Во многих GA говорится, что периоды жизни отдельно взятого человека подобны его органам познавания. Каждый из прожитых жизненных этапов позволяет по-разному и с разной глубиной воспринять одно и то же. В воплощенном бытии формируются органы восприятия духовного мира. Прежде всего, это органы восприятия себя и восприятия окружающего мира. Следующим шагом это рефлексивное наложение первого на второе. Далее все происходящее вокруг и с собой начинает восприниматься как ритуал, как разговор Вселенной с тобой на языке символов через твою судьбу (т.е. иммагинация). Дальнейшее описано как инспирация и интуиция.
Мой вопрос Dr.Бондареву касается развития органов духовного восприятия, когда через такое развитие проходит династия. Предки и потомки формируют органы духовного восприятия на протяжении поколений по аналогии с индивидуально взятым человеком. Каков механизм этого? Ясно, историческое время сильнейшим образом вмешивается в это. Хотелось пролить на это больше света. Вопрос имеет и вторую часть.
Несомненно просится рассмотреть вереницу воплощений - по аналогии с периодами одной жизни - как на стадии формирования органов духовного познавания. И в случае отдельно взятой жизни, и сквозь череду поколений, и на протяжении цепочки воплощений Человек вырабатывает органы духовного познания. Понятно, в основе развития лежит обретение любви, когда любовь становится познающей силой. Как работает этот кармический лифт - по аналогии с лестницей - Иакова?
Этот вопрос как раз отличается большим объемом и многоаспектностью.
Могу предложить со своей стороны некоего рода конструкцию, выражающую по-моему мнению главные принципы взимосвязи этапов воплощения со ступенями познания.
Начнем с макроаспектов.
Мироздание пронизывает ось. Эта ось не имеет отношения ни к пространству, ни ко времени. Она образована уровнями сознания. Та ее часть, которая пронизывает Солнечную систему, соответствует птолемеевской структуре системы.
Ось мироздания упирается в Землю, а другим концом уходит в мир неподвижных звезд и в неизреченное Божественной Основы мира. Ось мироздания пересекает некоего рода горизонталь. Это ось пространственно-чувственного становления мира и человека. В результате мы получаем
крест как основную структуру Вселенной. На этом кресте совершается развитие человека. Его «распятие» на нем как раз означает развитие. Оно может быть и мучительным, и радостным, и наполненным переживанием счастья. Все тут зависит от нашего отношения к развитию. Кто ленится или отрицает развитие в его истинном смысле, вынужден страдать. Кто развитие искажает, приводит его в острое противоречие с мировыми законами, может пострадать даже очень сильно. (Примеры того смотри в картинах Дантова ада.) Чтобы уберечь тут человека от трагических ошибок, Антропософия дает особенно обширное учение об эволюции.
Наше развитие на крестообразной структуре мироздания совершается главным образом в ее планетарной части. Система Птолемеея дает картину Солнечной системы в ее связи с ее духовной сверхчувственной основой. Она в таком случае представляет собой иерархию сфер сознания, простирающегося от дневной, бодрственной, предметной формы до интуитивной ( в высшем эзотерическом смысле этого слова).
В птолемеевском смысле сфера Солнца образует границу между чувственной и сверхчувственной частями системы. Там проходит горизонтальная ось мирового креста. Рудольф Штайнер говорит, что Солнце постоянно рождает пространство.
Человек в полноте своего бытия и развития равен Солнечной системе. Он, правда, и превосходит ее, например, своим астральным телом простирается до сферы Зодиака. Но когда мы говорим о его развитии как индивидуального самосознающего существа, проходящего через чреду инкарнаций, то в этом смысле все существенное заключено в пределах Солнечной системы.
Она для человека состоит из трех частей: верхней, средней, нижней. Развитие в них, не только для человека, совершается лемнискатообразно. Как раз лемниската выражает живое
взаимодействие двух осей мирового креста, ибо крест тот –
динамический.
Импульсы верхних планет в сфере Солнца как бы «выворачиваются» на другую сторону, в сферы нижних планет. А то что восходит из чувственного мира к духу «выворачивается» в сферы верхних планет. Поясним это рисунком.
Обработка рисунка А. Бергер
В этом рисунке мы совместили несколько аспектов, поэтому он может вызвать недоумение. Кто-то, например, может спросить: «Так что же, следует считать Венеру чувственным образованием., а Марс – сверхчуственным?» Разумеется, нет. Все показанное на рисунке следует мыслить духовным, а видимые планеты – это материальные знаки той духовности. (Всего ту конечно за один раз не рассмотришь.)
Рисунок нам прежде всего поясняет, что человек высшими частями своего сложного существа пребывает
постоянно на высшнем плане – вплоть до высшего Девахана. Но он там пока что не может переживать себя индивидуальным существом. Чтобы таковым стать, он воплощается в чувственной реальности, в которую входит через духовные врата Солнца.
Воплотившись, человек приходит, в некотором смысле, к
полноте своего бытия. Он тогда объемлет собой обе части единой реальности: чуственной и сверхчувственной. Развоплощаясь, он становится «половинчатым» существом, хотя и высшим. Задача воплощений - индивидуально, своим высшим существом объять всю полноту реальности: высшее сделать совершенно индивидуальным на всех планах бытия. Как это происходит, можно в общем смысле понять, рассмотрев рисунок 1 в становлении.
Из своего высшего существа рождается человек на земле. (Как высшее существо он возник на пра-древних этапах эволюции, сгустился из внешнего Космоса как Солнечная система.) В первую очередь он рождается в своем физическом теле. Это значит, что наивысшая часть его духа (совершенно не индивидуализированная), Атма во взаимодействии с существами Иерархий, с их помощью, в некотором смысле низошла из сферы высшего Девахана, из сферы интуитивного сознания и , действуя в направлении Земли как космическая форма сознания, пронизало это тело. Возникла монада с грубой, вещественной субстанцией и с космическим, совершенно неиндивидуализированным сознанием. Его действие проявляется в физиологических процессах и в самых глухих инстинктах. Однако и это действие в первые 7 лет его жизни не вполне принадлежит данной монаде, поскольку ее физическое тело пронизывается материнским жизненным, эфирным телом.
К семи годам происходит второе рождение. Ребенок получает собственное эфирное тело. Для этого сознание нижнего Девахана (инспиративное) приблизилось к сфере чувственного бытия и совершило определенное развитие в монаде. К 14 годам рождается у человека собственное астральное тело. Происходит третье рождение, для чего его Манас, 3-й, самый нижний член его высшего духа, пребывающий на астральном плане, подступает к самой границе чувственного бытия.
С 14-ти лет, а точнее сказать к 21 году, человек имеет собственное трехчленное тело, пронизанное как творящими его принципами трехчленным духом.
На первом этапе жизни у ребенка сознание сновидческое, грезящее, сверхчувственное, и оно, по мере овладения телестностью, гаснет. Познает ребенок в это время непостредственно через органы чувств. Потом возникает образное, «сказочное» сознание. Эти формы сознания, конечно, не индивидуализированные. В них человек в онтогенезе проходит через древние, архаические стадии становления человечества как целого.
К 21 году человек приходит в соприкосновение с индивидуальным Я. Некогда, в эпоху древней Лемурии, Элоим (Дух формы) Ягве наделил им все человечество. Все оно имело одно Я, но потом Я дифференцировалось в процессе дифференциации единого человечества на расы, народы, племена. Потом эволюция приняла культурно-исторический характер и в человеке стала формироваться трехчленная душа благодаря совместному действию трехчленного духа, приблизившегося к границе чувственного мира и трехчленного тела. На базе астрального тела стала формироваться душа ощущающая, эфирного – рассудочная, физического – сознательная.
Высшее Я дало высшему духу человека единство. Он стал триединым. Это Я породило в трехчленной телесности свое отражение, низшее я, возникшее, таким образом, на физически-чувственном плане. Оно-то сначала лишь как возможность обрести единство в трехчленной душе, и рождается к 21 году. Лишь с этого, примерно, возраста человек становится личностью и может сам направлять свои поступки.
Развитие трехчленной души длится три семилетия, с 21 до 42 лет. Это солнечный период жизни. В нем я приходит (или должно приходить) во все более тесную связь с высшим Я, которое остается за порогом чувственного мира.
Обработка рисунка А. Бергер
Таким образом, развитие человека на кресте мировой структуры носит многоаспектный характер. В одном случае человек после рождения постоянно
восходит: от смутного, полуясновидческого сознания детства к индивидуальному дневному сознанию. Паралелльно с этим процессом и даже симметрично ему происходит
нисхождение его высшего существа к порогу чувственного мира. Наконец, наступает момент, когда оба процесса соприкасаются. Это происходит в возрасте 33-35 лет, на границе перехода от души рассудочной к душе сознательной (Рисунок 2). Здесь "я" и Я стоят особенно близко друг к другу. Перед душой сознательной встает задача осуществлять переход к высшему Я как к индивидуальному.
Все три души и действие обоих Я в них дают человеку разные формы сознания и познания. В душе ощущающей доминируют чувственность, эгоизм, субъективность не в лучшем смысле этого слова; в ней же начинается и понятийная работа, мышление. Развитие души рассудочной сопряжено с логическим и абстрактным мышлением. В душе сознательной человек касается высот чистого мышления, мудрости, разума.
Душа сознательная соприкасается с высшим «Я» в оболочке Манаса, Самодуха и должно, снимая рассудочность, малое «я», переходить в высшую сферу сознания и познания. Это сопряжено с метаморфозой
формы сознания. От рефлектирования человек должен перейти к созерцанию как восприятию идей из объектов восприятия. Далее (двигаясь в сверхчувственном) он может познавать имагинативно, инспиративно, интуитивно.
Оставаясь в чувственном, человек с середины жизни начинает нисходить физически. Он начинает постепенно развоплощаться. И если даже он не овладел высшими формами сознания, тут нечто от высшего заявляет о себе в его трех телах. В умирании они становятся инструментом познания, так как из них
высвобождается создавший их в первой половине жизни высший дух.
Некоего рода его высвобождением следует считать и формирование трехчленной души, и субстанции трех тел, которое идет бессознательно под влиянием высшего «Я», а потом – участия в культурно-историческом процессе.
Пассивный человек во второй половине жизни просто угасает, также и душевно-духовно. Идущий путем посвящения прих