Вопрос.
Хотелось бы узнать, что представляет собой сущность времени, с точки зрения духовной науки.
Например, как образуются два противоположных потока времени.
Также, что Вы думаете по поводу работ русского ученого Николая Александровича Козырева.
Теперь займемся новыми вопросами. Два из них касаются загадки времени.
Рудольф Штайнер не дал краткой краткой чисто понятийной дефиниции времени.
Он понятие времени взращивал в своих слушателях, подходя к нему с разных сторон и раскрывая в разных связях. Он понимал большую трудность этого процесса, но порой выражался и совсем просто. Он, например, говорил, что первые рунды эволюции эона Сатурна были вневременными, т.е. они, вроде бы, совершались одновременно и мгновенно, и тем не менее мы вправе рассматривать их как следующие один за другим. – Ну как нам найти рассудочное понимание этого?
В моей попытке понять сущность времени мне помогло изучение методологии Рудольфа Штайнера. Например понимание креста, как структуры эволюционного цикла. У креста две состовляющие. По горизонтальной оси действует принцип «до-после», по вертикальной «выше-ниже». И это последнее также является развитием. Крест возникает из лемнискаты, из принципа метаморфозы. Нечто нисходит по лемнискате за счет превращений, а в результате возникает «до-после». Для времени необходима причинно-следственная связь, а превращения духа есть чистое творчество. А творчество – это тоже развитие.
В общем, получается, что время – это индивидуальное состояние духа. И такого духа, который восходит через нисхождение. Это существа 3-ей Иерархии и человек. Более высокие существа сами по себе вневременные.
Когда Бог открывается в трех Ипостасях, то он открывается как Субстанция, Жизнь и Идея (форма). Все это открывается одновременно, вне времени, в положении, которое ни горизонтально, ни вертикально. Идея потом действует как астральный мир и движется от конца цикла к его началу. Вроде бы во времени? Но нет, это идея творчества. Она подступает к субстанции свыше, как гениальность. И потому для нашего Я она в будущем. В прошлом мы находим лишь осуществленные идеи. (Почему, замечу, бесплодны попытки искать выход из современного трудного положения России в ее прошлом.)
В общем, это Я определяет «прежде и потом». Камни, например, это не делают; они и сейчас живут вне времени.
Ну и т.д. скажу я, и завершу мой ответ переводом одного ответа Рудольфа Штайнера на наш вопрос. А дальше будем думать вместе. (Еще замечу, что труды Николая Козырева мне, к сожалению, не знакомы.)
Вопрос: Что имеет в виду г-н д-р Штайнер, когда говорит, что физическое тело является телом пространственным, а тело сило-образов (Bildekrafteleib) временнОе? Ведь физическое тело живет и во времени, когда растет и разрушается.
Рудольф Штайнер: Если я могу так выразиться, это помысленно неточно. Чтобы это привести к точному мышлению, нам необходимо сначала проанализировать понятие времени. Вы только подумайте: то, как предстает нам сотканными одно с другим (конгломератом) пространством и временем. Подобные вещи можно продумать лишь после того, как пространство и время отделить одно от другого. В обычном предметном познании Вам ведь время вообще не дано. Ведь Вы измеряете время чисто пространственными величинами, а изменения в пространственных величинах – это средство познания для того, что затем проявляется как время. Однако подумайте еще и о другом измерении времени. Вы всегда время мерите по пространству. Но такового нет в момент, когда Вы переходите к действительному переживанию времени. Люди обычно делают это бессознательно.
Мышление, собственно говоря, через имагинативное познание восходит в сознании. А действительно временное переживание Вы имеете, когда, например, 12 апреля 1922 г. в 4 часа и 4 минуты и столько-то секунд Вы акцентируете Вашу душевную жизнь.
Если Вы в это момент акцентируете Вашу душевную жизнь, то она имеет поперечный разрез. Вы не можете говорить о том, что какой-либо пространственный поперечный разрез имеется в этом временном поперечном разрезе. Но внутри этого временного поперечного разреза располагается все Ваше земное прошлое, и Вы должны, если хотите изобразить это схематически, к потоку Ваших переживаний от а и б пририсовать поперечный разрез от А до Б. Вы не можете ничего иного, как только все Ваше переживание вложить в этот поперечный разрез, но тем не менее в нем имеется перспектива. Вы можете сказать, что переживания, лежащие во времени дальше, отражаются (отображаются) с меньшей интенсивностью, чем лежащие во времени ближе. Но ведь все это действует в поперечном разрезе. Так что Вы получаете другие отношения, когда действительно анализируете время. И вообще, мы можем время поднять до представления лишь в том случае, если не прибегаем к такому анализу, к какому мы привыкли в физике в случае средств познания пространства, а рефлектируем нашу собственную душевную жизнь. Вы коренитесь в Вашей душевной жизни также и тогда, когда имеете в ней лишь абстрактные мысли. Это важно, что это временнОе тело мы действительно в состоянии постичь как организм.
Видите ли, если Вам нездоровится, ну, скажем, из-за заторов в пищеварении, Вы чувствуете это в желудке, то при определенных обстоятельствах можно увидеть, что и другие части Вашего пространственного организма втянуты из-за этого в сопереживание боли. Пространственный организм таков, что его отдельные части зависят от других пространственно. В случае временного организма дело обстоит так, что несмотря на то, что мы имеем «позже» и «раньше», эти «позже» и «раньше» взимосвязаны органическим образом. Порой я выражаю это таким образом, что я говорю: вот, посмотрите, перед нами очень старый человек говорит с юными, например, с детьми, то его слова отскакивают от детей, что они совсем не годятся для детей. Но мы берем другого человека. Если к детям говорит он, то происходит нечто другое. Его слова сами текут в детскую душу. Подобные вещи обычно не изучают, поскольку очень редко берут во внимание всего человека и не могут достаточно долго оставаться в спокойном внимании, чтобы это наблюдать. Но если изучить на чем покоится способность (сила) старого мужчины или женщины благославлять, то полезно порой вернуться в первую пору детства. Конечно, так далеко с наблюдениями сегодня не заходят. Это должна делать Антропософия. Так пойдем же назад и мы обнаружим: кто в старости способен благословлять, кто в старости имеет в себе эту изумительную силу, так что его слова вливаются в юных людей как благословление, тот сам в юности был научен молиться. Образно я выскажу это так: руки сложенные (в молитве) в юности, становятся благославляющими руками в старости.
Вы имеете здесь связь между тем, что как влияние на других людей действует в позднем возрасте, и тем, что в раннем детстве, имеется в жизни как, скажем, благочестивые чувства и тому подобное. Это органическая связь между прежним и последующим (поздним). И лишь когда познают всего человека, видят, что он имеет бесконечно много таких взаимосвязей. Сегодня же мы всей нашей жизнью пребываем вне этой действительности. Мы абстрактны (абстракционисты) в культуре нашей жизни. Мы не замечаем подлинной действительности. … (уясним себе) что протекающее в человеке как временное, не имеет отношения к пространственному организму, но только ко временному организму. И вот Вы видите, что во времени лежит реальность. Вы можете ее опять-таки заимствовать из математики. Тут однажды была очень милая дискуссия. Помнится это был Освальд, который обратил внимание на то – т.е. никакой это не приверженец Духовной науки, а только лишь материалист, - что органический процесс, протекающий во времени, не реверсирует с механическим процессом. Но дело в том, что с обычными вычислениями ко временному процессу вообще никак не подойти. С обычными вычислениями Вы собственно, всегда остаетесь вне временных процессов. Вы не прослеживаете процесс как таковой. Если Вы, например, в формулы лунных затмений вводите отрицательные величины, то Вы постигаете далеко отстоящие в прошлом вещи, но Вы не удаляетесь вместе с вещами. Вы движетесь только в пространственной сфере. И так получают правильное понятие о том, что такое физическое тело человека лишь в том случае, если разделяют временное и пространственное. Для человека это имеет фундаментальное значение, поскольку он не придет вообще ни к какому понимаю, если не будет знать, что все временное в нем протекает как сущность в себе, а над пространственным временное господствует динамически, в то время как в машине временное есть лишь функция того, что действует пространственно. Такова разница. У человека временное – это реальность, тогда как у машины временное есть лишь функция пространства. К этому сводится все в конце концов». (ИПН. 82; Ответы на вопросы к лекции от 12.04.1922).