Антропософский форум > В потоках времени

Теон – София

(1/7) > >>

Sergei:
Как интересно складываются события, на форуме появился материал о Марии фон Сиверс-Штейнер, чувствуется нехватка информации на русском языке
- http://bdn-steiner.ru/forums/index.php?topic=791.msg7768#msg7768
- http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,789.msg7775.html#msg7775
и Бондарев выпускает «Макрокосм и микрокосм», где много ценнейшей информации о ней.



София Премудрость Божия

--- Цитировать ---Рудольф Штайнер называл Марию Штайнер космическим существом. И это было не метафорой. Но тогда встает вопрос: как это следует понимать? Над этим в течение уже многих десятилетий задумываются серьезные антропософы. Попробуем поразмышлять на эту тему и мы. Нас, русских антропософов, это должно интересовать в особенности, поскольку Мария Яковлевна фон Сивере если и не была русской по рождению, то была ею по языку, по воспитанию, по особенностям склада своего характера и др.
Известен один факт, говорящий о космизме ее существа. Когда Рудольф Штайнер работал над моделью первого Гётеанума, то она часами позировала ему! Представим себе только этот неслыханный в истории искусства случай. Рудольф Штайнер работает внутри двух-купольной модели Гётеанума (она была большого размера), творит формы его колонн, капителей, ищет цветовую гамму купольной живописи и т.д., а натурой ему — как это обычно бывает только в случае портретной живописи и скульптуры - служит человек. Рудольф Штайнер называл Марию Штайнер в таких случаях своей «инспираторшей». Гётеанум же, как мы теперь знаем, был чувственно видимым выражением духовного космоса. И этому выражению нужно было дать форму человека как микрокосма, и не просто любого человека, а человека совершенно особого. Рудольф Штайнер говорил, что Гётеанум «во всех своих формах является воплощением спиритуальной сущности, которой мы привержены» (ИНН. 153, 14.4.1914). Эта сущность, говорил он в другом месте, реально пребывает в духе как существо иерархического рода. Его имя Антропо—София.
Таким образом, Рудольф Штайнер строил дом для реального иерархического существа, которое называется Человеко—Софией. И Мария Штайнер была земной моделью при создании этого дома. Это означает, что Гётеанум стал ее архитектурно-пластически-живописным портретом. Да, тут есть над чем задуматься.
Бондарев "Макрокосм и микрокосм"
--- Конец цитаты ---

Сильвестр:

ИКОНА “СОФИЯ ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ” НОВГОРОДСКАЯ (ОГНЕЗРАЧНАЯ)


Этот изображение появилось в Византии. Именно такому образу был посвящен юстиниановский храм Софии Премудрости Божией в Константинополе, который был построен по божественному наитию: строителям этого храма тоже явилась София, указывая размеры и пропорции храма (по преданию, София как Огненный Ангел явилась сыну одного из строителей, повелев назвать храм Ее именем). Именно посещение этого храма послами князя Владимира, по свидетельству летописей, окончательно убедило их принять христианство по византийскому образцу. “Красота такая, как будто Сам Бог пребывает здесь с людьми”.

Кроме Великой Софии Константинопольской, известны Софийские храмы в Трапузенте, Херсонесе, Никосии (о. Крит), в Софии Болгарской, где название храма перешло на сам город. На Руси Софийские соборы, огромные и великолепные, были построены вскоре после крещения – в Киеве и в Новгороде. Сохранились до настоящего времени Софийские храмы в Москве, Вологде, Полоцке, Гродно, Тобольске. Исследователи считают, что Софийских храмов на Руси было множество, но со временем многие были переименованы в Успенские.

Мысль о воплощении Сына Божия неотделима от мысли о Богоматери, которую величают Домом Божественной Премудрости, истинным Храмом Живого Бога на земле. Это послужило одним из оснований для механического перенесения на образ Девы Марии содержания и символики Софии Премудрости Божией. Соединение же образа Богоматери с идеями Божественного Домостроительства Премудрости и созданием на земле христианской Церкви нашло отражение в установлении (не ранее 15 века) престольного празднования Софийских кафедральных соборов Киева и Новгорода на дни Рождества и Успения Богородицы.

Особое почитание Софии в Болгарии и на Руси еще усиливало то, что по преданию, Кириллу – одному из двух просветителей славян и создателю славянской азбуки – явилась Дева София, которая вдохновила его, и которой он был предан всю жизнь. София еще и поэтому понималась как особая покровительница славянских народов. Особенно в Новгороде, который менее всего подчинялся византийскому контролю, почитание Софии достигло к 15 веку максимального расцвета. Это почитание давало новгородцам сознание как своей духовной независимости от подчинения Константинополю, так и духовной высоты и творческого развития в целом. София в глазах новгородцев являлась особым Божественным существом и патронессой города. Из Новгорода постепенно почитание и образ Огнезрачной Софии переходит и в Москву. “Где София – там Русь” говорили в то время.

Центральная фигура Софии с огненно-красным ликом и крыльями, в красно-золотых царских одеждах и короне, со скипетром и свитком в руках, сидящая на престоле, является олицетворением одновременно и Божественной царственной творческой силы, окруженной ореолом Божьей Славы, и чистого Божественного Девства, осеняемого Святым Духом.

София Премудрость Божия – это Божественная энергия, исходящая от непостижимой природы Трехипостасного Бога. Ею Бог творит все. Царский венец – знак того, что смиренная мудрость царствует во всем Божьем творении. Огненные крылья – образ незримого присутствия Лица Святой Троицы – Святого Духа и “высокопаримое пророчество”, т. е. высокий пророческий дар и скорый, быстрый разум. Слава, окружающая Софию есть “одеяние света”, а престол Ее – “покой” будущего века, т. е. мир Царства Божьего.

Семь столпов, на которых установлен Престол Божественной Премудрости – семь дарований Святого Духа: “Дух Господень: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия и Страха Господня…” (Исайя, 11, 2-3). Камень под ногами Девы – краеугольный камень веры во Христа и основание Церкви. “Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос” (1 Кор. 3:11).

Христос, как глава Церкви изображается над Огнезрачной Софией – устроительницей Церкви. Он подает архиерейское благословение. Соединение круга Славы с Софией в центре и круга Славы Христа графически составляет восьмерку, что символически выражает бесконечную единую связь и движение.
Нижняя часть иконы представляет собой по сути традиционную композицию деисус – молитвенное предстояние перед Господом. Богоматерь, как олицетворение земной Церкви и как исполненное Божье обетование о воплощении Сына Божьего изображена как Великая Панагия – Всесвятая с знамением Спасителя на груди. Иоанн Предтеча как Божий свидетель изображен со свитком своего свидетельства о Спасителе. Образно они вместе представляют женское и мужское служение Богу.
Самый верх иконы – изображение небес с водруженным на них престолом с Вечным Евангелием – Этимасией (от греч. приготовленный) – символ ожидания Будущего Века, грядущего Суда и Второго Пришествия Христа.

Используемая литература:
“София Новгородская ” В. Брюсова, Издательство “Вече”, 2001.
“София Премудрость Божия”
Каталог выставки русской иконописи из собрания музеев России, Издательство “Радуница”, 2000.
http://sophia.ru.com/node/36

urga:
Четвертая культура оказывала особое почтение женскому божеству - как Родительнице народа.

Галина:
Невероятные открытия приходят ко мне из разных источников!
      Необходимого времени все постичь - просто нет. Тем не менее, вот такое ОСБОЕ отношение к Марии Сиверс мне очень приятно - открывается еще одна сторона жизни ее и Доктора; и людей, их окружающих. И то состояние разгорающегося костра новой жизни, которое принесла мне самой антропософия...


--- Цитировать ---... на одной из лекций ко мне подходит М.Я. Сиверс, очень ласково берет меня за руку и говорит: "Доктор читал ваше письмо; оно очень важно; столь важно, что словами на него доктор вам не ответит: берегите свое здоровье; в будущем вы можете много поработать для антропософии". М.Я. ласково глядит мне в глаза. С той поры я чувствую совсем новое отношение к доктору и к М.Я.: чувствую нечто вроде сыновления; чувствую, что я не только ученик доктора, но что я и сын его; М.Я. с той поры становится в моем внутреннем мире чем-то вроде матери: она является мне в снах; в бодрственном состоянии я часто слышу ее в сердце своем; она как бы во мне живет; и наставляет меня...
... М.Я. Сиверс в духовном плане открывается мне во всей ее огромности; она все дни и все часы со мною; она учит меня, посещает меня в снах; и когда я встречаюсь с ней и с доктором на собраниях А.О., то меня охватывает любовь, страх и неловкость, что физический план не соответствует форме наших встреч на плане духовном...
...И - ясно: "святое семейство". - Доктор, М.Я., Я...
... после лекции М.Я. прочла стихотворения Моргенштерна, которые меня поразили; Моргенштерн, уже больной, сидел в задних рядах; д-р сошел с кафедры, через весь зал прошел к Моргенштерну и расцеловал его. Мне почему-то показалось, что Моргенштерн и я в чем-то связаны друг с другом и с судьбами духовного движения, ведущего к тайнам II-го Пришествия. Через день или два нас представили друг другу: Моргенштерн посмотрел на меня своими невыразимыми глазами, улыбнулся и сказал: "Я так рад"...

--- Конец цитаты ---
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=205

Галина:

--- Цитировать --- вся огромность Марии Яковлевны открылась мне с Бергена, т.е. с октября 1913 года; с этого времени я почувствовал, что между нами возникла особая, непередаваемая связь; М.Я. стала являться в моих снах, в моих медитациях; она всегда стояла в центре моей души; я спрашивал советов у образа ее, возникавшего из моих медитаций; и этот образ показывал мне ослепительные духовные горизонты, тяготенье к которым подстегивало мою духовную работу; она постоянно стояла в центре моей души и как бы указывала мне на возможные достижения; и я бросался на эти твердыни духа; но чувствуя, что мне их не одолеть, я удваивал, учетверял, удесятерял духовные упражнения, чтобы, так сказать, подвинтить свои (астральное, эфирное и физическое) тела до гармонии их с миром духа; период от октября 1913 года до появления в Дорнахе был для меня периодом сплошной медитации; я духовно видел то, что лежало выше меня; я чувствовал себя приподнятым над самим собою; и я знал, что эта приподнятость есть "оккультная" помощь, посылаемая мне Марией Яковлевной, которую я боготворил; она. стала для меня одно время всем: сестрой, матерью, другом и символом Софии; ее лейтмотив в душе вызывал во мне звук, оплотняемый словами:

"Сияй же, указывай путь,

Веди к недоступному счастью

Того, кто надежды не знал.

И сердце утонет в восторге

При виде тебя..."(71)

Разумеется в этом мне непонятном обоготворении М.Я. не звучали ноты "влюбленности"; и все же: образ ее был для меня символом Софии;

--- Конец цитаты ---
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=205

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии