Россия разморозит тайны Земли
00:22 «Аргументы и факты»
А заодно получит свою долю богатств Антарктиды?
Борьба нескольких мировых держав за Арктику уже началась. Впереди делёж Антарктиды, подо льдами которой скрыто древнейшее уникальное озеро. Что достанется России в этих спорах?
И зачем нам вообще миллионы тонн льда? Об этом мы беседуем с директором Института географии РАН академиком Владимиром Котляковым.
— Во льдах хранится на самом деле масса информации. На днях наши учёные изучили ледяные цилиндры, привезённые с Эльбруса, где провели бурение на высоте 5150 метров. Оказалось, примерно несколько сотен лет назад произошло извержение этого крупнейшего в Европе вулкана, который мы привыкли считать совершенно безобидным. Дальнейшее изучение льда, извлечённого с 200-метровой глубины, позволит нам восстановить картину изменения климата за последние две тысячи лет.
Потепление — просто страшилка
— А почему именно лёд рассказывает о климате прошлого?
— Потому что в него вмерзают семена и споры растений, а пузырьки воздуха содержат газовые смеси того времени.
Около 30 лет назад подобное бурение наши специалисты провели на антарктической станции «Восток», где толщина льда составляет 3,5-4 километра. Извлечённый с таких глубин лёд дал нам картину истории климата Земли за 400 тысяч лет. Тогда-то и выяснилось, что климат меняется циклически, причём циклов — десятки, сотни, самый длинный из них составляет 100 тысяч лет. Мы убедились, что в обозримой истории было четыре периода похолодания длительностью примерно 90 тысяч лет каждый. Они чередовались отрезками потепления по 5-10 тысяч лет.
Изучив газ в пузырьках воздуха, вмёрзших в лёд, мы убедились, что углекислый газ и метан — не причины потепления, а следствия, вызываемые ростом температуры. Поэтому нечего так уж грешить на промышленные выбросы, которые будто бы опасно разогревают атмосферу. В прошлом цикле, 100 тысяч лет назад, когда никакой промышленности не существовало, температура была даже на полтора градуса выше, чем сейчас. Поэтому, уверен, потепление к апокалипсису не ведёт.
Древнейшее озеро
— Вы более полувека изучаете ледники вблизи обоих земных полюсов. За это время разгорелись страсти вокруг Арктики. Почему вдруг она стала предметом международной политики?
— Вызвано это прежде всего колоссальными запасами углеводородов, которые всё ценнее на фоне истощающихся материковых запасов. Пока никто, кроме норвежцев, не умеет добывать нефть на морском шельфе. Но недалеко то время, когда этим займутся все крупнейшие нефте- и газодобывающие страны.
— Антарктида пока не вызывает подобного ажиотажа?
— Именно пока. Антарктический шельф также необычайно богат залежами нефти и газа. Так что делёж «жирного куска» неизбежен. И Россия должна быть к нему готова. А это значит, нужны исследования, для чего необходимы современные корабли и хорошо оснащённые станции.
— Ну станции-то в Антарктиде у нас сохранились?
— Сохранились, хотя и пришли в изрядное запустение в течение трудных 90-х годов. Кстати, российские станции расположены по всему периметру континента, что даёт нашей стране хорошие шансы в предстоящем разделе.
— И самая ценная из этих станций — «Восток»?
— Можно так сказать, ведь её основали на геомагнитном полюсе, который к тому же оказался полюсом холода: минус 89,3 градуса — температурный рекорд, зафиксированный на Земле именно в этом месте. Здесь же совершено и последнее географическое открытие XX века — расположенное подо льдом озеро. По объёму воды это примерно треть Байкала. А для науки по ценности органики, которая, возможно, таится в его воде, это озеро не имеет себе равных на планете. Надо лишь закончить начатое бурение во льду скважины. Думаю, в ближайшие год-два мы решим эту нелёгкую задачу — ведь нужно не занести в воду чужеродные микроорганизмы, чтобы не нарушить экосистему озера, возможно, древнейшую на Земле.
У Юпитера есть спутник Европа, целиком состоящий изо льда. Подо льдом имеется вода, представляющая колоссальный интерес для науки. Но для полёта к этому спутнику нужны миллиарды долларов. А для исследования аналогичного озера под станцией «Восток» — всего лишь миллионы. Которые сулят нам и новые открытия, и моральный приоритет в предстоящих спорах о территориальной принадлежности.
ДОСЬЕ
Владимир Котляков родился в 1931 г., академик РАН, доктор географических наук, профессор, директор Института географии РАН, почётный президент Русского географического общества, председатель российских национальных комитетов по Международной геосферно-биосферной программе и по исследованиям Антарктики