Антропософский форум > Храм

Архитектура

(1/3) > >>

Sergei:


--- Цитировать ---При работе над диссертацией я впервые увидела в одном из восточногерманских журналов изображение Гётеанума, построенного по проекту основоположника антропософии Рудольфа Штайнера. Образ этого сооружения поразил меня. Занимаясь историей архитектуры более десяти лет, я нигде в отечественной литературе не встречала его описаний. Счастливая возможность принять участие в архитектурном семинаре в антропософском центре Берна в Швеции позволила начать сбор материала книги.
До сих пор в России не было издания, посвященного изучению антропософски ориентированной архитектуры и ее влияния на развитие архитектурных идей XX века.
Книга была задумана в 1992 году, когда о работе над ней в любой государственной организации в России не могло быть и речи. От воплощения ее программы отказывались ведущие академические институты и университеты Москвы. Участие в издании российских авторов представлялось проблематичным из-за отсутствия специалистов в этой области.
Реальной пользы в поддержке издания не увидели для себя богатые спонсоры и меценаты России, строительные и коммерческие структуры, стремившиеся к более выгодному размещению капиталов. Поэтому первая книга, посвященная этой теме, могла появиться лишь как результат развития частной инициативы при поддержке конкретных людей и организаций, убежденных, что это издание может способствовать свободному духовному и культурному развитию России.
Все двадцать семь авторов — известные архитекторы, дизайнеры, художники, педагоги и искусствоведы, творчество которых определяет развитие архитектуры, воплощающей антропософские идеи, — предоставили материал бескорыстно.
--- Конец цитаты ---
Так начинается сборник работ "Архитектура и Анропософия" Анны Соколиной 2001г. В ней хорошо показано с каким трудом пробиваются ростки Антропософии на Росийской земле. Бескорыстным трудом энтузиастов живет и этот сайт.
Приглашу специалистов этого сборника провести нашу экскурсию по прекрасным местам Дорнаха и не только. Других источников пока не нашел.

Sergei:


--- Цитировать ---Рудольф Штайнер в своем учении восстановил и модернизировал европейский идеал эпохи просвещения: образ человека-творца своего окружения и своей судьбы. Сверкающие мечты о достижении прекрасных целей, о возведении "соборов будущего", стремление к чистым идеалам справедливости и всеобщего социального равенства, носились в воздухе и повлияли на формирование антропософского учения. Новым ориентиром стал образ земного человека, устремленного к духовно-научным знаниям и творческому социальному строительству. Создание новой архитектуры утверждалось как одна из ключевых задач.
В двадцатом веке идеи антропософского учения воплощались в строительстве поселков и общественных центров, жилых домов, школ и больниц, институтов и библиотек, органические архитектурные формы которых особенно благотворно воздействуют на физическое, психологическое и эмоциональное состояние людей.
Антропософские естественно-научные и духовные принципы вдохновляют архитекторов Венгрии, Германии, Голландии, Франции, Швеции, Швейцарии, Соединенных Штатов, Японии и многих других стран. В советской России это движение преследовалось и подавлялось как идеологически чуждая "мистическая доктрина.
На территории России на протяжении всего двадцатого века не было осуществлено ни еди¬ной постройки, целенаправленно воплощающей принципы антропософии. Это объяснялось директивной направленностью развития социалистического реализма в архитектуре и, как следствие, отсутствием компетентных источников профессиональной информации. Лишь в 1992 году появились две краткие пуб¬ликации: статья B.C. Горюнова и В.П. Порш-нева2 и фрагмент главы монографии М.П. Тубли "Архитектура эпохи модерна"
"Архитектура и Анропософия" А. Соколина
--- Конец цитаты ---

Sergei:


--- Цитировать ---Идея Рудольфа Штайнера о воплощении в органической архитектурной форме морально-эстетических и духовных основ мироощущения человека была осуществлена в новом общественном сооружении. В стремлении создать "новый архитектурный стиль", "новую эстетику" Рудольф Штайнер обратился к духовным и естественнонаучным идеям И.В. Гёте. Так это было изложено в лекциях "Пути к новому архитектурному стилю"4, где он при исследовании каркасов сооружений, изучении конструктивных, тектонических метаморфоз, в учении о цвете ссылался на разработки Гёте. Штайнер назвал Гёте отцом новой эстетики, а новое сооружение, являвшееся ее средоточием, —  Гётеанумом.
Рудольф Штайнер исследовал учение Гёте не только с точки зрения его вклада в науку. Первая лекция молодого Штайнера в Веймаре была посвящена Гёте-художнику: "Гёте как основатель новой эстетики". В ней он повторил слова Гёте: "Искусство — это раскрытие тайных законов природы, которые человеческая душа не может познать иным способом..." Он считал, что эти законы не могут быть сформулированы на основе научных методов и осознавать их можно лишь через искусство и с помощью искусства.
Штайнер не устанавливал никаких догм для языка архитектурных форм. Он считал, что искусство невозможно объяснять, его нужно сопереживать. Штайнер, как и Гёте, утверждал, что все виды искусства, в том числе и архитектура, выражают то, что другим путем выразить невозможно. Архитектура не относится к свободным видам искусства, ее задачей является создание пространственных "оболочек" для жизни людей. Поэтому цель антропософской архитектуры — создавать активизирующую жизненную среду, особая атмосфера которой может влиять на конкретную деятельность людей.
"Архитектура и Анропософия" А. Соколина
--- Конец цитаты ---

Sergei:
 

--- Цитировать ---Так, античная архитектура свидетельствует о том, что люди жили в гармонии с природой и богами, присутствие которых реально ощущалось в храмах. В античной архитектуре аккуму¬лировались естественные силы, она была алтарем природы. В эпоху романтики и готики храм стал выражением не только природных сил, так как вера средневекового человека коренным образом отличалась от веры человека эпохи античности. Храм стал концентрацией духа общины, духа активного поклонения. Рубеж ренессанса и барокко обозначил переход к отвлеченному, абстрагированному архитектурному мышлению, к созданию определенной дистанции между человеком и природой.
В начале XX века в своей архитектуре Штайнер предложил расширить сферу применения научных принципов и развивавшихся строительных технологий, чтобы выразить себя, свой духовный мир через архитектуру и таким образом вернуться к природе. Он считал, что построенное сооружение — это только внешняя форма, так как настоящее здание — это то, что формируется в процессе строительства. Содержание "нового" строительства он связывал с "новым" импульсом. Оно должно было выражать движение и заключаться в осознании сущности формы. Штайнер утверждал: "Здание — это орган, при помощи которого Бог может общаться с человечеством".
Он воспринимал здание:
—  с точки зрения его физического, телесного содержания   (несущих  и   несомых  составляющих: фундамент, каркас, стены, кровля);
—  с точки зрения присутствия в нем душевности. Здание должно быть насыщено цветом, его  динамическими   переливами,   одушевляющими форму. Цвет по Штайнеру — душа вселенной, содержащая в себе движение;

--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---—  с точки зрения духовности, духа. Рудольф Штайнер говорил, что окна должны отражать дух мира. Он утверждал божественные основы построения мира и возможность духовного совершенствования, просветления.
"Архитектура и Анропософия" А. Соколина
--- Конец цитаты ---

Sergei:

--- Цитировать ---Стены здания, по Штайнеру, выявляют внутренние и внешние процессы, представляя собой нечто живое и дышащее. Они имеют волевую тенденцию к расширению изнутри наружу. Эти процессы аналогичны тем, что происходят в жизни растений. Таким образом, в развитии архитектуры могут проявляться законы гармонии мира растений. Человек, осознавая законы естественного развития и метаморфоз растительного мира, проникаясь ощущениями сжатия и растяжения, концентрации и разряжений, воплощает их в архитектуре. "За духом формы стоит дух движения," — в этом Штайнер видел "новый импульс" в "новой" архитектуре.
Первый Гётеанум — антропософский центр — совершенно новое и необычное для своего времени архитектурное сооружение, появился в Дорнахе недалеко от Базеля (Швейцария) в 1915 году. Сооружение состояло из двух цилиндрических объемов разного диаметра, перекрытых взаимопроникающими, взаимосвязанными разновеликими куполами. Конструктивный каркас, фасады и интерьеры были целиком выполнены в дереве. Сооружение общим объемом шесть тысяч кубических метров имело бетонный первый этаж и уже тогда выразительно продемонстрировало художественно-образные возможности бетона.
В 1922 году здание первого Гётеанума сгорело. Но уже в 1925-1928 годах на том же месте был возведен второй Гётеанум. При соответственном увеличении площади и объемов он воспринимался как колоссальное бетонное сооружение. В процессе проектирования Штайнер изготовил пластилиновые макеты, которые в скульптурных формах отразили стилеобразующие художественные импульсы, возникающие при использовании пластических свойств бетона в ходе строительства.
--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---Здание было построено в монолитном железобетоне. Возможности этого метода были использованы для пластического решения стен, перекрытий, лестничных маршей, организации дверных и оконных проемов. Свет в дневное время выявляет глубину гравюр на стекле со всеми нюансами перехода от светлого к темному, как это было и в первом Гётеануме.
"Архитектура и Анропософия" А. Соколина
--- Конец цитаты ---

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии