Творческое наследие Рудольфа Штейнера > Русский архив GA

GA64 (о народных Душах и Духах)

(1/5) > >>

urga:
Уже несколько раз читал эти лекции, но анонс Владимира (администратора) заставил сделать это еще раз. И не зря!
Сначала я покажу некоторые параллели этих лекций с Алисой Бейли и другими авторами нью-эйджа. Штейнер соотносит три "органа" души с тремя основными цветами: душу ощущающую - с красным и желтым, душу рассудочную - с зеленым, душу сознательную - с синим. Акцент на душе ощущающей он показывает в итальянской и испанской народных Душах. Читаем у Бейли в книге "Судьба наций": Лучи Души испанцев и итальянцев одинаковые - т.н. 6 Луч идеализма и преданности; у других авторов нью-эйджа это РУБИНОВО-ЗОЛОТОЙ Луч. Далее Штейнер переходит к "зеленой" душе характера у французов. У Бейли Луч Души французов - 5-ый, в нью-эйдже изумрудный. Далее синяя Душа сознательная Штейнером отмечается у британцев. У Бейли - Луч Души британцев 2-й, должен быть золотистым, а вот Луч Личности 1-й, синий. В чем причина возникшего в примере с британцами различия?
Ответ придет с пониманием того, что такое Луч Души. Анализ показывает, что это характеристика РЕЧИ и речевого аппарата, отличного у каждой нации. и за этим отличием одной нации от другой стоят Духи Речи. А вот у британцев Штейнер разглядел "Луч Личности", качество национального мышления и идеологии, за которым стоит уже Дух Мышления.

Говорит в лекции Штейнер и о душе германцев как о синтетической по отношению к трем "органам". А у Бейли Луч германской Души 4-ый с кристально прозрачным цветом! Причем для 4-го луча характерна как борьба, так и способность к психическому развитию, развитию психического восприятия, психических сил. В русской Душе Штейнер увидел религиозное и молитвенное начало. Бейли указывает на луч русской Души как 7-й фиолетовый, имеющий отношение к ритуалам и церемониям, к строительству храмов; и Луч Личности 6-й рубиновый, имеющий отношение к религиозному поклонению, фанатизму, идеализму и преданности. Поэтому в отношении русской Души трудно понять, имел ли ввиду Штейнер Духа Речи или Духа Мышления. Впрочем, из других лекций можно добыть такие сведения, которые склонят в пользу Духа Речи, которым Штейнер был просто очарован.

Кстаи, две опубликованные лекции из 64 тома убедили меня, что действительно происходит развитие от народной Души к народному Духу (Штейнер показывает это на примере германцев). Народная Душа имеет дело с массами людей, она живет в их елах, когда отдельный человек приходит в воплощение.
 "Отличительным свойством Народных Душ, составляющих основу египетско-вавилонской-ассирийско-халдейской жизни является то, что эти Души в высокой степени, - в наибольшей степени это имело место только в азиатской и африканской народной жизни, - что эти души вели собственную жизнь, так что можно сказать, что эти Народные Души мало отдавали себя в распоряжение отдельных, индивидуальных человеческих душ. Индивидуальные, отдельные души людей, ведя свою телесную жизнь, при некотором растворении индивидуальности идентифицировали себя с тем, чем была Народная Душа. В том, что совершали люди, гораздо больше изживалась Народная Душа, нежели изживался отдельный человек. Этим обусловливалось своеобразие египетской и халдео-вавилоно-ассирийской культуры.
Внутренний прогресс человечества состоял в том, что в ходе времени на место действия египетских и халдейских Народных Душ вступили греческие и римские Народные Души. Эти греческие и римские Народные Души отличались от египетских и халдейских тем, что они в меньшей степени были заняты самими собой, что они с любовью отдавали себя в распоряжение человеческой индивидуальности. Так в эллинизме впервые забрезжило то, что можно характеризовать как сохранение, закрепление человеческой индивидуальности, даже если последняя погружалась в лоно Народной Души; результатом этого особенного отношения отдельной души к Народной Душе явилось всё то, что греческая Народная Душа пробудила как величие искусства, величие поэзии и философии."

У нас давно уже ведется дискуссия о том, в чем разница между Душой и Духом народа. Я пришел к выводу, что под Душой народа подразумевается Дух Речи, стоящий за физическими особенностями нации, тогда как народным Духом является народный Архангел, который обращается к индивидуальностям, заслуживающим его внимания.

И еще, кто-то спрашивал меня, где Штейнер указывал на пользу изоляции для России? Так вот это здесь в 64 томе:
Если она обращается на внешнее, то проявляется так, как если бы она совершала нечто противоположное тому, что ей, в сущности, подобает. Из GA 64 "Из судьбоносного времени" Лекция 4, Берлин 27 ноября 1914 г.

Хочу порассуждать еще вот о чем в 64 томе: Штейнер говорит, что народы юга Европы впитали в себя египетско-халдейские влияния души чувствительной. При этом он называет Рим и Грецию. Кт же из них брал больше от Египта, а кто от Вавилона? Римская религия была заложена пелазгами, причем в римской религии можно проследить очень и очень много сугубо индоарийских традиций в почти неизменившемся виде. Это заставляет, как ни странно, указывать на Рим как приемника Вавилона. К тому же нельзя отметить и то, что Рим развил законы, которые были характерны и для цивилизации Междуречья.
Греки же возводят к египтянам свою письменность, а также астрономия пришла в Грецию из Египта.
Южная Европа с ее душой чувствительной и христианство воспринимала с "египетскими оттенками", как порождение Изиды с младенцем - важнейшим элементом восточной церкви. Западная церковь развивала христианство как адвокат, как юрист, рассуждая о вине за грех/преступление и способах искупления вины. Душа чувствительная обращалась к астральному миру, тогда как Душа рассудочная в Центральной и Северной Европе жила Душой рассудочной, имеющей дело с эфирным. Потому о северных посвященных Штейнер написал как о лемурийских Вотане-Вилли-Ве. На севере почитали Бальдура - олицетворение золотого света эфирной мудрости. И Христа в свете северных традиций легче воспринять как воскресшего Бальдура, как Духа Мудрости.
Так или иначе, душа рассудочная порождает отдельные личности, и этот индивидуализм Штейнер преподнес в 64 томе как отличительную особенность германцев.

Сильвестр:

--- Цитата: urga от 27 Фев. 2011, 10:45:40 ---У нас давно уже ведется дискуссия о том, в чем разница между Душой и Духом народа. Я пришел к выводу, что под Душой народа подразумевается Дух Речи, стоящий за физическими особенностями нации, тогда как народным Духом является народный Архангел, который обращается к индивидуальностям, заслуживающим его внимания.


--- Конец цитаты ---
Не дерзаю Вам советовать, но всё же прочтите внимательно том 121 "Миссия отдельных Народных Душ в связи с мифологией германского Севера". Если Вы относитесь к сообщениям Доктора хотя бы с минимальным уважением, что, кстати , далеко не все антропософы делают, -  то обратите внимание на то, как и что он говорит о Народной Душе и Гении Речи. Народные Души - существа из иерархии Архангелов, взрослея они превращаются в Народных Духов  - у Штейнера это почти синонимы. Духи речи или Гении Речи  - это Духи Формы, жертвенно отставшие на две ступени и находящиеся на уровне Архангелов. Есть ещё Духи Образа Мыслей, есть двойники Народных Душ и Народных Духов.
Так что не торопитесь с выводами и не забывайте, что А.Бейли писала позднее Р.Штейнера, так что не исключены заимствования.
Ещё хотелось бы добавить, что термина "душа чувствительная" в антропософии нет. Есть "душа ощущающая". Эта терминология установлена ещё старыми антропософами в России и менять ее -  значит сознательно запутывать читателя.

urga:

--- Цитата: Сильвестр от 28 Фев. 2011, 12:14:48 --- Народные Души - существа из иерархии Архангелов, взрослея они превращаются в Народных Духов  - у Штейнера это почти синонимы.

--- Конец цитаты ---
Вот именно, что "почти".   Лекции из 64 тома ясно показывают, что Душа Народа изживается в телах, а национальные особенности тел заложены не Архангелами, а другими Иенрархиями, "опустившимися" на Их уровень. По крайней мере, такое различие между Народной Душой и Народным духом мне видится наименее противоречивым.

Сильвестр:

--- Цитата: urga от 01 Март 2011, 09:48:55 ---
--- Цитата: Сильвестр от 28 Фев. 2011, 12:14:48 --- Народные Души - существа из иерархии Архангелов, взрослея они превращаются в Народных Духов  - у Штейнера это почти синонимы.

--- Конец цитаты ---
Вот именно, что "почти".   Лекции из 64 тома ясно показывают, что Душа Народа изживается в телах, а национальные особенности тел заложены не Архангелами, а другими Иенрархиями, "опустившимися" на Их уровень. По крайней мере, такое различие между Народной Душой и Народным духом мне видится наименее противоречивым.

--- Конец цитаты ---
В указанном цикле (том 121) Вы найдете ответы на большую часть вопросов по этой теме. Народная Душа, будучи Архангелом работает в гормональной системе человека и определяет принадлежность к народу. Признаки рас определяют другие существа.
С.О.Прокофьев в статье "Народный Дух и Народная Душа" ("Антропософский вестник"№ 10 июнь 1996 стр.3) пишет:
"Однако в лекциях того же цикла мы встречаем наряду с выражением "Народный Дух" как равноценное ему выражение "Народная Душа" для определения ведущего народ архангельского существа: "Это чрезвычайно интересно наблюдать, ибо если вы рассматриваете, как Духи народов, Души народов, которых мы обозначаем как Архангелов, поднимаются к более высокому рангу (Архаев, Духов Времени), только тогда мы получаем правильное представление о том, что, собственно, происходит в большом мире". Затем на примере ведущего Архангела древне-персидской эпохи Рудольф Штейнер показывает, "как Архангел, следовательно Народная Душа, поднимается  к рангу Духа Времени". Кроме того и самое название цикла, из которого взяты приведенные цитаты "Миссия отдельных Народных Душ..." (GA 121), в котором говорится о деятельности различных Архангелов, ведущих различные европейские народы, казалось бы окончательно подтверждает сказанное.
Наконец, здесь можно упомянуть о двух высказываниях Рудольфа Штейнера во второй лекции для русских, прочитанной в Гельсинфорсе в 1913 году: "Спиритуальное мировоззрение должно принести нам то, что человеческая душа как отдельная душа, в будущем должна всё больше и больше находить связь с ведущей Народной Душой из ряда Архангелов" И немного далее уже непосредственно в связи с русской народной душой: "Русская Народная Душа, существо из ряда Архангелов, молода и исполнена надежды, её задача ещё впереди"

Далее С.О.Прокофьев говорит о том, что у Доктора есть указания на некоторые различия между понятиями "Народная Душа" и "Народный Дух". Он ссылается на лекцию "Германская Душа и Немецкий Дух с точки зрения духовной науки" том 64 Эта лекция опубликована на данном сайте (см. Германская Душа и немецкий Дух   http://bdn-steiner.ru/modules.php?name=Steiner&go=page&pid=6405. Там нет речи об Архангелах, так как в своих открытых лекциях Доктор не пользовался эзотерической терминологией. Ни эта лекция, ни  книга "Теософия" не дают никаких оснований для поспешного вывода, что Народная Душа, это, якобы, "совокупность Ангелов". Однако , несмотря на совершенно ясные, явные указания Доктора, перечисленные самим С.О.Прокофьевым (к ним можно было бы добавить и другие), предположения о том, что Народная Душа, якобы, множественна, состоит из разных групп Ангелов итп. были ПОДХВАЧЕНЫ и стали распространяться.
Дело тут обстоит очень просто: если Вы ДОВЕРЯЕТЕ сообщениям Доктора, то у Вас не возникнет сомнений на данный счет. Если же Вы желаете ИСПРАВЛЯТЬ Доктора, то тут полный простор для личной фантазии открыт.

urga:
Моя точка зрения - не фантазия, я нахожу ей логические обоснования, особенно в приведенных лекциях 64 тома (и в других лекциях).
 Я считаю, что Рудольф Штейнер не заботился в устных выступлениях о буквальной точности каждого слова. Тем более у любого исследователя с годами точка зрения изменяется. Я не воспринимаю каждое слово Штейнера как некую незыблемую догму последней инстанции (тем более слова Прокофьева).  Например, буквальное понимание превращения Архангела в Архаи я считаю ничем не обоснованным. каждый Дух может развивать и наращивать семь принципов, если это доступно для него на данном космическом этапе; можно отставать и оказываться в пространстве ниже стоящих иерархий. Объясните мне просто и логично, что значит Архангелу стать Архаи?

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии