Автор Тема: СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА. 2014 - 2015  (Прочитано 65394 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 452
  • Karma: +0/-0
ЧУВСТВО ОСЯЗАНИЯ . УСЛОВИЯ.
« Ответ #20 : 17 Окт. 2014, 19:29:16 »
ЧУВСТВО ОСЯЗАНИЯ имеет собственный орган: так называемые тактильные тельца и нервные окончания.

ЧУВСТВО ОСЯЗАНИЯ передает:
Переживание себя на границе тела посредством прикосновения
Защищенность благодаря телесному контакту
Экзистенциальное доверие
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ [тэ] , -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. Филос.
Связанный с бытием, существованием человека

Указания по развитию ЧУВСТВА ОСЯЗАНИЯ, особенно в период грудного и раннего детского возраста:
Переход от одиночества к защищенности,
нежный телесный контакт и спокойное оставление ребенка наедине с самим собой.
Умение отпустить ребенка настолько же важно, как и умение брать на руки.
Создание игрового пространства, где ребенок может трогать, исследовать, открывать.

        Вопрос, который могут задать себе взрослые в связи с этими 12 видами деятельности органов чувств, заключается в следующем: как обстоит дело с развитием моих собственных органов чувств и связанным с ними телесным, душевным и духовным опытом? Действительно ли я переживаю себя в этой тройственной человечности «хорошо инкарнированным» в тело, в душевное ощущение и восприятие, обладаю ли я достаточным присутствием духа? Насколько я чувствителен, способен к восприятию и слышанию различных оттенков и полутонов во время разговора, в первую очередь к тому, как что-то говорится? Что я сам могу сделать для развития функций моих органов чувств?
       Важным первым шагом является понимание того, что любой человек располагает всеми связанными с различными органами чувств качествами и может заботиться о них и развивать их, как и свои способности. Эта сфера опыта дает взрослому возможность создания здорового самосознания. Однако забота об этой сфере показывает, что это самосознание не возникает на основе деятельности органов чувств, но становится осознаваемым благодаря ей.
         Средневековый мистик Мастер Экхарт сказал: Если бы я был королем и не знал об этом, то я не был бы королем.
         Можно выразиться иначе: если бы я был созданным Богом, наполненным мыслями, любовью и доброй волей человеческим существом, но не имел органов чувств для восприятия себя и осознания самого себя, тогда бы я ничего о себе не знал. Т.е. хотя я и существовал бы, но не знал бы об этом.

          Благодаря деятельности органов чувств становится ясным – особенно на примере маленьких детей – что воля, самостоятельно себя направляющая, присутствует изначально и благодаря характеру своей деятельности развивает органы чувств и с их помощью переживает в мире саму себя.

(5)

Тренажер "ПЕДАЛО" - это приспособление на котором можно катиться,
только за счет переноса центра тяжести с одной ноги на другую и
обратно. Требуется некоторая тренировка, что бы научиться
двигаться вперед не останавливаясь и достичь непрерывного
движения... В.М.Ауэр "Практика пробуждения чувств"

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 452
  • Karma: +0/-0
Пластицирование.
« Ответ #21 : 21 Окт. 2014, 16:02:37 »
     ЧУВСТВО ОСЯЗАНИЯ - и на семинаре ПЛАСТИЦИРОВАНИЕ! На кончиках пальцев большое скопление чувствительных рецепторов. мы ОСЯЗАЕМ всей кожей, это так. Однако, при лепке активизируются внутренние процессы в организме, да еще как!
       Само занятие с глиной было очень ...очаровательным, эстетичным.





Подробнее посмотреть можно - тут: http://waldorfsochi.ru/

А еще можно посещать семинары в вальдорфской школе! Очень уютное, нестандартное, здание школы, прекрасно подобранные детали интерьера, окраска - тонирование стен особым колером ... там хочется быть. ТАМ ТЕПЛО.

Если говорить о чувствах, то при разговоре прозвучало, что в самой лепке глиной, по сути, участвовали все 12 чувств. Ну, исключая чувство ВКУСА! Ан нет! Был на занятии 2-х летний малыш - попробовал и на вкус!
Дети - они-то знают ВКУС!
   

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 452
  • Karma: +0/-0
Re: СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА.
« Ответ #22 : 31 Окт. 2014, 06:21:59 »
Семинар для родителей и всех интересующихся.

Развитие чувств в вальдорфской школе – запрос нашего времени.


20 Сентября – Понятие «Двенадцать чувств»
18 Октября – Пластицирование (лепка) в учебном плане вальдорфской школы
22 Ноября – Учение о цвете Гёте (живопись в вальдорфской школе)
24 Января – Музыка во втором семилетии (ребёнок от 7 до 14 лет)
21 Февраля – Эвритмия – искусство движения
21 Марта – Речь – Риторика – Логика (развитие речи)
18 Апреля – Социальное искусство

Занятия планируются по субботам с 10 до 14 часов.
Предусмотрена чайная пауза. Наш адрес: ул. Земляничная д. 28, б
Стоимость одного дня – 500 р.
По окончании полного курса выдаётся Сертификат.

По всем вопросам обращайтесь, пожалуйста, по телефону: 8-989-75-11-025 после 14 час

         Семинар в вальдорфской школе - это не только лекции! А лекции, это не столько информация, сколько ОБЩЕНИЕ! На практических занятиях - тоже ОБЩЕНИЕ! Но и - ОТКРЫТИЕ! Открытие себя, своих способностей... После лепки - мы стали скульпторами! Нас ожидает ЖИВОПИСЬ - 22 ноября 2014 года - мы станем ЖИВОПИСЦАМИ? Непременно!
          Семинар - посещаем, на семинаре знакомятся, проявляют себя в кругу. Хочется думать, осознают участники семинара, что учительская коллегия заботится о родителях так же, как о детях!
           В организационном плане учтены все возможные вопросы - встреча, организация места, оформление холла, подготовка чайной паузы, информационный материал, обеспечение материалами и необходимыми дополнительными вещами творческого процесса на лепке ли, на живописи... И сами учителя, организаторы, помощники - тут же, на семинаре! Им тоже интересно!
         
Цитировать
Выявляются вполне нюансированные душевные состояния, если пластическое, архитектурное действительно переживать внутренне, если следовать за динамикой, механикой и так далее при архитектуре, если следовать за округлённостью форм в скульптуре. Здесь открывается необычайный путь, который создаётся внутренним миром ощущений: здесь имеем дело с душевным переживанием, которое очень похоже на память. Кто имеет переживание воспоминания, переживание памяти, тот замечает, как становится ощущение архитектурного и скульптурного подобным внутреннему событию воспоминания. Но воспоминание находится всё же на более высокой ступени. Другими словами: постепенно, способом чувствования архитектурного и скульптурного человек приближается к тому душевному ощущению, тому душевному переживанию, которое знакомо для исследователя духа, как воспоминание о состояниях до рождения. И в действительности, образ жизни между смертью и новым рождением во взаимосвязи с целой вселенной, когда человек, чувствуя, движется в разных направлениях как душевный дух или духовная душа, сходится с одними существами, находясь с другими существами в равновесии, - итак, то, что изведано и пережито между смертью и новым рождением, вспоминается сначала подсознательно, и это воспроизводится на деле в архитектурном искусстве и пластике.
И когда мы, таким образом, вновь переживаем это своеобразие нашим внутренним присутствием (Dabeisein) при пластике и архитектуре, тогда мы обнаруживаем, что, собственно, в пластике и архитектуре 'мы не хотим ничего другого, как того чтобы каким-то волшебством вовлечь в физически ощущаемый мир те переживания, которые мы имели в духовном мире до рождения, т. е. соответственно, до нашего зачатия".  Рудольф Штейнер «Искусство и познание искусства», ПИ 271, лекция 12 сентября 1920 г.

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 452
  • Karma: +0/-0
12 ЧУВСТВ. ЧУВСТВО ОБОНЯНИЯ.
« Ответ #23 : 02 Нояб. 2014, 08:46:24 »

                 
 Рудольф Штейнер
        ...Сегодня мне хотелось бы с несколько другой стороны рассмотреть связи, которые существуют между человеком как микрокосмическим существом и всем мировым Макрокосмом, к которому принадлежит человек, будучи в некотором смысле его членом, его органом. Эти вещи можно рассматривать с самых различных точек зрения, при этом выявятся многообразные отношения, по видимости противоречивые; однако противоречия вызваны тем, что эти вещи должны всегда рассматриваться с разных точек зрения.
          Из определенных рассмотрений, которые мы провели в эти дни, вы можете видеть, что человек, ставит себя в окружающем мире так, что при рассмотрении мира примешивает нечто от самого себя, что он принимает чувственный мир не таким, каков он есть; что он,  - как я попытался выразить это грубо наглядно,  - примешивает в своё рассмотрение мира нечто такое, что поднимается изнутри, что образуется изнутри, и что, в сущности, является трансформированным чувством обоняния.
           Это то, что человек самым различным образом комбинирует относительно мира, что возникает, когда он применяет свою обычную, свойственную ему благодаря его телу, сообразительность проницательность, - как он её называет,  - мы могли бы также назвать это чутьём. Насколько иным было бы то, что дано человеку, если бы он с легкостью мог предпринять такую попытку:  - он не может сделать это с легкостью, поскольку от не может просто отключить своё чутьё,  - если бы человек просто брал чувственный мир таким, каким он предоставляется ему, без того, чтобы свой рассудок, свой комбинирующий рассудок сразу же примешивать во всё возможное.
Здесь мы касаемся темы, которая может оказаться трудной для понимания...
(0)

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 452
  • Karma: +0/-0
ЧУВСТВО ОБОНЯНИЯ и ВНЕШНИЙ МИР.
« Ответ #24 : 03 Нояб. 2014, 07:22:38 »
     
Суламифь Вульфинг

...отношение внутреннего и внешнего в восприятиях чувств носит не только идеальный и временной, но также физический и пространственный характер. Поэтому следует думать, что метаморфоза чувств соединяет в себе и семичленный, и двенадцатичленный принципы развития.

         Обнаружив в осязании элементы восприятия и суждения, можно было бы ожидать, что далее они пойдут разными путями. И так это отчасти и происходит. Но, кроме того, продолжается и их совместное развитие через органы восприятия, что необходимо для многосторонней связи "я" с миром, только и способной приводить его к подлинной автономии. Особенно ярко это выражено в чувстве обоняния.
Эволюционно мышление тесно связано с обонянием. У животных — собак, слонов — в переднем мозгу находится гигантский обонятельный нерв. С его помощью они познают внешний мир, т. е. ориентируются в нем. У человека этот нерв имеет чахлый вид. Зато в том же месте у него находится благороднейшая часть мозга, ибо "передний мозг у человека обладает органом для сочувствия, для понимания людей вообще" (348; 16.XII). И основание, по которому, скажем, собака виляет хвостом, у человека облагорожено. "Умность" собаки, слона находится в носу; человеческая умность развилась благодаря преодолению чрезмерной деятельности чувства обоняния.
В чувстве обоняния мы приходим в значительно большую связь с внешним миром, чем в осязании; настолько большую, что соединяемся с его веществами, находящимися в газообразном состоянии. Однако и здесь преобладающим остается опыт, который мы получаем относительно самих себя. Мы испытываем некий натиск на нас внешней материи, и реакцию нашего "я" на этот натиск мы  переживаем как обоняние. В результате в нас рождается образ от полученного опыта восприятия. Таково существенное отличие обоняния и последующих чувств от осязания. — В них возникают не скрытые суждения, а образы окружающего мира. В логике созерцание привело нас к восприятию идеи из объекта. В восприятиях чувств скрытое суждение метаморфизируется в образ. Образ же — это чувственный представитель сверхчувственного. Все мифологическое мышление древних было образным, основанным на имагинативных переживаниях. Из них родилась творческая фантазия.
(3)

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 452
  • Karma: +0/-0
ЧУВСТВО ОБОНЯНИЯ. УСЛОВИЯ для РАЗВИТИЯ.
« Ответ #25 : 04 Нояб. 2014, 15:50:46 »
ЧУВСТВО ОБОНЯНИЯ. УСЛОВИЯ для РАЗВИТИЯ этого чувства.

Поиск дифференцированных обонятельных переживаний с помощью растений, продуктов питания, в городе и деревне... (5)

          ...В смысле физической науки быть умным, означает: будучи человеком, суметь преобразовать обонятельный нерв настолько, чтобы он смог стать хорошим ассоциативным нервом, смог стать инструментом,  - если мне позволено употребить такое слово,  -инструментом для комбинирования чувственных представлений. Быть умным в смысле материалистической разумности, означает, суметь хорошо перестроить, преобразовать ту часть своего головного мозга,  которая у более низких существ, у животных принадлежит носу. Это означает всего лишь  - иметь хороший комбинирующий нюх.
           Те люди, которые в состоянии здоровым образом нечто ощущать, созерцать, тем или иным образом уже указывали на эти вещи. Ибо вы только представьте себе: если некто здоровым образом ощущает, чувствует нечто, он всё же должен сказать: иметь проницательный ум на физическом плане, означает, в сущности, иметь особенное, перемещенное в человеческое начало разработанное чувство обоняния. Это, в сущности, означает – уметь особым образом вынюхивать вещи в действительном смысле; так что в известном смысле, физическая, возникшая на пути комбинирования наука является результатом человеческого вынюхивания на физическом плане, что следует понимать в буквальном смысле.
           Сказать, что извлекаемая посредством такого вынюхивания всяческая комбинаторика на атомистические темы, а также полученные на этом пути химические, физические законы и так далее, сказать, что это нечто особо возвышенное, означало бы пройти мимо истины. Это всего лишь результат разработанного чувства обоняния. Оно-то и производит физическую науку. Вы можете в физиологии и анатомии узнать то, чего я теперь касаюсь. Однако этого трансформированного обонянию   недостаточно для учёных, чтобы разобраться в последствиях; тут способность к вынюхиванию должна заходить так далеко, чтобы мочь извлекать также и следствия, последствия этого
. (0)

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 452
  • Karma: +0/-0
Re: СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА.
« Ответ #26 : 19 Нояб. 2014, 09:36:08 »
Во-первых, мы имеем четыре чувства: осязание, чувство жизни, чувство движения, чувство равновесия. Они пронизаны по преимуществу деятельной волей, и в спектре этих чувств воля активно живет в восприятии. Постарайтесь почувствовать, как в восприятие движения, даже когда вы выполняете движения стоя на месте, вливается воля! Покоящаяся воля действует даже в восприятии равновесия. Она очень сильна в чувстве жизни и в осязании, ведь, когда вы к чему-нибудь прикасаетесь, происходит взаимодействие между вашей волей и окружающим. Чувство равновесия, чувство движения, чувство жизни и осязание — это собственно волящие восприятия. Осязая, человек внешним образом видит свое собственное движение: например, прикасаясь к чему-нибудь, он производит движение рукой — и так ему открывается, что он обладает этим чувством. Наличие у нас чувства жизни, чувства движения и равновесия не столь очевидно, но они волящие восприятия, и человек спит в них, как он спит в своей воле. В большинстве психологий эти чувства вовсе не рассматриваются, ибо вместе с периферией нашего организма наука погружена в сон и слишком многое уютно просыпает.
Далее следуют: обоняние, чувство вкуса, зрение и чувство тепла — внешние чувства, которые суть переживающее восприятия. Для наивного сознания наиболее очевидна родственность внутреннему переживанию вкусовых и обонятельных восприятий. То, что эта родственность не столь заметна при зрительных и тепловых восприятиях, имеет свои причины. В отношении восприятия тепла не замечают, что оно весьма родственно внутреннему чувству, и смешивают его с осязанием. Неправильно сопоставляют — и неправильно различают. Осязание гораздо более сродни воле, а чувственное восприятие тепла ближе внутреннему переживанию. (0)

        ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Стоит нам помнить, что 22 ноября в 10 утра в Сочинской вальдорфской школе продолжение семинара "Развитие чувств в вальдорфской школе – запрос нашего времени".И мы обратимся именно к этим ЧУВСТВАМ ДУШИ.

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 452
  • Karma: +0/-0
12 ЧУВСТВ. ЧУВСТВО ВКУСА.
« Ответ #27 : 19 Нояб. 2014, 09:39:43 »
Обонянием кончается ряд пяти внутренних чувств. Благодаря им мы переживаем нашу жизнь как собственную, а нашим "я" осознаем, какова его экзистенциальная основа, опираясь на которую оно может затем проникать во внешний мир.

В чувстве вкуса переформирование "я" идет на шаг дальше благодаря тому, что внутреннее вещество не просто сталкивается с внешним, но и вступает с ним во взаимодействие: слюна растворяет пробуемое вещество. Рудольф Штайнер поясняет: "...обоняние — это восприятие веществом самого себя, чувство же вкуса — это оживление веществом самого себя" (1).



В чувстве вкуса, как и в обонянии, "я" замыкается от действия внешнего мира, но, как говорит Рудольф Штайнер, лишь взяв внутрь себя внешнее и неся его далее в себе как часть собственного внутреннего существа. И тогда "обоняние находящегося внутри тела вещества пробуется" (1).

В чувстве вкуса "я" вступает в саму вещественность чувственного мира. Во вкусе и обонянии внешний и внутренний миры встречаются как подобные, действия же органов чувств проявляются как противоположные. Вкус — это вывернутое наизнанку обоняние, как его характеризует Рудольф Штайнер.


Итак, осязание и вкус — это ступени, по которым я-ощущение из внутреннего переходит во внешний мир. Обоняние, находясь между ними, образует некую промежуточную ступень. (3)

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 452
  • Karma: +0/-0
ЧУВСТВО ВКУСА
« Ответ #28 : 19 Нояб. 2014, 09:42:46 »
        Если вы рассмотрите полость рта,…— то здесь, сзади находится так называемое мягкое нёбо, а здесь, спереди — твердое нёбо, здесь находятся зубы и десны; если вы рассмотрите это, то обнаружите нечто замечательное. Так же, как в нос входит нерв, который я здесь обозначил красным цветом, нервы из мозга входят и сюда. Однако эти нервы не входят в десны, не входят в переднее, твердое нёбо, а входят только в заднее, мягкое нёбо; нервы не идут в переднюю часть языка, а входят только в заднюю его часть.
        Следовательно, если вы рассмотрите, как распределяются нервы, имеющие отношение к вкусу, то спереди вы обнаружите их очень мало, их там почти совсем нет. Кончик языка, в сущности, не является органом вкуса, он больше предназначен для осязания. Только задняя часть языка может ощущать вкус, так же, как и мягкое нёбо. Если вы ощупаете рот, то вы обнаружите, что сзади там мягко, а спереди — твердо. Мягкие ткани как раз и приспособлены для ощущения вкуса. Деснами вы вкуса не ощутите…
          Весьма своеобразно то, что нервы, служащие для ощущения вкуса у человека, особенным образом связаны с тем, что находится в брюшной полости. Известно, что пищевые продукты исследуются не только химически; необходимо также проверять их на вкус. Вкус является у человека регулятором питания. В случае маленького ребенка, например, следовало бы больше изучать то, что он ест или не ест, а не то, какой химический состав имеет пища. Если мы обращаем внимание на то, что ребенок постоянно от чего-то отказывается, тогда мы находим, что у него не все в порядке с органами нижней части тела. Тут надо разобраться…
…Если человек лакомится сахаром, то что при этом происходит?
         Если человек лакомится сахаром, то жидкость нагнетается изнутри во вкусовые сосочки, и в эту жидкость попадает растворившийся сахар; жидкость самого человека слегка проникается сахаром, и это доставляет ему удовольствие. Сахар растворяется во всех его собственных жидкостях, попадая сначала в разбавленном, тонком виде в эти вкусовые сосочки.
Видите ли, мы, люди, можем только ощущать вкус. Но почему мы можем только ощущать его? Если бы у нас были плавники, если бы мы были рыбами — это было бы весьма интересное бытие, — тогда всякий раз, когда мы ощущали бы вкус, его действие проявлялось бы также через плавники. Мы должны были бы плавать в воде, чтобы всегда иметь доступ ко всему растворенному, к тем тонким, разбавленным веществам; ведь рыба ощущает вкус всех растворенных в воде веществ, и в соответствии со своим чувством вкуса она выбирает направление; ощущение вкуса сразу же доходит до плавников, с помощью которых рыба плывет дальше. Если же с какой-нибудь стороны к рыбе подплывает что-либо, приятное для нее, то она чувствует это на вкус, и ее плавники сразу же движутся в этом направлении.
Мы, люди, не можем того, что могут рыбы. У нас нет плавников. Они у нас совершенно выродились. В настоящее время мы не можем использовать ощущение вкуса в целях движения, поэтому оно сделалось у нас внутренним ощущением. Рыбы обладают тонким ощущением вкуса, но это ощущение вкуса не является внутренним. Мы, люди, увели это ощущение вкуса внутрь себя, сделали его внутренним; мы переживаем это ощущение вкуса, в то время как рыбы живут единой жизнью с водой в целом, они переживают чувство вкуса вместе с водой. (0)

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 452
  • Karma: +0/-0
Интересное у Рудольфа Штейнера сравнение о ЧУВСТВЕ ВКУСА и ЧУВСТВЕ ОБОНЯНИЯ!
Он сообщает, что человек рассмаривается с разных позиций. Например, человек твердый, человек водный и человек воздушный. Так вот, человек водный,  к а к   р ы б а, он ХОЧЕТ ПЛЫТЬ туда, где вкусный запах!  А человек воздушный ХОЧЕТ ЛЕТЕТЬ, как птица, туда, где …вкусно пахнет!
… И у нас, у людей, это тоже происходит так. Поскольку мы постоянно чувствуем тонкий запах — мы этого даже не замечаем, — мы тоже постоянно хотим летать. Подобно тому, как мы постоянно хотим плавать, точно так же мы постоянно хотим летать…
… У нас, у людей, на спине есть только лопатки, совершенно непригодные для полета, они совсем затвердевшие. Нам постоянно хочется летать с их помощью, но мы не можем этого сделать; тем самым мы вдвигаем весь спинной мозг в головной мозг и начинаем мыслить. Птицы не мыслят. Надо только как следует понаблюдать за птицами, и тогда будет видно, что все в них вкладывается в полет. Последний выглядит как разумное действие; однако это вызвано тем, что находится в самом воздухе. Птица не мыслит. Мы мыслим, поскольку не можем летать… (стр. 45 - 55)(1)
Как гипотеза: что бы хорошо плавать – стоит грамотно развивать в детстве ….чувства обоняния и вкуса! Летать, летать… Что бы иметь легкость. Устремленность, не опасаться высоты. В детстве стоит особое внимание уделить развитию . ЧУВСТВА ОБОНЯНИЯ и ВКУСА!
Указания по развитию ЧУВСТВА ОБОНЯНИЯ:
Поиск дифференцированных обонятельных переживаний с помощью растений, продуктов питания, в городе и деревне
          Создавать в развитии ребенка условий не вызывающих отвращения чувственным впечатлениям и в поведении.


Указания по развитию ЧУВСТВА ВКУСА:
Создавать возможность проявиться собственному вкусу продуктов питания с помощью правильного их приготовления
           Обсуждение событий и происшествий «со вкусом»
                       Эстетическое оформление окружения
Избегать ситуаций, где возможны безвкусные замечания, бестактность…
(5)

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 452
  • Karma: +0/-0
12 ЧУВСТВ. ЧУВСТВО ЗРЕНИЯ.
« Ответ #30 : 19 Нояб. 2014, 09:49:25 »
           Природа переживающего восприятия зрения остается незамеченной, если не проводить наблюдений, подобных тем, что содержатся в гетевском учении о цвете.
          Там все родственное цвету пронизано внутренним чувством, выливающимся даже в импульсы воли. Но почему же не замечают наличия внутреннего чувства при зрительном восприятии?


          В сущности мы почти всегда видим предметы так, что вместе с их цветом видим и границы цвета: линии, формы. Но обычно мы, воспринимая одновременно цвет и форму, не обращаем внимания на то, как именно мы воспринимаем. О красном круге мы можем сказать: «Я вижу красный цвет, и еще я вижу форму круга». Но тут смешаны две совершенно разные деятельности. Вследствие собственно деятельности глаза воспринимается вначале только цвет. Форму круга вы увидите, если в своем подсознании воспользуетесь чувством движения и бессознательно произведете в эфирном и астральном телах круговое движение, которое затем поднимается в сознание. И когда то, что воспринято посредством чувства движения, будет познано как круг, оно соединится с воспринятым цветом. Форму круга вы черпаете из вашего тела, призывая на помощь распределенное по всему телу чувство движения. Это выражается в процессе, о котором раньше я уже говорил так: «Человек производит в космосе геометрические формы и затем поднимает их к познанию».
          Современная официальная наука не поднимается до наблюдений столь тонких, чтобы быть в состоянии провести подобное различие между зрением и дающим восприятие формы чувством движения, — она все сваливает в кучу. В будущем, однако, с таким подходом воспитывать будет невозможно. Ибо как можно, воспитывая, обращаться к способности видеть, не зная, что в процессе зрения окольным путем, через чувство движения, в него изливается весь человек? Но здесь мы должны обратить внимание еще и на нечто другое. Что же происходит, когда мы воспринимаем залитые цветом формы? Это чрезвычайно сложный процесс. Вы, как человек, представляете собой единое целое, и благодаря этому то, что воспринимается вами по двум совершенно различным путям — посредством чувства зрения и посредством чувства движения, — вы снова можете объединить в себе. Чтобы продвинуться дальше тупого глядения на красный круг, вы должны с двух различных сторон получить как восприятие красного, так и форму круга. Но вы уже не просто тупо глядите, если воспринимаете в двух аспектах: цвет — зрением, а форму — чувством движения — и, следуя внутренним требованиям жизни, то и другое объединяете в одно. Так возникает суждение. Теперь вы понимаете, что суждение — это живой процесс в вашем собственном теле, протекающий благодаря тому, что чувства представляют вам мир аналитически, расчлененным на части. Расчлененным на двенадцать частей представляет нам наше чувственное восприятие мир, и в своих суждениях вы все связываете воедино, ибо отдельное не желает оставаться обособленным. Форме круга вовсе не нравится оставаться только формой круга, какой она предстала чувству движения, цвету не нравится оставаться лишь таким цветом, каким его воспринял глаз. Вещи подталкивают вас соединить их, и вы внутренне готовы к этому. Таким образом, суждение, как деятельность, является выражением всего человека.
           Нам открывается теперь глубинный смысл нашего отношения к миру. Если бы у нас не было двенадцати чувств, мы тупо глазели бы на окружающее, внутренне не приходя к какому бы то ни было суждению. Но, обладая двенадцатью чувствами, мы обладаем довольно большим числом возможностей соединить разделенное. Например, воспринятое чувством «я» мы можем соединить с воспринятым любым из одиннадцати прочих чувств. Число возможных сочетаний еще увеличится, если взаимодействовать будут три чувства — например, чувство «я», чувство мысли и чувство речи. Теперь мы видим, сколь таинственным образом мы связаны с миром. Посредством двенадцати чувств вещи разлагаются на части, и человек должен снова составлять их. Так приобщает он себя к внутренней жизни вещей. Вам должно быть понятно, как бесконечно важно, чтобы воспитание много и равномерно заботилось о развитии способностей чувственного восприятия; для этого нужно совершенно сознательно и систематически изучить связи между всеми двенадцатью чувствами. (0)

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 452
  • Karma: +0/-0
ЧУВСТВО ТЕПЛА.
« Ответ #31 : 19 Нояб. 2014, 09:52:36 »

Указания по развитию ЧУВСТВА ЗРЕНИЯ.
Обращать внимание ребенка на тонкие оттенки цветов природы с помощью личного примера и интереса
          Гармоничное сочетание цветов в одежде и интерьере
                  Избегать фиксации на деструктивных или «тупых» образах
                          Убрать из окружения кричащие цвета, … мрачное настроение
Не пользоваться до 7 лет телевизором, компьютером, сотовым телефоном… и пр. технологиями с мельтешащим светом экрана.
(5)

Чувство зрения — седьмое от начала, и в нем можно видеть нечто, завершающее цикл метаморфоз, через которые проходят первые семь органов чувств, однако в силу другой тенденции, о которой мы уже говорили, зрение вписывается в круг двенадцати восприятий чувств. Открываемое нам предметами через чувство зрения хотя и говорит об их внутреннем, но лишь в той мере, в какой оно заявляет о себе на их поверхности.


Значительно интимнее вводит нас в подосновы вещей чувство тепла.
        Когда мы осязаем предмет, то оказываемое им сопротивление мы переживаем в себе; пробуя что-то, мы также более заняты тем, что происходит в нас, а не вовне. 
       Но взяв в руки горячий или холодный предмет, мы переживаем нечто от его сути. В чувстве зрения от внешнего существа нашим "я" что-то берется вовнутрь и противопоставляется далее остальному, тому, что приходит в данной связи извне. В чувстве тепла посланное внешним внутрь человека заполняет в нем все я-переживание. При этом все внутреннее приобретает свойство внешнего, оставаясь тем не менее внутренним переживанием, в чем, несомненно, можно видеть восхождение предыдущей седмицы чувств к октаве.
Чувство тепла — это чувство жизни, взошедшее на новую ступень, где оно заполняется внешним переживанием. Тогда внешний мир открывается как нечто однородное с внутренним, что и переживается как чувство тепла. (Б)

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 452
  • Karma: +0/-0
ЧУВСТВО ТЕПЛА. УКАЗАНИЯ к РАЗВИТИЮ.
« Ответ #32 : 19 Нояб. 2014, 11:09:15 »
…Теперь мы увидели, насколько поразительно все это: твердое мы воспринимаем с помощью нашего осязания, посредством луковиц (рецепторов), повсюду входящих в кожу; жидкое, водное, мы воспринимаем с помощью чувства вкуса. Газообразное, воздушное, мы воспринимаем посредством луковиц (рецепторов), находящихся в слизистой оболочке носа. Но мы также ощущаем вокруг себя нечто другое, хотя тут ощущение носит более общий характер; это тепло и холод. И подобно тому, как любой из нас, будучи человеком, является частично человеком твердой фракции, частично человеком жидкой фракции и частично человеком воздушной фракции, так же является любой из нас и тепловой фракцией, куском тепла. Причем мы теплее, чем внешний мир…
… отличие теплового органа чувств от других органов чувств состоит именно в том, что этот тепловой орган чувств сам является теплом, тем теплом, которое выделяется другими органами. Мы, будучи людьми, имеем в нас самих фрагмент теплового мира, и этот фрагмент теплового мира воспринимает остальной мир, находящийся вокруг нас. Впрочем, когда мы что-то схватили, горячее или холодное, мы воспринимаем, конечно, только в том месте, за которое схватили. Но если зимой холодно, то мы воспринимаем весь этот холод вокруг нас, каждый из нас как человек является единым органом чувств; это точно так же относится и к летней жаре…
… Тепловых рецепторов тут нет, поскольку тепло воспринимает весь человек в целом. Мы имеем только те рецепторы, которые служат для осязания твердого, для ощущения жидкого, то есть вкусовое чувство, и для ощущения газообразного, то есть для чувства обоняния. Там, где начинается орган теплового чувства, мы уже являемся в высшей степени легкочувствующим существом, а именно мы являемся тепловым фрагментом, который как раз и воспринимает наружное тепло. (З и Б)

Указания по развитию ЧУВСТВА ТЕПЛА
Забота о тепловом организме с помощью одежды, соответствующей возрасту ребенка
            Излучение душевного и духовного тепла
                     Избегать чрезмерного закаливания, жарких помещений, холодной, синтетической одежды
                              Создать условия, что бы вокруг ребенка не было холоднаой, безличностной атмосферы; показной и лживой «сердечности»
(5)

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 452
  • Karma: +0/-0
Re: СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА.
« Ответ #33 : 24 Нояб. 2014, 06:48:31 »
22 ноября прошел очередной семинар по теме "Развитие чувств в вальдорфской школе – запрос нашего времени".
Лекция  «Чувства души: обоняния, вкуса, зрения и тепла» - Райнина Галина Васильевна 
                                                                                             
         Презентация БИОГРАФИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ  -  Миненко Татьяна Владимировна

Практика:  «Учение о цвете Гёте (живопись в вальдорфской школе)» - Берилко Наталья Анатольевна 
                                                                                         
         Презентация курса «РИСОВАНИЕ 12 ЗНАКОВ ЗОДИАКА» - Тараха Михаил Владимирович, Санкт-Петербург                                                                                 

            Прафеномен, определённый Гёте: "Свет, видимый сквозь мутную среду кажется нам жёлтым... если же сквозь мутную, освещённую падающим светом среду, будет видна темнота, то нам явится синий цвет"

          Книга Гёте "Учение о цвете". Прочтите те, кому интересно, к семинару 22 ноября "Учение о цвете Гёте (живопись в вальдорфской школе)". Вопросы по семинару вы можете задать в обсуждение http://vk.com/topic-53641698_30835764
Файл И.В. Гёте и его учение о цвете (Часть первая) -..
Polad Bederkhanov


Оффлайн Татьяна

  • Участник
  • Сообщений: 18
  • Karma: +0/-0
Re: СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА.
« Ответ #34 : 24 Нояб. 2014, 12:00:01 »

 
   
Биографическое консультирование

             Мир, человечество и отдельный человек стремительно изменяются.
Это можно проследить даже на примере нескольких поколений в одной семье.
Взгляд человека теперь обращен не только на мир, но и на самого себя.
            Одной из наших главных ценностей становится осознание себя, самосознание. В ответ на это за последние сто лет появилась обширнейшая область знаний, направленная на психологическое исследование личности.

Человек все больше становится исследователем самого себя. Кто я? В чем смысл моей жизни? – это вопросы, которые каждый задает себе.
           Биографический метод, основанный на антропософии Рудольфа Штайнера, помогает человеку встретиться с этими вопросами и начать поиск ответов. Биографическое консультирование становится методом  исследования своей жизненной истории, нахождения ее смысла и принятия ответственности за свою биографию...
http://biographicalcounselling.ru/

            Биографическое консультирование проводит Татьяна Владимировна Миненко, социальный работник для педагогов, родителей и друзей вальдорфской школы г. Сочи.
            Биографическое консультирование это возможность каждому из Вас ответтиь на вопросы, которые звучат в душе; подойти к разрешению жизненных ситуаций в Вашей личной биографии. Это станет для Вас открытием творческого потенциала, получением дополнительных жизненных сил и приобретением  гармонии  на каждый день своей жизни.
       Я готова встретиться с Вами в среду и субботу. Часы консультаций 9,30; 11,00; 12,30.
Стоимость консультации - 500 руб.
Консультация проводится в помещении вальдорфской школы  (г. Сочи, район Бытха, ул Земляничная 28-Б), длится один час.
        Связаться со мной можно по телефону 8 928 233 84 94
       

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 452
  • Karma: +0/-0
Приглашаем всех желающих на период с 23 декабря до 6 января участвовать в "Динамическое рисование знаков Зодиака"
О том, что это такое, http://www.youtube.com/watch?v=x4EOVL89RDw
Участие оплачивается символически... разовое посещение - 200 р, а полный цикл из 12 встреч - 1300 р


        Приближается время Двенадцати Священных Ночей. В этот раз мы снова будем рисовать знаки Зодиака и поговорим о том, какие откровения могут нам даровать Духовные Иерархии в это время.
        В древней эзотерике это время также называли Ночами Посвящения. Конечно, мы не будем рисовать по ночам. Ночью лучше всего спать. В эти же необыкновенные ночи надо не просто спать, а постараться запомнить и записать все увиденные сны, потому что в каждом из них содержится ваше Откровение. Ваше личное Откровение, которое приносит вам ваш Ангел Хранитель, как вестник Духовного Мира.
         Динамическое рисование знаков Зодиака служит нам подготовительной медитацией для прохождения этих Ночей Посвящения. Каждый день, накануне ночи рисуем один знак.
          В этот раз мы будем собираться в здании сочинской вальдорфской школы "Добрый путь". Г. Сочи, район Бытха, ул. Зесляничная 28 - Б.
          Приглашаются все желающие.
Первая встреча состоится 23 декабря в 17 часов.
          Дальше рисуем с 25 декабря по 6 января каждый день.
Вам расскажут о технике динамического рисования зодиакальных знаков, а также о самих знаках и их связи с небесными Иерархиями. Поговорим с вами об откровениях Ночей Посвящения для нашей судьбы и о том, какую погоду мы можем ожидать в 2015 году.
    Стоимость одного занятия 200 рублей, но, если вы решите оплатить все занятия, то это будет стоить 1300 рублей.
С собой надо иметь цветные карандаши: серый, красный, синий и голубой, зеленый и светло зеленый, розовый, фиолетовый и светло фиолетовый, оранжевый, серебристый (можно серый), желтый и светло желтый.
           Для тех, кто не сможет присоединиться к нам в Сочи, буду давать объяснения и задания накануне. Следите за нашей группой ВКонтакте.
           Если появятся вопросы - пишите.
Также можете предварительно записаться в группу.

руководитель семинара
+79282151025
mischa.taraha@yandex.ru

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 452
  • Karma: +0/-0
 
Приглашаем на Рождественскую ярмарку!
14 декабря в Д.к. Аэлита

В программе:
* сказка для малышей;
* интересные мастер-классы, на которых каждый сможет приготовить Рождественские подарки для своих близких;
* кафе «Мамины коврижки», где Вас ждёт ароматная домашняя выпечка и сыроедческие угощения;
* лавка с игрушками из натуральных материалов.
Воспользуйтесь возможностью познакомиться с нами!
Мы подарим Вам доброе, праздничное настроение!
Ждём всех 14 декабря с 11:00 до 15:00 в Д. к. «Аэлита» (м-он Бытха)
http://waldorfsochi.ru/



фото с рождественской ярмарки прошлого года

Все на ярмарку спешите,
Поскорее приходите!
Собирайтесь веселей,
Дорогие зрители!
Ждем на ярмарку детей,
Ждем и их родителей!
Уже совсем скоро!!! Наша Рождественская ярмарка! Приглашаем всех!
https://vk.com/public53641698

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 452
  • Karma: +0/-0
СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА.
« Ответ #37 : 16 Дек. 2014, 11:01:56 »

ФОТО - репортажи по моему путешествию по РОЖДЕСТВЕНСКИМ ЯРМАРКАМ в ГЕРМАНИИ можете посмотреть здесь: http://predela.net/forums/index.php/topic,892.0.html как внутренний настрой на то время, которое является ПОДГОТОВКОЙ к РОЖДЕСТВУ.

ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА в г. СОЧИ -  красочный ФОТО - репортаж о РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЯРМАРКЕ тут: http://waldorfsochi.ru/%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%8F%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0-2014/

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 452
  • Karma: +0/-0
Re: СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА.
« Ответ #38 : 22 Дек. 2014, 03:46:01 »
На ближайшие дни в вальдорфской школе г. Сочи
г. Сочи, район Бытха, ул Земляничная 28-Б
8-989-75-11-025



Состоялся спектакль  2 класса https://vk.com/public53641698ъ

ДИНАМИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ
Приглашаем всех желающих на период с 23 декабря до 6 января
участвовать в "Динамическое рисование знаков Зодиака" http://www.begegnungsort-mensch.ch/bilder.php

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 452
  • Karma: +0/-0
Re: СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА.
« Ответ #39 : 02 Янв. 2015, 13:35:18 »
С НОВЫМ ГОДОМ, ШКОЛА!
С НОВЫМ ГОДОМ ДОРОГИЕ У Ч Е Н И К И! ВОСПИТАННИКИ!
С НОВЫМ ГОДОМ МИЛЫЕ НАШИ РОДИТЕЛИ!
С НОВЫМ ГОДОМ, ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ - УЧИТЕЛЯ, ПРЕПОДАВАТЕЛИ!
С НОВЫМ ГОДОМ ВСЕ, КТО К ШКОЛЕ ОТНОСИТСЯ НЕ РАВНОДУШНО И СОЗДАЕТ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ!
С НОВЫМ ГОДОМ, ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ и ЮЛИЯ ЕВГЕНЬЕВНА! НАШИ УЧРЕДИТЕЛИ!
С НОВЫМ ГОДОМ УЧАСТНИКИ и ПОСЕТИТЕЛИ ФОРУМА НАШЕГО...

      А пока суть да дело, и каникулы вот, и праздники и хочется немного отвлечься от наступающих возможных дел, почитайте, дорогие взрослые о наших возможностях в воспитании:

https://yadi.sk/d/iCLV5YsX6WI7Q