Антропософский форум > Антропософия
Отношение культурной элиты к антропософии
(1/1)
Владимир:
--- Цитата: Alrock от 09 Янв. 2010, 00:01:54 ---В романе Булгакова "Мастер и Маргарита" в 13 главе трижды упоминается литературный критик Ариман.
Интересно, был ли знаком М. Булгаков с антропософией? На сайте он вроде бы не упоминается в числе тех, кто воспринял антропософию.
--- Конец цитаты ---
Да, Михаил Афанасьевич был знаком с антропософией, но это знакомство носило весьма поверхностный характер. Когда он писал свой бессмертный роман, то очень тщательно разрабатывал сюжетные линии своих персонажей. Образ Коровьева, фиолетового рыцаря, он нарисовал исследуя серьезные источники, взятые им в ленинской библиотеке, связанные с альбигойством. Ну, понятное дело он изучал апокрифы и историю Евангелий. Но к антропософии он никаким боком не относился.
Гораздо интереснее исследовать отношение к антропософии Сергея Есенина и Бориса Пастернака. Есенин был слушателем лекций Вольфилы и много общался с А. Белым. Считается даже, что именно Белый подсказал ему и Мариенгофу название их поэтического стиля - имажинизм, от слова имагинация. Пастернак долгое время хранил фотографию Рудольфа Штейнера у себя в столе, по воспоминаниям его многолетнего секретаря антропософки М.К. Баранович и в самом начале своего творческого пути был слушателем мусагетского ритмического кружка Андрея Белого вместе с Цветаевой и Мандельштамом. Известно что этот ритмический кружок помимо литературного просвещения, был еще местом где Эллис, Белый, Петровский вели работу по изучению книг Р. Штейнера. Очень трудно понять степень вовлечения тех или иных персонажей в это изучение. Сам Эллис в письме к Доктору за 1911 год указывает большой список фамилий - В. Ахрамович, А. Белый, Н. Бердяев, Н. Брызгалов, Р. Глиэр, С. Дурылин, Н.Н. Киселев, Н.П. Киселев, К. Крахт, А. Ларионов, Э. Метнер, Д. Недович, В. Нилендер, А. Петровский, М. Петровский, Г. Рачинский, С. Рубанович, М. Сабашникова, А. Сидоров, М. Сизов, А. Тургенева, Е. Чеботаревская и С. Шенрок. Это все были известные люди того времени, и почти все из этого списка кто печатался тогда в Мусагете. Как видим фамилий Мандельштама и Пастернака здесь нет, но возможно что они тоже были участниками некоторых групп по изучению книг Р. Штейнера.
Марина Цветаева потом даже была слушателем всего пражского курса лекций Р. Штейнера в 1923 году, который они вместе с мужем добросовестно отсидели, причем Марина Ивановна посылала засыпающему мужу С. Эфрону на задний ряд записки следущего содержания "Терпи - накормлю яичницей". Сама она видно тоже больше терпела, чем сопереживала.
В целом хочу сказать что в 10-20 годы почти вся культурная элита про антропософию знала, а многие и читали книги антропософского содержания.
Если у кого есть интересные материалы об отношении известных в прошлом и настоящем деятелей культуры к антропософскому движению - то буду очень признателен.
Владимир:
Очень интересен факт отношения Ильи Репина к антропософии. Илья Ефимович был уже очень немолодым, семидесятилетним человеком, когда впервые прочитал книги Рудольфа Штейнера. Корней Чуковский посещавший Репина в его доме под Петроградом, как-то обмолвился, что дескать совсем с ума сошел старик, читает теософско-антропософские книжонки. Но по другим сведениям у Репина было отношение к антропософии более чем серьезное.
Наш нарком культуры А.В. Луначарский, непросто читал Р. Штейнера, но еще и переводил его лекции для эмигрантсткой, фактически большевистской, швейцарской публики, базирующейся гл. образом в Цюрихе. Кстати главным заказчиком переводов был наш русский философ, методолог, врач и экономист, отец русской кибернетики А.А. Богданов, который очень интересовался книгами Штейнера и по-некоторым сведениям даже посещал Дорнах в 1914-1915 гг.
Самое интересное и загадочное отношение к антропософии имела Наталья Седова-Троцкая, жена Наркома Троцкого. Она возглавляла комитет по защите памятников и в начале 20-х годов спасла огромное кол-во буржуйских ценностей. С ней в команде работал Трифон Трапезников. Какое-то время там же работали и М. Сабашникова с А. Петровским. У Натальи Седовой в начале 20-х годов была одна из самых богатых антропософских библиотек на немецком и на русском языках. Связь ее с известными антропософами на лицо...
К сожалению более широких сведений относительно вышеуказанных лиц и их отношения к антропософии у меня нет.
Владимир:
--- Цитата: Alrock от 17 Апр. 2010, 18:02:45 ---Среди мировых знаменитостей, воспринявших импульс антропософии, на страницах БДН упоминается - Александр Иванович Скрябин (1872-1915), великий русский композитор.
Его другом был Леонид Леонидович Сабанеев (19 сентября (2 октября) 1881 — 3 мая 1968) — русский музыковед, композитор, музыкальный критик и ученый.
Возможно он также воспринял импульс антропософии?
--- Конец цитаты ---
Спасибо большое! Конечно это еще все требует тщательного изучения и прочтения.
Владимир:
Г.А. Бондарев считает, что наш известный философ Н.О. Лосский, один из самых самобытных и талантливых русских философов, был фактически антропософом. Это исходит из того что он написал и сделал в своей долгой и интересной жизни.
Но... если мы так пойдем дальше, то тогда вся наша славная когорта русских философов и мыслителей станет антропософами. Причем начинать можно от Ломоносова и Сковороды; потом включить в этот список всех славянофилов, прежде всего Одоевского и Хомякова, ну и закончить этот список нашей последней гвардией: Флоренским, С. Булгаковым, Бердяевым и др. (Не взирая на то что они про антропософию написали). Добавить к этому списку можно самобытнейших Африкана Шпира и В. Несмелова.
Это отдельная тема, требующая самого пристального изучения. Но все же это не больше чем аллегория.
Было написана хорошая работа "Рудольф Штейнер и Павел Флоренский", швейцарцем Таей Гутом. А вот об отношении Бердяева, Лосского, С. Булгакова к антропософии написано пока еще мало. Ничтожно мало. И что написано, написано неантропософскими исследователями.
happy:
Наши современники в своем становлении антропософию востребуют весьма редко. Не у многих возникает желание понимать, каким образом из Вселенной, из мирового целого вырастает отдельно взятая Индивидуальность. Восприятие себя стало более плоским и приземленным.
В серебрянном веке многое было иначе. Оставался интерес к своей собственной психодраме. Сейчас же собственная судьба многим представляется сплющенной до одной прямой линии, тянущейся за горизонт, не имеющей ни кульминации и ни эпилога. По этой причине Личность оказывается как овощь сорвана с грядки мирового времени. Антропософия изначально ожидает интерес именно структурного плана, другими словами, понимания того, что мир не является кусочным как нарезанные огурцы-помидоры.
Лишь после этого в глубинах души может проявиться смысл происходящего, которому учит антропософия. Вот почему антропософию бесполезно популяризировать, и вот почему интерес к антропософии сейчас не носит массового характера.
Навигация
Перейти к полной версии