Личные кабинеты пользователей > Блог Г.В. Райниной

СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА. 2014 - 2015

<< < (6/22) > >>

Галина:
ЧУВСТВО ОБОНЯНИЯ. УСЛОВИЯ для РАЗВИТИЯ этого чувства.

Поиск дифференцированных обонятельных переживаний с помощью растений, продуктов питания, в городе и деревне... (5)

          ...В смысле физической науки быть умным, означает: будучи человеком, суметь преобразовать обонятельный нерв настолько, чтобы он смог стать хорошим ассоциативным нервом, смог стать инструментом,  - если мне позволено употребить такое слово,  -инструментом для комбинирования чувственных представлений. Быть умным в смысле материалистической разумности, означает, суметь хорошо перестроить, преобразовать ту часть своего головного мозга,  которая у более низких существ, у животных принадлежит носу. Это означает всего лишь  - иметь хороший комбинирующий нюх.
           Те люди, которые в состоянии здоровым образом нечто ощущать, созерцать, тем или иным образом уже указывали на эти вещи. Ибо вы только представьте себе: если некто здоровым образом ощущает, чувствует нечто, он всё же должен сказать: иметь проницательный ум на физическом плане, означает, в сущности, иметь особенное, перемещенное в человеческое начало разработанное чувство обоняния. Это, в сущности, означает – уметь особым образом вынюхивать вещи в действительном смысле; так что в известном смысле, физическая, возникшая на пути комбинирования наука является результатом человеческого вынюхивания на физическом плане, что следует понимать в буквальном смысле.
           Сказать, что извлекаемая посредством такого вынюхивания всяческая комбинаторика на атомистические темы, а также полученные на этом пути химические, физические законы и так далее, сказать, что это нечто особо возвышенное, означало бы пройти мимо истины. Это всего лишь результат разработанного чувства обоняния. Оно-то и производит физическую науку. Вы можете в физиологии и анатомии узнать то, чего я теперь касаюсь. Однако этого трансформированного обонянию   недостаточно для учёных, чтобы разобраться в последствиях; тут способность к вынюхиванию должна заходить так далеко, чтобы мочь извлекать также и следствия, последствия этого. (0)

Галина:
Во-первых, мы имеем четыре чувства: осязание, чувство жизни, чувство движения, чувство равновесия. Они пронизаны по преимуществу деятельной волей, и в спектре этих чувств воля активно живет в восприятии. Постарайтесь почувствовать, как в восприятие движения, даже когда вы выполняете движения стоя на месте, вливается воля! Покоящаяся воля действует даже в восприятии равновесия. Она очень сильна в чувстве жизни и в осязании, ведь, когда вы к чему-нибудь прикасаетесь, происходит взаимодействие между вашей волей и окружающим. Чувство равновесия, чувство движения, чувство жизни и осязание — это собственно волящие восприятия. Осязая, человек внешним образом видит свое собственное движение: например, прикасаясь к чему-нибудь, он производит движение рукой — и так ему открывается, что он обладает этим чувством. Наличие у нас чувства жизни, чувства движения и равновесия не столь очевидно, но они волящие восприятия, и человек спит в них, как он спит в своей воле. В большинстве психологий эти чувства вовсе не рассматриваются, ибо вместе с периферией нашего организма наука погружена в сон и слишком многое уютно просыпает.
Далее следуют: обоняние, чувство вкуса, зрение и чувство тепла — внешние чувства, которые суть переживающее восприятия. Для наивного сознания наиболее очевидна родственность внутреннему переживанию вкусовых и обонятельных восприятий. То, что эта родственность не столь заметна при зрительных и тепловых восприятиях, имеет свои причины. В отношении восприятия тепла не замечают, что оно весьма родственно внутреннему чувству, и смешивают его с осязанием. Неправильно сопоставляют — и неправильно различают. Осязание гораздо более сродни воле, а чувственное восприятие тепла ближе внутреннему переживанию. (0)

        ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Стоит нам помнить, что 22 ноября в 10 утра в Сочинской вальдорфской школе продолжение семинара "Развитие чувств в вальдорфской школе – запрос нашего времени".И мы обратимся именно к этим ЧУВСТВАМ ДУШИ.

Галина:
Обонянием кончается ряд пяти внутренних чувств. Благодаря им мы переживаем нашу жизнь как собственную, а нашим "я" осознаем, какова его экзистенциальная основа, опираясь на которую оно может затем проникать во внешний мир.

В чувстве вкуса переформирование "я" идет на шаг дальше благодаря тому, что внутреннее вещество не просто сталкивается с внешним, но и вступает с ним во взаимодействие: слюна растворяет пробуемое вещество. Рудольф Штайнер поясняет: "...обоняние — это восприятие веществом самого себя, чувство же вкуса — это оживление веществом самого себя" (1).



В чувстве вкуса, как и в обонянии, "я" замыкается от действия внешнего мира, но, как говорит Рудольф Штайнер, лишь взяв внутрь себя внешнее и неся его далее в себе как часть собственного внутреннего существа. И тогда "обоняние находящегося внутри тела вещества пробуется" (1).

В чувстве вкуса "я" вступает в саму вещественность чувственного мира. Во вкусе и обонянии внешний и внутренний миры встречаются как подобные, действия же органов чувств проявляются как противоположные. Вкус — это вывернутое наизнанку обоняние, как его характеризует Рудольф Штайнер.


Итак, осязание и вкус — это ступени, по которым я-ощущение из внутреннего переходит во внешний мир. Обоняние, находясь между ними, образует некую промежуточную ступень. (3)

Галина:
        Если вы рассмотрите полость рта,…— то здесь, сзади находится так называемое мягкое нёбо, а здесь, спереди — твердое нёбо, здесь находятся зубы и десны; если вы рассмотрите это, то обнаружите нечто замечательное. Так же, как в нос входит нерв, который я здесь обозначил красным цветом, нервы из мозга входят и сюда. Однако эти нервы не входят в десны, не входят в переднее, твердое нёбо, а входят только в заднее, мягкое нёбо; нервы не идут в переднюю часть языка, а входят только в заднюю его часть.
        Следовательно, если вы рассмотрите, как распределяются нервы, имеющие отношение к вкусу, то спереди вы обнаружите их очень мало, их там почти совсем нет. Кончик языка, в сущности, не является органом вкуса, он больше предназначен для осязания. Только задняя часть языка может ощущать вкус, так же, как и мягкое нёбо. Если вы ощупаете рот, то вы обнаружите, что сзади там мягко, а спереди — твердо. Мягкие ткани как раз и приспособлены для ощущения вкуса. Деснами вы вкуса не ощутите…
          Весьма своеобразно то, что нервы, служащие для ощущения вкуса у человека, особенным образом связаны с тем, что находится в брюшной полости. Известно, что пищевые продукты исследуются не только химически; необходимо также проверять их на вкус. Вкус является у человека регулятором питания. В случае маленького ребенка, например, следовало бы больше изучать то, что он ест или не ест, а не то, какой химический состав имеет пища. Если мы обращаем внимание на то, что ребенок постоянно от чего-то отказывается, тогда мы находим, что у него не все в порядке с органами нижней части тела. Тут надо разобраться…
…Если человек лакомится сахаром, то что при этом происходит?
         Если человек лакомится сахаром, то жидкость нагнетается изнутри во вкусовые сосочки, и в эту жидкость попадает растворившийся сахар; жидкость самого человека слегка проникается сахаром, и это доставляет ему удовольствие. Сахар растворяется во всех его собственных жидкостях, попадая сначала в разбавленном, тонком виде в эти вкусовые сосочки.
Видите ли, мы, люди, можем только ощущать вкус. Но почему мы можем только ощущать его? Если бы у нас были плавники, если бы мы были рыбами — это было бы весьма интересное бытие, — тогда всякий раз, когда мы ощущали бы вкус, его действие проявлялось бы также через плавники. Мы должны были бы плавать в воде, чтобы всегда иметь доступ ко всему растворенному, к тем тонким, разбавленным веществам; ведь рыба ощущает вкус всех растворенных в воде веществ, и в соответствии со своим чувством вкуса она выбирает направление; ощущение вкуса сразу же доходит до плавников, с помощью которых рыба плывет дальше. Если же с какой-нибудь стороны к рыбе подплывает что-либо, приятное для нее, то она чувствует это на вкус, и ее плавники сразу же движутся в этом направлении.
Мы, люди, не можем того, что могут рыбы. У нас нет плавников. Они у нас совершенно выродились. В настоящее время мы не можем использовать ощущение вкуса в целях движения, поэтому оно сделалось у нас внутренним ощущением. Рыбы обладают тонким ощущением вкуса, но это ощущение вкуса не является внутренним. Мы, люди, увели это ощущение вкуса внутрь себя, сделали его внутренним; мы переживаем это ощущение вкуса, в то время как рыбы живут единой жизнью с водой в целом, они переживают чувство вкуса вместе с водой. (0)

Галина:
Интересное у Рудольфа Штейнера сравнение о ЧУВСТВЕ ВКУСА и ЧУВСТВЕ ОБОНЯНИЯ!
Он сообщает, что человек рассмаривается с разных позиций. Например, человек твердый, человек водный и человек воздушный. Так вот, человек водный,  к а к   р ы б а, он ХОЧЕТ ПЛЫТЬ туда, где вкусный запах!  А человек воздушный ХОЧЕТ ЛЕТЕТЬ, как птица, туда, где …вкусно пахнет!
… И у нас, у людей, это тоже происходит так. Поскольку мы постоянно чувствуем тонкий запах — мы этого даже не замечаем, — мы тоже постоянно хотим летать. Подобно тому, как мы постоянно хотим плавать, точно так же мы постоянно хотим летать…
… У нас, у людей, на спине есть только лопатки, совершенно непригодные для полета, они совсем затвердевшие. Нам постоянно хочется летать с их помощью, но мы не можем этого сделать; тем самым мы вдвигаем весь спинной мозг в головной мозг и начинаем мыслить. Птицы не мыслят. Надо только как следует понаблюдать за птицами, и тогда будет видно, что все в них вкладывается в полет. Последний выглядит как разумное действие; однако это вызвано тем, что находится в самом воздухе. Птица не мыслит. Мы мыслим, поскольку не можем летать… (стр. 45 - 55)(1)
Как гипотеза: что бы хорошо плавать – стоит грамотно развивать в детстве ….чувства обоняния и вкуса! Летать, летать… Что бы иметь легкость. Устремленность, не опасаться высоты. В детстве стоит особое внимание уделить развитию . ЧУВСТВА ОБОНЯНИЯ и ВКУСА!
Указания по развитию ЧУВСТВА ОБОНЯНИЯ:
Поиск дифференцированных обонятельных переживаний с помощью растений, продуктов питания, в городе и деревне
          Создавать в развитии ребенка условий не вызывающих отвращения чувственным впечатлениям и в поведении.

Указания по развитию ЧУВСТВА ВКУСА:
Создавать возможность проявиться собственному вкусу продуктов питания с помощью правильного их приготовления
           Обсуждение событий и происшествий «со вкусом»
                       Эстетическое оформление окружения
Избегать ситуаций, где возможны безвкусные замечания, бестактность… (5)

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии