Социальное искусство...
Какие у вас есть сведения?
Очень интересный вопрос!
Рискну предположить, что "Социальное искусство" не есть какая-то конкретная деятельность, будь то в сфере искусств, или в общественных начинаниях...
В моем понимании оно связано с находящимися сейчас в зародыше способностями людей, достигших самосознающей души, действовать как группа нового типа. Действовать по отношению к Духовному миру.
Обычно самосознающая душа имеет "антигрупповую" тенденцию, стремясь именно к индивидуальному духовному пути. Я думаю, для современности это неизбежно. (Поэтому антропософам друг с другом порой так сложно договориться). Но группа нового типа - это организм, который обладает своим Я - и при этом не
снимает Я индивидуальное... наоборот, требует его активности... Группа старого типа так или иначе "не дружит" с индивидуальными самосознающими Я. Либо, если дружит, это просто
номинальная группа. Два варианта, третьего не дано.
Проблема группы нового типа в том, что надо достичь как-бы "оккультного резонанса" отдельных Я, некоего общего духовного пути. Тогда эффект возрастает в немыслимых для отдельного Я порядках. Но это собственно и есть искусство -
как достичь невозможного.
(Немного коряво изложил.
Но хоть попытался
)
У Р.Штейнера это сформулировано так:
" .... Но нечто подобное происходит и с людьми. Также и они отрываются от своей групповой души. Как ее члены, они находились под высшим водительством; становясь индивидуальными душами, они могут не справиться со своим дальнейшим развитием, если отвергнут
духопознание. Прежнее кровное родство, удерживавшие людей в единстве, понемногу приходит к своему концу. В человеке крепнет намерение
из своего внутреннего определять свой путь, направление и цель жизни. Но при этом люди приходят к
разобщению. Дело заходит так далеко, что каждый начинает иметь свою религию, свое мнение о наивысшем идеале. Но если люди осознают идеалы глубоко в себе, то это ведет к соединению, к общему мнению. Мы знаем, например, внутренне, что сумма углов треугольника равна 180°. Это внутреннее познание. Относительно него не возникает разногласий. ...
И таковым является всякий род духовных истин. Чему учит
Духовная наука -- это человек находит с помощью своей внутренней силы. И это ведет его к абсолютному
единению, к миру и гармонии. Об истине не может существовать двух мнений, чтобы одно из них не было при этом ложным».
В прошлом люди отпали от групповой души. «Но в будущем развитии они должны уверенно ставить себе цели, к которым стремятся. И когда люди соединяются в высокой истине, то из высших миров вновь нисходит групповая Душа -- когда из естественно связанных общностей возникают свободные общины. Чего хотят водители духовнонаучного движения -- это чтобы мы находили их в сообществах, где сердца сливаются с мудростью, как растение с солнечным светом. Где общие истины соединяют различные «я», там мы даем возможность низойти (к Земле) высоким групповым Душам. Если мы наши сердца совместно обращаем к высшей мудрости, то мы готовим «ложе» групповой Душе, готовим ей окружение, среду, в которую она может воплотиться». В потрясающей форме этот процесс однажды был явлен человечеству в день Пятидесятницы. «Святой Дух, групповая Душа -- низошла на людей и почила в виде огненных языков над каждым. Это большой символ для будущего человечества. И случись так, что человек не нашел бы подобного соединения с другими людьми, то ему тогда пришлось бы превратиться в элементарное существо. Человечеству надлежит искать мест, к которым склоняются Существа из высших миров. В событии Пасхи людям дана сила воспринять в себя такие мощные представления и устремиться к одному Духу. Пятидесятница же -- это плод, раскрытие этой силы. ... Когда люди в будущем узнают, что означает для них провозвестие Святого Духа, тогда праздник Пятидесятницы вновь станет живым». Он станет не воспоминанием о прошлом событии, а «всегда длящимся праздником Пятидесятницы душевного совместного стремления».98 (5)