Микс из главы I "Сознательная деятельность человека". Представляя собой субъективную интерпретацию, имеет целью показать (не исчерпывающе!), на какие вопросы Духоведец проливает свет. Никаким образом не подменяет собой необходимости вдумчиво ознакомиться с оригиналом
http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/004.doc.
Много примеров, когда борются против свободы, не зная при этом, что такое свобода вообще. Бесконечная изощренность была употреблена для объяснения, как уживается человеческая свобода с деятельностью природы, к которой принадлежит и человек.
Свобода не может состоять в том, чтобы исключительно по собственному усмотрению выбирать тот или иной из двух возможных поступков. Существует всегда совершенно определенное
основание, в силу которого из нескольких возможных поступков приводится в исполнение только один определенный. Человек может иметь сознание не только о своем поступке, но также о причинах, которыми он руководствуется. Разве все поступки человека однородны?
Разница между тем, знаю ли я сам, почему я нечто делаю, или не знаю, достаточно глубока. Имеет ли для меня побудительный мотив моего действия, который я познаю и постигаю, принудительное значение в том же смысле, как и органический процесс, заставляющий ребенка домогаться молока? Если существует различие между сознательной побудительной причиной моей деятельности и бессознательным побуждением, то и поступок, который влечет за собой первая, нужно оценивать иначе, чем поступок, вызванный слепым влечением. Вопрос об этом различии и будет первым. И только от ответа на него будет зависеть та позиция, которую мы должны занять по отношению к вопросу о свободе.
Дело не в том, могу ли я сделать что-либо или нет, когда мотив уже подействовал на меня, - а в том, существуют ли только такие мотивы, которые действуют с принудительной необходимостью. Суть не в том, могу ли я привести в исполнение принятое решение, а в том, как
возникает во мне это решение. Отличие человека от всех других органических существ лежит в его разумном мышлении. Способностью к деятельности он владеет сообща с другими организмами. Если для освещения понятия свободы человеческой .деятельности мы будем искать аналогии в животном мире, то от этого мы ничего не выиграем.
Не может быть
свободным поступок, о котором совершающий его не знает, почему он его совершает. Но как обстоит дело с поступком, причины которого известны? Это приводит нас к вопросу: каково происхождение и значение мышления. Ибо без познания
мыслительной деятельности души невозможно понятие знания о чем-либо, следовательно, и о каком-либо поступке. Познав, что означает вообще мышление, нам будет легко уяснить и ту роль, которую мышление играет в человеческой деятельности.
Любовь, сострадание, патриотизм - вот движущие силы деятельности, не поддающиеся разложению на холодные понятия рассудка. Говорят: сердце, душа вступают здесь в свои права. Без сомнения. Но сердце и душа не создают побудительных причин для деятельности. Они их предполагают и принимают в свою сферу. В моем сердце возникает сострадание, когда в моем сознании появляется представление лице, о возбуждающем сострадание. Путь к сердцу проходит через голову. Не исключение здесь и любовь.
Духовно
свободное ли человек существо в своем мышлении и в своей деятельности, или же он находится под гнетом чисто законоприродной железной необходимости? Можно ли ставить вопрос о свободе нашей воли вообще односторонне и сам по себе, и если нельзя, с каким другим вопросом его надлежит связать? Как только наша деятельность поднимается над областью удовлетворения чисто животных влечений, наши побудительные причины всегда оказываются пронизанными мыслью. Вопрос о сущности человеческой деятельности предполагает другой: о происхождении мышления.
Что значит иметь
знание о причинах своей деятельности? Это слишком мало принимали во внимание, так как разрывали на две части то, что представляет собой нераздельное целое: человека. Отличали действующего и познающего, причем упускался из виду именно тот, о ком прежде всего идет речь: действующий из познания.