Личные кабинеты пользователей > Блог Г.В. Райниной

СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА. 2014 - 2015

<< < (17/22) > >>

Галина:
Лекция третья, Штутгарт, 14 июня 1921 года.......................................26
Приспособление обучения к жизни ребенка. Действие на члены человеческого существа во время сна и бодрствования. Эвритмия. Музыка. Физика. История. Согласование предметов друг с другом. Построение уроков в соответствии с трехчленностью человека Выработка сноровки и сила суждения. Восприятие пространства в обучении географии. Внимание к ходу времени в истории. Пренебрежение происходящим во сне ведет к воспитанию автоматов.

 …Нет сомнения в том, что обучение и воспитание, не опирающиеся на подлинное познание человека, вообще не в состоянии устанавливать соответствия между учебными предметами и жизненными процессами человеческого организма. В общем, наличие духовной части человеческого существа просто не признается; останавливаются на том, что человек обладает физическим телом. Подчас еще признают, что это физическое тело направляется чем-то душевным, которое, так или иначе, остается совершенно неопределенным, но о какой бы то ни было конкретности душевного и духовного и речи не заходит. Этот недостаток в познании в будущем восполнит антропософия. Тогда обучение и воспитание станет возможным привести в соответствие с жизненными процессами в человеке.

…Главное для обучения и воспитания заключается в том, чтобы поддерживать гармонию между тремя членами трехчленного существа человека, чтобы каждый из них был задействован и действие их чередовалось соответственно их природе.

…Собственно говоря, логические упражнения вообще не годятся для формирования способности суждения.

…Действительно, можно было бы сказать, что во многих отношениях современное обучение и воспитание формирует не человека, а своего рода человеческий автомат, характерным образом выраженный в типе асессора. Сегодня, в сущности, воспитывают асессоров. Асессоризм подразумевает, что человек является не человеком, а определенной формой существования. Не имеет значения с каким именно человеком, А. Или Б., приходится иметь дело, важно, что он асессор, или референдарий. Безразлично, кто это — А. Или Б., X., Y, или Z. Дело в том, что воспитатели принимают в расчет только бодрствующего человека. Духовное они отвергают, а то, что происходит между засыпанием и пробуждением, для них не имеет никакого значения…
…Когда педагоги будут иметь дело с реальным, тогда они станут воспитывать человека. Нам не нужно заботиться о том, чтобы тогда возникли правильные учреждения, но люди, которые были воспитаны как люди, создадут их. Так мы приходим к глубокому пониманию того, что духовная жизнь должна быть самостоятельной и независимой. Человека можно воспитывать только тогда, когда именно она направляет воспитание, и учреждения возникают как следствие такого воспитания, а не создаются государством. Поэтому духовная жизнь не может быть довеском государства или хозяйства, развиваться она должна, исходя полностью из самой себя.


Рудольф Штейнер GA 302. Познание человека и учебный процесс.
http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/302.doc

Галина:
Лекция четвертая, Штутгарт, 15 июня 1921 года.................................35
Школа как организм. Взаимосвязь телесно-физического и душевнодуховного. Физическая деятельность — деятельность представления. Письмо, чтение, слушание рассказов. Мыслителыю-духовная деятельность особенно затребует телесность. Отложение солеи. Воздействие интереса и скуки. Богатый и бедный фантазией ребенок. Воспитание и человеческая свобода. Об отличном обучении, Уроки рукоделия.

…Во время занятий, связанных с наблюдением, чтением и слушанием рассказов, оказывается влияние на процессы обмена веществ. Тогда речь идет о чрезвычайно сильной вовлеченности ребенка. Эго можно было бы назвать “впечатыванием духовного в телесное”. То, что возникает при наблюдении, при слушании рассказа, нуждается в своего рода воплощении. Образуется что-то вроде в пленяющегося в организм телесного фантома. В организме же происходит тонкое отложение соли. Это не следует представлять себе грубо. В организм вчленяется соляной фантом, и возникает необходимость снова растворить его посредством обмена веществ.

…Мы должны стараться, чтобы дети не скучали, ведь без чувства интереса соль не растворяется, а отлагается в теле, и дети со временем становятся подверженными заболеваниям обмена веществ. В особенности это относится к девочкам. Мигрени, которыми страдают женщины, являются одним из следствий того, что их пичкали всевозможными сведениями, не облеченными в форму рассказов, которые могли бы доставлять им удовольствие. Они нашпигованы маленькими нерастворившимися остриями и имеют тенденцию их образовывать

...Также очень полезно разобраться и в том, что касается занятий музыкой: к какому типу относится ребенок, богатая или небогатая у него фантазия и каковы соответственно особенности его памяти? Для детей, у которых представления с трудом поднимаются в сознание, больше подходят занятия инструментальной музыкой, а для детей с богатой фантазией, которых обуревают представления, — занятия пением. Идеально для него — конечно, для этого нужно соответствующее помещение — устроить так, чтобы дети одновременно играли на музыкальных инструментах и пели. Такая одновременность, когда дети и слушают музыку, и исполняют ее, оказывает сильное гармонизующее воздействие. Здесь, по-видимому, возможно было бы достичь чередования. Очень плодотворным было бы делать так, чтобы одна половина пела, а другая слушала и затем они менялись бы ролями. Да, это было бы крайне желательно. Ибо слушание музыки действует оздоровляюще, гигиенически на функции головы по отношению к организму; а когда те же самые дети поют, это действует оздоровляюще на функции тела по отношению к голове. Если преподавание будет задано правильно, дети станут намного здоровее.

Преподавая ребенку то, что носит трагический или возвышенный характер, мы, в сущности, воздействуем на его систему обмена веществ, а давая ему что-нибудь медленное и грациозное по характеру, мы воздействуем на его голову, его нервную систему; таким образом, мы можем действовать гигиенически.

Рудольф Штейнер GA 302. Познание человека и учебный процесс.
http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/302.doc

Галина:
Лекция пятая, Штутгарт, 16 июня 1921 года ........................................46
Переход 14-15-летнего возраста. Борьба за установление отношения к физическому. Дифференциация человеческих членов у юношей и девушек. Их отдача внешнему. Эротика. Восприятие красоты, усиление религиозно-этических переживаний. Различное отношение к юношам и девушкам в возрасте полового созревания. Чувство стыда. Юмор. Идеалы, образцы для подражания. Обучение должно вести к пониманию жизни. Учебная программа 10-го класса.

… в развитие молодых людей вступает на более сознательном уровне сила любви, сила верности одного человека другому человеку.
… то, что у мальчиков …называется “шалопайским возрастом” или периодом неотесанности. Эти шалопайство и неотесанность коренятся в перешедшем на новую стадию развития астральном теле, заключающем в себе еще не вполне раскрывшееся “я” и еще борющемся за то, чтобы установить правильные отношения с системой физического и соответственно со всем окружающим миром… в данном возрасте человек начинает отторгать все, что являлось содержанием его предыдущего развития.
…Развитие девочки в возрасте от 13—14 лет до 21 года сопровождается тем, что на ее “я” в большей мере влияет происходящее в астральном теле. Можно видеть, как у девочек “я” постепенно, так сказать, всасывается астральным телом. А в возрасте 20—21 года начинается сильное противодействие, выражающееся в напряженном стремлении к “я”.
…Преподавая, мы должны заботиться и о том, чтобы дети получали впечатления, во-первых, морально-религиозного характера (об этом уже неоднократно говорилось), а также, чтобы они получали впечатления и представления из области прекрасного, то есть художественного рода, возбуждаемые эстетическим восприятием действительности. Особенно важно возбуждать такие впечатления и представления у детей в возрасте 13—14—15 лет. Ребенок с неразвитым чувством прекрасного, в котором не развито эстетическое восприятие мира, в этом возрасте делается чувственным или даже эротичным. Нет лучшего средства умерить эротику до правильной пропорции, чем здоровое развитие эстетического чувства по отношению к величию и красоте природы.
…Такую дифференциацию между мальчиками и девочками следует проводить на протяжении всего указанного возраста.
У девочек моральные и этические чувства следует постараться направить так, чтобы они в известном смысле были ориентированы эстетически. Нужно сделать так, чтобы нравственность, добро и религия нравились девочке, чтобы она испытывала эстетическое наслаждение от нравственного, доброго и религиозного, от усваиваемых ею религиозных представлении. Девочке должно нравиться присутствие в мире сверхчувственного, нужно обогащать ее фантазию образами, выражающими Божественную природу мира и красоту человека, если он является добрым и нравственным человеком.
В мальчиках необходимо пробуждать представления, относящиеся к силе, составляющей основу нравственной и религиозной жизни. У девочек религиозное и нравственное начала мы должны поднимать до уровня зримости, у мальчиков же религиозность и чувство прекрасного преобразовывать в отвагу, которую они должны буквально излучать. Конечно, нам не следует впадать в крайность и считать, что из девочки мы должны воспитать что-то вроде “эстетической кошечки”, способной на все смотреть только эстетически, а из мальчика — мужлана; что произойдет, если его эгоизм мы станем разжигать чувством силы, которую нам хотя и надлежит в нем пробуждать, но в приложении к добру, нравственности и религиозности…
… так в этом возрасте астральное тело, с заключенным в нем “я” , для правильного развития нуждается в идеалах. К этому нужно относиться чрезвычайно серьезно. Идеалы, понятия наделенные волей, идеалы, обладающие волей, — вот что теперь, подобно твердому костяку, должно быть введено в астральное тело...


Рудольф Штейнер GA 302. Познание человека и учебный процесс.
http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/302.doc

Галина:
Лекция шестая, Штутгарт, 17 июня 1921 года......................................56
Обучение детей в переходном возрасте взращивает в учителе глубокую основательность и понимание мира. Характеристика педагогических направлений. Интерес к современности как предпосылка воспитания детей 14,15 лет. Молодежное движение. Понимание различных возрастных эпох греками. Неспособность естественных наук дать образ человека и природы. Почему мы не можем достучаться до молодежи. Четыре элемента греков.

… Мы должны ясно сознавать, что жизнь представляет собой единое целое, и, изъяв из нее какую-нибудь часть, мы можем этим лишь навредить. Сначала жизнь предлагает нам то, во что мы врастаем в дни нашего детства.
……мы должны действительно, с одной стороны, уметь считаться с требованиями человеческой природы, не отправлять человека в мир больным или недоразвитым духовно, душевно и физически, а с другой стороны, мы должны иметь возможность сказать себе, что, вступив в мир, человек найдет в нем для себя то, благодаря чему он сможет двигать его вперед. Соблюдение обоих этих условий и является предметом наших устремлений.
… Нам должно быть ясно, что мы живем в эпоху, когда значение имеет не содержание произносимых людьми слов, но действующая за словами сила. Таким образом должен постигать свою эпоху тот, кто посвятил себя обучению молодых людей… И если кто-то и должен воспринять в себя то, о чем я сейчас говорю, то в первую очередь это — учитель. Это тот, кто воспитывает молодых людей, в особенности тот, кому доверены мальчики и девочки, когда они переходят из 9-го в 10-й класс… Поэтому необходимо, чтобы вы еще глубже проникли в существо дела, чтобы вы на этом важном рубеже нашей школы — это касается не только тех, кто преподает в старших классах, это касается всех учителей — уяснили себе: речь идет о том, чтобы всю педагогику и всю дидактику пронизать одним элементарным чувством, чтобы вы в ваших душах ощутили все значение и всю важность стоящей перед нами задачи — ввести людей в этот мир.
… Произойти это может только посредством преодолевающего пределы интеллектуальности, созвучного времени исследования совести.
одно из важнейших явлений нашего времени: юношество стоит перед великим вопросом, на который во все прежние времена оно получало ответ от взрослых и на который у взрослых теперь нет ответа, ибо язык взрослых более непонятен молодым.
… Тут имело место очень своеобразное и нелепое явление. Взрослые потеряли управление, они сделались мещанами. Взрослые просто не поверили в то, что у молодых пробудилась та же огромная тяга, какая свойственна перелетным птицам. И что же, ощутив наступление нового времени, сказали взрослые? Они не сказали: “Мы должны постараться в нас самих найти возможность соединения; мы должны предпринять глубокое исследование совести; мы должны найти путь, ведущий от старших к младшим”. Они сказали нечто совсем иное: “Что ж, раз молодежь не хочет больше у нас учиться, мы будем сами учиться у молодежи”. И вот мы видим, как в учебных заведениях взрослые приспосабливаются к тому, чего хочет и требует молодежь. И если взглянуть непредвзято, то это не что иное, как то, что старшие выразили готовность принять руководство младших, что они, чем дальше, тем больше, капитулировали, чем дальше, тем больше, они отдавали бразды правления. Так что в момент кульминации некоторые учебные заведения управлялись не советами учителей, а советами учеников.
… Видите ли, известное внутреннее созвучие с тем, что изучается как физика или химия, мы можем пережить, достигнув возраста 50—55 лет. Тогда мы уже достаточно склеротизированы для того, чтобы в нас звучал тихий отзвук внешнего мира.
… Она (наука) постигает мир так, что понять ее, в лучшем случае, могут старики. По своей доброте природа при этом предоставляет им возможность несколько впасть в детство… Во всех наших учебных заведениях преподаются именно такого рода знания, знания о физическом человеке, после того как он умер, знания о распаде. Но не это живет в членах нашего тела. Так ощущаем мы благодаря воспринятым нами мыслям…

… Представьте себе, подобно древним грекам, что:
огню присущи качества теплого и сухого,
        воздуху — теплого и влажного,
                 воде — холодного и влажного,
                        земле — холодного и сухого.

… Нам нечего дать молодым людям, которые, исходя из самой жизни, стремятся связать духовно-душевное и физическое.


Рудольф Штейнер GA 302. Познание человека и учебный процесс.
http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/302.doc

Галина:
Лекция седьмая, Штутгарт, 18 июня 1921 года.....................................69
Отношения людей разного возраста. Пропасть между людьми возникает из-за невнимания к деталям. Примеры живого познания природы в растении, животном, человеке и космосе. Пронизанная духовной наукой жизнь чувства и переживаний как мост к пониманию 14-, 15-летних.
 
" … Мы приступили к рассмотрению, которое я назвал созвучным времени исследования совести. Мы говорили о том, что оно необходимо учителю, воспитателю, общающемуся с детьми в возрасте 14—15 лет, внешний признак которого заключается в наступлении половой зрелости и забота о котором должна проявляться не только теми, кто непосредственно обучает и воспитывает детей в данный момент, но вообще на протяжении всего периода школы. В связи с этим речь шла о необходимости учителю, воспитателю в наше время проводить своего рода тщательное исследование совести, ибо вследствие того, как в прошлом нас самих обучали и воспитывали, мы оказываемся не в состоянии понять происходящего с молодыми людьми.
… Когда, примерно в 21 год, “я" вступает в полную силу, человек ищет и находит другого человека; в полном смысле: человек — человека. И здесь мы наблюдаем нечто своеобразное. Потому что, если, например, тот, кому исполнилось 24 или, скажем, меньше, но не моложе 21 года, находит того, кто не старше 28 лет, то они оказываются в состоянии равностороннего взаимообмена в отношении духа, души и тела…
… Почувствуйте, как наши слова оживают, когда мы начинаем чувствовать, что в человеке происходит то же самое, что и в этом зеленом мире растений, который перестает для нас быть чем-то непроницаемым. И вы можете не сомневаться в том, что, когда наше таким образом ожившее чувство станет участвовать в воспитании, когда оно пропитает наши слова внутренним душевным нюансом и не окажется по отношению к самой душе чем-то абстрактным, тогда вы увидите, как розовеют лица слушающих вас детей. Воздействие будет гармонизующим, и весь человек будет охвачен преобразованием. Голос учителя будет звучать здоровее. Он будет оказывать совершенно иное воздействие, хотя вы не будете специально еще о чем-то заботиться. Ведь все эти искусственные педагогики, в которых говорится, что то-то надо делать так-то и так-то, а в таком-то случае надо поступать таким-то образом, — в сущности, выращенные в неестественных условиях тепличные растения. Возделывать следует подлинную педагогику.
Это уже само по себе вздор, когда мы от кого-то ждем, чтобы нам сказали: “то-то и то-то следует делать так-то и так-то”. В том же духе можно было бы и печке сказать: “Ты стоишь в углу, а твой непреложный долг заключается в том, чтобы делать тепло”. В печку кладут дрова и поджигают их. Условием педагогики является правильное познание человека, которое охватывало бы все наше существо, которое бы жило в нашем чувстве и переходило в нашу волю. Нам необходимо стремиться именно к такому познанию человека.
... У пространства есть граница, и негативное пространство отражает свет. Свет не может его проницать и отбрасывается назад, так становится видимым Солнце. Повсюду свет. Солнце — это лишь отражающая сущность, аппарат, отражающий разлитый повсюду свет. Согласно древнегреческим воззрениям, источник света находится за пределами зодиакального круга. Он приходит к нам из космических далей. Здесь он улавливается и благодаря Солнцу становится видимым. Таким образом, существо “я” связано с тем, что выходит за пределы действия планет. “Я” каким-то образом связано с Солнцем именно потому, что оно меньше, чем какое бы то ни было пространство, что оно еще более пусто, чем любое пространство, что там, где находится Солнце, прекращается всякое материальное бытие и вступает в свои права дух. Древний грек чувствовал себя сродни Солнцу, ибо все в целом было для него духовно.
Вплоть до середины IV столетия христианского летоисчисления в сознании европейских народов еще жило ощущение того, что, созерцая космос, человек восходит в сферу духа. Поэтому то, о чем идет речь, описывалось не как действие внешних планет, но как действие небесных иерархий, сущностей, приводивших в движение то, что внешне выражалось через движение планет. Мы должны обладать таким же живым представлением, тогда мы, как люди, будем совершаю иначе чувствовать себя в мире…

… Это то, что мы должны внести в наше образование, в нашу цивилизацию, в нашу науку, чтобы она наконец стала чем-то соответствующим реальности, а не просто суммой наименований, не просто номинализмом, чтобы она возжигала в нас нечто реальное. Благодаря этому мы сможем наблюдать человека. Я вовсе не имею в виду то, что мы должны ловко приступить к человеку и запротоколировать его особенности. Понимание человека придет к нам само собой. Мы получим представление о каждом ребенке, но его не нужно будет высказывать, ибо в нашей душе оно должно сохранять подвижность. Затем мы можем поднять его в наше сознание, и действовать в классе мы будем в соответствии с этими представлениями, живучими и преобразующимися в нас, подобно тому как в мыслеформах в нас живет весь животный мир…

… Итак, мы должны произвести серьезное исследование совести, которое заключается в том, что мы говорим себе: если мы не прилагаем все силы к тому, чтобы пропитать духовной наукой жизнь наших инстинктов, наших чувств и ощущений, то ребенка в возрасте 14—15 лет мы понять не можем. Мы учимся понимать его, когда постоянно говорим себе: антропософия — это уже педагогика; то есть она становится педагогикой для того, кто в состоянии применить ее к воспитанию. И поскольку на повестке дня стоит педагогика, постольку нам нужно лишь извлекать из глубин наших душ то, что было заложено благодаря антропософии. Получив соответствующее направление, антропософская антропология становится педагогикой.
…. С миссией учителя несовместим тот человеческий автоматизм, который развился благодаря изобретению всевозможных “парниковых” педагогик. Теперь принялись за эксперименты и хотят вывести новые понятия. Экспериментируют с памятью, экспериментируют с волей, даже с мышлением. Это — милые забавы, из которых, несомненно, что-нибудь да получится. Речь идет не о том, что мы должны противиться этим играм, но о том, что мы должны бороться с обусловленным ими сужением сознания..."

Рудольф Штейнер GA 302. Познание человека и учебный процесс.
http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/302.doc

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии