Личные кабинеты пользователей > Раздел Г.А. Бондарева

Вопросы по социальной трехчленности

<< < (2/8) > >>

Irina:

--- Цитата: EWC от 23 Июль 2010, 13:08:10 ---Возвращаясь к вопросу об эгоизме. (см. выше)

Каким же образом братство может быть принципом хозяйственной жизни, если она будет основана на эгоизме (пусть и косвенном)? Та тенденция, которая движет этой хозяйственной жизнью современности, весьма далека от какого-либо братства (если только не брать это слово буквально, как родственные связи в бизнесе  :-X )  Эта тенденция, как ее описывает Штейнер, например, в цикле "карма профессий", GA172, ведет к полной дезинтеграции людей, разрушению любых союзов и торжеству конкуренции, переходящей (по-видимому) в войну всех-против-всех (Штейнер пишет: в ад). Вот этот отрывок (4 лекция):

 ".... Чисто внешний прогресс в развитии профессий привёл бы к распадению всех союзов между людьми. Он привёл бы к тому, что люди стали бы всё меньше и меньше понимать себя, всё меньше и меньше смогли бы развивать отношения, соответствующие предназначению человеческой природы. Люди стали бы всё больше и больше проходить мимо друг друга, перестали бы искать чего-либо, кроме выгоды, потеряли бы возможность вступать друг с другом в какие-либо отношения, кроме конкурентных. Этого не должно произойти, иначе человеческий род впал бы в полный упадок, декаданс. А чтобы этого не произошло, духовная наука должно распространяться.
     Есть одна возможность правильным образом отдать должное тому, к чему сегодня, даже отрицая его, бессознательно стремятся многие. Вы знаете, сегодня есть много людей, которые говорят: «Ах, разговоры о духовном – старая болтовня! Мы развиваем во всех областях исключительно физические науки. В этом состоит прогресс человечества, это действительно движет человечество вперёд. И как только люди возвысятся над этой старой болтовней о духовных вещах, на Земле наступит рай». – Однако вовсе не рай наступит вследствие этого на Земле, а ад; он наступит, если и дальше человеческим родом не станет руководить ничего иного, кроме конкуренции, жажды доходов в том смысле, что жажда доходов станет уравновешивающим принципом. Ибо, в конце концов, другой полюс должен найтись, он должен быть в наличии, если всё это вообще продолжится. Если же человек не найдёт духовного полюса, то ему придётся иметь ариманический полюс. Если профессии специализируются, то в качестве единства останется одно. Скажут: «Конечно, один такой, другой этакий, но у всех есть одно общее, все они посредством своей профессии хотят как можно больше зарабатывать – это и есть то, что их всех равняет». – Верно, но ведь это – чисто ариманический принцип. Верить в то, что мир, развиваясь односторонне, делая шаги лишь во внешнем, может идти правильно, аналогично тому, как если бы в другой области кто-либо стал верить в следующее. Допустим, нашёлся бы такой странный сыч, или, скажем из вежливости, совиха, которая выступала бы с такой точки зрения: мужчины становятся всё хуже и хуже, их невозможно терпеть в мире, их надо искоренить, только тогда мировое развитие на физическом плане пойдёт как следует! Поистине это была бы странная совиха, странная чудачка, считающая, что в мире ничего не случится, если искоренить всех мужчин. Людям это понятно, поскольку это происходит в чувственном мире. В духовном мире такую совиную позицию они бы не поняли. И, тем не менее, для духовных условий такая точка зрения равносильна той, когда кто-то считает, что можно идти вперед путём лишь чисто внешней эволюции. Так идти вперёд нельзя. Как в более ранние периоды развития требовалась абстрактная религия, точно так же и новое развитие, эволюция нового времени требует конкретных духовных познаний, к которым стремятся в духовнонаучном движении. Элементраные духи, созданные в освобождённой профессиональной деятельности, должны будут оплодотворяться человеческой душой с помощью того, что эта человеческая душа примет из импульсов, восходящих в духовные области. Это не единственная задача духоведения, но по отношению к развивающейся, трансформирующейся профессиональной жизни задача духоведения состоит именно в этом. Вот почему сама мировая эволюция на Земле нуждается в том, чтобы человеческое сердце прозрело, чтобы ему стало понятно следующее: насколько профессии людей становятся механическими, механизированными, для этих специализировавшихся, машинизированных людей все больше и больше становится необходимым наличие активного, всё более интенсивно действующего противополюса. Он состоит в том, что человек наполняет свою душу тем, что сближает его с каждой отдельной человеческой душой, независимо от её специализации."

  Можно возразить, что в этом же отрывке дан ответ: уравновешивающее начало должно возникнуть на почве духовнонаучного движения... т.е. в сфере духовной жизни? но там работает принцип свободы, а он, как нам показал Г. А., напрямую связан с эгоизмом. 
  Или же следует понимать так, что уравновешивающее начало, выделенное (ранее всех, еще в 3 культурной эпохе) из социального организма и редуцированное до "воскресной проповеди", должно быть найдено непосредственно там же, в хозяйственной деятельности? Последнее выглядит вернее, т.к.  уже сейчас почти все дневное время человека отдано профессиональной деятельности, хоз. сфере. Ведь, если мы не видоизменим эту деятельность, то нам так и останется собираться по вечерам или выходным и заниматься уравновешиванием.
   То есть, я никак не могу согласиться с правомочностью косвенного эгоизма как принципа, который должен быть ориентиром будущего хозяйственной сферы.
   Собственно, это текущее положение дел, если не брать в расчет злоупотребления. Экономика  движется частным эгоизмом, регулируемым через правовую сферу. Как молекулы газа, движущиеся хаотично и разнонаправленно, порождают однонаправленное движение поршня, так и здесь. Но у такой организации множество недостатков. Уравновешивающим началом служит либо сам рынок, либо государство, но и то и другое имеет тенденцию "итти вразнос". Кроме того, мы же мыслим процесс не сиюминутно(тактически), а в перспективе эволюции... А перспектива показана выше, см. цитату.
    Может, все же признать, что в профессиональную жизнь, во все хозяйственные отношения должны быть   внедрены новые силы? И они должны компенсировать эгоизм?  И эти силы - оккультного порядка. А тогда что это означает для общества? В первую очередь то, что ценность денег должна померкнуть перед некими другими факторами. И, соответственно, изменение мотивации. Вот Штейнер говорил: работа не должна быть товаром. А что это значит? А это значит, это должна быть другая работа, поскольку та, которая объективирована в социуме сейчас, как раз вполне является товаром. И движется она по траектории, указанной выше( в цитате).
  То, что новые силы не выявлены еще, не значит, что их  нет в человеческой природе.
Возможно, в этом отношении пытались действовать тамплиеры (до разгрома ордена). Насколько успешно, это другой вопрос.  Авторы, исследовавшие их деятельность (например: Луи Шарпантье, "Тайна тамплиеров"), не  на голом месте приходили к  вопросу:  а как бы вообще развивалась  европейская цивилизация, если бы французский король не провел в нужный момент экспроприацию, пытки и показательные процессы..
     
   

--- Конец цитаты ---

Видимо духовный полюс в экономической жизни это не есть духовнонаучное движение, из последнего и поступают импульсы, питающие  духовную жизнь человека в любой сфере его деятельности.
В процессе взаимодействия с другими людьми в профессиональной (экономической) деятельности человек не только получает профессиональные навыки и обеспечивает себя материально, но и растет духовно: нарабатывает свою индивидуальность, т.е. идет по ступенькам развития своего эгоизма, то о чем говорит Г. Бондарев. Но и развитие собственно профессиональных навыков сегодня невозможно без духовного развития. Замечено, что успешные предприниматели, менеджеры и просто специалисты – профессионалы в своем деле являются сильными индивидуальностями, стоящими на достаточно высокой ступеньке духовного развития, когда человек может уже не только брать, но и отдавать.

Сейчас только молодые и неопытные люди выбирают место работы по размеру оплаты труда. Люди же имеющие опыт работы начинают в какой-то момент понимать, что размер оплаты, хотя и важная составляющая в мотивации, но не главная.
В крупных и средних корпорациях уже давно поняли, что имеют дело с людьми, а не с машинами, а для людей важно иметь не только хлеб насущный, но и возможность развития. Происходит естественный отбор: в  организациях, где к работникам относятся как к машинам/ винтикам как правило большая текучка персонала…
Откровенно говоря,  сложно представить себе взаимодействие людей в экономической области без духовной составляющей, п.ч. все-таки человек существо духовное

Mari:
Интересный вопрос затронула Ирина, из практики. Хочу поделиться своим опытом, я ведь практик. Трудно быть антропософом и работать практически в сфере хозяйственных связей. Трехчленность государственной жизни я отвергла сразу, не вижу в ней никаких перспектив в современном обществе, вижу гораздо худшее. Думаю, что во время жизни Доктора была одна тысячная вероятность ее осуществления, и Он всеми силами пытался эту идею осуществить. Теперь прошло около ста лет, ситуация изменилась не в лучшую сторону. Но работать –то надо. Поэтому я в своей жизни разделила свою деятельность на три части. Одна – хозяйственная. В ней я стараюсь относиться к людям по-братски, но некоторые ( очень многие) никаким братом или сестрой меня не считают. С ними я стараюсь не иметь дела. Это называется душевная гигиена, а у меня здесь – деловая гигиена. Если я знаю, что люди меня обязательно обманут, предадут, подставят, я по мере возможности стараюсь с ними не общаться, а если надо – имею это в виду и очень осторожна. Заключаю с ними договора как можно более ясные, оговариваю все вопросы до начала деятельности. За свое братское отношение платишь сам, и надо отдавать себе в этом отчет. Поэтому в братских отношениях важна умеренность – сколько можешь. Здесь помогает юмор. Вовремя посмеяться над своими несвоевременными отношениями. Я не скрываю своих взглядов на Антропософию, но это все на заднем плане. Да в хозяйственной сфере это и не к месту. Наоборот, тем, что дела мои идут успешно, меня уважают, и уважают тогда и Антропософию. Антропософия живет в реальной жизни. Есть ли у меня косвенный эгоизм? У меня, скорей интерес к моей деятельности в смысле ее успешности, благодаря этому я чувствую себя уверенней, свободней. А количество денег – не решает ничего, просто они нужны для обычной жизни.  Это просто средство. В хозяйственной жизни я стараюсь по-братски помочь другим. Но если человек ничего не понимает, ни чему не учится, я с ним расстаюсь в хозяйственных отношениях.  Пусть он хоть и антропософ и семи пядей во лбу. Другая область – чисто душевная, друзья. Тут все сложней намного. Тут важна душевная гигиена. В душевном плане мало кому можешь помочь, стараешься, но кто тебя послушает. Оставляешь все как есть, и постепенно отходишь сам. А если у тебя есть хоть один человек, который тебя понимает, считай, что тебе очень повезло. В духовной деятельности зато много свободы и личной, и для общества, для Антропософии можешь что-то сделать, бескорыстно. До определенной точки профессиональная деятельность служит опорой для духовного развития, она дает свободу, свободное время для занятий и чтения, для индивидуального и социального развития. Просто антропософы должны стремиться образовывать общества, антропософские общества по месту своего жительства, хоть 2-3-5 человек. В них мы должны учиться жить уже как антропософы, по-братски, помогать. Не секту, не для обрядов, а для обмена мнений, понимания Антропософии. Главное – это общества, пусть они будут и несовершенными, все постепенно. Антропософом невозможно быть в одиночестве, это социальное движение. Именно в обществах проявляется христианство.  И необязательно признание от официального Антропософского общества – оно официальное, а мы – Антропософское Движение. 

ShenEntho:

--- Цитата: Mari от 13 Авг. 2010, 15:44:40 ---...Хочу поделиться своим опытом, я ведь практик...
...Трехчленность государственной жизни я отвергла сразу...
...я в своей жизни разделила свою деятельность на три части...
...Я не скрываю своих взглядов на Антропософию...
...Антропософом невозможно быть в одиночестве, это социальное движение...
...необязательно признание от официального Антропософского общества – оно официальное, а мы – Антропософское Движение.

--- Конец цитаты ---

удивительная антропософская сигнатура

Mari:
«И еще говорю Я вам: если двое из вас на Земле единодушно о чем-то просят, то, что бы они ни попросили, исполнится в Царстве Отца Моего Небесного. Ибо где двое или трое собрались в сути и силе Моего Я, там Я Сам посреди них» (МФ 18:19-20).
«Мистерия Солнца, Смерти и Воскресения», 12 лекция.
 « В течение многих лет мы встречались в таких же кружках, что и сейчас, с той лишь разницей, что нас было гораздо меньше. И в этих кружках мы могли разговаривать именно так, как это возможно, при условии, что членам их близки основные принципы Антропософского мышления, Антропософского мироощущения. Под этой близостью, под этим знакомством, я не подразумеваю никаких определенных представлений или догматов, – нет, эта близость основывалась и основывается на том, что люди, собиравшиеся в рамках Антропософского движения в более или менее малочисленных кружках, были движимы духовной жаждой, сердечным стремлением получить доступ в Духовный Мир. В этом и заключается сущность эзотерических бесед, что условием таких собраний служит указанное стремление слушателей».
«Когда каждый человек действует сам по себе, создается дисгармония. Если в нашей области отдельные люди, работающие в той или иной сфере, не идут совместным путем, не встречаются в своих устремлениях и средствах, тогда никакая Антропософия среди людей развиваться не может. Антропософское дело требует действительного братства, вплоть до самых глубин души. Другими словами можно сказать: нам Поволено братство.
Об Антропософии можно сказать: она вырастает только на почве братства, иначе, как на братстве, она развиваться не может, на том братстве, в котором каждый человек отдает другому все, что может и что имеет». «Но как Христианство вырвало, вызволило нас из оков смерти, так оно научило нас, что человек, не понимающий Воскресения, не понимающий Живого Христа, – сам душевно мертв, так что и мы сами должны понимать: если мы будем связывать себя только с мертвым, станем сами мертвы и подпадем власти Аримана (в противовес нашим мертвым мыслям обо всем сущем), – тогда мы всюду найдем Христа, тогда мы всюду и во всем увидим Победу Духа».
«Так мы должны просветить всю науку Христианством, мы должны все, что развиваем в себе благодаря нашему пониманию Мистерии Голгофы, вносить во всякое наше знание, во всякую науку, во всю нашу жизнь. Только тогда Мистерия Голгофы принесет свои истинные плоды, - благодаря человеческим силам, человеческим устремлениям, любви людей между собой. И в этом смысле мы можем сказать: Антропософия по всей своей сути есть стремление к пронизанию мира Христом».

ShenEntho:

--- Цитата: ShenEntho от 16 Авг. 2010, 13:01:35 ---Только не фразами, хОрОшО ? :)
Не в состоянии я понимать ИМХО–контекстные пересказы творений Штайнера, еще и в переводах.

--- Конец цитаты ---

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии