Лекция вторая, Штутгарт, 13 июня 1921 года.......................................15
Представление, суждение, заключение; их связь с головой, руками, ногами и ступнями; с эфирным телом, астральным телом и “я”. Голова и конечности: их связь с космосом и Землей. Наследственность. Взаимосвязь физически-телесного и душевнодуховного. „Космические” и “земные” дети. Обучение истории. Объективность. Гимнастика. О подготовке учителя.
…Из всех логических функций (представление, суждение, заключение) только представление действительно относится к функции головы. И мы должны отдавать себе ясный отчет в том, что лишь образование представлений, но не суждений и заключений составляет функцию головы…
…в жизни между рождением и смертью наша голова не играет столь уж огромной роли… …В известном смысле в ней зеркально отражено то, чем мы были до нашего рождения, до зачатия нашего тела. Все духовно-душевное отобразилось в голове так, что она являет собой образ нашей жизни до рождения. Помимо физического тела вполне деятельно в голове только эфирное тело. Другие сущностные члены, астральное тело и “я”, находясь в голове, деятельны сами по себе: голова только отражает их деятельность… … она попросту — отражающий аппарат.
…Способность суждения связана с срединным организмом — с руками и кистями рук… Ритмический организм человека по существу является местом размещения мира внутренних чувств… Чувства утверждения и отрицания играют в суждении большую роль.
Вынесение заключений связано с ногами и ступнями ног. Итак: представления мы получаем посредством находящегося в голове эфирного тела, суждения мы образуем — в первоначальном элементарном виде — посредством астрального тела, опирающегося на организм рук. Заключения мы выносим посредством ног, ибо мы выносим их при помощи “я”, которое при этом опирается на организм ног.
…Через руки и ноги он связан с земными силами. К голове же земные силы не имеют доступа, в том числе и оплодотворение… Организм нервов — органов чувств мы также приносим с собой из космоса и предоставляем ему врастать в остальной наш организм.
… Нет существенного различия между тем, рассматриваем ли мы человека (если правильно это делаем) с физически-телесной точки зрения или с точки зрения духовно-душевной...
…Поэтому и материалист, и спиритуалист придут, каждый на своем пути, к одному и тому же результату; если по избранному пути они будут идти до конца.
Очень важно, чтобы ко всему, что вы уже знаете о существе ребенка, вы прибавили и умение до известной степени видеть, преобладает ли в нем космическая организация, что можно определить исходя из пластической оформленности его головы, или перевешивает земная организация, что находит свое выражение в пластической оформленности остального человека, в конечностях. Речь тогда должна идти о том, чтобы мы нашли правильный подход к обоим типам детей: к космическим детям и к земным детям.
…почтенный первозданный гранит (Гете).
Нужно научиться чувствовать родство между безвоздушным пространством и худым, сухопарым человеком. (Ого! Это тот, кто постоянно рядом, строит…) …вы должны почувствовать родство между сухопарым человеком или, скажем, пауком и безвоздушным пространством. Тогда вам подспудно удастся передать ребенку то мироощущение, которым непременно должен обладать человек.
… И так же дело обстоит для нас с теми представлениями, которые мы образуем в отношении живого телесно-душевно-духовного человека: мы должны каждый раз очень живо создавать их заново. Но это-то и благотворно для нас. Благодаря тому, что мы действуем из всего человека, мы побуждающе действуем на детей.
Рудольф Штейнер GA 302. Познание человека и учебный процесс.
http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/302.doc