Личные кабинеты пользователей > Блог Г.В. Райниной

СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА. 2014 - 2015

<< < (20/22) > >>

Галина:
  Пункт 11. Если ваш ребенок на вас обиделся, попросите у него прощения и скажите о том, как сильно вы его любите. Родитель, способный извиниться перед ребенком, вызывает у него уважение, и отношения становятся более близкими и искренними.

                Согласна с тем, что надо жить так, что бы вызывать у ребенка УВАЖЕНИЕ!

                                                                                                                              ПОЧИТАНИЕ! 

                                                                                                                                                БЛАГОГОВЕНИЕ!

                                                                               И, видимо, встречаются ситуации, когда необходимо объяснять свои поступки (после 9 лет!)

            А вот об о б и д е стоит поговорить.

Вы не могли не заметить, что чем младше дети, чем…меньше они обижаются. Что это такое? Очень просто. То место, а именно МИР ДУХОВНЫЙ, откуда мы родом и приходим на Землю именно оттуда, так вот, там не ни обиды, ни вины, ни условностей. Поэтому малыши не могут обижаться. Поэтому они и обмдеть не могут, значит и не виноваты. Так же им претят всякие наши условности.

            Мы, взрослые, всему этому их и научаем!

                                              ЗАЧЕМ?

Может быть, что бы оперировать теми понятиями, переживаниями, чему подвержены сами? Во взрослом мире или сам виноват, или винишь кого-то. Или сам обижаешься, или обижаешь другого. Сам являешься р а б о м условностей, и повергаешь другого, в данном случае своего ребенка, в лавину условностей.

            А потом во всем этом САМ и барахтаешься. И ребенок – барахтается с вами. Сопротивляясь, в меру своих возможностей. Или прилавчивается. Или же …становится рабом обстоятельств, ломается.

            Поэтому разговор не о том, извинится ли взрослый. А о том, ЗАЧЕМ рассматривать ситуации, когда в основу положены неверные основания?

            Следует взрослому разобраться с вопросами, которые ЕГО волнуют, не привлекая в это детей. Надо признать, в силу интуиции ли, в силу жертвенности ли, в силу знаков судьбы - ДЕТИ ЧАСТО ДЕЛАЮТ для нас ДАРЫ.

                                 ДАРЫ, потому что ПРОСТО ТАК, ДАРОМ!

 

Галина:
Пункт 12. Важно, чтобы ребенок умел деньги считать, тратить, экономить, получать удовольствие от покупок, относиться ответственно к семейным деньгам, уважать труд и тех, кто трудится. И тогда, когда он вырастет, он научится зарабатывать деньги и обеспечивать свою семью.

          Важно, что бы ребенок БЫЛ ЧЕЛОВЕКОМ!
Иногда спрашивают, мол, какой это человек? Добрый, нежный? Ответственный? Ответим мы – НОРМАЛЬНЫЙ?
      Нормальный – значит, ЧЕЛОВЕЧНЫЙ!
   Важно, что бы ребенок ПРОЖИВАЛ СВОЮ СУДЬБУ!
Не ту, которую создают, придумывают, организовывают взрослые. Нет ту СУДЬБУ, которую он сам соткал заранее для жизни. Такую, какая ему необходима для раскрытия духовного потенциала…
   Важно, на первом этапе, СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ! Условия для того, что бы ребенок проживал свою судьбу и жил человеком.
   
…Важно ли, чтобы ребенок умел деньги считать, тратить, экономить… и пр.?
                  Странный вопрос, однако. Все в этой жизни важно. Долгое время от родителей зависит, какие ценности предстают перед растущим человеком.
Вернемся к трем семилетиям детства (в рамках поставленного совета).
        ПЕРВОЕ СЕМИЛЕТИЕ. ПРИМЕР родителей, взрослых в отношении к труду, к семейным ценностям – вот главное условие формирования отношения к таким вопросам ребенка.
   ВТОРОЕ СЕМИЛЕТИЕ, когда перед растущим человеком открываются многие стороны  в общении, когда рождается и расцветает чувство БЛАГОДАРНОСТИ. Когда АВТОРИТЕТ учителя, взрослого к труду людей разных профессий закладывает благодарность к тем, чьим трудом, услугами пользуются окружающие люди. Когда трудишься не за деньги, а потому, что этот труд приносит удовлетворение и радость. Совместные дела и действия рождают важное в дальнейшей жизни чувство БРАТСТВА.
ТРЕТЬЕ СЕМИЛЕТИЕ   предполагает стажировки, пробы (и ошибки!), узнавание разных профессий. Вознаграждения? Гонорары?... У каждого возникает масса возможностей. В какой-то семье необходимым станет, что бы ребенок участвовал в финансовом вкладе в содержание семьи и в каникулы он станет подрабатывать, познавая КАК устраивается процесс зарабатывания. Важным, особым станет этот шаг или насильным, вынужденным? Вот тут и предстанет перед нами, какие ценности вынес ребенок из первых двух семилетий.
Конечно, это только небольшие наброски… Было бы прекрасным, если бы мы вернулись к высказанной Рудольфом Штейнером идеи о ТРЕХЧЛЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОРГАНИЗМА. Где, наряду с важностью  э к о н о м и ч е с к о й   стороной в развитии, становится и д у ш е в н а я,   и   д у х о в н а я стороны. И никакие способности к экономии, расчету, получению удовольствия и др., ничто не сделает человека ЧЕЛОВЕКОМ без его ДУХОВНО-ДУШЕВНОГО начала.      
Основные пункты социального вопроса в жизненных необходимостях настоящего и будущего
http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/023.doc

Основные социальные требования нашего времени в изменившихся условиях нового времени.Социальный курс
http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/186.doc

Трехчленностъ социального организма, демоны Запада и Востока и новое восприятие Христа
http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/200.doc

Социальное будущее
http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/332a.doc
http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/332af.doc

Галина:

ЕЩЕ О СКАЗКЕ
Мышление маленьких учеников лучше всего развивают сказки
Вопрос о готовности ребенка к школе рассматривает любая педагогическая система, впрочем, как и традиционная психология. Что-то очень существенное происходит с ребенком, какие-то качественные изменения, в результате которых он становится «готовым» к обучению в школе. Каковы же внешние признаки этой «готовности» и означает ли она, что ребенок уже готов расстаться с детскими играми и фантазиями сказки и начать усваивать абстрактную понятийную информацию?
С точки зрения вальдорфской педагогики одним из признаков готовности ребенка к школе является смена зубов. Это явление свидетельствует о том, что жизненные силы ребенка уже закончили работу над формированием физического тела, и часть их уже может освободиться для того, чтобы ребенок мог целенаправленно учиться.
Но это не означает, что ребенок уже стал маленьким, но еще мало знающим взрослым, что готовность его к обучению означает готовность к просто наполнению информацией. Ведь преобразования, которые должны произойти с ребенком в начальных классах, выразятся не только в умении писать и читать, в запоминании определенных фактов и таблицы умножения, т.е. в «овладении знаниями и навыками», зафиксированными в государственной учебной программе.
Наверное, каждый согласится, что эти преобразования проявляются как в развитии мышления, так и в развитии склонностей, привычек, характера, личностных качеств, памяти ребенка. Если до смены зубов в формировании личности ребенка на первое место можно поставить воспитание воли, то есть научение действовать в физическом мире, то в период между сменой зубов и половой зрелостью на первый план выступает формирование чувств и характера. Если в возрасте «до смены зубов» ребенку следовало предоставить физически проявленные в движении образцы для подражания, то во втором семилетии воспитатель получает возможность влиять на ребенка посредством внутреннего смысла образов и иносказаний. И главным воспитательным средством здесь становится язык, речь. И об этом говорит не только вальдорфская педагогика. Например, известный украинский педагог и ученый Сухомлинский подчеркивал, что «предельно важно, чтобы чарующий мир природы, фантазии, сказки, в котором дети пребывали до школы, не был отгорожен от них классной дверью. Ребенок лишь тогда будет дорожить школой, когда учитель сумеет постепенно, исподволь подготовить его к постоянному творческому, умственному труду». И далее: «Сказка — это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи. Если бы не творчество, не составление сказок, речь многих детей была бы сбивчивой и путанной, а мышление хаотичным». Таким образом, опытный, известный всему миру педагог говорит о значении сказки в начальной школе, о том, что фантазия сказки влияет на формирование мышления, речи и даже логики ребенка.
Так до каких же пор рассказывать сказки? Вальдорфская педагогика говорит о том, что основной возраст для сказок — между четырьмя и девятью годами. В дошкольный период воспитатель рассказывает простые сказки и сопровождает их кукольным представлением, т. е. опирается на подражание и пример. Сказки, которые рассказываются в первом классе, опираются на богатство образности, в том числе и образности языка. С яркой образностью сказка раскрывает истинную сущность героев. В сказках детям становится доступным тысячелетний опыт всего человечества, потому они проникают в глубокие духовные истины. Чаще всего это проявляется в настоящих народных сказках, называемых «волшебными». Сказки помогают детям усвоить, что такое справедливость и несправедливость, в них рассказывается о первых жизненных шагах героев, о борьбе добрых и злых сил, они требуют от ребенка умения следить за ходом событий и иногда рассказываются изо дня в день, «с продолжением».
Обучение в школе достигает своей цели, если действительно удается организовать его так, чтобы оно оказалось родственным той духовности, которая живет в растущем человеке, в ребенке. Как для взрослого естественно логически мыслить и разумно действовать, так для ребенка этого возраста естественно представлять все в образах и сравнениях, заниматься «детским творчеством». Э. Хен сказал: «Постигнутым является то, что претворено силой фантазии ребенка. Тогда это превращается в его достояние». Образность сказки, а не абстрактность понятий является истинным средством воспитания детей на этом возрастном этапе.
При этом нельзя забывать, что постепенно все большее значение в жизни ребенка «второго семилетия» приобретает способность следовать авторитету. Естественный, а не искусственно насаждаемый принуждением авторитет служит проводником во внутренний мир ребенка.
В возрасте около 9—10 лет наступает трудное время для ребенка, когда он отделяет себя от окружающего мира, окружающих людей, начинает к ним критически относиться. Несмотря на то, что первые проблески переживания своей индивидуальности, своего «Я» наступают у ребенка значительно раньше, на третьем или четвертом году жизни, все же вплоть до девяти лет дети не в состоянии достаточно сознательно отмежеваться от мира, установить различие между содержанием своего сознания и сознанием окружения. Только в возрасте 9—10 лет ребенок вдруг осознает самостоятельность своего «Я», приобретает способность как бы «со стороны» наблюдать за собою, своими воспитателями и окружающим миром. У него появляются сомнения в авторитетах, в ценностях того мира, от которого он отделился.
Чтобы подготовить ребенка к переживанию кризиса 9 лет, учителю и воспитателю важно наполнять душу ребенка уже несколько иными, отличными от настроения волшебных сказок, пробуждающими образами сначала басен и легенд (второй класс), затем библейских историй (третий класс). В баснях человеческие слабости отданы животным. Мех и перья помогают скрыть тот факт, что речь идет о нас самих. Через смех и возмущение ребенок учится критическому мышлению.
Однако если рассказывать слишком много басен, то смех и возмущение рискуют перерасти затем в язвительность.
Таким образом, басням нужен противовес — рассказы, которые не показывают отдельные гротескные черты человека в зверином обличье, но повествуют о человеке-герое, способном преодолеть свои «звериные» инстинкты, приручить зверей, победить зло, угрожающее миру. Именно с такими героями мы встречаемся в легендах и сказаниях о жизни святых людей.
Еще ближе к реальным жизненным авторитетам подводят ребенка библейские истории. Во всей мировой литературе мы не найдем другого произведения, которое бы трактовало тему авторитета так последовательно, как Библия. Конечно, в третьем классе из Ветхого Завета берутся лишь отдельные истории. Это рассказы о том, как люди нарушают заповеди Господни, о том, как Господь вынужден наставлять их на путь истинный. Его наказания подчас суровы, но он не мелочен, умеет прощать и опекать даже строптивых и преступных. Образы в этих рассказах иные, чем в сказках, баснях и легендах, они гораздо глубже и многозначительнее. Не все истории имеют счастливый конец, но они всегда несут в себе сильный моральный заряд. Рассказывая библейские истории, учитель преподносит ребенку моральность без морализирования. Когда дети возмущаются поступком Адама и Евы, дрожат от страха перед Всемирным потопом, вздыхают с облегчением, что Аврааму не пришлось приносить в жертву Исаака, радуются вместе с Давидом и сжимают кулаки в гневе на Голиафа, они вживаются в события, забывая о себе. Но в то же самое время в душе и сознании дети переживают эти события, приобретая тем самым душевный опыт и определенные моральные установки отношения к миру. Это и есть наилучшая подготовка к будущему кризису, который наступит после 9 лет. Конечно, все это становится возможным лишь тогда, когда учитель сам по-настоящему глубоко ощущает истинность образов тех историй, которые рассказывает классу.
Дети, которым недостает духовной пищи в виде сказок, былин, мифов, ищут «пищу» в другом месте. Они начинают читать страшные истории в газетах или обмениваться со школьными приятелями бульварными рассказами, могут испытывать временами растерянность и скорбь одиночества.
Фантазия таких детей остается недоразвитой, питается подножным кормом телесериалов, фильмов ужасов и комиксов.
Поэтому ребенок, который раньше был весел и беззаботен, вдруг может стать жестоким или замкнуться в себе, считая окружающий мир построенным на насилии и злобе.
Совсем плохо, если ребенок вдруг выбирает себе в качестве идеала уголовника или преступника. Понятно, что в этом случае ребенок направляется на преступный путь. Искаженная фантазия, сформированная фильмами о насилии, как показывает криминалистика подросткового возраста, также может привести ребенка к преступлению, когда он просто повторяет, «играет» в то, что увидел.
Но ведь, может возразить читатель, ребенку в будущем предстоит жить в реальной жизни, а не в среде иллюзорного комфорта вальдорфской школы. Действительно, многие считают, что преподавание в школе может обойтись без образного, художественного обучения. На это можно ответить словами Каролины фон Гейдебранд, которая в своей книге «О душевной сущности ребенка» говорит о том, что каждое живое существо лучше всего растет именно там, где оно находит необходимые жизненные условия. И если маленький росточек в будущем большого дерева, который требует еще много воды и тени, посадить в воспитательных целях на солнце при скудном водном рационе, то вместо могучего дуба мы, в лучшем случае, вырастим чахлое деревце. Кроме того, еще раз обратим внимание сторонников «реалистического» воспитания, что через образы сказок, басен и легенд, через авторитет учителя ребенок учится моральному отношению к миру, учится хотеть делать добро и противостоять злу.
В заключение заметим, что сочинение сказок, умение создавать образы - т. е. «детское творчество» в начальной школе - является основой способности к творческому выполнению заданий в старшей школе, в том числе интеллектуальных, умения принимать нестандартные решения в будущем, когда школа уже окончена, а умение связывать между собою отдельные сказочные образы затем перерастает в логическое мышление.
Галина ДМИТРЕНКО, г. Одесса

Галина:

[size=medium]Дорогие друзья![/size][/font][/color][/size]
АНОО Свободная Школа "Добрый Путь"
ПРИГЛАШАЕТ ВАС
25 августа в 18.00
НА МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКУЮ ПРОГРАММУ[size=medium]
[/size][size=medium]Московского эвритмического ансамбля им. Елены фон Негеляйн[/size]
[/size]"И ДОЖДЬ,И СОЛНЦЕ"В программе русская и зарубежная поэзия (М.Лермонтов,М.Цветаева, Н.Гумилев,В.Соловьев, М.Волошин, И.Гете, Э.Седергран и др.)Прозвучат музыкальные произведения И.С.Баха, Л.ван Бетховена, Ф.Шопена.[size=medium][/font]

[/size]П Р О Г Р А М М А[/size]* А. Пярт «К Алине»* Э. Сёдергран «Звёзды»

* Й. Пахельбель. Сарабанда fis-moll

* М. Цветаева « Как правая и левая рука»

* В. Соловьёв «Наконец она стряхнула»

* Музыкальная пьеса(без эвритмии) на усмотрение пианиста

* В. Соловьёв « Белые колокольчики»

* Л. ван Бетховен. Адажио из Сонаты №8(Патетическая)

* Э. Сёдергран «Буря»

* Ф. Шопен. Ноктюрн Es-Dur,op.9, №2

* М. Волошин « И будут огоньками роз»

* М.Ю. Лермонтов « Парус»

* И.С. Бах. Прелюдия c-moll, I том ХТК

* Н. Гумилёв «На Венере»

* Ф. да Милано. Канцона («Под небом голубым»)

* В. Набоков «Тонким псом»

* Л. Готгельф «Яблоко»

* Д. Благой. «И дождь, и солнце»

* И. Гете «Поэзия» (в программе возможны изменения)
ИСПОЛНИТЕЛИ: Эвритмисты: Казакова ЕленаРогожина Ирина Романова МаринаСкобина Ольга Концертмейстер: Панова ЖаннаРецитатор: Самохина Нина Организатор проекта:Радюшина Надежда

Галина:
СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА "ДОБРЫЙ ПУТЬ"
ИЮЛЬ 2015

Ч Е Л О В Е К   в   Р А В Н О В Е С И И

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

https://vk.com/video259229_171308527?list=c7e2a8a40a63988cd3

https://vk.com/video259229_171308527?hd=-1&t=5m40s

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии