"Я пою, как поет птица, живущая в ветвях; песнь, льющаяся из гортани – певцу достойная награда" (Гете).
Да, так говорит человек определенной эпохи. Сама птица никогда бы этого не сказала. Птица никогда не сказала бы так: "Песнь, льющаяся из гортани, достойная награда".
Этого никогда не сказали бы и древние ученики мистерий. Ибо, когда в известное время года поют жаворонки и соловьи, то создаваемое в этот момент пением настроение проникает – не через воздух, а через эфирный элемент – в пространства Космоса и, вибрируя, разливается в этом Космосе до некоторого его предела. Затем вибрации снова возвращаются на землю, и тут мир животных подхватывает эти возвращающиеся вибрации; но только тогда с ними уже соединилась божественно-духовная сущность Космоса.
Итак, соловьи и жаворонки, возсылая свои песнопения в пространства мира, получают в эфирной форме этот свой дар обратно, когда они уже больше не поют; но тогда он уже проникнут божественно-духовным содержанием. Жаворонки песнопения свои воссылают миру, а божественно-духовное начало мира, создающее формы и строение животных, нисходит на Землю на волнах того, что возвращается назад от возносимых жаворонками и соловьями песен.
Поэтому нельзя, говоря на языке не интеллектуалистической эпохи, а подлинного, всеобъемлющего человеческого сознания, выразиться так: "Я пою, как птица, живущая в ветвях; песнь, льющаяся из гортани, певцу достойная награда". Тогда следовало бы сказать:
"Я пою, как поет птица, живущая в ветвях; песнь, льющаяся из гортани в пространства мира, благодатью возвращается обратно к земле, оплодотворяя земную жизнь божественно-духовными импульсами, которые продолжают затем действовать в мире птиц на земле, что пользуются тем путем, который прокладывают им волны песнопений, оглашающих мир"."
Из лекции: Рудольф Штейнер «Летние и зимние праздники древних времен»
"...Со времени тех послехристианских веков человек проделал развитие, наделившее его высокой земной мудростью. И благодаря этому он стал свободный существом. Даже сами древние посвящённые ещё не были свободными, ибо их глубочайшими волевыми действиями руководили Божества.
Свободным можно стать только благодаря этой особой высокой Мудрости. И в ближайшие времена во всё большей степени человечество благодаря этой Мудрости в то же время будет подпадать всё сильнее власти антибожественных, антихристианских сил. Я называл эти силы ариманическими.
Мы обладаем высокоразвитой наукой, но она не пронизана христианством. Мы рассуждаем о природе, и при этом никто не считает нужным пронизать естествознание христианством. Естествознание должно стать христианским, иначе будет утрачено всё, в чём человек нуждается из Космоса...
.... Мы должны воспринимать нашу современную историю в том смысле, что люди, желающие принять духовный мир, ныне обладают этой возможностью. Так что задача служить развитию духовного уже сегодня – задача сверхземная, задача целиком принадлежащая духовной жизни. Как в человеке пробуждается тёмное, неосознанное стремление найти хоть какие-нибудь пути к духовному, – так навстречу этому человеческому стремлению (если оно подсказано истинным, правдивым желанием), нисходит и откровение духовных миров, – чего ещё не было в последней трети истёкшего столетия. Если мы можем проникнуться этим чувством, мы найдём и правильное основное отношение к антропософской жизни...
...Как в человеке пробуждается тёмное, неосознанное стремление найти хоть какие-нибудь пути к духовному, – так навстречу этому человеческому стремлению (если оно подсказано истинным, правдивым желанием),
нисходит и откровение духовных миров, – чего ещё не было в последней трети истёкшего столетия. Если мы можем проникнуться этим чувством, мы найдём и правильное основное отношение к антропософской жизни.
Однако вследствие этого человечество в наши дни стоит перед значительным решением, перед решением, которое должно исходить из сердца каждого человека. Человечество в течение нескольких столетий развивало интеллектуальную жизнь. И эта интеллектуальная жизнь закрыла перед человечеством постепенно духовность.
Интеллект – дух, он даже чистейший дух, но в нём уже теперь отсутствует духовное содержание, он делает своим содержанием внешнюю природу, внешнее природное бытие. Итак, интеллект – дух. Но он наполняет себя созерцанием, которое он не может признать духовным.
В этом и состоит величайшая трагедия, современная мировая драма, что человек, взглянув на себя, должен себе сказать:
«Развивая интеллектуальную деятельность, я активен духовно и вместе с тем я бессилен заполнить эту мою духовность непосредственным духовным содержанием. Я заполняю эту духовность природным бытием».
В наши дни это раздробляет и опустошает человеческую душу. И если мы даже и не хотим признать этой раздробленности и опустошённости, они всё же царят в духовных областях человеческой души, а в них-то и заключаемся основная беда, основная трагедия нашей эпохи.
И если бы мы хотели на привычном нам языке выразить всё, мною высказанное, то мы должны были бы указать на все те духовные силы, которые царят во всей природе, которые и в нас проникают потому, что мы наполняем наш мозг природным бытием. Эти силы мы можем назвать ариманическими. И, таким образом, интеллект подвергается огромной опасности – подчиниться господству ариманических сил..."
Рудольф Штейнер "МИСТЕРИИ СОЛНЦА, СМЕРТИ И ВОСКРЕСЕНИЯ
12 лекций (Дорнах, Гаага, Лондон), GA 211,1922 г
11, 12 лекции