Личные кабинеты пользователей > Блог Г.В. Райниной

СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА. 2014 - 2015

<< < (9/22) > >>

Галина:
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
       Новогодние чудеса - продолжаются!
Счастливейшая возможность - одна из авторов известной нам книги "РЕБЕНОК" - Михаэла Глеклер с 13 по 15 января проводит встречи в городе РОСТОВ на ДОНУ!
      НЕ надо лететь в ...Швейцарию, не надо ехать в ...Москву: тут, рядом эта возможность предоставлена нам!



Eсть люди, общение с которыми вдохновляет, есть врачи, после простого разговора с которыми становятся легче. Это в полной мере относится к антропософскому врачу, руководителю медицинской секции Гетеанума (Дорнах, Швейцария) Михаэле Глеклер. Приглашаем всех, кому интересны вопросы здоровья, а также личностного и социального развития, на встречи-лекции с Михаэлой Глеклер с 13 по 15 января.
Регистрация на сайте: www.anthropos-psycho.org

Галина:

--- Цитата: Галина от 28 Сен. 2014, 11:03:00 ---Семинар для родителей и всех интересующихся.

Развитие чувств в вальдорфской школе – запрос нашего времени.

20 Сентября – Понятие «Двенадцать чувств»
18 Октября – Пластицирование (лепка) в учебном плане вальдорфской школы
22 Ноября – Учение о цвете Гёте (живопись в вальдорфской школе)
24 Января – Музыка во втором семилетии (ребёнок от 7 до 14 лет)
21 Февраля – Эвритмия – искусство движения
21 Марта – Речь – Риторика – Логика (развитие речи)
18 Апреля – Социальное искусство

Все занятия планируются по субботам с 10 до 14 часов.
Предусмотрена чайная пауза. Наш адрес: ул. Земляничная д. 28, б
Стоимость одного дня – 500 р. (для семьи - 500 руб.)
По окончании полного курса выдаётся Сертификат.

По всем вопросам обращайтесь, пожалуйста, по телефону: 8-989-75-11-025 после 14 час

--- Конец цитаты ---

            Мы возвращаемся к теме, которая стала ведущей "нитью Ариадны" для слушателей этого семинара - ДВЕНАДЦАТЬ ЧУВСТВ.
            ...человек направляет свои органы чувств на внешний мир; это его задача, для этого он и находится в этом мире. То, что воспринимают органы чувств сами по себе, могут быть лишь наивными, невинными; так воспринимают также и животные, в случае которых нельзя говорить о наличии долга, долженствования или отсутствии его. Но человек должен заходить дальше: он комбинирует то, что видит, что он воспринимает; он комбинирует. Какие обстоятельства возникают при этом комбинировании? На это уже отвечает сегодня физическая наука, но не ученые этой физической науки...(1)

        После переРыва - каникул своеобразных на ПОДГОТОВКУ к РОЖДЕСТВУ, РОЖДЕСТВО, ДВЕНАДЦАТЬ СВЯЩЕННЫХ ДНЕЙ и НОЧЕЙ, БОГОЯВЛЕНИЕ, период ИСКУШЕНИЯ В ПУСТЫНЕ, НАС НЕОБХОДИМО ВСПОМНИТЬ:
     ....Во-первых, мы имеем четыре чувства: осязание, чувство жизни, чувство движения, чувство равновесия. Они пронизаны по преимуществу деятельной волей, и в спектре этих чувств воля активно живет в восприятии. Постарайтесь почувствовать, как в восприятие движения, даже когда вы выполняете движения стоя на месте, вливается воля! Покоящаяся воля действует даже в восприятии равновесия. Она очень сильна в чувстве жизни и в осязании, ведь, когда вы к чему-нибудь прикасаетесь, происходит взаимодействие между вашей волей и окружающим. Чувство равновесия, чувство движения, чувство жизни и осязание — это собственно волящие восприятия. Осязая, человек внешним образом видит свое собственное движение: например, прикасаясь к чему-нибудь, он производит движение рукой — и так ему открывается, что он обладает этим чувством. Наличие у нас чувства жизни, чувства движения и равновесия не столь очевидно, но они волящие восприятия, и человек спит в них, как он спит в своей воле. В большинстве психологий эти чувства вовсе не рассматриваются, ибо вместе с периферией нашего организма наука погружена в сон и слишком многое уютно просыпает.
          Далее следуют: обоняние, чувство вкуса, зрение и чувство тепла — внешние чувства, которые суть переживающее восприятия. Для наивного сознания наиболее очевидна родственность внутреннему переживанию вкусовых и обонятельных восприятий. То, что эта родственность не столь заметна при зрительных и тепловых восприятиях, имеет свои причины. В отношении восприятия тепла не замечают, что оно весьма родственно внутреннему чувству, и смешивают его с осязанием. Неправильно сопоставляют — и неправильно различают. Осязание гораздо более сродни воле, а чувственное восприятие тепла ближе внутреннему переживанию...
     ...Нам открывается теперь глубинный смысл нашего отношения к миру. Если бы у нас не было двенадцати чувств, мы тупо глазели бы на окружающее, внутренне не приходя к какому бы то ни было суждению. Но, обладая двенадцатью чувствами, мы обладаем довольно большим числом возможностей соединить разделенное.
          Например, воспринятое чувством «я» мы можем соединить с воспринятым любым из одиннадцати прочих чувств. Число возможных сочетаний еще увеличится, если взаимодействовать будут три чувства — например, чувство «я», чувство мысли и чувство речи. Теперь мы видим, сколь таинственным образом мы связаны с миром. Посредством двенадцати чувств вещи разлагаются на части, и человек должен снова составлять их. Так приобщает он себя к внутренней жизни вещей.
         Вам должно быть понятно, как бесконечно важно, чтобы воспитание много и равномерно заботилось о развитии способностей чувственного восприятия; для этого нужно совершенно сознательно и систематически изучить связи между всеми двенадцатью чувствами.
           Обратим внимание также и на то, что чувство «я», чувство мысли, слух и чувство речи суть скорее познающие восприятия, — воля в них именно спит, действительно спит, вибрируя вместе с познавательной деятельностью.
 (2)

Галина:
     Предлагая Вашему вниманию это своеобразное исследование, или путешествие в мире чувств, мы рассматриваем  литературу по основным вопросам темы. Не буду перемежать текст названиями, а лишь только стану вставлять номер ссылки на автора и название.
0.Рудольф Штейнер Мистериальные истины и импульс Рождества. 6 лекция. GA 180
http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/180.doc
1.Рудольф Штейнер Человек как организм чувств. глава 2. (АНТРОПОСОФИЯ GA 45) http://predela.net/cat/Ga_Rus/045.pdf
2.Рудольф Штейнер Общее учение о человеке как основа педагогики. Глава 8. Из GA 293 http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Ga_Rus
3.Бондарев Г.А. 12 чувств (Триединый человек) http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books
4.Тыугу А. Чувство жизни, радость жизни и смысл жизни http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=2311
5.Глеклер М. (совместно с Лангхаммер С., Вихерт К.) - Воспитание и здоровье 
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books
6.В. Гебель Глеклер М. РЕБЕНОК (в школьной библиотеке)
7.Рождественский И. Социальное искусство и воспитание 12 чувств.
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=1404
8.Кюлевинд Г. Мое тело и я http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=1906
9. Рудольф Штейнер,«АНТРОПОСОФИЯ. ПСИХОСОФИЯ. ПНЕВМАТОСОФИЯ».GA 115
http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/115.doc

Галина:

--- Цитата: Галина от 19 Нояб. 2014, 09:52:36 ---
...


Значительно интимнее вводит нас в подосновы вещей чувство тепла.
        Когда мы осязаем предмет, то оказываемое им сопротивление мы переживаем в себе; пробуя что-то, мы также более заняты тем, что происходит в нас, а не вовне. 
       Но взяв в руки горячий или холодный предмет, мы переживаем нечто от его сути. В чувстве зрения от внешнего существа нашим "я" что-то берется вовнутрь и противопоставляется далее остальному, тому, что приходит в данной связи извне. В чувстве тепла посланное внешним внутрь человека заполняет в нем все я-переживание. При этом все внутреннее приобретает свойство внешнего, оставаясь тем не менее внутренним переживанием, в чем, несомненно, можно видеть восхождение предыдущей седмицы чувств к октаве.
Чувство тепла — это чувство жизни, взошедшее на новую ступень, где оно заполняется внешним переживанием. Тогда внешний мир открывается как нечто однородное с внутренним, что и переживается как чувство тепла. (3)

--- Конец цитаты ---

Галина:
     ...Если человек преимущественно холодный или горячий в своей жизни, то у него не сформировано правильным образом осязание.
        Только огонь в природе всегда горячий, а лед - всегда холодный. Человеку же необходимо научиться переходить из состояния холода в состояние тепла и наоборот. Иначе ни он не сможет правильным образом осязать других, ни другие не смогут осязать его. Тогда встреча с таким человеком будет приводить к постоянным конфликтам, обидам, выяснению отношений. Чувство осязания без чувства тепла воспринимает только качества поверхностей. Чувство тепла помогает осязанию "пройти" за поверхность, в глубину.
         По-разному можно прикоснуться к другому человеку и даже к предмету. В мире высоко ценится ручная работа в искусстве. Руки человека отдают свое тепло безжизненной материи, а машина на это не способна. Поэтому настоящие произведения искусства, несущие тепло человеческих рук, хочется не только увидеть, но и потрогать, ощупать форму, оценить материал.
          Многие выражения в русском языке описывают внутреннее состояние человека с помощью тепловых переживаний: "сгорать от нетерпения", "гореть на работе", "охладеть к кому - либо", "мороз по коже", "холодный прием", "теплая встреча".
         Конечно, первичное переживание тепла и холода мы получаем из внешнего мира - снег холодный, а огонь горячий. В этом переживании чувство тепла и чувство осязания соединены.
         Но по мере взросления чувство тепла превращается из внешнего чувства во внутреннюю способность воспринимать тепло и холод в своей душе и в душах других людей.
         Горячий человек живет больше в своих симпатиях, а холодный - в антипатиях. Чувство тепла помогает найти баланс между симпатиями и антипатиями и подойти к непредвзятому суждению о людях и событиях. Для этого необходимо обратиться к осязанию и встать на "твердую почву" реальных фактов. Само по себе чувство тепла часто уводит нас в пламенную фантазию или в холодные абстракции и схемы... (7, раздел 9)

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии