Количечтво переходит в некоторое качество.
Ночь переходит в день, первые четыре ступени развития можно рассматривать как ночной период, а с пятой по седьмую – это дневной период. Южный поток, прошлое, находим в росписи большого купола, а будущее, северный поток, в мотивах малого купола старого Гетеанума. Они пространственно разделены, как сознание в спящем человеке. Так же было и в послеатланическую эпоху с развитием северного и южного потоков, до пятой культурной эпохи. Вступление в Земное развитие Я-сознания объединило эти потоки, пробудило, сожгло старое разделение и вынуждены строить новое, нечто единое, второй Гетеанум, где малый и большой купол соединяются.
На основе предлагаемого в теме материала посильно смоделируем прошлые и будущие этапы развития, что позволит лучше понять поисходящее вовне и в самом человеке. Следует признать, что северный поток – пример нормального развития людей на Земле, а южный – из-за ариманических и люциферических влияний отстает в своем развитии.
На схеме видим прошлое и будущее северного потока, избежавшего грехопадения. Именно принятие им Самодуха в атлантическом периоде позволияет в наше время проникнуть в минеральность подприроды и выработать, благодаря этому, душу ощущающую. Предвосхищение эона будущего Юпитера. Такова логика духовного развития.
Соединение Южного потока с Я-сознанием древние греки переживали как освобождение Гераклом Прометея. В наше время проникновения самосознания в подприроду, воспринимается как возвращение Прометея из Тартара. Именно отуда он принес нам новые дары. Будет еще третье освобождение, так Локи избавится от сковывающих скал.
Сотворение мира XII - Микалоюс Чюрлёнис
Особый интерес представляют те живописные произведения Чюрлениса, в которых, на наш взгляд, очень много общего со Скрябиным уже и по содержанию. Среди работ среднего периода у Чюрлениса есть цикл, порожденный мечтой о гармонии и красоте - "Сотворение мира" (1905-1906). В нем 13 листов. Следование библейской легенде прослеживается лишь в самом начале - в 3-ем листе: исполинская рука прорезает пространство. "Да будет" - начертано в углу картины. И рождается свет, а со светом - жизнь: морские кораллы, грибы, цветы. Мир наполняется цветом и светом. От беспорядочного хаоса он движется к гармонии. В 12-ом листе это гармоническое начало символизируется арфами. В заключительном листе просматривается тень мудрого, по литовской мифологии, Ужа. Налицо движение от хаоса через красоту и гармонию - к разуму.
Нам показалось интересным сравнить этот цикл Чюрлениса с "Прометеем" Скрябина и убедиться в их "незапланированной", неожиданной схожести. В самом деле, пафос цикла Чюрлениса - творчество, творение мира, сотворение его. У Скрябина "Прометей" - тоже не иллюстрация мифа, а главная тема "Поэмы огня" - творение Духа, его торжество. В конечном итоге, и у Скрябина, и у Чюрлениса - гимн творчеству.
Воплощение этой гимнической идеи у Чюрлениса идет от графических контрастов мертвых форм и плоскостей к сложно разработанной композиции, к движению ликующего света; у Скрябина начало "Прометея", аналогично, символизирует первичный хаос, первичное неразделенное духовное бытие, которое проходит стадию материализации, а затем вновь возносится (дух - материя - Дух). Тематизм у Чюрлениса выражен последними двумя листами - гармония и разум (арфа и Уж); у Скрябина в "Прометее" два основных образа - тема "творящего принципа" и тема "разума". Добавим к тому же еще напоследок: цветовая гамма у Чюрлениса в его листах движется от черно-синего, мрачного, холодного космического хаоса через зеленоватый к яркому красочному цветению; у Скрябина в его прометеевской "Luce" медленный световой голос движется от фиолетового через синюю часть спектра к красному, а затем вновь к фиолетовому. Чисто схематически цветовой цикл вроде бы замыкается. Но, по воспоминаниям современников, мы знаем, что Скрябин, наперекор схеме "Luce", хотел ослепительного света в конце "Прометея". Значит, тоже - от темного к светлому...
Итак, близость, схожесть очевидна даже в подобных деталях. Подтверждаются мысли Н.Рериха, высказанные им "попутно" в его статье о Чюрленисе в 1936 году: "В Скрябине и Чюрленисе много общего. И в самом характере этих двух гениальных художников много сходных черт... Своей необычностью и убедительностью оба этих художника, каждый в своей области, всколыхнули множество молодых умов" (цит. по кн.[11, с.139]).
СКРЯБИН И ЧЮРЛЕНИС: МУЗЫКА И ЖИВОПИСЬ НА ПУТИ К СИНТЕЗУ Ванечкина И.Л.