Антропософский форум > В потоках времени

Полуночное Солнце

(1/9) > >>

Sergei:


Истина
--- Цитата: happy от 05 Авг. 2009, 21:48:46 ---В GA234 "Антропософия и мистерии Нового времени" часто используется иллюстрация: источник света, расположенный позади аллеи - там, где деревья уже почти слились - и чей свет достигает начала этой аллеи. При этом сам источник света отдален от начала аллеи. Ассоциативно, imho, Лилит увязывается с ним.
О Еве говорим, как о жене Адама. Лилит - только отсвет жены. При этом "у Лилит небо в алмазах, а у Евы в огороде картошка". Лилит не злая.
Развивая тему с образом источника света за аллеей, Лилит можно, imho, сопоставить с тем, что приведет к полуночному Солнцу. Тому, что открывается как Тайна кульминации, когда явление меняет "знак дифференциала" на противоположный. Было бы здорово посмотреть на художественный образ полуночного Солнца.

--- Конец цитаты ---
Спасибо за подсказку, долго ждал ее, сопереживая творчество Чюрлениса. Картины полуночного Солнца, мир полуночного Сонца. И сама культура Литвы созвучна этому термину.

--- Цитировать ---Детство провёл в Друскининкае, где его отец был органистом. Профессиональная музыкальная карьера началась в музыкальной школе и оркестре князя М. Огинского в Плунге (1889—1893). Музыке обучался в Варшавском музыкальном институте (1894—1899) и Лейпцигской консерватории (1901—1902). Учился живописи в рисовальной школе Я. Каузика (1902—1905) и художественном училище (1905) у К. Стабровского в Варшаве. Впервые экспонирует свои работы в Варшаве в 1905. В 1906 его работы выставляются на выставке учеников Варшавского художественного училища в Петербурге. Один из инициаторов и участников первой литовской художественной выставки в Вильнюсе в 1907. В 1908 живет в Вильнюсе, где руководит хором, часть времени в Друскининкай и Паланге. Осенью 1908 г. в Петербурге при содействии М. В. Добужинского вошёл в круг художников, позднее образовавших объединение «Мир искусства». Умер после тяжелого нервного заболевания в санатории под Варшавой. Похоронен в Вильнюсе на кладбище Росса (Расу).
Автор первых литовских симфонических поэм «В лесу» (1900—1901) и «Море» (1903—1907), увертюры «Кястутис» (1902), кантаты для хора и симфонического оркестра «De profundis» (1899), струнного квартета, произведений для хора a capella на тексты псалмов. Записал и обработал свыше 60 литовских народных песен. Сочинил свыше 200 произведений для фортепьяно (прелюды, вариации, «пейзажи», произведения для струнного квартета и органа).
Написал около 300 произведений в духе модерна и ар нуво, сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской, индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей»; 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907; «Жемайские кресты», «1909»).
--- Конец цитаты ---



Sergei:


Сотворение мира III Чюрленис
--- Цитировать ---Работа, которая велась Эйнштейном и его последователями, помимо сугубо "теоретической" задачи обнаружения "смещения к красному", как мы теперь знаем, имела своей объективной, не зависящей от воли и сознания ученых целью Чернобыль и Хиросиму; она оказалась работой по высвобождению "гадов", перед которыми меркнет разрушительная деятельность гадов, описанных в булгаковской повести. За всеми этими азартно обсуждаемыми энтузиастом Флоренским "мнимостями в геометрии" Булгаков увидел кошмар ядерных взрывов и истерии будущей "холодной войны". И хотя, скажем, в пьесе "Адам и Ева" он запечатлел тотальное уничтожение человечества всего-навсего какими-то жалкими "удушающими газами" (которые, за неимением лучшего, выдвигаются на сцену и в "Роковых яйцах"), но, несомненно, думал о масштабах и последствиях иной войны.
           И объективная телеология, которая таилась за обсуждаемой взахлеб в годы написания повести "теорией относительности", была ясна избранным современникам Булгакова, хотя и не котировалась тогда как всепоглощающий предмет мысли и душевных страхов, как в последующую эпоху, когда потенция стала действительностью. В 1921 году в поэме "Первое свидание" Андрей Белый писал хрестоматийно известные сегодня строки:
          Мир - рвался в опытах Кюри
           Атомной, лопнувшею бомбой
           На электронные струи
           Невоплощенной гекатомбой...
           Это сказано о времени студенчества героя поэмы, 1900-х годах, когда перспектива "атОмной бомбы" еще была никому не известна. В начало 1900-х поэтом проецируется точка зрения как бы некоего "пророка", который оказался способен предсказать то, что автору, посвященному в самые сокровенные тайны современного естествознания, станет известным лишь полтора десятилетия спустя, когда уже будет начертана роковая формула Эйнштейна, оповестившая человечество о неимоверных запасах энергии, таящихся в микромире. Хотя и в 1921 году эта, предвиденная им, "гекатомба" все еще оставалась далеко "не воплощена".
           Булгаков, как теперь оказалось, также принадлежал к малому числу "посвященных". Теперь понятен известный историко-литературный факт: в 1926 году два писателя как бы обменялись "верительными грамотами". Белый преподнес Булгакову с дарственной надписью недавно вышедший роман "Московский чудак"; Булгаков в ответ - восстановленный после гонений сборник "Дьяволиада", содержащий повесть "Роковые яйца" (Чудакова М.О. К творческой биографии М.Булгакова // Вопросы литературы, 1973, N 7. С.254; Соколов Б.В. Андрей Белый и Михаил Булгаков // Русская литература, 1992, N 2. С.42). Белый мог по достоинству оценить освещенные этой повестью исторические перспективы. Эти произведения исследователи давно ставят в параллель. Профессор Персиков льстит себя надеждой, что изобрел "луч жизни"; профессор Коробкин мучается оттого, что изобрел "луч смерти".
Панфилов Алексей Юрьевич Булгаков и Эйнштейн (О повести "Роковые яйца") zhurnal.lib.ru/p/panfilow_a_j/panorama.shtml

--- Конец цитаты ---
И сюда приводит полуночное Солнце, в этом и ужас.

Sergei:
«Соната звезд»
--- Цитировать ---Перед Чюрленисом стояла задача самой высокой трудности в живописи – показать бесконечность вселенной. Это задача 6 или 7 уровня.

На картине звезд практически нет. Они вот в одной узкой дорожке в верхней части картины. С левого края до правого края протянута маленькая коричневая дорожка - и на ней звезды. Звездный путь. По этой дорожке идет ангел. Если Вы верите в Бога, то поймете, почему идет именно ангел. И почему не простой ангел, а именно уставший ангел. Ангел, согласно религиозным правилам, - нематериальное существо. Ангел не может устать, не может износиться. Если ангел на середине звездной дороги устал… Для религиозного человека это то же, что для японца Фудзияма ниже волн. Для религиозного человека это символ безграничности – беспредельной протяженности и тяжести звездной дороги.
www.altshuller.ru/rtv/rtv8.asp
Альтшуллер Г.С., 1986 О ЧЮРЛЁНИСЕ (СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ В ЖИВОПИСИ)
--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---Как бы то ни было, значительную роль в творчестве Чюрлениса сыграли его философско-мировоззренческие интересы. Образование и, особенно, рано пробудившийся интерес художника к естествознанию "скорректировали" приобретенные в детстве наивные верования, пробудили стремление к более глубокому познанию сущности человеческого бытия. По свидетельству современников, Чюрленис живо интересовался религиями древних восточных народов, в частности, древнеиндийскими, изучал теоретические работы философов и психологов конца 19 века - среди них Вундт, Ницше и др. В результате, считают современные исследователи, в сознании художника сложилась своеобразное миропонимание, предполагавшее высшую духовную общность или силу, которая и сообщает Вселенной смысл. Об этом, впрочем, свидетельствуют и высказывания самого художника, а также идейно-символическое содержание ряда его картин. Философские взгляды Чюрлениса невозможно облечь в четкие формулировки, так как они явились специфическим, художественным миропониманием, в котором преобладающее значение имело эмоционально-интуитивное восприятие действительности.
СКРЯБИН И ЧЮРЛЕНИС: МУЗЫКА И ЖИВОПИСЬ НА ПУТИ К СИНТЕЗУ Ванечкина И.Л.

--- Конец цитаты ---

Спешу показать разные лики мира полуночного Солнца и то, как лики воздействует на людей.

--- Цитировать ---Re: М. Чюрлёнис- Покой. Feb 21, 2006, 18:23    #15   Трилока
--------------------------------------------------------------------------------
Помню,как долго не могла прийти в себя после посещения в Каунасе музея Чюрлениса.
Его акварели-это совершенно особый мир.Притягательный,загадочный и необъяснимый.
Наверное,самое точное определение этого таланта-живописец в музыке и музыкант в живописи.
--- Конец цитаты ---

Sergei:


Покой Чюрлёнис
--- Цитировать ---Чюрлёнис-Покой. Dec 10, 2004, 10:49 Сизиф forum.armkb.com/art/14482-m-chyurl-nis-pokoi.html
________________________________________
Я когда-то уже писал об этой картине, но мои записи пропали, и я попробую заново написать о ней...
Я долго не мог понять, почему художник назвал эту картину "Покой", для меня эта картина олицетворение тех темных уголков души, той бездны, которую древние греки называли Эребом...
У каждого из нас в душе есть этот Эреб, но некоторые и не подозревают об этом, и живут спокойно,
а некоторые слишком часто заглядывают туда, и или сходят с ума (как сам Чюрленис), или убивают себя...
Но после разговора с Белкой я согласился с ней, что художник правильно назвал картину "Покой".
Да, это покой, покой этого холодного, без солнца неба, покой этой ледяной воды, которая зальет огонь, непрерывно обжигающий твою душу, и даст наконец тебе отдохнуть...
Это покой уже мертвой, но еще существующей души, души, которой больше ничего не нужно...
К этой картине очень подходят строчки из песни Р. Планта "Darkness, Darkness":
Darkness, darkness, be my blanket,
Cover me with endless night,
Take away the pain that flows away,
Fill the emptiness with bright...

--- Конец цитаты ---

Sergei:



Этот мир Полуночного Солнца манит к себе людей, давайте и мы вниматильнее присмотримся к нему
--- Цитировать ---Десятки картин развешены по стенам каунасской галереи Чюрлениса. Кто-то когда-то выбрал из них одну - “Истину” - и повесил ее отдельно и в начале экспозиции. Спасибо ему! Ибо не может быть лучшего живописного заглавия выставке.
Внешне - это просто человек со свечой, в пламени которой сгорают ночные мотыльки. Но всмотреться духовными очами - и раскрываются бездны...
Человек как будто скорбит. Наверное, от грустных ассоциаций мотыльков с людьми, жаждущими истины. Это особенно видно по опущенному уголку рта на освещенной стороне лица.
Но ведь он и улыбается... Усмехается высокомерно, глядя свысока и полуобернувшись, как бы презирая слабые существа, не способные перенести истину, если они ее узнают. А если он их и жалеет, то с брезгливостью к этим убогим, не видящим, как гибнут их собратья. Конечно, он вправе гордиться собой в сравнении с теми, кто может жить только во тьме неведенья.
Что ж это за истина такая, что познать ее дано лишь немногим, а может, и вообще одному?
Священник. В белой тоге. С твердым стоячим воротником. В руке толстая без подсвечника церковная свеча... А те, что слетаются на свет, зажженный им? - Это же люди. У некоторых даже различимы вроде бы черты лица. Крылатые люди... Ангелы? - Нет. Вглядитесь. Это же святые с нимбами вокруг голов! Подвижники божьей истины. И вот они ее достигли... И горят. Горят святые! Куда же смотрит Бог?!.
Это отнюдь не вариация библейской легенды о земной жизни, страданиях и смерти Иисуса, сына божьего, на виду у Бога-отца. Но сравнивать больше не с чем. По христианским канонам, кто носит нимб над головой - свою святость (и соответствующий этому рангу нимб) приобрели уже после всех страданий, после смерти, после того, как доказали свое высокое достоинство перед миром и Богом, и казнь святых - по христианским представлениям - просто бессмыслица. Лишь Иисус - получается - был тем единственным, кто претерпел муки и казнь, осиянный нимбом. А в “Истине” Чюрлениса таких не перечесть. Так что: сюжет, сочиненный художником,- результат невежества или же он сознательно антихристианский?
За год (возможно, за два) до создания “Истины” - в 1904 году - Чюрленис набросал в эскизе (357) похожий мотив, но выдержанный вполне в христианском духе. Неизбежность страданий - смысл той композиции. Держащий свечу имеет там явные признаки дьявола - остроух и рогат, а у летящих в пламя человечков не видать там нимбов вокруг голов. Страдальчески изломаны брови дьявола, печально глядят в огонь его глаза. Он, может быть, и сам не рад творимому, но таков жребий его: он должен испытать подвижников.
Но в “Истине” горят уже выдержавшие испытания!.. Куда же смотрит Бог?!
А может, в сторону. Как и священник. Он безразличен к малым тварям сим. Он может на мгновенье пожалеть их, но ради них он не задует сжигающий их адовый огонь. Уж слишком не равны они друг другу, чтоб он для них хоть пальцем шевельнул. Ему зачем-то нужен свет - и все. Пути Господни неисповедимы...
Кто знает, не будь в России попа Гапона, кровавого воскресенья 9 января 1905 года, им подготовленного, и всего, что было после этого воскресенья, может, не появился бы у Чюрлениса столь явно антихристианский намек в “Истине”. Но трагедия свершилась. И самые широкие обобщения земных болей, несправедливости, разочарований хотелось бы видеть в образе горящих святых.
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет - и выше...
Чем не параллель пушкинскому Сальери, ослепленному лучезарной беспечностью гения Моцарта, чюрленисовский мотылек, опаливший крылья в апофеозе света и падающий в темень? Но в трубном звуке зачина, в катастрофическом развороте пушкинской трагедии потонули бы, будучи сопоставлены, слабые потрескивания сгорающей моли. Чюрленис в таком сравнении - сама задумчивость, меланхолия и тишина,- само Сомнение.
Действительно, слишком незаметны нимбы, слишком мелок масштаб катастрофы: свеча - не факел, костер, пожар и так далее,- слишком презираемо человеком такое существо, как ночная тля, чтобы безоговорочно служить образом великого, и слишком мало света и черноты, яркости и контраста, чтобы захватить и увлечь зрителя пафосом протеста, скорби, обиды и разочарования.
Тихо потрескивает свеча, и вспыхивают огнем бабочки. Загадочная темнота лишь едва-едва отступает перед ними. Перед ним... Священник остановился, и далеко-далеко вслед за взглядом улетели его мысли: “Да, эти твари не сомневаются. Таким - быть святыми. Что им из того, что пути Господни неисповедимы, и есть на этих путях страдания? Если ты веришь, что бренная жизнь исполнена высшего, духовного смысла и земные терзания - лишь исчезающий миг по сравнению с вечным блаженством будущей жизни души,- ты пойдешь на телесную жертву, сейчас потребованную Богом”. “Жизнь мира совершается по чьей-то воле,- писал Лев Толстой,- кто-то этой жизнью всего мира и нашими жизнями делает свое какое-то дело. Чтобы иметь надежду понять смысл этой воли, надо прежде всего исполнить ее, делать то, чего от нас хотят. А если я не буду делать то, чего хотят от меня, то и не пойму никогда того, чего хотят от меня, а уж тем менее,- чего хотят от всех и от всего мира”.
Так, может, в таком умонастроении заключается смысл картины Чюрлениса? (Ей когда-то добавляли второе название - “Надежда”.) Вглядитесь в то, что вырастает за спиной держащего свечу. Там же не лучи простираются вверх от источника света, а крылья! Крылья души... Готовность к самозабвенному порыву во имя высшей истины. Пусть лишь она блеснет, мол, в темноте.

--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---Но опять: ведь силы света в картине и глубины тона, четкости рисунка и определенности сюжета не хватает, не хватает не только для выражения протеста, обиды и воинствующего неверия, но и для пафоса самоотверженности и вдохновения, подвижничества и действенной веры. Вот и крылья-то Его - сложены, да и не заметны они так же, как и нимбы; вот и бурая тьма вокруг - так давяща и уныла.
Нет. Если уж искать пафос чюрленисовской картины, так где-то между верой и неверием. - В безверии. Чюрленис живописал трагедию сомневающихся, трагедию тех, кто лишившись доверия к Богу лишился веры вообще.
Это очень серьезный (и сейчас, и для многих атеистов серьезный) вопрос: не ведет ли отказ от мечтательного идеала к необходимости смириться с крушением всякого мирообъемлющего идеала? Если Бог безразличен к добру и злу, значит, они перестают быть началами мировой архитектоники. Получается, что лишь в человеческом понимании, и больше нигде, что-то становится добром, а что-то злом, например, гибель людей или моли. То есть добро и зло относительны, а не абсолютны. Они, оказывается, не для всех и не всегда едины. А идеальные ценности морали, теряя связь со всеобщим идеалом, тогда на самом деле могут понизиться в своем значении и в некоторых случаях действительно тускнеют и гаснут. Не потому ли такие тусклые и гаснущие краски в “Истине” да и почти во всех творениях Чюрлениса? И не потому ли его метод - не утверждения, а намеки, полускрытые изображения, которые зритель сам волен заметить или нет? Художник же - не чувствует себя вправе навязывать, ибо окончательная истина ему не дана: он лишился веры.
Объяснить и оправдать несовершенство мира, созданного таким совершенным творческим началом, как Бог, всегда было трудно христианству (в отличие, например, от буддизма, который акта творения не признает). Поэтому Чюрленис в своем недоверии к персонифицированным силам, стоящим над людьми, оказался особенно актуальным после того, как над христианским миром пронесся смерч фашизма времен второй мировой войны. Как мог папа римский, как могла католическая церковь предать верующих, ничего, совершенно ничего не сделав для спасения миллионов безвинных? Как мог Бог допустить массовые убийства младенцев?
На эти вопросы не было ответа верующим. В мире наступил самый глубокий кризис христианства за два тысячелетия его существования. Но жизнь без веры сера и тускла. А далеко не все в теперешнем мире, лишившись религиозных идеалов, обрели вместо них новые. И истина, специфически по-живописному поведанная Чюрленисом не только своим современникам, но и нам, истина, выраженная в непередаваемо грустном и тусклом колорите этой замечательной картины “Истина”, заключается в том, что человек без окрыляющей мировой идеи счастлив быть не может.
С. Воложин Чюрленис. Художественный смысл произведений живописи и литературы http://art-otkrytie.narod.ru/chiurlionis1.htm

--- Конец цитаты ---

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии