Личные кабинеты пользователей > Блог Г.В. Райниной
СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА. 2014 - 2015
Галина:
--- Цитата: Галина от 23 Янв. 2015, 06:10:35 ---
--- Цитата: Галина от 28 Сен. 2014, 11:03:00 ---Семинар для родителей и всех интересующихся.
Развитие чувств в вальдорфской школе – запрос нашего времени.
20 Сентября – Понятие «Двенадцать чувств»
18 Октября – Пластицирование (лепка) в учебном плане вальдорфской школы
22 Ноября – Учение о цвете Гёте (живопись в вальдорфской школе)
24 Января – Музыка во втором семилетии (ребёнок от 7 до 14 лет)
21 Февраля – Эвритмия – искусство движения
15 апреля – Речь – Риторика – Логика (развитие речи)
25 Апреля – Социальное искусство
Наш адрес: г. Сочи, район Бытха, ул. Земляничная д. 28, б
По всем вопросам обращайтесь, пожалуйста, по телефону: 8-989-75-11-025 после 14 час
--- Конец цитаты ---
--- Конец цитаты ---
Мы возвращаемся к теме, которая стала ведущей "нитью Ариадны" для слушателей этого семинара - ДВЕНАДЦАТЬ ЧУВСТВ.
Соесман Альберт "Двенадцать чувств" 12 глава. Чувство Я и «историческая совесть».
https://yadi.sk/d/HVtfe5n8fum2g
--- Цитировать ---...Мы должны как можно лучше овладеть нашими органами чувств и прежде всего чувством Я, чувством встречи человека с человеком. Это тот орган, с чьей помощью мы встречаемся со всеми людьми, которые являются нашими современниками. Орган чувств, благодаря которому мы можем пробудиться в отношении друг друга, благодаря которому мы можем почувствовать, в чем состоит жизненная задача данного человека и в чем состоит наша собственная задача. Обитатель одного дома знакомится с обитателем другого дома. Для того чтобы произошла встреча, необходимы два непременных условия: во-первых, активность Я другого человека, человека, посылающего сигнал, и, во-вторых, моя собственная активность, активность воспринимающего. Мы часто говорим о харизме, обаянии человека. Но также можно говорить и об обаянии минералов, растений, животных. Мы бы никогда не смогли познать самих себя, если бы мы постоянно не убеждались в том, что другой человек, хотя и является человеком, все же существенным образом от нас отличается. Мы никогда не смогли бы образовать слово, понятие «сущность», если бы мы постоянно не воспринимали других людей. Чувство Я можно также назвать «чувством сущности». Мы начнем с примера. Когда учитель преподает детям, он должен заботиться о том, чтобы они присутствовали на занятии. Один из детей может смотреть на учителя своими большими глазами, и, как кажется, впитывая все, что говорит учитель. Дома он старательно сделает домашнее задание и даже украсит свою тетрадь красивыми рисунками. Но если начать задавать этому ребенку вопросы, то выяснится, что он ничему не научился, он не присутствовал, а находился в мире своих грез. Другой ребенок все время играет на уроке с карандашом и ничего не слушает. Так кажется. Намного позже, может быть, даже годы спустя, учитель выясняет, что его уроки оказали определяющее влияние на жизнь этого ребенка. Он полностью «присутствовал».
--- Конец цитаты ---
Галина:
Завтра, 25 апреля с 10 до 14 - завершающий семинар по теме
"Развитие чувств в вальдорфской школе – запрос нашего времени".
За учебный год мы вместе прошли путь из семи встреч.
Случайность? Нет - семь искусств сопровождали нас: каждую встречу открывалось одно из искусств: АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ, МУЗЫКА, РЕЧЬ, ЭВРИТМИЯ и СОЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
СОЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
Л.ла де Усей "СОЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО и ЕГО ИСТОЧНИКИ"
В будущем это основное чувство по отношению к другому человеку должно развиться. То, о чём здесь идёт речь, это и есть основное чувство деятельности живописца. Этим затрагивается тема, которая с 1918 года прослеживается через многие лекции: оздоровление социальной жизни может быть достигнуто посредством овладения человеком способностью созерцать другого человека в его образной природе и в проявляющейся через это духовности.
Рудольф Штайнер дал в этом направлении много упражнений. Здесь будет указано только на два упражнения, о которых говорилось в лекции от 12 декабря 1918 года, - на "внутренние душевные средства", как они называются. (20) Одно упражнение состоит в том. чтобы почаще оглядываться на собственную жизнь, пытаясь пересмотреть то, что разыгралось между нами и другими людьми, которые вошли в нашу жизнь, воздействовали на неё. При этом нужно меньше останавливаться на том, что сделали или переживали мы сами, наоборот, мы должны больше пытаться, чтобы "перед нашей душой в образе возникали лица, которые вступали в нашу жизнь как учителя, друзья и прочие благожелатели, или же те лица, которые принесли нам вред и кому мы иногда с известной точки зрения больше обязаны, чем тем, которые принесли нам пользу. Этим образам нужно дать пройти перед нашей душой, нужно совершенно живо представить себе, что сделал для нас каждый, стоящий рядом с нами. И мы увидим, если будем действовать таким образом, что мы постепенно учимся забывать самих себя; что мы находим, что фактически почти всего, что в нас есть, вовсе могло бы не быть, если бы то или другое лицо поддерживающее, наставляющее или ещё каким бы то ни было образом не вмешалось бы в нашу жизнь"...Этим упражнением дан путь, который приводит к переживанию образа другого человека. Благодаря этому мы приобретаем способность, которая делает возможным, чтобы перед нами возникали образы как бы из других людей, с которыми мы встречаемся. Именно тогда, когда мы меньше смотрим в том направлении, что в нас самих интересует нас, а смотрим больше на образы, которые приблизились к нам, мы обнаруживаем, как мало в жизни мы обязаны самим себе. Мы начинаем видеть себя в зеркале тех людей, которые в течении нашей жизни имели воздействие на нас.
...Другое упражнение, которое предлагается в упомянутой лекции, также является упражнением - обзором, только при этом пытаются стать объективнее к самим себе. "Здесь мы снова должны возвратиться во времена более ранние. Однако здесь мы можем, я хотел бы сказать, непосредственно приступить к самим фактам, - к примеру, Вам, скажем тридцать или сорок лет, и Вы задумываетесь: Да... А как же это было в то время, когда мне было десять лет? Я хочу сперва себя полностью представить внутри той ситуации, я хочу себя представить так, как если бы представлял себе другого десятилетнего мальчика или десятилетнюю девочку; я хочу действительно постараться объективизировать себя. "Стараемся представить себе человека, каким мы были в прежние годы так, как если бы это было чужое нам существо. Этой объективизации самого себя сегодня нужно добиваться сознательно, ибо человек имеет тенденцию, всё более и более связывать своё Я со своими переживаниями: он хочет совершенно инстинктивно соответствовать тому, что ему дают его переживания.
Для социальной жизни имеет огромное значение высвобождать Я из своих переживаний, освобождаться от прошлого...
РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР: - "Итак, с одной стороны, мы сознательно взращиваем социальное побуждение социальный импульс, добиваясь имагинаций человека настоящего времени посредством того, что вглядываемся в тех людей, которые в прошлом были с нами в каких-то отношениях и рассматриваем самих себя душевно как продукт этих людей; с другой стороны, посредством нашей объективизации мы приобретаем способность развивать прямым образом имагинацию самих себя".
Галина:
Рудольф Штайнер говорит о важной тайне, которую можно раскрыть пониманием того, что даже в любви лежит источник антисоциальных импульсов. "Может быть, именно когда полагают, что растворяются в переливающейся через край любви к какому-то человеку, в действительности любят не другого человека, а любят связанность с другим человеком в собственной душе..... Любят, в общем, самого себя, разжигая это себялюбие в отношениях с другим. Это важная жизненная тайна. Это имеет совершенно неимоверное значение. Ведь в иллюзии об этой любви, о которой верят, что она есть любовь, но которая на самом деле лишь себялюбие, самомания и эгоизм, замаскированный эгоизм - наиболее распространённая любовь, которая разыгрывается от человека к человеку и называется любовью, является лишь замаскированным эгоизмом - в этой иллюзии лежит источник наибольших и обширнейших антисоциальных импульсов, какие только можно себе представить. Через это себялюбие, которое маскируется любовью, человек совершенно явно становится антисоциальным существом".(12)
Нас может потрясти осознание факта, что многое из того, что в обыденном сознании живёт в душе - и что для социальной жизни нам казалось полезным - непригодно для того, что-бы способствовать оздоровлению социальной жизни. Вследствие этого возникают серьезные вопросы. Как может быть обосновано то, что страстно желает каждый человек как социальной жизни? Где найти социальное в своей прареальности? Мы должны сказать себе: действительность социального обосновывается не здесь. Наивность в социальной жизни едва ли даст возможность понять, что мир социального являет действительность импульсов, которая ускользает от обыденного сознания. Как можем мы приблизиться к миру этих импульсов?
Галина:
Реальность того, что этим говорится, живёт в народе: "нужно хотя бы одну ночь поспать перед принятием решения". Лишь по-иному образованная, по-иному мотивированная встреча в ночи даёт возможность - свободно от замутнений дневного сознания - открыто объясняться с ближними и принимать решения согласно духовной реальности намерений. Каждый Может судить, что это значит для социальной жизни. Решения, которые приняты только и "исключительно" исходя из дневного сознания - где плоды реального духовного "ночного объяснениям не всплывают в сознании - не могут быть по-настоящему плодотворны для социальной жизни.
Радикально высказывается Рудольф Штайнер по этому поводу: "Для сегодняшнего человека дело обстоит так, что он не сможет придти к плодотворным решениям, если он хочет принять эти решения во время от утра до вечера; он должен пророчески жить в них в предыдущей ночи... Ибо человек должен знать: когда он утром пробуждается, он уже, как внутренний пророк, подготовил то, что он должен решить в течении дня. По-настоящему плодотворно лишь то, что он имеет готовым, когда пробуждается утром. Всё остальное всё более и более будет приводить к бедствиям и лишениям, всё - живущее в том ложном убеждении, что человек приходит к своим решениям в течении дня - когда он находится в физическом теле".(13)
Возникает вопрос: Как нам стать социальными и в дневной жизни?
Галина:
"Благо сообщества работающих вместе людей тем больше, чем меньше претензий имеет отдельный человек на плоды своих усилий, то есть: чем больше он отдаёт из этих плодов своим соработникам и чем больше его собственные потребности удовлетворяются не благодаря его усилиям, а благодаря усилиям других"
Рудольф Штейнер
Навигация
Перейти к полной версии