Антропософский форум > Мастерские
читаем "Философию Свободы" вместе
happy:
Так сложилось, что "Философия Свободы" простояла у меня на книжной полке треть моей жизни. Лишь в эти новогодние каникулы я открыл ключевую книгу Духовидца, без которой любое его произведение истолкуется не более как визионерство. Примеров тому много.
Со сложившимся стереотипом работы с бизнес-литературой мне было не легко прочесть ее. Надо сказать, я понимал, каким образом ее надлежит прочитать. Однако, читая, не получалось у меня того, что понимал как надлежащее. Натурально, катил бочки на переводчика - поскольку сам переводил и применяю к себе расхожее идеоматическое выражение "переводчик-предатель" да и к другим сотоварищам по цеху. Напрасно катил.
Вначале, ожидая, что легко - ввиду наработанного навыка управленца-аналитика - вычленю в тексте действующую смысловую сущность (actor по-английски), предикат (это выполняемое действие или use-case) и объект взаимодействия со всеми сопутствующими обстоятельствами места, времени и т.п., я обнаружил, что все мои навыки работают против меня же. "Философия Свободы" это не бизнес-текст и не философский небоскреб с инженерно-электронным гаражом.
Решение пришло как подсказка. Раз уж я столь логичен, отчего же мне не рассмотреть все представленное в книге как описание объекта, который одновременно является и субъектом. Более того, одновременно является МНОЙ. Круг исканий благополучно замкнулся, и я погрузился туда, где меня ждали полтора десятка лет.
В данной теме, надеюсь, антропософы пожелают привести выжимки-цитаты из этого краеугольного произведения со своими субъективными отражениями прочитанного, иллюстрациями и, думаю, многим другим.
В какой-то из социальных сетей видел группу антропософов, которые попробовали прочесть "Философию Свободы" вместе. Однако до конца они не дошли, если судить по позабытости темы. Возможно, на этих страницах мы не застрянем в зыбучих песках и непроходимых болотах - зависит от наших "Я".
happy:
Микс из предисловия к изданию 1918. Никаким образом не подменяет собой необходимости вдумчиво ознакомиться с оригиналом http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/004.doc.
В «Философии Свободы» делается попытка показать такое воззрение на существо человека, которое способно быть основой и опорой всему остальному знанию. В человеческой душевной жизни есть два коренных вопроса, сообразно которым и расположено все обсуждаемое в книге:
1. существует ли возможность такого рассмотрения человеческого существа, чтобы это воззрение оказалось опорой всему остальному?
2. вправе ли человек, как волящее существо, приписать себе свободу, или свобода есть лишь пустая иллюзия, возникающая в нем лишь оттого, что он не видит нитей необходимости?
Душевные переживания, испытываемые при постановке второго вопроса, зависят от того, какую точку зрения человек принял по отношению к первому. Дело не в том, чтобы дать теоретический ответ, который по приобретении носят затем с собой как хранимое в памяти убеждение. «Философия Свободы» это закладка основы, на которую могли бы опереться результаты духовного опыта.
Непредвзятое рассмотрение, простирающееся лишь на оба этих вопроса, основополагающих для всякого познания, приводит к воззрению, что человек живет внутри истинного духовного опыта. Воззрение это представляет собой то, что единожды приобретенное, способно быть живым членом душевной жизни.
Свобода воли получает правомерность, когда прежде удается найти ту душевную область, где может развернуться свободное воление.
happy:
Почему именно через и посредством философии Духовидец раскрывает столь значимый вопрос, что же является опорой всему остальному в человеке? Могут быть и другие способы.
Sergei:
Уважаемый happy может тему перенести в Русский архив Ga. А то раздел Творческое наследие незаслуженно совсем забыт участниками, мы как будто не в библиотеке. Форум сам по себе, библиотека сама по себе.
happy:
--- Цитата: Sergei от 23 Июль 2010, 09:30:48 ---может тему перенести в Русский архив Ga. А то раздел Творческое наследие незаслуженно совсем забыт участниками, мы как будто не в библиотеке. Форум сам по себе, библиотека сама по себе.
--- Конец цитаты ---
Мастерские открыли ради преодоления трения покоя. Замысел этой темы, открытой в Мастерских, в том, чтобы помочь преодолеть некую неловкость тем, кому сложно с непривычки работать с текстами философского содержания. Иллюстрация, о чем идет речь в "Философии Свободы", способна стимулировать познавательный интерес и облегчить поиски того правильного положения, в котором Мудрость не остается книжной пылью, а обогащает собой живое содержание души.
Поэтому, imho, стоит такую иллюстрацию дать именно в Мастерских. "Ум начинающего" это самый острый ум. Уверен, что, увы, немногие интересующиеся антропософией удосужились вдумчиво проработать "Философию Свободы". Все новое оказывает непростым вначале. Мое печальное убеждение подкрепляется теми - опять же imho - роковыми ошибками, которые уважаемые мной (и, уверен, не только мной) люди делают на площадке форума bdn. Этих ошибок можно избегнуть, для чего их надлежит разглядеть прежде, разглядеть так, как желал того в свое время Святой Фома: смогу убедиться - поверю.
Ваше мнение с благодарностью принято к сведению, уважаемый Sergei. Пока же представляется целесообразным понаблюдать за ходом развития темы. Чисто методический замысел имеет шанс перерасти в более углубленное, чем просто совместное прочтение и обсуждение. Тогда вполне резонным будет переносить эту тему в Русский Архив GA.
Навигация
Перейти к полной версии