Антропософский форум > Наука и естествознание

Научные взгляды, совпадающие с антропософскими

<< < (3/11) > >>

happy:
В этой теме время это часто используемый термин. Хочется попробовать уловить его в тенета своего умственного восприятия. Подобная попытка, похоже, была в наследии Щедровицкого. Последнее хотелось бы узнать по-подробнее. Возможно, форумяне помогут.

Понимание природы времени открывает многое. Позвольте иллюстрацию. Возьмем наш человеческий интеллект. Интеллект строит упрощенную картину реальности, давая возможность анализировать сложные ситуации, организовывать групповую работу по их "разгрызанию". Резонный вопрос, выхватывается ли такая сложная ситуация из течения времени? Во всяком случае, для момента начала ее анализа ответ положительный. Ситуации меняются с течением времени. Только успевай поворачиваться их анализировать. Взаимная увязка интеллекта и времени налицо. Мы пользуемся интеллектом, чтобы благодаря интеллектуальному анализу нагнать время, которое мы бы упустили, если бы не справились со сложной ситуацией.

Психологически, иллюстрация показывает как интеллект и время связаны друг с другом в наших представлениях. Интеллект "домкратит" время в нашей игре в догонялки. Последнее слово опять-таки напоминает, что время не запрешь на штрафстоянку интеллекта. Когда интеллектуальный аппарат применяем для анализа давно прошедших эпох, время - как объективный фактор - воспринимается уже неправильно. Чтобы это стало правильным надобно поиграть в перегонялки, т.е. обгоняя историческое время благодаря развитию.

Резюмируя, хочу сказать, что секундомерное мерило наших дней не применимо к эпохам длиной в миллионы лет. Представления современных наук о том, что было в доисторические времена, может оказаться в корне неверным, как теория Дарвина, "научно" выводящая образ Божий из плотского соития. В частности, представления о длительности исторических периодов может быть искажено интеллектом до полной своей противоположности.

Sergei:

--- Цитировать ---Переступить через порог духовного мира — это сегодня Может осуществить, разумеется, далеко не всякий. Ибо в течение последних столетий человек привык все, с чем он встречается, рассматривать как разыгрывающееся в ходе времени. Однако первое, что он испытывает, оказавшись по ту сторону порога духовного мира, будет следующее: существует некий мир, в котором время, как мы его постигаем, не имеет никакого значения. Тут надо освободиться от власти представлений о времени. Поэтому, если человек хочет подготовить себя к познанию духовного мира, ему весьма полезно начинать, по меньшей мере, с того, чтобы учиться представлять себе то или иное в порядке, обратном ходу времени. … Когда же мы думаем в обратном направлении, не от утра до вечера, а от вечера до утра, то мы думаем против течения времени (стрелка налево). Мы тогда преодолеваем время.
Если мы сможем такой ход мышления продолжить настолько, насколько это только возможно далеко в прошлое, и будем ретроспективно продумывать свою жизнь, тогда мы очень многого достигли. Ибо, если мы не вырвемся из-под власти времени, то не сможем вступить в духовный мир.

Мы говорим, что человек расчленяется на физическое тело, эфирное, астральное тело и Я. Лишь физическое и эфирное тела имеют отношение, прежде всего, к физическому миру, к миру внешних чувств. Эфирное тело еще совершает некий земной процесс во времени; астральное же тело можно впервые найти лишь тогда, когда вырвешься из времени. Физическое тело находится в пространстве. А Я, истинное Я человека можно впервые найти лишь тогда, когда вырвешься из пространства. Ибо тот мир, в котором пребывает истинное Я, есть мир непространственный.
GA 194 ОДИННАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ Дорнах, 14 декабря 1919 г

--- Конец цитаты ---
Думаю время правильнее рассматривать с учетом представленных здесь позиций.
А если говорить о "Представлении современных наук о том, что было в доисторические времена, может оказаться в корне неверным", то верное представление еще формируется, но пока оно не сформировано и нам нечего представить кроме лекций Доктора.

happy:

--- Цитата: Sergei от 30 Авг. 2009, 19:29:19 ---
--- Цитировать ---Переступить через порог духовного мира — это сегодня Может осуществить, разумеется, далеко не всякий. Ибо в течение последних столетий человек привык все, с чем он встречается, рассматривать как разыгрывающееся в ходе времени. Однако первое, что он испытывает, оказавшись по ту сторону порога духовного мира, будет следующее: существует некий мир, в котором время, как мы его постигаем, не имеет никакого значения. Тут надо освободиться от власти представлений о времени. Поэтому, если человек хочет подготовить себя к познанию духовного мира, ему весьма полезно начинать, по меньшей мере, с того, чтобы учиться представлять себе то или иное в порядке, обратном ходу времени. … Когда же мы думаем в обратном направлении, не от утра до вечера, а от вечера до утра, то мы думаем против течения времени (стрелка налево). Мы тогда преодолеваем время.
Если мы сможем такой ход мышления продолжить настолько, насколько это только возможно далеко в прошлое, и будем ретроспективно продумывать свою жизнь, тогда мы очень многого достигли. Ибо, если мы не вырвемся из-под власти времени, то не сможем вступить в духовный мир.

Мы говорим, что человек расчленяется на физическое тело, эфирное, астральное тело и Я. Лишь физическое и эфирное тела имеют отношение, прежде всего, к физическому миру, к миру внешних чувств. Эфирное тело еще совершает некий земной процесс во времени; астральное же тело можно впервые найти лишь тогда, когда вырвешься из времени. Физическое тело находится в пространстве. А Я, истинное Я человека можно впервые найти лишь тогда, когда вырвешься из пространства. Ибо тот мир, в котором пребывает истинное Я, есть мир непространственный. GA 194 ОДИННАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ Дорнах, 14 декабря 1919 г
--- Конец цитаты ---
Думаю время правильнее рассматривать с учетом представленных здесь позиций.
А если говорить о "Представлении современных наук о том, что было в доисторические времена, может оказаться в корне неверным", то верное представление еще формируется, но пока оно не сформировано и нам нечего представить кроме лекций Доктора.
--- Конец цитаты ---
Двигаясь обратно потоку времени находишь смысл времени, т.е. его необходимость, а, стало быть, необходимость (и недостаточность!) собственной судьбы.
Представления служат одним из познавательных механизмов, какими бы зрелыми или незрелыми они ни были. Представления во многом зависят от индивидуальной культуры человека. Они включают интеллект на полную мощность. Время как категория, умозрительно расматриваемая интеллектом, соотносится с чувственно-постигаемым миром, не с иммагинативными символами. Отсюда и аберация. Встать над временем, не уловив интуитивно его природы, не получится.
Размышляя о природе времени, интеллект находит свои ограничения. Поэтому такое упражнение может оказаться полезным. В частности, оно поможет уловить разницу между времяпрепровождением и становлением. Вполне логично ожидать, что верное представление родится из живого мышления, в котором время, как категория, характеризует становление. Будем до этого расти.

Corvin von Amber:
Проблема с Марсом для Духовной Науки очень серьёзная. И не только с ним, но и со всей современной наукой, которая в последнее время развивается столь стремительно, что антропософы должны предпринять огромные усилия, чтобы не отстать от неё.
И зачастую проблема сводится к следующему: как нужно понимать отдельные описания доктора Штайнера, посвященные, к примеру, делам астрономическим? Ведь они сегодня проходят важную проверку, важное испытание временем. И они, а что ещё важнее, наше их понимание.
Ничего не получится, если мы будем закрывать глаза на самые новые открытия в сфере той же астрономии и для того, чтобы удержать свою позицию, будем упорно отвечать: Это неправда, ибо Доктор не так сказал! А ведь зачастую именно это и слышишь.
Возьмем тот же Марс и всё, с ним связанное. Откуда у нас такая уверенность в том, что Рудольф Штайнер описывает физическую природу Марса? Во-первых, он просто не мог знать ёё. по крайней мере так, как знаем ёё мы сегодня, спустя 100 лет. А во-вторых, вряд ли физическая природа Марса представлялась ему особенно значительной или, по крайней мере, первостепенной.

--- Цитировать ---Только на Марсе больше жизни, чем на Земле; Марс — более живая, чем Земля, планета
--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---Те существа, те животные, которые тогда были на Земле, — они таковы теперь на Марсе. И люди на Марсе теперь такие, какими они тогда были на Земле: у них нет костей...
--- Конец цитаты ---

Ведь понятно, что тут говорится не о физической стороне красной планеты. Физическую сторону мы прекрасно видим на фотографиях Марса и зрение нас никак не обманывает.

Alrock:

--- Цитата: Corvin von Amber от 11 Сен. 2009, 10:25:05 ---...физическую природу Марса? Во-первых, он просто не мог знать ёё. по крайней мере так, как знаем ёё мы сегодня, спустя 100 лет...

--- Конец цитаты ---

Мне вспомнился пример, связанный с физической природой Луны.

Из вводной главы "Антропософская медицина" В. Ботта:

"На лекции, кот. Рудольф Штейнер читал 3 июля 1924 г., он утверждал, говоря о горных породах на Луне, что они отличаются по своему минеральному строению от земных и содержат стеклянные брызги. ... космонавты "Апполона-11" и "Апполона-12" сообщили о лунных скалах, содержащих стеклянные шарики, происхождение которых пока никто не объяснил."

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии