Антропософский форум > Храм

Идея Гетеанума

(1/2) > >>

Sergei:





--- Цитировать ---Теперь здание построено. Его формы словно вырастают из холма. Поэтому нижняя часть здания выполнена из бетона. Я попытался создать художественные формы из этого хрупкого материала, и многие почувствовали, как гармонируют они с формами скал, как природа естественно перерастает в архитектуру.
Здесь действительно работали на основе не абстрактных понятий, а художественных ощущений. В то время, когда это было еще возможно, перед войной, — для покрытия куполов сюда с большими усилиями был доставлен норвежский шифер. Я увидел этот чудесный шифер в 1913 году между Христианией и Бергеном. Теперь он сверкает на двух куполах, и возникает ощущение, что этот зеленовато-серый блеск, отражающий солнечный свет, безраздельно принадлежит природе. И мне кажется, он даже усиливает сам солнечный свет, его значение в этом исключительном ландшафте; на его месте и должно было возникнуть нечто выдающееся, требующее обновления духовной жизни, всех наук, в определенном смысле — новое искусство.
Так выглядит здание. Нельзя не упомянуть, что в последние годы наши многочисленные коллеги, работающие в разных сферах науки, занимались здесь изучением того, как естествознание, математика, история, медицина, юриспруденция, социология и т. д. обогащаются знанием антропософской духовной науки. Таким образом в Дорнахе образовался университет, и для его слушателей предмет нашего обсуждения выполняет функцию большого зала, аудитории, где тысячи людей обретают возможность свободно общаться с друг другом.
АРХИТЕКТУРНАЯ ИДЕЯ ГЁТЕАНУМА Рудольф Штайнер
--- Конец цитаты ---

Sergei:


--- Цитировать ---На горизонтальной террасе бетонного цоколя высится деревянная часть здания. Она состоит из двух взаимопроникающих цилиндров, завершающихся двумя неполными полушариями, которые словно перетекают друг в друга по дуге, замыкая пространство большого зрительного зала и пространство зала эвритмии и мистерий. Посередине расположен подиум для оратора.
Таким образом, здание имеет дуалистическую форму, то есть состоит из двух цилиндров, которые увенчаны куполами, что отвечает общей задаче, поставленной духовной наукой, как мы ее мыслим в Дорнахе. В основе ее — духовное развитие человека. К антропософской науке приходят, ориентируясь и опираясь не на обычную повседневную логику суждений (хотя на ней, естественно, строится многое) или на обычные правила научных исследований, а претворяя в искусство в душе мерцающие силы, как это изложено в моей книге "Как достигнуть познания высших миров?", и поднимаясь в область сверхчувственного, где обнажается сущность бытия. Этот переход из сверхчувственного мира в чувственный, который совершается на глазах у тысяч зрителей и слушателей, сидящих здесь, с одной стороны, и, с другой стороны, сообщение со сверхчувственными мирами — как единое целое, воплощенное в ощущение, — нашли свое выражение именно в двухкупольном сооружении в Дорнахе. Причем оно никоим образом не мыслится как символическое. Поэтому я могу сказать: конечно, можно было бы выразить эту идею иначе, но мне представлялось художественное воплощение основной идеи именно таким.
АРХИТЕКТУРНАЯ ИДЕЯ ГЁТЕАНУМА Рудольф Штайнер
--- Конец цитаты ---

Sergei:


Внутренний вид Первого Гетеанума. Акварель Г. Баравалле

--- Цитировать ---Теперь возьмем духовную науку. Она порождается вашим внутренним импульсом. Оформляется   в   идеях.   Идеи приводятся во взаимосвязь. Вы живете в самом бытии духовной науки (извините за тривиальное сравнение, но оно чрезвычайно наглядно показывает процесс творчества в развитии от элементарно наивного, как это было в Дорнахе), вы словно находитесь в ядре ореха, и вы сами есть тот закон, по которому строится скорлупа-здание.
Однако благодаря тому, что антропософская духовная наука ориентируется на цельность человеческой природы, она не может быть противоречивой, то есть использовать произвольный архитектурный стиль для выражения своих идей. Она — больше чем отвлеченная теория, она — жизнь. Поэтому она должна создавать не только ядро, но и оболочку во всех деталях.
Творчество развивается по тем же внутренним законам, по каким строится наша речь, играются мистерии и ставятся эвритмические спектакли.
Все, что может быть выражено словами, представлено в эвритмии или мистерии, должно звучать или восприниматься в зале так, чтобы стены и их роспись  были  частью  самого спектакля, а зрители чувствовали себя его участниками. Каждая колонна должна провозглашать истины антропософской духовной науки. Именно потому, что она одновременно является наукой, искусством и религией, антропософски ориентированная духовная наука должна создать свой собственный архитектурный стиль, независимый от всех прочих стилей. Все это, разумеется, можно сколько угодно критиковать; однако все новое сначала представляется несовершенным. Уверяю вас, мне самому хорошо известны все ошибки, и если бы я во второй раз строил здание, то хотя и исходил бы из тех же принципов и законов, но результат в большинстве деталей, а возможно и в целом, был бы совершенно другим. Только в процессе возведения здания можно познать законы его сущности. Они аналогичны законам развития духовной жизни, духовного прогресса, эти законы нельзя было нарушать и при строительстве в Дорнахе.

АРХИТЕКТУРНАЯ ИДЕЯ ГЁТЕАНУМА Рудольф Штайнер
--- Конец цитаты ---

Sergei:

--- Цитировать ---Так же и мир, который мы изобразили в Дорнахе, — мир сверхчувственный. Его реальность не требует символического или аллегорического перевода в понятия. В антропософски ориентированной духовной среде здание не может быть построено в любом стиле. Всякий произвольный архитектурный стиль был бы для нее чем-то внешним, так как эта реальность есть не отвлеченная теория, а жизнь во всех ее проявлениях, которая должна выработать свой собственный стиль.
Разумеется, можно ретроспективно проследить историческую линию, охарактеризовав сущность античности посредством стоечно-балочной конструкции, затем перейти к готике и показать, что исходя из этих же конструкций она пришла к выражению жизненного содержания архитектуры в стрельчатых и крестовых сводах.
В Дорнахе была предпринята попытка выразить это жизненное содержание, органически преобразуя динамику, метрику и симметрию прежних архитектурных форм.  Мне известно, как много можно написать с позиций традиционной архитектуры против этого перехода геометрических, метрических и симметричных форм в органические, заключающие в себе органическую сущность. Однако речь шла не о натуралистическом копировании каких-либо организмов, а о постижении естественного творческого принципа природы. И если можно рассматривать опоры и балки как истинно архитектурные формы, а сущность готики видеть в стремлении к крестовым сводам и т. д., точно так же можно проникнуть и в сущность внутренней формы, формотворчества природы, которое присутствует в органическом формообразовании.
Это и должно было стать главным впечатлением от здания в Дорнахе. Уже при первых попытках создания нового архитектурного стиля цель была достигнута. То, к чему мы стремились, можно выразить следующим образом: мельчайшая деталь в величайшей взаимосвязи форм должна мыслиться только в присущем ей естественном положении; она должна находиться на предназначенном для нее месте.
Подумайте о мочках ваших собственных ушей. Ощущая свое тело как единое целое, вы должны сказать себе: мочки ушей не могут быть мизинцем на ноге или большим пальцем правой руки; в организме каждая деталь находится на своем предусмотренном природой месте.
К этому стремились в Дорнахе: здание, его архитектура, задумано как органическое целое, каждая его часть имеет индивидуальную форму и расположена там, где ей надлежит быть. Сколько бы ни приводили возражений, одно остается несомненным: была предпринята попытка перейти от геометрически-механической архитектуры к архитектуре органических форм. Этот стиль можно было бы поставить в ряд с другими архитектурными стилями, что однако не продвинет нас вперед. Художник ничего не приобретет, поскольку такой стиль возникает из элементарного. Когда меня спрашивают, каким образом отдельная форма возникает из целого, я могу дать следующий ответ.
Возьмем, например, орех. Он имеет скорлупу. Эта скор¬лупа образуется вокруг ядра по тем же законам, что и само ядро, сам орех, и вы не може¬те представить себе ее как-то иначе, нежели такой, какая она есть на самом деле.
АРХИТЕКТУРНАЯ ИДЕЯ ГЁТЕАНУМА Рудольф Штайнер
--- Конец цитаты ---

Sergei:


--- Цитировать ---Некоторые посетители Гётеанума  говорят,  что они обнаружили в нем ту или иную аллегорию или символ, но это, в сущнос¬ти, не соответствует действи¬тельности. Во всем здании в Дорнахе нет ни единого сим¬вола. Все изображенное явля¬ется непосредственно вопло¬щенной художественной фор¬мой. И я всегда чувствую фальшь словесных описаний здания. Конечно, если гово¬рить о Дорнахе опосредован¬но, можно сделать о нем со¬общение, подобное, напри¬мер, изложению какой-нибудь главы истории искусства. Но, созерцая само здание, я вос¬принимаю всякое словесное объяснение как суррогат. Та¬кое объяснение необходимо лишь для того, чтобы предста¬вить людям воплощенный в дорнахском сооружении осо¬бый способ выражения миро¬воззрения — как Сикстинс¬кая мадонна является непо¬средственным следствием христианского мировоззре¬ния, ничего не символизируя, а лишь выражая духовные пе¬реживания и ощущения ху¬дожника.
Австрийского поэта Хаммерлинга, когда он написал своего "Агасфера", тоже обви¬няли в использовании симво¬лики. Он справедливо возра¬жал своим критикам: как же изобразить Нерона, реального живого человека, которого сама история представила как символ жестокости! И ника¬кой ошибки нет в том, что возникает впечатление истин¬ной олицетворенной жестоко¬сти Нерона; напротив, было бы большим художественным недостатком, если бы вместо живого человека была изобра¬жена застывшая аллегория.
АРХИТЕКТУРНАЯ ИДЕЯ ГЁТЕАНУМА Рудольф Штайнер
--- Конец цитаты ---

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии