Антропософский форум > Храм

Монстр

<< < (12/12)

Sergei:
Будущее русского народа и спиритуальные задачи Средней Европы
--- Цитировать ---Именно против такого инстинктивного проявления души сознательной на Западе, при котором индивидуализирующийся интеллект пронизывает собой все проявления внешней жизни, все многообразие ее переживаний, резко восстает сам душевный склад восточноевропейца, ориентированный уже на задачи не пятой, а шестой эпохи: "Для людей Востока, начиная с русских ... характерно именно ... сопротивление такой инстинктивно-естественной форме развития души сознательной". И это сопротивление основано на том, что восточноевропеец ни при каких условиях не хочет допустить связанный с душой сознательной и направленный вначале только на объекты внешнего мира интеллект в сферу своих душевных переживаний, где он неизбежно должен действовать лишь мертвящим, разрушающим образом.
Сказанное можно сформулировать еще и по-другому: в силу своего инстинктивного характера развитие души сознательной на англоязычном Западе обладает сильнейшей склонностью обращаться лишь к внешнему, материальному миру. Поэтому во всем том, что касается познания природы, научных и технических достижений, политических и социальных учреждений, народы Запада па протяжении пятой послеатлаитической эпохи останутся непревзойденными. Но такая обращенная лишь к внешнему душа сознательная в духовном отношении практически ничего не в силах дать восточным славянам. Они могут, конечно, как дети, восхищаться ее достижениями и даже неумело, на свой лад, подражать ей, однако глубинным слоям их душевной жизни такая форма души сознательной была и остается в корне чуждой.
Тем не менее в течение пятой послеатлантической эпохи также и восточные славяне обязательно должны усвоить определенную форму души сознательной, ибо действительное, а не иллюзорно-люциферическое восприятие самодуха в шестую эпоху возможно через ее посредство. А это означает, что восточноевропейские народы, не располагая возможностью принять "западный вариант" души сознательной, жизненно нуждаются в иной ее форме, более отвечающей их душевным задаткам, которую, однако, они ни при каких условиях не могут выработать сами, поскольку не имеют к этому ни малейшей предрасположенности.
Эта иная форма души сознательной должна обладать одним основным свойством: возможностью проникать во внутреннее существо восточных славян, не разрушая и не парализуя изначально присущих им душевных сил ("настроя Грааля"). А для этого необходимо обращенную лишь на внешний мир и действующую инстинктивно душу сознательную народов Запада при помощи целенаправленного воспитания и развития пронизать сильным импульсом "я", чтобы углубить ее внутреннюю жизнь (verinnerlichen).
 "То, что мы называем немецким народным духом, состоит ... во внутреннем союзе с Михаилом. Эти две силы: Михаил и немецкий народный дух — находятся в полном созвучии; им поручено выразить как раз в наше время импульс Христа в форме, соответствующей всему характеру нашей эпохи", то есть пронизать импульсом Христа саму душу сознательную с помощью сил индивидуального "я" человека. ...
Итак, в целом мы имеем перспективу удивительного развития сил души сознательной в пятую культурную эпоху в направлении с Запада на Восток. На Западе душа сознательная изначально действует с природной, инстинктивной силой и практически полностью обращена на внешний мир, на его всестороннее познание и покорение. В Средней Европе, которой она не дана изначально, а потому должна быть самостоятельно воспитана отдельными индивидуальностями в себе, существует возможность углубления души сознательной через одухотворение человеческого познания как такового. …
Что же касается восточноевропейских народов, то им душа сознательная первоначально не дана совсем, поскольку их историческая задача лежит не в пятой, а в шестой культурной эпохе. Однако для ее выполнения они безусловно будут нуждаться в этом душевном принципе, а потому должны принять его извне, но лишь в такой форме, которая не будет разрушительной для их внутренней жизни. Эту форму души сознательной они могут найти только в Средней Европе, если, конечно, последняя окажется на высоте своих духовно-исторических задач. Тогда, приняв душу сознательную в свое внутреннее существо и постепенно пронизав ее "настроем Грааля", восточные славяне сделают ее носительницей высших моральных импульсов человечества, то есть полностью претворят ее в Софию.
--- Конец цитаты ---



Славянский человек с двойником, Ангелом и Kентавром.
(Удалось найти еще более качественную репродукцию)

Об эскизе Р.Штайиера "Славянин"
--- Цитировать ---Уже Гёте в сказке о зеленой змее и прекрасной Лилии, описывая посвящение юноши в "храме высших познаний", указал па центральную роль в этом посвящении именно золотого короля, который «возложил... с отеческим благословляющим жестом дубовый венок па голову юноши и сказал: "Познай высшее!"» И далее: «Когда же дубовый венок украсил его локоны, черты его лица оживились, его глаза засветились невыразимым светом духа, и первое слово, которое произнесли его уста, было: "Лилия"».
"Невыразимый дух", от которого "засветились глаза юноши", и есть тот «"я"-образующий и как "я" живущий дух, который «может быть назван самодухом... потому что он является "я" или самой сущностью (Selbst) человека». Только этот дар позволяет юноше достигнуть Лилии, символизирующей новое "ясновидчсское сознание". Поэтому Рудольф Штайнер не раз называл золотого короля носителем сил мировой мудрости — манаса, или самодуха: "Золотой король — это манас [самодух], это сама мудрость, которая до сих пор могла развиваться в своих высших формах лишь в храмах мистерий". И в другом месте: "Познание в его самой совершенной форме — манас — его принимает в себя юноша от золотого короля. Теперь он может сочетаться браком с прекрасной Лилией".
Позднее, в 1918 году, характеризуя трех королей "Сказки" как представителей соответственно Западной, Средней и Восточной Европы, Рудольф Штайнер говорил: "Русский... имеет дело с третьей силой в "Сказке" Гёте, с познанием, с мудростью, которая взойдет в шестую послеатлаитическую эпоху развития человечества". Это и есть та высшая мудрость, которая открывается в сверхчувственных мирах как духовный свет.
На эскизе отчетливо видно, откуда исходит эта наполняющая все душевное пространство славянского человека сияющая золотом субстанция самодуха. Ее источники — голова, левая поднятая рука и верхние оконечности крыльев ангела, излучающие золотое сияние, более светлое и интенсивное, чем общий золотой фон аурического яйца. Последнее же как бы продолжает фигуру и жест ангела. Мощным потоком изливается это более светлое и интенсивное золотое сияние сверху, вдоль правой (от зрителя) границы яйцевидной формы, постепенно ослабевая книзу и словно защищая душевную жизнь славянина от проникновения в нее сил внешней тьмы, материи и смерти (не на данном эскизе, а уже в росписи малого купола темное поле внизу и справа от аурической формы, сгущаясь, переходит в темный профиль Аримана). Поток иссякает почти на уровне держащей крест с розами руки славянина, непосредственно связывая его с ангельской сферой. Исхождение субстанции самодуха именно от существа из иерархии ангелов в точности соответствует следующему описанию Рудольфа Штайнера: "Наше "я" должно встретить то высшее, тот принцип самодуха, который мы только еще разовьем [в шестую культурную эпоху] и который в некотором отношении родствен существам из иерархии ангелов".
С. Прокофьев Духовные судьбы России и грядущие мистерии Святого Грааля
--- Конец цитаты ---

Эта иная форма души сознательной ... душу сознательную народов Запада при помощи целенаправленного воспитания и развития пронизать сильным импульсом "я"? ? ?, чтобы углубить ее внутреннюю жизнь - итак в мотиве "Славянский человек с двойником, Ангелом и Kентавром" имеем иную форму души сознательной, только ее дает не германская культура, а приносит младенец - http://predela.net/forums/index.php/topic,427.msg10893.html#msg10893
на "Персидско-германском мотиве", но это еще предстоит рассмотреть.

--- Цитировать ---В этом мыслительном познании духовные имагинации не должны потерять себя...
--- Конец цитаты ---

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии