Автор Тема: Жизненные периоды  (Прочитано 54050 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Галина

  • Гость
Re: Жизненные периоды
« Ответ #60 : 13 Нояб. 2011, 03:58:07 »
Рудольф Штайнер.
Сознание посвященных. Истинные и ложные пути духовного исследования.

Перевод с немецкого С. Шнитцера.
— Ереван: Лонгин, 2012. — 288 с.


Тема этого курса лекций — познание сверхчувственного, не отвергающее достижений современной науки. Создавая представление о действительном духовном исследовании, Р. Штайнер анализирует различные состояния сознания, в которых может пребывать душа современного человека, и показывает, как благодаря этим состояниям сознания человек может взаимодействовать с миром. Штайнер дает также указания, как при помощи определенных упражнений с некоторыми металлами развить в себе эти состояния сознания.

Помимо правильного пути, когда познания духовного мира приобретаются посредством повышения сознания и излагаются в понятиях, Штайнер рассматривает и неправомочные пути, приводящие лишь к иллюзорным знаниям: слепое верование, погружение в мистические предчувствия и сновидения, медиумизм и черная магия. Штайнер также повествует о неизбежном взаимодействии с духовными существами, как благими, так и демоническими...

Подробнее см. тексты в библиотеке.


Галина

  • Гость
Re: Жизненные периоды
« Ответ #61 : 13 Нояб. 2011, 04:21:49 »
В. Ботт
 Антропософская медицина
Цитировать

         Мы не сможем постичь человеческое существо, если будем рассматривать его только в материальном аспекте. Лишь рассматривая его как совокупность тела, души и духа, мы сможем получить достаточно полное представление о человеке.

         Но и само тело человека состоит из двух частей: одной, имеющей вес и принадлежащей пространству, и другой, делающей из него живое, вечно изменяющееся существо. Эта другая часть принадлежит времени. Учитывая эти две компоненты, мы различим в человеке уже четыре части, которые мы будем называть «составляющие элементы».

         Другой аспект изучения человеческого существа, учитывающий как видимые формы, так и их функции, позволяет выявить триады, включающие два противоположных полюса, и третью, связующую эти полюса срединную часть.
         
          Таким образом, человек представляется как существо, состоящее одновременно из четырех элементов, если смотреть на него с одной стороны, и из трех — с другой. Для познания человеческого существа, как учит нас Антропософия, необходимо видеть различия и связи между этими двумя аспектами...


     ....
Человек, в силу своего «Я», в состоянии им противостоять. Он имеет в себе «возможность» свободы; он может делать выбор в соответствии со своим идеалом морали. Эта свобода не является данностью (иначе она не была бы больше свободой!), но человек способен завоевать ее с помощью своей собственной воли. Страсти, влечения, инстинкты у нас общие со всеми другими людьми; отличаемся мы друг от друга тем, как управляем своими страстями и инстинктами...

Галина

  • Гость
Re: Жизненные периоды
« Ответ #62 : 13 Нояб. 2011, 05:40:15 »

Рудольф Штейнер
ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
В ИЗМЕНИВШИХСЯ УСЛОВИЯХ НОВОГО ВРЕМЕНИ
                               12 лекций, прочитанных в Дорнахе и Берне с 29 ноября по 21 декабря 1918 года.


Цитировать
...Прежде всего, требуемый современными отношениями социальный строй невозможно установить, если не будет осознано: этот социальный строй связан с тем, что человек узнаёт о себе самом в его отношении к социуму. Можно сказать: среди всех познаний, познание человека едва ли не самое трудное, поэтому ведь и в древних Мистериях призыв "Познай самого себя" считался высшей целью устремления к мудрости.

         Что особенно трудно современному человек – это осознать, что всё, приходящее из космоса, деятельно в нём, что в нём действует абсолютно всё. Человеку по сердцу иметь о себе наипростейшее представление, поскольку сегодня в своём мышлении, в своих представлениях он особенно привык к удобствам.

          Но человек совсем не простое существо. В отношении действительности какие-либо действия, основанные на произвольных представлениях, не допустимы. Человек, прежде всего, так же в социальных отношениях не является простым существом. Именно в социальных отношениях он является таким существом, каким он бесконечно охотно не хотел бы быть; неимоверно охотно он стал бы другим, чем он есть.
           
           Можно сказать, что человек, ведь, собственно говоря, неимоверно нравится себе. Ни в коем случае нельзя отрицать, что человек весьма и весьма нравится самому себе. И любовь к себе делает для человека самопознание источником заблуждений. Так что, человек не может сознаться в том, что он, собственно, лишь на половину является социальным существом, а в другой своей половине он есть антисоциальное существо.

       Строго и энергично признать, что человек, в одно и то же время, есть социальное и антисоциальное существо – это является краеугольным требованием социального человекопознания.

         Полезно признать: – Я стремлюсь стать социальным существом, – это нужно сказать себе, поскольку, не будучи социальным существом, человек вообще не может правильно жить совместно с другими людьми. Но в то же время, в человеческой природе заложено стремление постоянно бороться с социальным, постоянное стремление быть антисоциальным.

         
           Напомню, что мы рассматриваем человека с разных точек зрения, согласно трёхчленности его души, в отношении его мышления, или представлений, чувств и воли. Сегодня мы могли бы также и в социальном отношении рассмотреть человека с точки зрения его мышления, или представлений, чувств и воли...

Оффлайн michael

  • Участник
  • Сообщений: 72
  • Karma: +0/-0
Re: Жизненные периоды
« Ответ #63 : 13 Нояб. 2011, 07:03:53 »
уважаемая Галина флудит в этой теме?
Галине тоже не мешало бы вспомнить, что Рудольф Штейнер говорил о библиотеках и о народце их населяющих.

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Жизненные периоды
« Ответ #64 : 13 Нояб. 2011, 09:08:23 »
Цитировать
Этих существ исключительно сильно высмеивают гномообразные существа. Гномы не хотят терпеть их в своем царстве, но они принадлежат их царству. Они их постоянно изгоняют, и постоянно идет тяжелая борьба между гномами и этим народом духовных глупцов, делающих возможной человеческую мудрость. ...
http://www.rudolf-steiner.ru/5610/-1.html
Очень жаль, что за живописью Вы признаете право существования, а красоту мудрости не признаете. Напоминаете гномов. Охраняющих свои кладовые.

Оффлайн Сильвестр

  • Супер Модератор
  • Сообщений: 753
  • Karma: +0/-0
Re: Жизненные периоды
« Ответ #65 : 13 Нояб. 2011, 09:20:49 »
уважаемая Галина флудит в этой теме?
Галине тоже не мешало бы вспомнить, что Рудольф Штейнер говорил о библиотеках и о народце их населяющих.
ув. Михаэль, ещё раз прошу Вас оставаться в теме, а все личные неудовольствия отправлять в личку. Складывается впечатление, что несколько пользователей - поклонники Алисы Бейли, Кэна Уилбера - сознательно атакуют антропософский форум.
Регистрируясь на форуме Вы подписали согласие с его правилами:
Вы соглашаетесь, что используя этот форум, Вы не будете размещать сообщения, являющиеся ложными, клеветническими, неточными, оскорбительными, вульгарными, непристойными, разжигающими ненависть, религиозную, межнациональную или еще какую-либо рознь, сексуально ориентированными, угрожающими, нарушающими тайну частной жизни или иным образом нарушающими Международное или Российское законодательство. Вы также соглашаетесь не размещать материалы, защищенные авторским правом, если Вы не являетесь владельцем авторских прав или у Вас нет письменного разрешения от владельца авторских прав на материалы. Спам, флуд, рекламные объявления, письма счастья, пирамиды и подстрекательства также запрещены на этом форуме.


Оффлайн Irina

  • Активный участник
  • Сообщений: 156
  • Karma: +0/-0
Re: Жизненные периоды
« Ответ #66 : 13 Нояб. 2011, 10:39:11 »
Цитировать
В. Ботт
 Антропософская медицина
Цитировать

         Мы не сможем постичь человеческое существо, если будем рассматривать его только в материальном аспекте. Лишь рассматривая его как совокупность тела, души и духа, мы сможем получить достаточно полное представление о человеке.

         Но и само тело человека состоит из двух частей: одной, имеющей вес и принадлежащей пространству, и другой, делающей из него живое, вечно изменяющееся существо. Эта другая часть принадлежит времени. Учитывая эти две компоненты, мы различим в человеке уже четыре части, которые мы будем называть «составляющие элементы».

         Другой аспект изучения человеческого существа, учитывающий как видимые формы, так и их функции, позволяет выявить триады, включающие два противоположных полюса, и третью, связующую эти полюса срединную часть.
         
          Таким образом, человек представляется как существо, состоящее одновременно из четырех элементов, если смотреть на него с одной стороны, и из трех — с другой. Для познания человеческого существа, как учит нас Антропософия, необходимо видеть различия и связи между этими двумя аспектами...


     ....
Человек, в силу своего «Я», в состоянии им противостоять. Он имеет в себе «возможность» свободы; он может делать выбор в соответствии со своим идеалом морали. Эта свобода не является данностью (иначе она не была бы больше свободой!), но человек способен завоевать ее с помощью своей собственной воли. Страсти, влечения, инстинкты у нас общие со всеми другими людьми; отличаемся мы друг от друга тем, как управляем своими страстями и инстинктами...

Рудольф Штейнер
ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
В ИЗМЕНИВШИХСЯ УСЛОВИЯХ НОВОГО ВРЕМЕНИ
                               12 лекций, прочитанных в Дорнахе и Берне с 29 ноября по 21 декабря 1918 года.


Цитировать
...Прежде всего, требуемый современными отношениями социальный строй невозможно установить, если не будет осознано: этот социальный строй связан с тем, что человек узнаёт о себе самом в его отношении к социуму. Можно сказать: среди всех познаний, познание человека едва ли не самое трудное, поэтому ведь и в древних Мистериях призыв "Познай самого себя" считался высшей целью устремления к мудрости.

         Что особенно трудно современному человек – это осознать, что всё, приходящее из космоса, деятельно в нём, что в нём действует абсолютно всё. Человеку по сердцу иметь о себе наипростейшее представление, поскольку сегодня в своём мышлении, в своих представлениях он особенно привык к удобствам.

          Но человек совсем не простое существо. В отношении действительности какие-либо действия, основанные на произвольных представлениях, не допустимы. Человек, прежде всего, так же в социальных отношениях не является простым существом. Именно в социальных отношениях он является таким существом, каким он бесконечно охотно не хотел бы быть; неимоверно охотно он стал бы другим, чем он есть.
           
           Можно сказать, что человек, ведь, собственно говоря, неимоверно нравится себе. Ни в коем случае нельзя отрицать, что человек весьма и весьма нравится самому себе. И любовь к себе делает для человека самопознание источником заблуждений. Так что, человек не может сознаться в том, что он, собственно, лишь на половину является социальным существом, а в другой своей половине он есть антисоциальное существо.

       Строго и энергично признать, что человек, в одно и то же время, есть социальное и антисоциальное существо – это является краеугольным требованием социального человекопознания.

         Полезно признать: – Я стремлюсь стать социальным существом, – это нужно сказать себе, поскольку, не будучи социальным существом, человек вообще не может правильно жить совместно с другими людьми. Но в то же время, в человеческой природе заложено стремление постоянно бороться с социальным, постоянное стремление быть антисоциальным.

         
           Напомню, что мы рассматриваем человека с разных точек зрения, согласно трёхчленности его души, в отношении его мышления, или представлений, чувств и воли. Сегодня мы могли бы также и в социальном отношении рассмотреть человека с точки зрения его мышления, или представлений, чувств и воли...

Бр-р-р какое оно все мертвое...

Галина, настоящие знания добываются только собственной жизнью, собственным опытом. Не надо бояться жить ;)

Цитировать
   
Смеяться - это риск показаться дураком.

Плакать - это риск показаться сентиментальным.

Тянуться к другому - это риск втянуться во взаимоотношения.

Раскрыть свои чувства - рисковать тем, что ты раскроешь свою сущность (истинную)

Поведать людям свои мысли и мечты - это риск их потерять.

Любить - это риск быть не любимым в ответ.

Живя - ты рискуешь умереть

Надеяться - это риск отчаяться.

Пытаться - это риск потерпеть неудачу.

Не нужно идти на риск, потому что в жизни самый большой риск и опасность заключаемся в том, что ничем не рискуешь.

Человек, который ничем не рискует, ничего не делает, ничего не имеет и ничего собой не представляет.

Может быть такой человек избегает страданий и горя, но он не может:

УЧИТЬСЯ, ЧУВСТВОВАТЬ, ИЗМЕНЯТЬСЯ, РАСТИ, ЛЮБИТЬ, ЖИТЬ.

Пребывая в оковах своей надёжности, он является рабом - он поплатился своей свободой.

ТОЛЬКО ТОТ, КТО РИСКУЕТ, СВОБОДЕН!!!!

Вообще полезно иногда отдыхать об антропософии. И она от вас сможет отдохнуть.

Оффлайн urga

  • Завсегдатай
  • Сообщений: 994
  • Karma: +0/-0
Re: Жизненные периоды
« Ответ #67 : 13 Нояб. 2011, 17:12:09 »
уважаемая Галина флудит в этой теме?
Галине тоже не мешало бы вспомнить, что Рудольф Штейнер говорил о библиотеках и о народце их населяющих.
ув. Михаэль, ещё раз прошу Вас оставаться в теме, а все личные неудовольствия отправлять в личку. Складывается впечатление, что несколько пользователей - поклонники Алисы Бейли, Кэна Уилбера - сознательно атакуют антропософский форум.
Регистрируясь на форуме Вы подписали согласие с его правилами:
Вы соглашаетесь, что используя этот форум, Вы не будете размещать сообщения, являющиеся ложными, клеветническими, неточными, оскорбительными, вульгарными, непристойными, разжигающими ненависть, религиозную, межнациональную или еще какую-либо рознь, сексуально ориентированными, угрожающими, нарушающими тайну частной жизни или иным образом нарушающими Международное или Российское законодательство. Вы также соглашаетесь не размещать материалы, защищенные авторским правом, если Вы не являетесь владельцем авторских прав или у Вас нет письменного разрешения от владельца авторских прав на материалы. Спам, флуд, рекламные объявления, письма счастья, пирамиды и подстрекательства также запрещены на этом форуме.
Ну что вы, просто жизнь идет своим чередом (_ninja) (_dwarf)
Не думал, что столкнусь с табу на сексуальность человека.Прям вернулся в юность, когда знакомился с трудами Фрейда :-X

Оффлайн michael

  • Участник
  • Сообщений: 72
  • Karma: +0/-0
Re: Жизненные периоды
« Ответ #68 : 13 Нояб. 2011, 20:35:24 »

Оффлайн Сильвестр

  • Супер Модератор
  • Сообщений: 753
  • Karma: +0/-0
Re: Жизненные периоды
« Ответ #69 : 13 Нояб. 2011, 20:38:44 »
уважаемая Галина флудит в этой теме?
Галине тоже не мешало бы вспомнить, что Рудольф Штейнер говорил о библиотеках и о народце их населяющих.
Ув. Михаэль, в третий раз повторяю, что если Вы хотите вести дискуссию, то оставайтесь в рамках темы. Все личные Ваши неудовольствия можете писать в личку.

Оффлайн michael

  • Участник
  • Сообщений: 72
  • Karma: +0/-0
Re: Жизненные периоды
« Ответ #70 : 13 Нояб. 2011, 20:49:07 »
Ув. Михаэль, в третий раз повторяю, что если Вы хотите вести дискуссию, то оставайтесь в рамках темы. Все личные Ваши неудовольствия можете писать в личку.
Почему Вы боитесь открытости? Где Вы в удалённых только что сообщениях увидели мои "личные неудовольствия"?

Оффлайн Сильвестр

  • Супер Модератор
  • Сообщений: 753
  • Karma: +0/-0
Re: Жизненные периоды
« Ответ #71 : 13 Нояб. 2011, 21:13:39 »
Ув. Михаэль, в третий раз повторяю, что если Вы хотите вести дискуссию, то оставайтесь в рамках темы. Все личные Ваши неудовольствия можете писать в личку.
Почему Вы боитесь открытости? Где Вы в удалённых только что сообщениях увидели мои "личные неудовольствия"?
Ув. Михаэль, не так давно Вы писали:
"Всё, что можно скачать, уже давно скачано. За что Вам большое спасибо!
Но вопрос в другом. Разве возможен в современном западном интернет-пространстве большой открытый антропософский форум, где попутно в свободном доступе были бы размещены не только работы для ознакомления, а практически ВСЁ наследие Рудольфа Штайнера (в удобных DOC и PDF форматах), а также труды антропософов и сопутствующие материалы?"

Да, Вы правы, такой форум невозможен не только в западном, но и в нашем интернет пространстве. Так зачем же Вы молодой человек, постоянно требуете чего-то от тех ,кто на этом  форуме пытается поддерживать ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ приличия? Ради чего Вы  затеваете скандал? Ещё раз повторяю, если есть личное  - пишите в личку, а на форуме  оставайтесь в рамках темы.  Удачи в добрых начинаниях.

Оффлайн michael

  • Участник
  • Сообщений: 72
  • Karma: +0/-0
Re: Жизненные периоды
« Ответ #72 : 13 Нояб. 2011, 22:17:32 »
Ув. Михаэль, не так давно Вы писали:
"Всё, что можно скачать, уже давно скачано. За что Вам большое спасибо!
В тот момент я был безмерно рад предоставленной разработчиками этого сайта доступу к наследию Рудольфа Штейнера.

Сейчас я сомневаюсь, что это хорошо, так как убедился из личного опыта, что такой "способ "дать побольше работ Р. Штейнера"" даёт пищу Ариману.

Золотое правило истинного тайноведения гласит: "если ты хочешь сделать один шаг вперед в познании тайных истин, делай одновременно три шага в усовершенствовании твоего характера на пути к добру". (Рудольф Штейнер, "Как достигнуть...")
То есть когнитивное развитие не должно убегать далеко от морального развития, иначе получится тип "злого гения": "Все мы знаем очень сообразительных, однако совершенно безнравственных людей; однако высоко моральные люди отличаются и высокой степенью когнитивного развития: способность познавать необходима, но недостаточна для морали." (Кен Уилбер, "Око Духа", гл. 10 "Медитация и развитие")

Сужу по себе, бесплатный доступ ко всему наследию Штейнера расслабляет и развращает. Чтобы купить легальную электронную версию наследия или русский перевод отдельных томов пришлось бы очень много потрудиться. Но этот труд был бы полезен для морального развития (шаг в морали).


зачем же Вы молодой человек, постоянно требуете чего-то от тех ,кто на этом  форуме пытается поддерживать ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ приличия?
Я требую не "чего-то", а соблюдения элементарных приличий "от тех ,кто на этом  форуме пытается поддерживать ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ приличия".


"Удачи в добрых начинаниях."   :)

Оффлайн Сильвестр

  • Супер Модератор
  • Сообщений: 753
  • Karma: +0/-0
Re: Жизненные периоды
« Ответ #73 : 14 Нояб. 2011, 01:41:53 »
убедился из личного опыта, что такой "способ "дать побольше работ Р. Штейнера"" даёт пищу Ариману.

Сужу по себе, бесплатный доступ ко всему наследию Штейнера расслабляет и развращает. Чтобы купить легальную электронную версию наследия или русский перевод отдельных томов пришлось бы очень много потрудиться. Но этот труд был бы полезен для морального развития (шаг в морали).


Попытки спрятать от людей наследие Р.Штейнера предпринимались не раз и на Западе и в нашей стране. Если бы они удались, то возможно Вы и другие молодые люди вообще ничего бы не знали об антропософии. А уж как распорядится человек этим духовным наследием -дело его личной кармы. Как правило, люди не готовые принять антропософию просто проходят мимо этого наследия. Но те, кто готов и может её принять, должны иметь к ней доступ. Ведь трудности в антропософии не столько из-за отсутствия материалов, а из нежелания их осваивать, хотя бы просто читать то, что уже есть на русском языке. К тому же и книги и лекции достаточно сложны и чтобы овладеть этим материалом необходимо острое мышление. Сейчас кое-кто пытается демотивировать тех, кто открывает доступ к наследию Р.Штейнера: зачем, мол, это нужно? Пусть ищут сами. Однако очень трудно в современном потоке информации найти то, что нужно душе. Так что три антропософских сайта появились как раз во-время; в настоящее время на этих трех сайтах  - до тысячи посещений в день.

В каждом жизненном периоде нечто меняется: то, что подходило к одному, может не подойти к другому. Антропософией хорошо начинать заниматься в молодости, когда образ мыслей у человека только формируется. Как вам, наверное известно, антропософские труды Р.Штейнера,  - именно его, а не компиляторов,  - развивают мышление так, как это необходимо для получения доступа к духовному миру. Вы, конечно правы относительно морального развития, оно необходимо в первую очередь. Для этого и существуют шесть правил и другие упражнения. Оккультное развитие высвобождает оболочки, а это опасно. Избежать опасности можно только тщательно выполняя правила.
Те, кто недоволен новыми публикациями Р.Штейнера, очевидно не знает, что на Западе, в Германии, в Англии итп. Доступ к наследию Р.Штейнера открыт всем желающим; практически все его труды есть в печати, почти все наследие есть на английском языке. Впрочем, некоторые вещи не переводят по политическим соображениям. В России же за 110лет существования духовной науки переведено немногим более 110 томов: то есть по тому в год! Такого темпа следовало бы стыдиться.
Я совершенно незнаком с Кеном Уилбером и не могу судить, насколько он близок Р.Штейнеру. Если он более приемлем для Вас, о, возможно - это и есть Ваша кармическая ниша. Но Вы, вероятно, не стали бы порицать тех, кто, например переводит его на русский язык и выкладывает на сайтах. Тут уж каждому - своё.

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Жизненные периоды
« Ответ #74 : 14 Нояб. 2011, 03:45:14 »
И даже время подобрали самое удобное для атаки. Моральные Наши.
Вот Вам и жизненные периоды. Как раз по теме.

Галина

  • Гость
Re: Жизненные периоды
« Ответ #75 : 14 Нояб. 2011, 05:51:33 »
Уважаемые коллеги по форуму!
         Это что вы уж несколько дней как ... такую ... пылевую завесу создали?!
Ни к одной теме - не подступись...
         У меня несколько человек ЗНАКОМЫХ менее месяца как пришедшие на форум - и что они, люди ИЩУЩИЕ - могут почерпнуть из всего, что вы, дорогие мои, выставляете на обозрение всем тысячам посетителей?

Мне приходится, кто спрашивает, наставлять, как в том фильме "ходи сюда, туда - не ходи"...
А именно, только не ходи в тему "жизненные периоды..."
          Помните, однако Ходжа Насреддин ТАК и РАБОТАЛ...


Галина

  • Гость
Re: Жизненные периоды
« Ответ #76 : 14 Нояб. 2011, 07:01:57 »

      "...То же мы обнаружим, сравнивая животный мир и человека в их отношении к жизни инстинктов. Животное полностью подчинено своим инстинктам, импульсам.

Человек, в силу своего «Я», в состоянии им противостоять.

Он имеет в себе «возможность» свободы; он может делать выбор в соответствии со своим идеалом морали. Эта свобода не является данностью (иначе она не была бы больше свободой!), но человек способен завоевать ее с помощью своей собственной воли. Страсти, влечения, инстинкты у нас общие со всеми другими людьми; отличаемся мы друг от друга тем, как управляем своими страстями и инстинктами.

Человеческая индивидуальность.
           В рамках одного вида животные являются взаимозаменяемыми, они не обладают индивидуальностью. Каждый человек, напротив, является единственным в своем роде существом. Это проявляется и в физическом строении, например, кровь одного человека никогда не бывает полностью идентичной по составу крови любого другого человека. Эта индивидуальность проявляется в мельчайших деталях, вплоть до состава белков. Тем не менее не физическое тело обеспечивает постоянство индивидуальных характеристик; оно лишь получает при посредничестве астрального и эфирного тел отпечаток «Я».

          На самом деле, физическое тело полностью обновляет каждые семь лет весь свой минеральный состав; следовательно, невозможно поддержать структуру человека в ее совокупности без действия «Я» на физическое тело при посредстве астрального и эфирного тел. Это обновление субстанции каждые семь лет не раз подчеркивалось Р. Штейнером; и только недавно, благодаря искусственным радиоэлементам, были получены доказательства того, что подобное обновление действительно существует.

           Несмотря на это обновление, мы сохраняем уверенность в нашей собственной идентичности. Наша субстанция изменяется, наш вид также мало-помалу меняется, психика также трансформируется, и несмотря на это, мы ни на минуту не сомневаемся в том, что мы остаемся тем же индивидуумом, богатым воспоминаниями, собранными в течение нашей жизни.


           Связь между четырьмя элементами.

Эти четыре составляющих элемента более или менее тесно связаны друг с другом. Физическое тело и эфирное тело тесно связаны и разделяются только в смерти. Они образуют нижний физико-эфирный комплекс.

         Верхний комплекс — астральное тело и «Я» — также тесно связаны между собой, но здесь уже нельзя говорить о связи пространственного характера, которую мы имеем в виду в материальном мире, здесь речь идет уже о ступенях сознания. Связь между верхним комплексом, с одной стороны, и нижним комплексом, с другой, является менее прочной и подвержена различным изменениям.

         Во время сна верхний комплекс отделяется от нижнего, и то, что остается в постели, можно сравнить с растением, с той, однако, разницей, что у человека верхние элементы производят остаточный импульс на эфирное тело. Постепенно этот импульс ослабевает и, поскольку человеческое существо не может жить без этого импульса, необходимо, чтобы «Я» и астральное тело вновь воплотились в нижнем комплексе, другими словами, чтобы человек проснулся.

          Пробужденное сознание и самосознание в действительности связаны с присутствием «Я» и астрального тела в нижнем комплексе. В момент смерти эфирное тело покидает физическое тело, последнее возвращается в минеральный мир, где оно разлагается..."

Виктор Ботт "АНТРОПОСОФСКАЯ МЕДИЦИНА"