Антропософский форум > Разное

Вагнер - композитор и Вагнер - гражданин.

<< < (2/3) > >>

happy:

--- Цитата: новикова нина от 22 Март 2010, 22:37:54 ---
--- Цитата: happy от 22 Март 2010, 10:30:15 --- Самые сильные удары получаем от своих, особенно от родичей.
--- Конец цитаты ---
Надеюсь, вы не обо мне. Я-то как раз хотела бы найти весомые аргументы для возражения.
--- Конец цитаты ---
Конечно, моя реплика никаким образом не обращена в ваш адрес.

Alrock:
Разобраться в поставленных здесь вопросах поможет статья:

Евгений Майбурд

Гений & злодейство, Inc.
Евреи для Вагнера. Вагнер для евреев

http://berkovich-zametki.com/2008/Starina/Nomer5/Majburd1.php

Статья объемная, но, как говорила продавщица в книжном магазине из времени моего студенчества, "читается на одном дыхании".

новикова нина:
Спасибо за статью. Старалась прочесть её до конца, прежде чем начать отвечать, но, дойдя до середины, мне кажется я уловила её лейтмотив : автор искренне не понимает что же имеется ввиду под словом "еврейство". Хотя сам несколько раз буквально утыкается в это самое "еврейство", но не видит... Автор постоянно упрекает Вагнера в нерациональности поведения. А это и есть "еврейство"...Любовь НЕРАЦИОНАЛЬНА! И пути её НЕИСПОВЕДИМЫ! Иногда они похожи на ненависть, но все выясняется во времени. Я знаю, я и сама сейчас говорю нерационально. Но у русских есть такая пословица : " Милые дерутся - только тешатся". Любовь Христа к падшему человеку нерациональна. Она не взвешивает и не оценивает, она даже то зло, что есть в человеке метаморфозирует в добро, силой своей НАДРАССОВОСТИ в том числе, конечно. Автор, похоже, пытается доказать, что Христос - надиерархическое существо - тем не менее еврей?  :D Он И еврей, потому что ВСЁ ЧЕРЕЗ НЕГО НАЧАЛО БЫТЬ, ЧТО НАЧАЛО БЫТЬ. Так же как и среди избранных Христом есть Иуда, и сила Христовой Любви способна и предательство обратить во благо, СМЕРТЬЮ смерть попрать. Семя, если не умрёт, не даст плода. Есть момент в статье, уж не буду искать цитату, где автор говорит, что еврей может быть евреем по крови, но немцем как индивидуальность. Вот! Вот то зёрнышко (имеющееся особенно в еврействе), которое может дать плод, но только если откажется от рациональности ( проще говоря, от самосохранения) и согласится стать жертвой. Принесёт свою индивидуальность на алтарь Любви. Вагнер, ошибка Вагнера, как мне видится, была в том, что он слишком конкретизировал в плоть, то, что должно было бы лишь осенять её.

happy:

--- Цитировать ---В наше время у действительно великих художественных личностей как бы инстинктивно возникло стремление обратить искусство в своего рода жертвенное служение божественно-духовным мирам; это означает, например, смотреть на то, что облечено в звук, как на интерпретацию духовных мистерий. Так когда-нибудь культурноисторически-оккультно поймут во всех частностях Рихарда Вагнера. Как раз на него будут смотреть, как на человека, показательного для нашего, пятого культурного периода; человека, который всегда чувствовал стремление выразить то, что в нем жило, в звуках, порыв к духовному миру; который рассматривал произведение искусства как внешний язык духовного мира.
В сущности, остатки старой культуры и утренняя заря новой культуры противостоят в наше время резко, ожесточенно даже, одно другому. Мы ведь видели, как, так сказать, чисто человеческая работа в звуках, чисто формальная музыка, которую Рихард Вагнер хотел преодолеть, ожесточенно защищалась противниками Вагнера, так как они были не в состоянии почувствовать, что инстинктивно как раз в Рихарде Вагнере возникал, как утренняя заря, новый импульс.
<...> Вагнер долгое время подвергался самой суровой, самой ужасной критике. Эти его критики и отрицатели имели своего рода предводителя в лице чрезвычайно талантливого музыковеда Эдуарда Ганслика в Вене, который написал интересную книжечку "О музыкально-прекрасном". Я не знаю, знаете ли вы, что этим старое было, так сказать, противопоставлено восхождению новой утренней зари в истории? Эта книга "О музыкально-прекрасном" может служить историческим памятником для позднейших времен. Ибо что хотел Ганслик? Он говорит: нельзя таким образом писать музыку, как Рихард Вагнер; это не музыка, потому что там музыка берет, так сказать, разбег, чтобы указать на что-то, что находится вне музыкального, на нечто сверхчувственное. Музыка же - это "арабески в звуках". Это было любимое выражение Ганслика. Это значит: подобное арабескам сочетание тонов, а музыкально-эстетическое наслаждение заключается в том, чтобы чисто человечески радоваться, как тона звучат друг в друге и один за другим. Ганслик говорил: "Рихард Вагнер вообще не музыкант, он не понимает сущности музыкального. Сущность музыки должна заключаться исключительно в архитектонике звукового материала".
Что можно сказать о таком явлении? Ничего иного, как то, что Ганслик был выдающимся реакционером четвертой культурной эпохи. Он был прав применительно к этой культурной эпохе; но что верно для одной культурной эпохи, не годится для следующей. С его точки зрения можно сказать: Рихард Вагнер не музыкант. Но затем надо было бы сказать дальше: это время теперь прошло, мы должны довольствоваться тем, что происходит из этой эпохи, мы должны примириться с тем, что музыкальное в смысле Ганслика расширяется, поднимаясь над самим собой к чему-то новому. И такого рода столкновение старого и нового мы могли бы изучать во многих областях как раз в нашу культурную эпоху.
GA126. Оккультная история.http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/126.doc
--- Конец цитаты ---

happy:
Добавлю к процитированному из GA126.
Идя путем служения Духу, очень быстро натыкаешься на неприятие, прежде всего на неприятие тебя. Отторжение носит подспудный персональный характер, затем лишь обрисовываются внешние возможные поводы для недовольства тобой, часто беспочвенные. "Арабески" из  какофонии суеты терпеливо принимают везде и повсюду. В то же время не желают видеть откровения Духа за проявлениями повседневного, не желают открыть простор в собственной душе. Самобытность и наличие собственной позиции рассматривается как нарушение какого-то неписанного правила. Терновый венец.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии