Автор Тема: Влияние искусств на семичленного человека  (Прочитано 153195 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0


 
   
Семь свободных искусств

Цитировать
769. «Духовная жизнь: социальное бодрствование.
   Правовая жизнь: социальное сновидение.
   Хозяйственная жизнь: социальный сон». 202(2)

Социальное — это семя для посмертного».191(10)
Духовная составляющая социальной трехчленности включает в себя сферу религии, науки и искусства.
1042. Политэкономы, экономисты до того одурманены, оглушены в своих воззрениях, что нечего и надеяться на понимание ими трехчленности... Остается лишь надеяться, что удастся  собрать хотя бы последние остатки  духовных импульсов, чтобы попытаться освободить духовную жизнь в религиозной области, в области искусства и  в области науки. Ведь это три «подформы», поскольку каждый из трех членов состоит из трех составляющих его областей. Духовная составляющая социальной трехчленности включает в себя сферу религии, науки и искусства. Если бы удалось освободить духовную жизнь, то, возможно, само собой, скорее, чем мы думаем, исходя из явленного примера (прообраза) свободной и освобождающейся духовной жизни, в людях проявилось бы понимание равенства в государственной жизни и братства — в хозяйственной. Итак, ближайшей задачей является работа изо всех сил над обособлением одного члена. ...
   Если бы удалось спасти духовную жизнь, то была бы спасена цивилизация.  Но сегодня необходимо  снова осознать изменение времени. Поймите меня правильно, я не говорю об упразднении трехчленности, но как занимались ею тогда (в 1919 г.), пытаясь конституировать три равноправно сосуществующих члена, — такое ныне больше невозможно. Сегодня нужно спасать то, что еще можно спасти, а именно то, что содержится в человеческих душах».   
342, с. 202-206
 
 
Здесь важно понимать глубину и важность темы для нашего времени, и что значит быть свободным  в искусстве? (это и значит социальным). Гетеанум - явление Духовной составляющей социальной трехчленности и включает в себя сферу религии, науки и искусства.

Оффлайн Alrock

  • Активный участник
  • Сообщений: 258
  • Karma: +1/-1
  • Пол: Мужской
  • Aleksandr Osadchuk
...если будут конкретные вопросы.

Здравствуйте, Даниил!
Вопрос у меня такой.

Можно ли дать через трехдневный семинар эффективный импульс к саморазвитию.(Люди никогда не занимавшиеся искусством)
В семинаре:
- Знакомство с глиной. Пластицирование.
- Живопись. Переживание сущности цвета.
Что подсказывает Ваш практический опыт в этой области.

Оффлайн urga

  • Завсегдатай
  • Сообщений: 994
  • Karma: +0/-0
"Он был германцем, но вполне достойным человеком"

Будем надеяться, что кто-нибудь еще внесет свежую струю в эту тему.
неужели это мои слова? буду признателен, если подскажете, где я их написал.

Оффлайн Даниил

  • Участник
  • Сообщений: 23
  • Karma: +0/-0
  • Пол: Мужской
  • Даниил Косенко
"Он был германцем, но вполне достойным человеком"

Будем надеяться, что кто-нибудь еще внесет свежую струю в эту тему.
неужели это мои слова? буду признателен, если подскажете, где я их написал.

Оп-па! Вот это да! Надо же так ошибиться (_fool)

urga, простите великодушно!!! Разумеется, это не Ваши слова!!! Еще раз (и не один) прошу прощения!

Если Вы готовы принять мои извинения, то, думаю, вправе также и решить - удалить ли мне эти несправедливые обвинения в Ваш адрес вовсе (оставив, впрочем, извинения), или пусть лежит тут все как есть. (стоит ли мне перенаправлять обвинения истинному адресату - подумаю...)

Оффлайн Даниил

  • Участник
  • Сообщений: 23
  • Karma: +0/-0
  • Пол: Мужской
  • Даниил Косенко
Можно ли дать через трехдневный семинар эффективный импульс к саморазвитию.(Люди никогда не занимавшиеся искусством)
В семинаре:
- Знакомство с глиной. Пластицирование.
- Живопись. Переживание сущности цвета.
Что подсказывает Ваш практический опыт в этой области.

Спасибо за вопрос.

Знаете, "эффективный импульс к саморазвитию" - настолько для меня загадочная вещь, что не решился бы прямо отвечать. То есть конечно можно порассуждать на тему, что все индивидуально, кому-то и трехдневного семинара не нужно, достаточно одного разговора... и это будет правдой, но не принесет никакой практической пользы.

Мой практический опыт скорее подсказывает, что семинары вообще не дают импульса к саморазвитию, они только могут поддержать такой импульс, если он уже есть. И в этом смысле ни объем семинара, ни его программа не имеют решающего значения. Важна скорее внутрення целостность и полнота, то есть задача - избежать одностороннести и перекосов, как в подборе материала, так и в методическом построении. Что касается второго - думаю, тут учить никого не нужно, у всякого дела должно быть начало, середина и завершение. Что касается первого - в Вашем, Alrock, проспекте я бы смиренно отметил недостаточное внимание к мыслительному элементу (живопись более обращается к чувствованию, пластицирование - к волению). Дополнить, при желании, можно многими способами, в том числе и не выходя за пределы уже заявленых техник. Скажем, введя лепку одного-двух платоновых тел (больше ведь не успеть). Или введя третью технику - например, рисование форм. Но это я так, к примеру.

Можно высказать эту мысль еще таким образом. Даст ли семинар импульс к саморазвитию - это вообще не вопрос организатора или ведущего, это вопрос кармический. К чему может и должен стремиться организатор - чтобы семинар был участником вообще воспринят (то есть никто чтоб не фрустрировал, не заболел, не сошел с ума...), оставив при этом в душе некий завершенный, целостный образ. В этом смысле правильно простроеный трехдневный семинар не лучше и не хуже ни двухлетнего, ни получасового.

Хотя вопрос и был обращен лично ко мне, искренне надеюсь, что мой ответ будет не единственным. Уверен, у многих коллег также есть опыт семинаров, и поболе моего.

Оффлайн Даниил

  • Участник
  • Сообщений: 23
  • Karma: +0/-0
  • Пол: Мужской
  • Даниил Косенко
Здесь важно понимать глубину и важность темы для нашего времени, и что значит быть свободным  в искусстве? (это и значит социальным). Гетеанум - явление Духовной составляющей социальной трехчленности и включает в себя сферу религии, науки и искусства.

О Гетеануме, к сожалению, сейчас говорить тяжело, учитывая, что Секция изобразительных искусств фактически распущена :( Потому я и поставил знак вопроса в конце своего поста о ВАО и Гетеануме.

Что значит быть свободным в искусстве - достойный вопрос. Попробую подойти вот с какой стороны.

Выше мы обсуждали соответствие видов искусства и сущностных членов человека. Это, по сути, был только подход к самому вопросу - влияние искусства на семичленного человека. Если добавить к этому вопрос свободы - то надо уточнить: через какие из сущностных членов человек приближается к свободе? Не через физическое же тело. Возможность свободы возникает, если не ошибаюсь, только на уровне души сознательной, то есть - социального искусства. Зачем тогда остальные? (извините, утрирую и провоцирую).

(А возвращаясь к предыдущему вопросу о семинарах - постепенно прихожу к убеждению, что никакой семинар в области искусства не будет полезен, если он не строится по принципам социального искусства. Как это сделать - еще не знаю. Ищем.)

Оффлайн EWC

  • Бондаревские чтения
  • *
  • Сообщений: 197
  • Karma: +0/-0
Социальное искусство...
  Какие у вас есть сведения?
  Очень интересный вопрос!
Рискну предположить, что "Социальное искусство" не есть какая-то конкретная  деятельность, будь то в сфере искусств, или в общественных начинаниях...

   В моем понимании оно связано с находящимися сейчас в зародыше способностями людей, достигших самосознающей души, действовать как группа нового типа. Действовать по отношению к Духовному миру.
   Обычно самосознающая душа имеет "антигрупповую" тенденцию, стремясь именно к индивидуальному духовному пути. Я думаю, для современности это неизбежно. (Поэтому антропософам друг с другом порой так сложно договориться). Но группа нового типа - это организм, который обладает своим Я - и при этом не снимает  Я индивидуальное... наоборот, требует его активности... Группа старого типа так или иначе "не дружит" с индивидуальными самосознающими Я. Либо, если дружит, это просто  номинальная группа. Два варианта, третьего не дано.
     Проблема группы нового типа в том, что надо достичь как-бы "оккультного резонанса"  отдельных  Я, некоего общего духовного пути. Тогда эффект возрастает в немыслимых для отдельного Я порядках. Но это собственно и есть искусство - как достичь невозможного.
     (Немного коряво изложил.  ???  Но хоть попытался  :-[ )

У Р.Штейнера это сформулировано так:

" .... Но нечто подобное происходит и с людьми. Также и они отрываются от своей групповой души. Как ее члены, они находились под высшим водительством; становясь индивидуальными душами, они могут не справиться со своим дальнейшим развитием, если отвергнут духопознание. Прежнее кровное родство, удерживавшие людей в единстве, понемногу приходит к своему концу. В человеке крепнет намерение из своего внутреннего определять свой путь, направление и цель жизни. Но при этом люди приходят к разобщению. Дело заходит так далеко, что каждый начинает иметь свою религию, свое мнение о наивысшем идеале. Но если люди осознают идеалы глубоко в себе, то это ведет к соединению, к общему мнению. Мы знаем, например, внутренне, что сумма углов треугольника равна 180°. Это внутреннее познание. Относительно него не возникает разногласий. ...
     И таковым является всякий род духовных истин. Чему учит Духовная наука -- это человек находит с помощью своей внутренней силы. И это ведет его к абсолютному единению, к миру и гармонии. Об истине не может существовать двух мнений, чтобы одно из них не было при этом ложным».
     В прошлом люди отпали от групповой души. «Но в будущем развитии они должны уверенно ставить себе цели, к которым стремятся. И когда люди соединяются в высокой истине, то из высших миров вновь нисходит групповая Душа -- когда из естественно связанных общностей возникают свободные общины. Чего хотят водители духовнонаучного движения -- это чтобы мы находили их в сообществах, где сердца сливаются с мудростью, как растение с солнечным светом. Где общие истины соединяют различные «я», там мы даем возможность низойти (к Земле) высоким групповым Душам. Если мы наши сердца совместно обращаем к высшей мудрости, то мы готовим «ложе» групповой Душе, готовим ей окружение, среду, в которую она может воплотиться».
     В потрясающей форме этот процесс однажды был явлен человечеству в день Пятидесятницы. «Святой Дух, групповая Душа -- низошла на людей и почила в виде огненных языков над каждым. Это большой символ для будущего человечества. И случись так, что человек не нашел бы подобного соединения с другими людьми, то ему тогда пришлось бы превратиться в элементарное существо. Человечеству надлежит искать мест, к которым склоняются Существа из высших миров. В событии Пасхи людям дана сила воспринять в себя такие мощные представления и устремиться к одному Духу. Пятидесятница же -- это плод, раскрытие этой силы. ... Когда люди в будущем узнают, что означает для них провозвестие Святого Духа, тогда праздник Пятидесятницы вновь станет живым». Он станет не воспоминанием о прошлом событии, а «всегда длящимся праздником Пятидесятницы душевного совместного стремления».98 (5)

Оффлайн urga

  • Завсегдатай
  • Сообщений: 994
  • Karma: +0/-0
"Он был германцем, но вполне достойным человеком"

Будем надеяться, что кто-нибудь еще внесет свежую струю в эту тему.
неужели это мои слова? буду признателен, если подскажете, где я их написал.

Оп-па! Вот это да! Надо же так ошибиться (_fool)

urga, простите великодушно!!! Разумеется, это не Ваши слова!!! Еще раз (и не один) прошу прощения!

Если Вы готовы принять мои извинения, то, думаю, вправе также и решить - удалить ли мне эти несправедливые обвинения в Ваш адрес вовсе (оставив, впрочем, извинения), или пусть лежит тут все как есть. (стоит ли мне перенаправлять обвинения истинному адресату - подумаю...)
А я уж думал, что в моем подсознании что-то такое непотребное живет... Слава Богу, это было недоразумение. Я думаю, что вы можете отредактировать ваше сообщение, просто удалив ту фразу в мой адрес. :)

Оффлайн urga

  • Завсегдатай
  • Сообщений: 994
  • Karma: +0/-0



     
   
   
Так все-таки, "Человечеству надлежит искать мест, к которым склоняются Существа из высших миров"
или
  "В прошлом люди отпали от групповой души. «Но в будущем развитии они должны уверенно ставить себе цели, к которым стремятся. И когда люди соединяются в высокой истине, то из высших миров вновь нисходит групповая Душа -- когда из естественно связанных общностей возникают свободные общины. Чего хотят водители духовнонаучного движения -- это чтобы мы находили их в сообществах, где сердца сливаются с мудростью, как растение с солнечным светом. Где общие истины соединяют различные «я», там мы даем возможность низойти (к Земле) высоким групповым Душам. Если мы наши сердца совместно обращаем к высшей мудрости, то мы готовим «ложе» групповой Душе, готовим ей окружение, среду, в которую она может воплотиться».
или искать таких людей "с сердцем сливающимся с мудростью"?
 

Оффлайн EWC

  • Бондаревские чтения
  • *
  • Сообщений: 197
  • Karma: +0/-0
я думаю, что группы и будут этими "местами".

Впрочем, возможен намек на привязку к отдельным географическим местам, например, местам новых мистерий?

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0


 

Цитировать
1042. «Сегодня нужно спасать то, что еще можно спасти, а именно то, что содержится в человеческих душах».    342, с. 202-206
 http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,438.msg6899.html#msg6899
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,488.msg6894.html#msg6894
 
Цитировать
370. «Я бы сказал, нам не следует, собственно, испытывать никакой радости, никакого удовлетворения от строения (Гетеанума), если в то же время мы не можем все силы поставить на  защиту антропософского дела. Ибо строение станет побуждением к разрушению нашего дела, если не найдется достаточно защитительных сил. Я бы сказал, если бы не было строения, то мы могли бы позволить себе роскошь принадлежать к Антропософии, т.к. тогда не было бы видимого знака, который видят и те люди, которые нуждаются в видимых знаках». 184 (7)
   371. «В западных областях должны увидеть — о Востоке же тут нечего и думать, — чего хочет это строение!» 200 (I)
 
К свободе надо бы прийти, а мы еще только в начале пути. И чтобы не заблудиться в этой свободе, требуется находить и удерживать ориентиры. Старые здесь не действуют.   

Галина

  • Гость
Сергей!
Я еще раз благодарю тебя за совершенно эксклюзивные иллюстрации. И то, что мы в начале пути - это вот важно!
Только что прочла работу Л. де ла Уссей "Социальное искусство и его источники". Прошу Вас, друзья обратить внимание - это размышление, исследование о социальном исскустве!
Я поработала реферативно, но сложно цитировать так, что бы стал ясен вывод, который я и привожу
"… вывод (о том), что в прошлом столетии искусство социального, подобное описанному, было ещё невозможно. Искусство социального стало возможным лишь благодаря тому, что в глубинах сознания человечества перманентно совершается пороговый шаг. Социальные художники осуществляют свою деятельность в сознании порога к духовному миру;
- Сообразные духу устройства могут быть созданы лишь тогда, когда работа ведётся с помощью сил из жизни до рождения;
- Пробудиться к духовно-душевному другого человека может только тот, кто спиритуальные дали ночи включает в живоформирующее бодрственное сознание;
- Образование объединений в свободном обществе возможно только в сознательном волевом усилии, в духовном предвидении жизни после смерти;
- С полным сознанием движение сверхчувственного в чувственном может стать действенным лишь, если сознательно бороться за то, чтобы перейти Порог.
Правильно понятое искусство социального знает о своих источниках в сверхчувственном; оно будет искусством Порога. Оно не может быть ничем иным, потому что за социальной проблематикой современной цивилизации действует в качестве духовной реальности переход через Порог".

Оффлайн Алекс

  • Завсегдатай
  • Сообщений: 510
  • Karma: +0/-0
Вопросам искусства посвящен 275 том из полного собрания трудов Р.Штейнера под названием "Искусство в свете мудрости мистерий". Он опубликован на данном сайте. Всем , кто занимается искусством как антропософ очень советую прочесть, там говориться и о архитектуре, скульптуре, и о живописи, музыке, поэзии, эвритмии. Завершается том сообщениями о трех видах ясновидения: пифическом, пророческом и духовнонаучном.