Антропософский форум > Наука и естествознание

Кен Уилбер и его интегральный подход

(1/2) > >>

michael:

Можно спросить антропософов, что они думают о Кене Уилбере и его интегральном подходе?

Вот что пишет сам Кен о Штайнере:

--- Цитировать ---"Меня часто спрашивают, что я думаю о сочинениях Штайнера. Хотя я с огромным уважением отношусь к его новаторским работам, сами его модели не показались мне слишком полезными. Я считаю, что последние ортодоксальные исследования дали лучшие и более точные карты развития от до-личностного уровня к личностному, а медитативные традиции предлагают более подробные карты надличностного развития. Тем не менее, можно лишь удивляться тому количеству визионерского материала, которое он произвел, и его общие представления просто восхищают."
Кен Уилбер, "Интегральная психология"

--- Конец цитаты ---

urga:
Возможно, в этой теме мы имеем намек, в какой области вновь сойдутся внешние потоки развития и мистериальные, то бишь в первую очередь в области психологии.

happy:
Черпать из бездны откровений "Я", гармонично вписанного в развивающуюся Вселенную, как ее неотъемлимая и при этом не остающаяся неизменной часть. Кредо антропософии можно озвучить и так.

Однако стоит спросить, каким образом черпать из обозначенной бездны? Каким образом эту бездну обрести? - это стоит понять прежде. Исходя из деятельности, ответа не получить. Есть нечто, определяющее деятельность. Это нечто - та самая бездна. Антропософия говорит о бездне, ставя сущность над деятельностью. Центральная сущность антропософии это человеческое "Я". Постижение "Я" самого себя в контексте эволюции Вселенной - это рассматривается с разных ракурсов, сопровождается иллюстрациями в антропософском наследии. Вектор - выражаясь современными категориями - устремлен на индивидуализацию.

"Интегральный подход" синтезирует, разливает по пробиркам, интегральные экологии рассматривает в спиральной динамике - предикаты выдвинуты на передний план. Деятельность (predicate) и продукты деятельности (deliverables) впереди, сущности (entity) спрятаны за ней. Таково отличие от антропософии. Отслеживая движения тени, не всегда поймешь движения источника света - понять надлежит именно последнее.

michael:

--- Цитата: happy от 10 Окт. 2009, 21:48:13 ---"Интегральный подход" синтезирует, разливает по пробиркам, интегральные экологии рассматривает в спиральной динамике - предикаты выдвинуты на передний план. Деятельность (predicate) и продукты деятельности (deliverables) впереди, сущности (entity) спрятаны за ней. Таково отличие от антропософии. Отслеживая движения тени, не всегда поймешь движения источника света - понять надлежит именно последнее.
--- Конец цитаты ---

Вероятно слово "интегральный" вводит в заблуждение. Насколько я понимаю, суть интегрального подхода не в синкретическом объединении научных дисциплин, а в стремлении всеохватно осознать мир как органическое целое. Все интегральные модели при этом будут относительны, выполняя вспомогательную роль.


--- Цитировать ---Все категории AQAL относятся к относительной истине. Ни одна из них не является абсолютно истинной. Только лишь бесформенное сознавание, «простое ощущение бытия», является абсолютным фундаментом существования. Уилбер вслед за Шри Ауробиндо называет это бесформенное сознавание «Духом». «Дух» Уилбера можно считать аналогичным «Единому» Плотина, «Абсолюту» Шеллинга, индуистскому брахману и буддийской шуньяте.
--- Конец цитаты ---
Разве этот "Дух" нельзя также считать аналогичным бездне откровений "Я"?

happy:

--- Цитата: michael от 12 Окт. 2009, 13:05:58 ---
--- Цитата: happy от 10 Окт. 2009, 21:48:13 ---"Интегральный подход" синтезирует, разливает по пробиркам, интегральные экологии рассматривает в спиральной динамике - предикаты выдвинуты на передний план. Деятельность (predicate) и продукты деятельности (deliverables) впереди, сущности (entity) спрятаны за ней. Таково отличие от антропософии. Отслеживая движения тени, не всегда поймешь движения источника света - понять надлежит именно последнее.
--- Конец цитаты ---

Вероятно слово "интегральный" вводит в заблуждение. Насколько я понимаю, суть интегрального подхода не в синкретическом объединении научных дисциплин, а в стремлении всеохватно осознать мир как органическое целое. Все интегральные модели при этом будут относительны, выполняя вспомогательную роль.
--- Конец цитаты ---
По словам одного известного писателя, люди делятся на 2 категории. Одни велосипеды чинят, другие на велосипедах ездят. Обобщение, в общем-то, справедливо и сейчас, через 100+ лет после его слов. Его можно спроецировать и на модели.
Модели, несомненно, хороши как инструмент в том случае, когда построены дерзновенным и острым как катана интеллектом, движимого холодным огнем сердцем. Получается несколько люциферический вариант - другого идеала не знаю, пока.
Попробую передать, зайдя с другой стороны, через художественный образ. Лет 15 назад увидел как-то замечательную картину: дирижабль, привязанный к Земле, рвется в Небо, а вместо Неба - картинка с изображением Неба. Получается земная фантазия о Небе. Гениальное произведение. Зовут художника Сергей Медзяновский.
Модель всегда несет в себе риск превратиться в суррогатное Небо, когда забывают о том, для чего люди модели строят - однако об этом другая история.

--- Цитата: michael от 12 Окт. 2009, 13:05:58 ---
--- Цитировать ---Все категории AQAL относятся к относительной истине. Ни одна из них не является абсолютно истинной. Только лишь бесформенное сознавание, «простое ощущение бытия», является абсолютным фундаментом существования. Уилбер вслед за Шри Ауробиндо называет это бесформенное сознавание «Духом». «Дух» Уилбера можно считать аналогичным «Единому» Плотина, «Абсолюту» Шеллинга, индуистскому брахману и буддийской шуньяте.
--- Конец цитаты ---
Разве этот "Дух" нельзя также считать аналогичным бездне откровений "Я"?
--- Конец цитаты ---
Инженеризировать Истину через модели - возможно, для кого-то это не покажется нелепицей. Люди разные: одному яд - другому лекарство, кому суп не густ - кому жемчуг мелок. В инженерном гении также должная толика Божественного. Однако концепции Духа вредны как ядовитейший из сорняков ума, когда их начинаешь принимать за реальность. Дух сам по себе реален. Концепция Духа совсем не реальна.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии