Умение любить, как потребность жить.
1. … Никогда она никого не любила.
И вот – жизнь, долгая жизнь все длиться, а любви не было и нет…
Нет, она говорила, что вот, мол, «любит без памяти» того-то! Ну, внука, или теперь, внучку… Говорила… И в сердце, действительно, есть какие-то струнки, которые называет она любовью. Она МНОГО вложила своих сил! Во внука, к примеру. Но, как часто говаривала она, когда внук был маленький:
- Глупенький он. Жалко мне его.
И вот в такого, глупенького, глупее ее, ей было сподручно вкладывать свои силы.
… Никогда она не любила готовить!
Всю жизнь, с ранней юности, ей приходилось это делать – и ненавидела готовить! Однако, именно за то, что она всех кормит - ее хвалили. За то, что готовит! И, конечно, в голове сформировался некий алгоритм: что бы похвалили, что бы меня любили - я должна готовить. И, уже к старости, этим научилась мастерски пользоваться – и щи-борщи, и соленья-варенья получались отменные!
… Она всегда хитрила.
И жизнь была сложная – так чтобы выжить? Уж, по крайней мере, муж-лопух никогда не знал, сколько у нее денег, а деньги были всегда. И именно тогда, когда она говорила, ИСКРЕННЕ, что их нет совсем. Конечно, эти деньги она тратила на семью, что греха таить, на семью. Так покупался и мотоцикл, и машина, позднее. Так покупались вещи. Из этих денег, при необходимости, помогала детям. И, позднее, внуку подбрасывала. Но! Внук всегда такие деньги возвращал!
… Она всегда болела.
Болезни одолевали ее, и только внутренняя сила позволяла ей переносить болезни «на ногах». К старости букет болезней сформировался в некий комплекс, которым она даже могла как-то управлять. При всем при том, ВСЕГДА, то, что хотела делать – делала, несмотря на боль. Поэтому, сначала у детей, а потом и у внуков, сформировалось такое отношение, что болезни, ее болезни – это слова. Говорит, что болит – совсем не значит, что она будет лежать, или осторожничать…
… Она всегда была … несчастна.
Все было НЕ ТАК! А как надо? Что бы все меня любили, вот как надо!
… Пришли туда, откуда ушли – в основе всего ЛЮБОВЬ. Не могла давать – и не получала, не получает…
… Вот все ее родственники – на фотографии, четыре поколения: мама с папой, мы с сестрой, наши дети - пятеро и дети наших детей - четверо…
Да, она – моя мама…
2. Любовь…
Так вот, откуда начинается любовь?
Да, понятно, с детства. От любви родителей к ребенку; в ребенке возникает ответное чувство – ощущение, которое и превратится в любовь позднее… Однако, так не происходит! Где вкралась ошибка? Эта трагическая ошибка происходит и происходит, и страдания являются ее искуплением. Прежде всего, страдания родителей, которые не могут получить ответную любовь от детей.
Трагедия, действительно, зародилась в детстве…
Кроме того, что ребенок должен дышать, вкушать пищу, жить в тепле, кроме этого, основой для развития его душевных качеств должна стать РАДОСТЬ! Т.е. «воздухом» для развития души становится радостная обстановка в семье. Поразительно то, что, даже зная об этом, невозможно поставить театральное действо, что бы вот играть радость. Радость или есть, или нет. Вот где истоки будущего чувства любви. Но, радость, это только воздух для взращивания души, для развития души. Условием же для того, что бы любовь стала основным качеством для жизни человека, является – БЛАГОГОВЕНИЕ! Вот, если есть такое условие в доме, семье, школе, городе, стране, - тогда да, мы взращиваем возможность развития качества, которое носит такое имя – ЛЮБОВЬ! Благоговение… Да уж, в атеистически ориентированной жизни, такое чувство невозможно! Потому, хотя бы, что благоговеть можно перед идеалом, перед реальным идеалом, который присутствует в жизни. Ну, и кто таковым идеалом мог бы стать для растущего человека? В вашей семье, например?
Благоговение, почитание, уважение…
Вот так, по нисходящей, посмотрим, какие качества смогли бы жить в душе ребенка. Если не перед кем благоговеть, так может, есть кто-то в семье, родне, достойный почитания? А если и таких примеров нет, так может быть есть человек в окружении достойный уважения? Конечно, есть! Отлично, значит УВАЖАЙТЕ, прошу вас, этого человека! Возможно, и ребенок ваш сможет, позднее, это качество души уловить и поселить в своем мире…
И, имейте в виду, что любовь проявляется и, вообще, может жить в душе человека, если он с детства испытывал благоговение к кому-то. Так что, не требуйте любви, когда состаритесь… Ведь вы дали ему только уважение… Не мог благоговеть перед кем-то, не сможет любить никого… А говорить… Так что, говорить-то можно все…
3. Как вернуть любовь в мир?
Мы не можем вернуть детство… Значит, если упущен детский возраст, все потеряно? Отнюдь. Есть школьный возраст! И, если, среди всех учителей, хотя бы ОДИН УЧИТЕЛЬ обладает возможностью являть любовь в мир, то существует и возможность для детей насытившись этим чувством, смочь увидеть мир по другому! И нести далее любовь в себе, развивать это чувство… Так, если не произошло такого превращения в школе, что – поздно? Нет, и теперь не поздно. Только – сложно. Возраст юность – молодость состоит из взлетов и падений и, часто, нет возможности разобраться, где истина. И, позднее, вот так «полетав» в юности, человек, годам к 25 начинает становиться на ноги – где я, что со мной? Вот, в это время – возможность появляется. Теперь, осознав, что любить не может, он - она может, приняв такое утверждение за основу, искать путь. Сделать смыслом жизни не зарабатывание денег, наращивание мускулов, выстраивание карьерной линии и прочих атрибутов «успешности», а именно поиск и взращивание в себе качества души, имя которому - ЛЮБОВЬ! Условие то же самое: благоговение, почитание, уважение…
Тут-то можно сделать выбор. И пойти с доступного, от … уважения. За что я могу уважать людей? Вот этого, неприятного мне человека? Значит, надо найти ИНТЕРЕС! Что в нем мне интересно? Что в нем интересно другим людям? Почему меня это не интересует? И так далее… Гарантии? Никаких. Кроме, разве что того, что этот конкретный человек не будет теперь недругом, к нему не будет неприязни. Пока искали интерес, куда-то прошла негативная настроенность… Может это уже … любовь? Возможно, возможно…
Как же перейти – найти другой уровень душевного расположения одного человека к другому? Почитание… Одного интереса мало, что бы к человеку относиться с … пиететом. Хотя, и тут интерес лежит в основе отношения. За что я могу почитать этого человека? За то, возможно, что не равнодушен такой человек, достойный почитания к судьбам других людей? За то, что принимает любого человека, как ЧЕЛОВЕКА? Часто, это люди известные - писатели, журналисты, выступающие от имени сограждан, защищающие их интересы. Т.е., теперь, это такой человек, который защищает, представляет интересы другого!
И, уже совсем близко к состоянию, когда внутри сияющим цветом - светом озаряет пространство – ЛЮБОВЬ! Благоговение! Кто может вызвать в душе человека благоговение?! Сомнений нет – Божественное начало в мире, вот что вызывает благоговение. Когда и как придет каждый из нас к такому откровению? Тогда, лишь только тогда, воссияет любовь внутри человека и изольется наружу в виде любви к ближнему.
Если мы осознанно, целенаправленно ищем своего состояния душевного, которое есть – любовь, то произойдет это событие, произойдет! У кого раньше, у кого в другое время – не суть важно. Важно лишь то, что есть цель в жизни – дать возможность воссиять такому чувству внутри себя и изливать любовь в окружающий мир. От избытка? От того, что любовь – есть! Как Солнце – светит! Греет! Дает жизнь! Потому, что оно, Солнце – есть.
4. А как же в детстве?
А что – в детстве? В раннем детстве, до школы ребенок все чувства к миру впитывает через подражание родителям. И не только им подражает дитя; разным людям, находящимся в окружении, вещающим с экранов телевизоров, встречающихся в магазинах, на улицах… Ох, как ответственно! Кто приходит, к кому мы идем, с кем мы говорим… Это еще и потому важно понимать, что ребенок СВОБОДНО выбирает пример для подражания. Нет смысла ему говорить, смотри, как делает тот-то. И делай так же… Отнюдь: ребенок САМ выбирает свой пример для подражания из окружающего его мира… Ох, как ответственно!
В школьном возрасте, в вальдорфских школах, учитывается, что дети пришли в мир такими, какие есть. Разными. Но в каждом из них есть Божественное начало! И образование, т.е. и обучение и воспитание, направлено на то, как раз, что бы развить эту Божью искру! На это направлены и методики преподавания в таких школах. На это ориентируются в беседах с учителем и родители. Необходимые качества развивают в себе учителя, воспитатели, педагоги…
В начальных классах дитя – ученик БЛАГОГОВЕЕТ перед учителем! Вот она – возможность. Если не получилось в семье, то первые классы школы восполнят развитие качества душевного, которому имя Любовь, через благоговение перед учителем. Восемь лет с детьми, преподавая все основные предметы, один учитель. И именно по причине развития души, непрерывности развития душевных качеств.
В средних классах, дети – ученики учатся распространять, дать сиять качеству любовь в мир. В окружение! Этому, естественно, надо учиться! И только здесь возникает почитание, как производное состояние от любви к ближнему. Как практическое воплощение любви. Учитель – авторитет для ученика. Все, что идет от него, наполняет душу радостью и желанием сделать так, а не иначе… Очень большая ответственность для взрослых! Эту ответственность берут родители, когда рождается дитя. Эту ответственность берут учителя в школах, принимая ученика в класс.
А в старших классах, восторг, радость сменяются более критичным отношением и к жизни, и к людям. И, имея в душе Божью искру, сияющую в мир как Любовь, ученик – подросток может уважать другого. Это состояние, пропущенное через чувство Любви, возвышенно, но и деловито. Человек-подросток присматривается: что же в этом человеке, учителе, родителе ценного для мира? Высокий профессионализм привлекает юного человека! За это можно уважать! Т.е., уважение настроено на прикладном, действенном восприятии другого человека – что тот может сделать для других людей? Чем больше человек профессионально ярок, чем больше он в профессии – художник, творец – тем более уважает его подросток, молодой человек.
Итак, в школе, через Благоговение, почитание, уважение взращивается умение любить, как потребность жить.
(МИХАЙЛОВО НАСТРОЕНИЕ.
Природа мать, бытье твое
Ношу я в собственном своем воленьи.
И воли огненная мощь
Стремленья духа закаляет,
Что б мог, в самосознаньи, я
Носить в себе себя.
Дорогие друзья!
К 29 сентября.
Накануне праздника – День Архангела Михаила приготовила для Вас подарок.
ПОЗДРАВЛЯЮ С ПРАЗДНИКОМ – ДНЕМ ДУХОВНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ!
С раскрытием Ваших возможностей наиболее полным образом; с принятием решений и выбором своей ответственности в этом мире.
Прекрасный праздник, дающий начало становлению… Открывающий возможности сознательной подготовки к Рождеству Христову!
Праздник – НАЧАЛО!
Праздник – Начала пути, длиною в год, длиною в жизнь…
Всего доброго, Галина.)