могут вносить специфические изменения в основные постулаты вальдорфского движения, но если все делать с умом и душой, то это не должно приносить вреда.
   Моя близкая знакомая прожила в Новой Зеландии год, и когда она искалу школу для своего сына-пятиклассника, то не вальдорфскую она там просто не нашла. Как она мне сказала, были антропософские вальдорфские, полу-вальдорфские, четверть-вальдорфские... Она была шокирована тем, что уроки проводятся на природе, и дети до 7-го класса пускают кораблики по ручьям и занимаются созерцанием природы, изредка заходя в классы и что-то там делая. Вот кстати лучший пример адаптации - когда вальдорфская педагогика поддерживается на государственном уровне. Говорят, что наш Анатолий Пинский хотел сделать тоже самое, будучи замом Министра.
   Конечно я понимаю Ваши опасения, что в современности люди очень часто модифицируют известные вещи до неузнаваемости и делают многое дилетански и проч. Но лидеры в современности обязательно найдутся и вовремя проинспирируются. И для этого Рудольфу Штейнеру вовсе не нужно специально воплощаться...
   Интересен также пример специфических стран, таких как Филиппины, Таиланд, Япония, африканские страны, Бразилия, и др. которые занимаются внедрением вальдорфской педагогики. Недавно мне рассказали о вальдорских школах в бедуинских арабских деревнях Израиля. Процесс идет.

Владимир:
     В дополнение предыдущему посту:
     Об инкарнации Мани (Манеса) в XXI веке
Мальчик из Наина. "В следующей инкарнации он был Манес; о дальнейших его воплощениях можно судить по легендам, напоминающим историю воскрешения Лазаря".
     "В текущем столетии Манес (Мани) не воплотится; он намеревается сделать это в следующем столетии при условии, что он найдет себе подходящее тело. Обычная система воспитания не дает Мани никакой возможности для развития; здесь может помочь только вальдорфское воспитание. Если необходимые предпосылки сложатся, то он мог бы выступить как Учитель человечества и взять на себя водительство в области искусства и религии. Он будет действовать в силах Мистерий Грааля и подвигать людей к самостоятельному выбору между добром и злом". GA264 (с. 239-240) Антропос

    Об антропософских инкарнациях:
    GA 237 гл. 7
    Однако те, кто ныне с истинной глубокой преданностью могут принять антропософию, могут связать себя с антропософией, они имеют в себе импульс, происходящий от пережитого ими в сверхчувственном мире в начале XV и в начале XIX столетия, чтобы с концом XX столетия снова появиться на Земле вместе с теми, которые с тех пор еще не спускались на Землю. К тому времени через антропософскую спиритуальность будет подготовлено то, что должно быть тогда осуществлено через эту общность как полнота откровения того, что сверхчувственно подготовлено названными течениями.

   Моей задачей еще будет показать вам, какими утонченными средствами хочет воспрепятствовать этому Ариман и в какой острой борьбе протекает это в XX столетии. Серьез-ность текущего момента времени, степень мужества, которое необходимо, чтобы верным образом включить себя в спиритуальные течения, — это можно осознать из рассмотрения всех этих вещей. Но воспринимая в себя все эти вещи, говоришь себе: «Ты, человеческая душа, ты можешь быть призвана — если обретешь понимание — способствовать незыблемости Михайлова правления», — и тогда одновременно может возникнуть то, что можно назвать самоотверженным внутренним ликованием человеческой души от необходимости быть столь сильной. Но надо обрести душевный строй, ведущий к этой, исполненной мужества силе, к этому энергичному мужеству. Ибо над нами начертано сверхчувственными знаками: осознайте, что вам ведь опять предстоит прийти на Землю перед концом XX столетия, но вам надо подготовиться к этому! Да будет вам ведомо, какие формы тогда может принять то, что вы подготовили!
   GA 237 гл. 8
   Эти примечательные сплетения кармических нитей мы можем понять, только если вспомним о тех предпосылках, которые были нами теперь обсуждены, — если мы действительно увидим, как те души, которые в настоящее время из своего подсознания ощущают устремление к антропософскому движению, нечто сообща проделали в прежних земных жизнях, благодаря чему они в своем большинстве принадлежали к тем сонмам, которые в сверхчувственном мире внимали благовестию Михаила в XV, XVI, XVII столетиях и которые затем — в начале XIX столетия — были причастны к тому могучему имагинативному культу, о котором здесь было мною сказано. Мы воспринимаем могучий космически-земной призыв, обращенный к кармическим взаимосвязям членов Антропософского общества. В последний понедельник вы слышали, что этот призыв распространится на все XX столетие и его кульминация наступит в конце XX столетия.

   GA 238 гл. 6
   И вот, мои дорогие друзья, то, что мы должны принять в наши души: сознание того, что антропософское движение, в самом своем существе, призвано действовать и дальше. С концом XX столетия должны снова появиться на Земле не только самые значительные, но и почти все души антропософов, — появиться к тому времени, когда надо будет сообщить духовной жизни, спиритуальной жизни необходимый ей сильный стимул. Ибо иначе земная цивилизация придет к полному упадку, симптомы которого уже теперь выступают так сильно.
Мне хочется, мои дорогие друзья, исходя из всего этого, возжечь в ваших сердцах тот огонь, который нам необходим, чтобы уже теперь сделать духовную жизнь внутри антропософского движения настолько сильной, чтобы мы своевременно были подготовлены к приходу той великой эпохи, которая настанет после нашей сокращенной жизни в потустороннем мире, — к той великой эпохе, когда расчет будет на важнейшую составляющую спасения Земли — на антропософские силы.
   Я думаю, что эта перспектива будущего сможет воодушевить антропософов, сможет вызвать у антропософов такие чувства, которые поведут их через современную жизнь энер-гичными, готовыми к работе, охваченными энтузиазмом чтобы подготовить их к предстоящему в конце столетия, когда именно антропософия будет призвана к тому, о чем я говорил.

   Вот вальдорфская педагогика должна позаботиться о приеме этих душ, которые уже грядут и еще собираются прибыть сюда в ближайшее время. Это сообщество будет представлять собой оплот душ, которые будут сильно и деятельно противодействовать воплощенному Ариману

EWC:
Вот, действительно, что думают об этом наши вальдорфские педагоги?
Неужели на форуме никого нет из инициатив? Вопрос-то непростой, и весьма...  (_bye)

Кстати, я переформулировал бы его так: как надо адаптировать социум к вальдорфской педагогике?  ::)

happy:

--- Цитата: EWC от 30 Июль 2009, 00:21:44 ---Вот, действительно, что думают об этом наши вальдорфские педагоги?
Неужели на форуме никого нет из инициатив? Вопрос-то непростой, и весьма...  (_bye)
Кстати, я переформулировал бы его так: как надо адаптировать социум к вальдорфской педагогике?  ::)
--- Конец цитаты ---
Лет 10 назад случай свел меня с коллегой, преподававшей ранее в школе Пинского. Вскрылось это как-то самопроизвольно в окружении, явно не дружерасположенном к антропософскому наследию. Мне интересовали ее персональнальные впечатления о вальсдорфской школе. В частности, ее печаль. Еще раз подчеркну, это персональный момент, который негоже распространять на все и всех. Тем не менее, этот момент является конкретикой, как и любой жизненный опыт кого бы то ни было.

Перейду сразу к резюме, которое публикую в моей интерпретации. Хотя 2 субъективности перемножаются, все же что-то можно уловить и из такой кучи-малы.

Главный вывод: вальсдорфская педагогика должна работать консистентно, поскольку способна углубиться до самого глубокого. Вывод, следующий по значимости:
а) учителя должны быть подходящими,
б) дети должны быть с уже до рождения сформированным запросом на развитие,
в) учебная среда должна быть правильно организованной

По ее субъективному мнению, социум очень сильно влияет на вальсдорфскую школу, поскольку не может быть, как по Аркадию Райкину, тут играем - тут селедку заворачиваем. Вальсдорфская школа предполагает здоровый социальный организм вокруг. Иначе дети начинают замыкаться в себе, а школа превращается в элитарную. Последнее было бы не так уж и плохо, если бы элита являлась элитой - тут, конечно, не столь все просто и не совсем ясно.

В свете изложенного, imho, социум, скорее, стоит выгибать под вальсдорфскую педагогику, чем наоборот. Развивая данный посыл, стоит сместиться от педагогике (науки обучения детей, формирования их как индивидуальностей) к акмеологии (науке формирования "Я", достигаемому благодаря рефлексии жизненного опыта). Т.е. посмотреть, как взрослые программируют направляющее русло для своей судьбы и для детей.

Если это делать основательно, получается такой вывод: развивая свое "Я" правильным образом, взрослый дает ребенку несравненно большую опору, чем сам может себе представить. Почему? - потому что станет детей учить, исходя из интуиции и пробуждая интуицию детей, многократно усиливая ее собой. Существующее социальное клише делает все с точностью до наоборот. При совке это носило попросту вопиющие размеры - один "дедушка Ленин" чего стоил.

Взрослым людям стоит научиться учить себя. Это магистральное направление, чтобы адаптировать социум к вальсдорфской педагогике. Во всяком случае, пересмотреть основание, на котором ты строишь сам себя, требует усилий и легко не достигается.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии