Антропософский форум > Храм

Мистерии

<< < (8/8)

Sergei:
ХУДОЖНИК СТАНОВИТСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ


Рудольф Штейнер Пасха (3 креста) Акварель 67:99,3 см (апрель 1924)
--- Цитировать ---Первый период творчества Герарда Вагнера достигает своей кульминации в 1956 году, когда пишется работа «Большое крещение». Именно в этом году перед художником встает новая задача; толчком послужил вопрос, из которого вырос мотив, пронизавший все последующее творчество художника: метаморфозы, или, говоря словами Гёте, «процессы превращения в органической природе».
Вопрос был поставлен в связи с подготовкой нового курса живописи для учителей и касался темы «Рисование растений», а также — год спустя — «Рисование животных». Попыткой дать на него ответ явились четырнадцать лет интенсивной работы по изучению сущности цвета и все новые циклы картин. Собственно, этот поиск не исчерпан, и художник больше никогда его не прекращал. — Открытие, которое он в этой области сделал, касается методики упражнения. Ему удалось найти и путь, ведущий через переживание цвета к началу художественно-научного исследования, которое основывается на «силе суждения — сравнивающего, описывающего, созерцающего» (в гётевском смысле).
*    *    *
На все метаморфозы распространяется следующий принцип: каждый шаг проводится последовательно через все стадии, которые возникают сразу как единая картина. Т.е. первый цвет проводится через все восемь ступеней, затем второй и т. д. Каждый цвет приводится в состояние равновесия. В цветовом построении (во временной последовательности) заключен мотив.
--- Конец цитаты ---

Метаморфоз прарастения (к №№ 25-26)



25    Метаморфоз прарастения I     1965
--- Цитировать ---Когда цвет «умирает», когда вследствие смешения с другим цветом он лишается собственной сущности, данный процесс определяет образование и изменение формы. То, что в природе, в борении стихий, из сферы зримого уносится временным потоком, в искусстве, возникая из борения творящих форму стихий цвета, может остаться зримым и фиксироваться во времени в конкретных шагах — т. е. сам процесс может быть запечатлен.
В представленных здесь восьми картинах сделана попытка несложного переформирования мотива, состоящего в определенной последовательности цветов. Следует подчеркнуть, что исходный момент для этого позаимствован не у природы, но исключительно у цвета. Отправной точкой этой метаморфозы является изменение первого цвета.
--- Конец цитаты ---


--- Цитировать ---Картина 1: На вытянутом в вертикальном направлении формате совершена попытка вписать в качестве первого цвета чистый желтый так, чтобы в его парении возникло равновесие. Эту желтую поверхность, перекрытую другими цветами, мы видим в верхней части картины, как середину цветка. Желтый в нижней части картины появится лишь позже, при возвращении к этому цвету.
--- Конец цитаты ---


--- Цитировать ---Картина 2: В чисто желтый цвет на первой картине подмешано немного фиолетового. Вследствие этого он приобретает чуточку тяжести, что приводит к некоторому ограничению в распространении.
--- Конец цитаты ---



--- Цитировать ---Картины 3-8: В желтый цвет, бывший первым, поэтапно добавляется все больше и больше фиолетового, так что он постепенно делается коричневым и все интенсивнее сжимается, вплоть до чрезвычайно малой поверхности, размером приблизительно с горошину, которую мы находим  посреди картины, ближе к ее верху. В области желтого произошел процесс отмирания. Тем самым в каждой картине наличествуют несколько измененные предпосылки для последующих цветов.
Так, прослеживая один цвет за другим и сравнивая их друг с другом, можно попробовать подметить, какие изменения претерпевают эти цвета в смысле их порядка и формы, когда под влиянием отмирающего желтого они стремятся к тому, чтобы установить с ним отношения равновесия.
Особенно отчетливо это изменение проявляется в синем и следом за ним — в зеленом. На первой картине мы обнаруживаем его плотно сконцентрированным внутри. Форма плоская, направленная вверх и покойно замкнутая в себе.
Уже на второй и третьей картине мы видим, что сине-зеленый становится несколько тоньше посередине. Одновременно листообразная форма, также чуть заостряясь и утончаясь, раскрывается вверх.
--- Конец цитаты ---


--- Цитировать ---На третьей картине сине-зеленый приходит к горизонтальному направлению. Заостренная, замкнутая форма раскалывается и на следующих картинах постепенно, прорезываясь все более глубокими бороздами, обращается вниз (картины 4 и 5). Напротив того, в направлении продольной оси он все больше сжимается до стеблевидной формы.
Таким образом, мы видим, как сине-зеленый, отступая перед отмирающим, становящимся коричневым желтым, одновременно с сужением внутрь обращается наружу все более тонким членением (картины 4-8). При этом заметен все более интенсивный рост в нижнем направлении, к корневидному. Изначальное направление «внутрь и вверх» при этом перевернулось, сделавшись периферическим «наружу и вниз».
Проследив таким образом превращения сине-зеленого, можно проделать аналогичную попытку с красным и желтым. Неоднократно выполняя такие упражнения и их переживая, можно уловить и проследить, как цвет делает зримыми скрытые при родные закономерности.
--- Конец цитаты ---


--- Цитировать ---В предлагаемой серии первая картина отдаленно напоминает пасхальный мотив Рудольфа Штайнера. Художник смог пережить и выразить внутреннюю связь между этим мотивом и «прарастением».
--- Конец цитаты ---



Рудольф Штейнер Прарастение акварель 67:99,3 см (апрель 1924)


26    Метаморфоз прарастения II   1965
--- Цитировать ---В метаморфозе 26 тот же вопрос ставится в несколько измененной цветовой последовательности. Первый цвет — отмирающий желтый — проходит через превращение, аналогичное тому, что описано в предыдущем примере. Но с привнесением второго цвета начинаются различия, поэтому и вся метаморфоза в целом — иная. Тот же принцип, но в ином облике.
*   *   *
Побуждением к следующей картине всегда является вопрос. Художник становится исследователем. Он стоит перед мольбертом как ученик и задает свои вопросы цвету, а картины, которых он заранее не видит и не может иметь в представлении, суть ответ, который цвет дает ему.
Методическая процедура такого рода всецело отвечает научной потребности современного человека. В связи с тем, что цвет вовсе не является механически измеримой, исчисляемой количественно величиной, результаты эксперимента находятся в зависимости от степени восприимчивости внутреннего органа восприятия. Развить его от воспринимающего субъективно (подчиненного симпатии и антипатии) к воспринимающему объективно (ощущающему непосредственно сущность цветов) — в этом смысл того пути ученичества, который указывает антропософия Рудольфа Штайнера. Путь этот приводит к тому, что наблюдается ход восприятия, причем судить о нем можно с той же объективной точностью, что и в случае процесса познания.
Здесь начинается новая эстетика, законам которой можно учить и обучаться, они столь же поддаются проверке, как и те, что постигаются мышлением.

--- Конец цитаты ---


Герард Вагнер. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже 1997 г.

Sergei:
Купель Большого Крещения
--- Цитата: Sergei от 27 Май 2010, 07:59:47 ---
--- Цитировать ---"Импульс Христа рождается в воспринятой Землей земной душевности, во внутреннем Земли. Он течет вовне, в космическое, с выдохом Земли весной. Он становится видимым в звездном и вступает с ним во взаимодействие, но не просто пространственно, а во времени, так что временное изымается из пространственного. ... Человек восходит своим душевным, вместе с полным выдохом, в космическое, пропитывается, пронизывается звездами, принимает дыхание мира в земное дыхание, пронизывает себя пасхальным. И с тем, чем он начал пронизывать себя с Пасхи, он особенно крепко стоит в Иоанново время; а затем с Душой Земли и со своим душевным он должен возвращаться назад, в Землю, но ему указывается на то, что рядом с ним стоит Михаэль, чтобы он, человек, мог правильным образом проникнуть в земное после победы ариманического силой Михаэля. ... Рождество сегодня правильно празднуют те, кто могут себе сказать: Михаэль очистил Землю, дабы на Рождество правильным образом могло совершиться рождение Импульса Христа. — Затем опять начинается излияние в Космос. Христос при этом излиянии берет с собой Михаэля, чтобы Михаэль мог снова из космического воспринять силы, израсходованные им в борьбе с земно-ариманическим. С Пасхи Михаэль начинает погружаться в космическое, и особенно сильно он сплетается с космическим в Иоанново время. Человек же, который в современности в правильном смысле постигает то, что его, как человека, соединяет с земным, говорит себе: для нас начинается время, в которое мы лишь тогда видим Импульс Христа правильно, когда в ходе года познаем Его в сопровождении силы Михаэля, когда мы видим Христа определенным образом втягивающимся, втекающим в земное и выходящим в космическое в сопровождении соответствующим образом борющегося в Земле Михаэля, видим Христа, обретающего в мировых далях силу для борьбы Михаэля ".223 (1)
--- Конец цитаты ---

--- Конец цитаты ---
http://predela.net/forums/index.php/topic,435.msg5964.html?PHPSESSID=uaoi8q46g8hnn2n669lgjcq5b0#msg5964



Sandro Parise, альбом Фотографии Хроники
https://www.facebook.com/sandro.parise.1/media_set?set=a.318711138140943.85734.100000061782941&type=3
--- Цитата: Sergei от 19 Фев. 2010, 06:58:05 ---
--- Цитировать ---Мы знаем, что теософия снова принесла нам то, чем люди обладали некогда в сновидческо-смутном ясновидении. Мы снова завоевываем древнее наследие людей. Им было для людей древнее сновидчески-ясновидческое откровение, и есть свидетельство того, что это было так. Ибо праздник Иоанна, помещен в середине лета, поскольку люди должны быть приведены в сознание: «ныне физическое развернуто сильнее всего, ныне низшие элементарные существа празднуют что то вроде экстаза в развертывании своих самых крепких сил». Срок праздника Иоанна установлен древним сознанием людей. В этом экстазе физического человек забывает свое духовное, он отдается тогда непосредственному великолепию физической природы. Но эти древние ясновидящие столь же хорошо знали, что зимой с нашей землей соединяются высшие духовные силы. Поэтому это древнее сознание – всюду, где оно могло быть деятельно – установило в середине зимы тот праздник, который должен указывать, что человек чувствует себя соединенным с духовным Земли, - Рождество. Праздник Божественного Существа, Духа Земли, ясновидчески сведущее человечество никогда бы не могло установить в летнее время, он должен был праздноваться зимой. В священное время души чувствовали себя соединенными с божественно-духовными силами, проникавшими Землю. Место праздника Рождества – зимой, место праздника Иоанна – летом.
Если замечают это, - то, как праздники живо вещают нам в том смысле, в каком их установило древнее сознание человечества, - тогда духовно соединенными чувствуют себя со смыслом этих праздников. Познают то, что благодаря такому познанию должно быть вызвано в человеческой душе.
Возрастание внешнего физического света солнца, физических небесных сил на Земле весной и удаление Духа в святые сферы – подобно тому, как ночью дух человека удаляется в духовный мир, - все это чудесно выражено в празднике Пасхи, установленном так, что для установления этого праздника использована констелляция Солнца и Луны. То, что духовные силы явно засыпают весной, выражается этой констелляцией.
Рудольф Штейнер Тайны царства небесного в символах и действительном облике
Из лекции 7 мая 1912 г в Кельне (Библ. №143)
--- Конец цитаты ---

--- Конец цитаты ---
http://predela.net/forums/index.php/topic,435.msg5280.html#msg5280



Sandro Parise, альбом Mondi eterei (Эфирные миры)
https://www.facebook.com/sandro.parise.1/media_set?set=a.303073099704747.83345.100000061782941&type=3
--- Цитировать ---Годовой цикл праздничных настроений
585а.   И вот наступает Иоанново время, июнь — июль.
1. Дух в  становлении (освобождение нашего духа).
2. Свет во тьме для становления в бытии.
3. Бодрственный сон природы.
Так формируется новый молитвенник для всего кругооборота года. Он созвучен «Календарю души».
--- Конец цитаты ---
http://predela.net/forums/index.php/topic,750.msg7762.html#msg7762
Сегодня еще нет понимания важности для духовного развития человека именно этого, Иоаннова, времени года, Времени новой Изиды - http://predela.net/forums/index.php/topic,786.msg7703.html#msg7703

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии