Личные кабинеты пользователей > Блог Г.В. Райниной
СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА. 2014 - 2015
Галина:
Лекция восьмая, Штутгарт, 19 июня 1921 года.....................................79
Стремление к идеалам в 14, 15 лет. Самостоятельно избранный авторитет. Построение суждений. О белке. Современная наука и суть высшей школы. Подражание ребенка — продолжение деятельности до рождения. Развитие чувства прекрасного. Любовь и долг. Прекращение отношений авторитета. Заключительное слово. Учительская медитация.
… Успех нашей педагогической деятельности в значительной мере зависит от того, как мы сами себя внутренне воспитываем, от того, как мы представляем себе свое место в мире. В этой связи обратимся к уже многократно охарактеризованному этапу в развитии ребенка, соответствующему возрасту 13—14—15 лет, возрасту, во взаимодействии с которым особенно важно правильно готовить себя к преподаванию.
Всю нашу педагогическую деятельность мы должны организовать так, чтобы правильно подготовить детей к этому этапу. Дело заключается в том, чтобы у ребенка сложилось определенное отношение к миру. Оно тогда, в частности, проявляется в том, что у мальчиков, а также у девочек развивается склонность к идеалам, склонность жить в чем-то таком, что должно стать дополнением внешнего, чувственного мира.
… у жизни должен быть смысл! Это заложено глубоко в существе человека.
… На протяжении всего времени обучения в школе, начиная с 1-го класса, от нас зависит, насколько правильно врастает ребенок в мир идеалов.
Поэтому необходимо, чтобы мы сами усвоили себе идеалы, которые сделают для нас возможным подлинное понимание этой стадии в жизни молодого человека…
… До семилетнего возраста, начала смены зубов, ребенок является подражающим существом. Его формирование происходит благодаря тому, что он делает то же, что делают окружающие, воспроизводит то, что видит. В это время, в сущности, вся его деятельность выражается в подражании.
… с начала смены зубов он почувствовал, что хочет не просто подражать окружающим, а слышать от них, что он должен и чего не должен делать.
…С наступлением половой зрелости он уже чувствует себя в состоянии выносить на этот счет самостоятельные суждения, но в то же время испытывает потребность опираться на свободно избранный им авторитет.
… Вы видите, сколь необычайно важно для учителя уметь преодолевать фундаментальные понятия современного естествознания. С помощью фундаментальных понятий современной науки можно морочить мир, но учить с их помощью нельзя. Поэтому в наших высших школах вообще не учат; что же в таком случае делают в наших высших школах?
...Подумайте! Подумайте о всем значении того, что внешний мир ребенок стремится постичь, следуя принципам духовного мира, которыми он еще обладает в первые годы после рождения; что в этот период у ребенка развивается чувство истинного и что в мире у него формируется основополагающая установка: “Окружающие меня вещи столь же истинны, сколь истинно было то, что я созерцал в прозрачной ясности духовного мира”. Чувство истинного формируется еще до того, как ребенок начинает ходить в школу.
… Место стремления к подражанию может занять только стремление к красоте. Мы должны с различных сторон работать над тем, чтобы ребенок правильным образом освободился от стремления к подражанию, чтобы оно преобразовалось в правильную, более внешнюю по характеру, связь с окружающим миром. Оно должно преобразоваться в красивое воспроизведение. Практические навыки и познавательный материал мы должны поначалу давать ему довольно недифференцированно.
… Но подумайте, как мало общего имеет это с той деятельностью, к которой дети привлекаются с помощью чисто физиологической гимнастики. Тогда мы — хотя и пользуясь другими средствами — дрессируем их наподобие диких животных; душа и дух вообще не принимаются во внимание. Противоположностью этому является то, что совсем не имеет дело с телесным. Мы, с нашим чтением и письмом, достигли такой тонкой подвижности рук, пальцев и глаз, что они действуют обособленно от остального организма. Человек оказывается “разрезанным” пополам. Именно эвритмическое движение заключает в себе то, чему ребенок должен учиться, занимаясь письмом и чтением. Если имеет место художественный процесс и буквы ребенок получает из образов, то это точно такая же деятельность, просто она бывает более духовно-душевного характера при эвритмизировании или более пронизанной собственным сознанием при слушании пения. Ребенок действует как целостное существо.
… Идя по жизни, человек проделывает путь развития, начинающийся с того момента, когда из глубинных слоев его существа ему звучат слова: Ты представляешь собой “я”. Относительно рано ребенок учится говорить о самом себе: “Я”, но это происходит как бы во сне и продолжает жить на уровне сна. Ребенка приводят к нам в школу, и вот мы должны придать этому новое направление. Мы должны вовлечь его в художественную деятельность. Тогда через некоторое время он совершит попятный путь и снова достигнет того момента в жизни, когда он научился говорить самому себе: “Я”. Этот процесс продолжится, и с достижением половой зрелости он снова пройдет через этот пункт. Помогая ребенку в возрасте 9—10 лет удивляться и восхищаться миром, мы подготавливаем это событие. Делая его чувство прекрасного более сознательным, мы готовим его к тому, чтобы с наступлением половой зрелости он научился правильно любить мир, чтобы любовь раскрылась в нем правильным образом.
Итак: ИСТИНА. ИСКУССТВО. ЛЮБОВЬ…
«… Если нам удалось этому способствовать вплоть до вступления ребенка в возраст половой зрелости, то у него, поскольку он начинает испытывать потребность в идеалах, правильно развивается также и чувство добра. Вплоть до наступления возраста пубертата мы должны направлять ребенка на делание добра. Общаясь с ним, мы должны воздействовать на него так, чтобы он творил добро.
... Сначала он должен был жить с чувством авторитета, но с наступлением возраста половой зрелости он должен был вырасти из него и обратиться к самостоятельному суждению.
Мы должны внутренне присутствовать при том, как ребенок избирает для себя такого героя, по путям которого он будет стремиться взойти на Олимп. Конечно, это связано со всевозможными неудобствами. Мы перестаем быть для него само собой разумеющимся идеалом. За это приходится бороться. В прежние времена можно было еще и приказывать. С наступлением пубертата ребенок делается очень чувствительным ко всем несовершенствам учителя.
… Я хочу, чтобы вы сознавали, что духовное распространяется среди нас подобно живому облаку, одушевленному и одухотворенному, что тем, о чем мы говорим по случаю начала нового учебного года, привлечены и сами живые духи и что мы можем просить их:
"Помогите нам, наделите нас (учителей, взрослых) живой духовностью, оросите ею наши души и сердца,
дабы мы правильно действовали”.Наше рассмотрение я хотел бы завершить краткой медитативной формулой:
Мы желаем созидать так, чтобы в наш труд изливалось то, что, исходя из духовного мира, духовно-душевно и телесно-физически стремится стать в нас человеком».
Рудольф Штейнер GA 302. Познание человека и учебный процесс.
http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/302.doc
Галина:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
На сайте http://www.bdn-steiner.ru (бибдиотека духовной науки, антропософский сайт)
Новая публикация.
Бондарев Г.А. - События на Украине и возможный сценарий будущего. Часть вторая (.PDF, 3901 Kb)
http://www.bdn-steiner.ru/modules/Books/files/121-sob..
Оглавление
I.«Мера всех вещей» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
II.«Зазеркалье» 2015 года . . . . . . . . . . . . . . .17
III.Восток – Запад . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
IV.Прафеномен современной политики . . . 29
V.Всемирно-историческая задача Средней Европы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
"...Человечество ныне подошло в своем развитии к рубежу, на котором принимаются,
так сказать, «эпохальные решения», от которых зависит, какое направление примет это
развитие не только в ближайшие годы, но и за пределами текущего столетия. В мире идёт
жестокий спор даже о всеобщем направлении эволюции человечества. Поэтому в необыкновенно серьёзное время живем мы теперь. И достойно всяческого сожаления, что подавляющая часть населения земли не только ничего не знает об этом, но и не желает знать.
По этой причине люди устраняются от участия в принятии судьбоносных для них решений, хотя это составляет их первостепенную, насущную задачу..."
Для справки:
Бондарев Г.А.- События на Украине и возможный сценарий будущего. Часть первая.
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=121
Оглавление
I. Историческая симптоматология
II. Россия земная и небесная
III. "Панмонголизм! - Хоть слово дико…"
Галина:
РОДИТЕЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ.
Тема ВТОРАЯ.
ОТНОШЕНИЕ к РЕБЕНКУ.
Появилась некая подборка на страницах соц сети. И пошла, эта подборка "гулять" по страницам...
"ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
1. Совет самый главный – хвалим на людях, ругаем наедине!
2. Тоже важно – ругаем не ребенка, а его поступки!
3. Не «нападаем» на ребенка всей семьей!
4. Не жалеем тут же, если отругал отец, держим нейтралитет… хотя бы некоторое время.
5. Советуйтесь с ребенком по вопросам, касающимся вашей семьи: что приготовить к обеду, как лучше провести выходные, какую мебель купить в дом и т.д.
6. Создайте в семье традицию успешных переговоров. Спросите своего ребенка, что он чувствует, когда участвует в принятии решения наравне со взрослыми.
7. Давайте будем говорить нашим детям о том, как мы их любим!
8. Разделите, для себя в первую очередь, отношение к своему ребенку и к его поступкам.
9. Поговорите с ним о его реальных достижениях и о чувствах, которые у него возникали во время процесса и при получении результата.
10. Чаще хвалите своего ребенка за каждую мелочь, поясняя, за что вы его хвалите. Давайте ему приятные определения, закрепляющие хорошее поведение: «старательный ученик», «творческий мальчик», «аккуратная девочка», «настойчивый человек» и т.д.
11. Если ваш ребенок на вас обиделся, попросите у него прощения и скажите о том, как сильно вы его любите. Родитель, способный извиниться перед ребенком, вызывает у него уважение, и отношения становятся более близкими и искренними.
12. Важно, чтобы ребенок умел деньги считать, тратить, экономить, получать удовольствие от покупок, относиться ответственно к семейным деньгам, уважать труд и тех, кто трудится. И тогда, когда он вырастет, он научится зарабатывать деньги и обеспечивать свою семью."
Хотелось бы поговорить – пообщаться с автором ЭТОЙ подборки.
Ан нет. Автора нет...
Тогда стоит присмотреться к этому материалу: за кажущейся простотой и доступностью …хм, советов – серьезные вещи! И, прежде всего, стоит обратить внимание – О КАКОМ РЕБЕНКЕ ИДЕТ РЕЧЬ!?
Это дошкольник?
ОТРОК – средняя школа?
Подросток, юноша-девушка – старшая школа, вуз?
Не так просто с этими советами.
Попробуем разобраться?
Пункт 1. Совет самый главный – хвалим на людях, ругаем наедине!
Рассмотрим вопрос так.
Семилетия в развитии ребенка существенно влияют на развитие мышления, чувства, воления.
ВОЗРАСТ с рождения и до 7 лет.
Что главное? ПОДРАЖАНИЕ! Ребенок подражает! Всему и ВСЕМ! Особо ни хвалить не за что, и ругать нет оснований. Себя если… Мне же подражает… И, если уж хвалить… То тогда лишь, когда что-то сделал другому человеку, верно?
А то, что иногда наблюдаем?
- Мам! Я – поел!
- МОЛОДЕЦ!
Ну… это мы с Вами обладаем юмором, а дитя-то все за чистую монету принимает. Не спешите хвалить. Если надо, отметьте так, мол, ХОРОШО. Вот и все. А то и просто кивка, поглаживания, улыбки достаточно.
Ругать… Не надо малышей ругать, не надо отчитывать их, выговаривать им… Не виноваты они…
ВОЗРАСТ с 7 лет до 14 лет.
Главное в этом возрасте – ИНТЕРЕС! И основное средство – ИСКУССТВО! Хвалить ли за рисунок? Дети начинают рисовать …пачками. Это их – самовыражение. Вот, ЗАЧЕМ хвалить? Им и так интересно рисовать… у нас хватит понимания, что сравнивать нельзя. Мол, тот вот рисует лучше. Он вот – молодец… Не надо никого ни с кем сравнивать… пусть научаются каждый через свой собственный опыт.
Хорошо. А ругать? А за что ругать? Неаккуратен? Так у Вас в семье кто , хм, особо неаккуратен? Вы этого человека не можете ругать (уважаете, или поздно переучивать…) как же можно ругать ребенка? Станьте теперь для него АВТОРИТЕТОМ! Сможет, ради Вас, измениться, стать чуть аккуратнее J.
ВОЗРАСТ с 14 лет до 21 года.
Да, да, дорогие друзья! Это все еще наши дети… В этом возрасте главное – ЛЮБОВЬ! Горы готовы свернуть! Что им Ваша похвала? Что им Ваши нотации… Другое дело, если молодой человек именно Вас считает кумиром! Готов принять Ваше понимание ситуации ли, статьи, книги… Выслушать Ваши объяснения чувств его к чему-то…
При таком подходе сам совет становится странным. Хвалить на людях, ругать наедине… Хотя, готова признать, что в жизни, иногда этим можно и воспользоваться. Например, в отношениях между супругами!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПЯТЬ ПРИЧИН ПЕРЕСТАТЬ ГОВОРИТЬ "МОЛОДЕЦ!" https://yadi.sk/d/5jkbRBwDhzHSh
--- Цитировать ---...Мотивирует ли похвала детей? Конечно! Она мотивирует детей на получение … похвалы. И, увы, часто за счет приверженности к тем действиям, которые ее вызывают...
--- Конец цитаты ---
Галина:
Пункт 2. Тоже важно – ругаем не ребенка, а его поступки!
Меня очень смущает само это словцо - "ругаем". Вот как-то поступает ребенок... Почему - ругаем?
Поступил ...не так, как надо? Кому надо?
Поступок не по-правилам? Кто установил правила учел именно ЭТОГО ребенка?
Не сделал того, что должен? Тут еще сложнее. если у ребенка не выработалось потребности делать что-то для других с радостью, ругай- не ругай (а по-сути, это запугивание!) сознательно он еще не может делать... Нет этого самого осознания важности и пр.
Сделал плохо другому человеку. Так. Это - п л о х о...
Во-первых, важна Ваша личная реакция. вы огорчены. Вы расстроены. Почему? (это Вас расспрашивает Ваше же дитя). - Да. я расстроена, от того что у того-то случилось в жизни вот это. Как ему смогу помочь? - Что тут ругать? Какой смысл ругать, хоть и поступок?
Во-вторых, снова примем во внимание возраст.
Во времена подражания, именно Вы станете ПРИМЕРОМ и МЕРИЛОМ в понимании происходящего у ребенка! Его поступки до 7 лет не несут зло-намеренности! Что бы он не говорил (если уже говорит!), и что бы он не делал... надо смотреть внимательно и непременно задавать себе вопрос "ЗАЧЕМ?" Зачем вот такой его поступок ребенку? Что зачаровано в нем, поступке?
Во времена школьной жизни постепенно складываются, назовем это "правила игры". так удобнее играть, если есть правила, которые важны в игре всем. А в общении? Тоже можно договориться... Но, это ближе к 12 годам... А поступки... были и будут. И от темперамента зависит, и от семейных устоев, и от индивидуальных качеств ребенка... Нет, и тут ругать - не ругать очень поверхностно. Всякое бывает. конечно.
В подростковом и юношеском возрасте... Да. не завидую я родителям, ругающих , или оценивающих действия молодых людей! Предыдущему поколению невозможно понять поколение взрастающее именно в этом возрасте, если не учитывать их ДУХОВНЫЕ УСТРЕМЛЕНИЯ! В основе понимания лежит - С О В Е С Т Ь!!! Наша с Вами. Стоит обратится к переводу цикла лекций Рудольфа Штейнера. где как раз рассматриваются вопросы совести, вопросы идеала молодого человека и их поступков...
http://Рудольф Штейнер GA 302. Познание человека и учебный процесс.
Отдельно можно продумать вопрос, что является ПОСТУПКОМ...
Пункт 3. Не «нападаем» на ребенка всей семьей!
Да… Это важный совет. СЕМЬ – Я. Бабушка – дедушка, еще бабушка – дедушка, папа – мама. Это вариант одного, или первого ребенка.
Не сложно представить ситуацию, когда, допустим 6-и летний паренек убежал с компанией без спроса, ну…на речку. И в заполночь явился, когда уже везде, где можно узнавали… И вот – все сидят-стоят и он входит: мокрый-измазанный, счастливый, глазнки горят… Он уже спешит сказать, как там было клево! - И напротив – команда взрослых…
Нападать? Ну, уж нет! Это – не враг!
Есть очень важное правило, это именно духовный ориентир в таких вот ситуациях. УЙТИ в НОЧЬ! Т.е., сегодня, ничего не обсуждать, ни о чем не расспрашивать. Помыть, одеть, накормить – уложить. Да еще и песенку спеть на ночь… А ВСЕ решается ночью… да, именно так. В духовном мире. Кстати, в зависимости от воспитания парнишка наш может встать утром со словами извинения.
12-и летний? Ситуация такая же… Ушел с друзьми, не предупредил, искали…
Нападать? Нет и нет! Он – не враг! Да, собственно, все повторяется: помочь уйти в ночь спокойно. С добрым пожеланием спокойной ночи… Дня через два к этому вопросу можно вернуться. Спокойно разобраться. Рассказать о том, как все волновались… Хотя… Как объяснить неискушенному ребенку, ПОЧЕМУ Вы волновались?
19-и летний… Хлопнул дверью и ушел. И всю ночь его не было. Вся семья тут: обвинения? Есть… не так воспитывал (а), не наказывал(а) раньше… Сценарий классический.
И, знаете, ведь ВНОВЬ, поступать Вам надо так же, как и в предыдущих случаях. Пришел? Вот и славно, поешь да отдохни… Сможете ли не укорять? Не накидываться всей командой? В чем вы его обвиняете? Не думает о других? Безответственный? Это такие странные обвинения… Он вот такой ЕСТЬ! Из детства (подражание), из отрочества (авторитет взрослого), из юности (наставничество)… Отступите. Вы – ровня, Вы – люди, Вам – делить нечего…
Конечно, с возрастом сложнее. И вот почему. В головы молодым насаждаются матрицы, алгоритмы поведения. Через интернет, игры компьютерные, телевидение, фильмы – все средства МИ (массовой информации!) – дают стереотип поведения. И молодым-то как раз сложно быть другим. Грубость, своевольство, отстаивание своего Я (?), свободы волеизъявления (?) – это ли Ваше воспитание? Нет, конечно! Так и н а п а д а т ь не надо. А вот все ЭТО понимать, отдавать отчет о том, где настоящее, а где – наносное – это важно.
Знаете, вот когда создается семья новая – именно об этом бы договориться: о том, как относиться к тому человеку, который к Вам ( а вы ВСЕ - СЕМЬ-Я), придет! К ново-рожденному, к ребенку. К человеку - от рождения до 21 года…
И вот особая брошюра Рудольфа Штейнера, небольшая, но это – вариант для понимания приходящего к Вам человека.
Рудольф Штейнер «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки» http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/034f_2.doc
Галина:
Пункт 4. Не жалеем тут же, если отругал отец, держим нейтралитет… хотя бы некоторое время.
Знаете, у меня есть не очень для меня... лестный опыт. Именно ТАК, видимо, я и делала. Прямо – ТОЧНО ТАК! Теперь мои взрослые дети сами имеют детей… И они упрекнули меня – ты нас НЕ ЗАЩИЩАЛА! КОГДА ОТЕЦ НАС БИЛ… Я в полном недоумении. Это и было-то, раз или два за всю жизнь, и по поводу, видимо, важному… раз мне пришлось уйти в другую комнату… раз не было другого средства…
Мало того, мы говорили с мужем позднее об этом, о том, что ему категорически нельзя ТАК воспитывать девочек… Мы с ним много говорили, да. НО. Дети этого не знали, не видели. И их детская обида перешла в юность, сформировалась в комплексы и настигла меня в мои …60 лет. Их словами: ты нас предала! Ты нас не любила!
НЕТ! Не так надо.
Не может быть нейтралитета.
Как мне теперь жалко внучат, когда их отчитывают (по делу, по делу!). Я спрашиваю своих дочек – Как мне поступать? Мне их очень жалко, они НЕ ВИНОВАТЫ! Вот мне и сказали, жалела бы ты нас, тогда – 30-35 лет назад.
Нет! Не так надо…
А как?
Нам нужна, скажем, точка отсчета. Что бы ВСЕМ участникам разговора не отстаивать свою правоту. Можно так сделать. Точкой отсчета станет вот эта рекомендуемая работа Рудольфа Штейнера «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки» http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/034f_2.doc
Уже Ваше отношение к поставленным там задачам в отношении к родившемуся и взрослеющему человеку дает нам ШАНС.
Итак.
С рождения до лет семи (выпадение зубок) ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО приобретает силу для жизни. Находится оно в это время в определенном окружении жизненных сил (ЭФИРНОЕ ТЕЛО). Т.е. формирование органов и систем нашего организма будет сформировано так, как родившемуся человеку надо! А мы, взрослые? СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ! НЕ НАВРЕДИТЬ! Если мы не будем выдергивать ребенка в наши взрослые дела, отношения, взаимосвязи, а он САМ, через ПОДРАЖАНИЕ окружающему, воспримет необходимое, то… О! Тогда, возможности индивидуальности получают хороший старт. Он – физически здоров!
Вот мы с таким настроением, таким пониманием подходим к растущему человеку – и все эти «полезные советы» - не только не полезны, они, собственно, вредны. Потому, что их надо помнить! Помнить ВСЕМ окружающим, что бы не дергать малыша…
Естественно, и прочитать работу Рудольфа Штейнера не удастся всем, это так. Однако у родителей есть РОДИТЕЛЬСКАЯ СИЛА ЗАЩИТЫ! Достаточно, что бы они относились к человеку, как к… ЧЕЛОВЕКУ!
Эти и подобные вопросы волнуют многих родителей, педагогов…
Часть вопросов о взаимоотношениях в семье решаются в полевых условиях! Например, тут:
http://predela.net/forums/index.php/topic,931.msg11482/topicseen.html#msg11482
Далее.
Второе семилетие. От выпадения молочных зубок до начала пубертета, полового созревания. Теперь ЭФИРНОЕ ТЕЛО (тело жизненное!) в течении семи лет находится в специальном окружении душевного тела, тела души ребенка (АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО). В это время формируются, созревают многие процессы организма. А именно – ПАМЯТЬ! Готовность к СУЖДЕНИЮ. ПРИНЯТИЕ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА… Удачно, что всем таким важным становлениям способствует уже ШКОЛА! Важно, что бы рядом был УЧИТЕЛЬ. И РОВЕСНИКИ! Что бы преподавание было наполнено ИСКУССТВОМ! Что бы ИНТЕРЕС ребенка сиял для него и вел за собой…
А взрослые? Вот где наши возможности взрослого важны: МЫ ВСЕ МОЖЕМ! Поэтому, взрослый – АВТОРИТЕТ! Умение создать условия, подготовить пространство, промыслить индивидуальные особенности – это наше. Но и тут, не будем решать за ребенка его вопросы. Вопросы его к о м п е т е н ц и и. Его предпочтений. Да, не всегда эти предпочтения соответствуют чаяниям взрослого человека. Так и что? Это ж – ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК!
Сделаю такую пометку. Разговаривая с Вами, я имею в виду опыт конкретной техники, методики, дидактики, конкретной педагогики и психологии – ВАЛЬДОРФСКОЙ. В основании которого находится духовно научный подход к миру и человеку – АНТРОПОСОФИЯ.
Следующее.
Третье семилетие. Подросток, молодой человек. Помним, с момента полового созревания до лет 20-21. Согласна, это сложно принять! Ну, какой это ребенок в 19-20 лет. Да, это еще так. Разбираемся. Первое семилетие – становление ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА. Второе семилетие – формирование жизненного тела, ЭФИРНОГО ТЕЛА. Третье семилетие – созревание ТЕЛА ДУШИ, АСТРАЛЬНОГО ТЕЛА. Теперь процессы созревания тела души происходят в оболочке, можно так определить, состоящей из сил следующего сущностного члена человека – «Я».
Все ли чувствуют, что тот с о в е т, о том кто ругает, а кто нейтралитет держит, этот вопрос совсем другого плана, из других оснований. Не из оснований ребенка. Не из оснований Человека. Не из оснований Мира, Создателя.
Мы с Вами – скажем так, ПЕРЕРОСЛИ поставленный совет. Идем путем понимания того, ЧТО происходит. И даже тогда, когда в жизни получается по-другому, как-то непонятное, нас ПОДДЕРЖИВАЕТ ЭТО ЗНАНИЕ! Потому, что в основе нашего понимания жизни ребенка лежит то, что ОН - ЧЕЛОВЕК, пришел в земную жизнь не однажды. Что Человек несет в себе задачи из ЖИЗНИ ПРЕДЫДУЩЕЙ. И взрослый может стремиться открыть этот посыл в понимании поступков ребенка.
И, вновь, я обращаю Ваше внимание на те самые ВОСЕМЬ ЛЕКЦИЙ Рудольфа Штейнера http://Рудольф Штейнер GA 302 "Познание человека и учебный процесс"., где возраст этот – ТРЕТЬЕ СЕМИЛЕТИЕ – освещен достоверно с духовных оснований. И даны практические рекомендации. И, согласно этим рекомендациям, взрослый может стать НАСТАВНИКОМ. КАК это осуществить?
И вот она тайна того, КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА.
РЕБЕНКА НЕ НАДО ВОСПИТЫВАТЬ!
НАДО САМОМУ ЖИТЬ ТАК, КАК ХОЧЕШЬ, ЧТО БЫ ЖИЛ РЕБЕНОК.
ТОЛЬКО САМОВОСПИТАНИЕ ЕСТЬ ГАРАНТИЯ НЕ СДЕЛАТЬ ОШИБКИ.
Навигация
Перейти к полной версии