Антропософский форум > В потоках времени

Теон – София

<< < (7/7)

Sergei:
Предисловие к циклу "Эвритмия как видимая речь"

--- Цитата: Константин от 20 Апр. 2013, 08:30:24 ---
--- Цитировать --- Человек представляет собой форму, происшедшую из движения.
Эвритмия есть продолжение Божественного движения,
Божественного образования формы человека.
Через нее человек подходит ближе к Божественному, чем он это мог бы сделать без эвритмии.
--- Конец цитаты ---
Рудольф Штайнер Эвритмия как видимая речь
15 лекций, прочитанных в Дорнахе в 1924 году GA 279
--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---Было особенно тяжелой задачей объединить эти лекции, которые возникли в условиях живого взаимодействия лектора и представляющих. Они читались без намерения дать энциклопедический обзор всей области эвритмии в момент, когда явилась необходимость обозреть все, что было совершено в течение ряда лет работы и внесено в мир различными преподавательницами. Все это подлежало испытанию и корректированию, и "должна быть дана сумма основных направлений, вытекающих всецело из существа эвритмии". Рудольф Штайнер в последней лекции этого цикла говорит, что ему хотелось придать лекциям, главным образом, такую форму, которая показала бы, как эвритмическая техника должна вырабатываться в любви к эвритмии, как все должно исходить из любви. Его слова исходили из любви и изливались, неся помощь произведенной работе, которая сама требовала детального контроля. До сих пор еще не было никаких стенографических записей тех отдельных наставлений, при помощи которых Р. Штайнер внес это искусство в жизнь. В 1912 году он 9 часов занимался с одной семнадцатилетней девушкой, которой было необходимо своей работой помогать своим младшим сестрам после смерти отца.  Она захотела посвятить себя какому-нибудь искусству, связанному с движением, которое не исходило бы из материалистических импульсов современности. Этот факт явился импульсом к принесению того дара, из которого возникла эвритмия. Мне предложили принять участие в этих уроках. Они содержали основные элементы звукообразования и некоторые упражнения, которые включены в педагогическую часть эвритмического образования: основные положения стояния, хождения, бега, некоторые особенности того,  как себя держать и занимать место, очень много упражнений с палкой, выдерживание такта и ритма.
(Искусства эвритмии, начавшееся у нас с 1912 года также очень близко соприкасается с современной сценой, настолько, что в будущем оно совершенно сольется со сценой. Из самого способа эвристических постановок ясно, что игра актера будет неотделима от эвритмии. Когда эвритмия была мною дана в самом начале, она мыслилась лишь в очень ограниченных рамках и даже я могу сказать, совсем никак не мыслилась, потому что в 1912 году дело обстояло так, как это бывает всегда при правильной работе в Антропософском движении: берется то, чего требует карма, и дается столько, сколько позволяют обстоятельства. Иначе и не может быть в Антропософском движении. В нем нет тенденции к реформам, нет тенденции провести в мир ту или иную идею, нет, мы имеем перед собой карму. И вот тогда в самом тесном кругу возникла потребность создать некоторый вид профессионального искусства. Это произошло самым естественно-закономерным и самым кармически закономерный образом. И я сделал тогда ровно столько, сколько было необходимо, чтобы пойти навстречу карме.
Затем, также кармически, через два года, фрау Доктор Штайнер, чьи сфера деятельности тесно соприкасалась с эвритмией, занялась ею. И все дальнейшее развитие обязано по существу ей. Поэтому само собой разумеется, что и этот курс, импульсы которого восходят к 1913-1914 году, относится к секции словесных искусств, во главе которой стоит фрау Доктор Штайнер.GA 282)
--- Конец цитаты ---



В копилку сайта еще один облик М.Я. Штейнер-Сиверс - http://predela.net/modules.php?name=Coppermine&file=thumbnails&album=14.
--- Цитировать ---Некоторые дамы, сделавшиеся ученицами первой эвритмистки, из этих положений развили педагогическую часть эвритмии. Затем они перешли к звуковой разработке стихотворений. Это была первая фаза эвритмического образования. Время от времени, когда ему что-либо показывали, Р. Штайнер давал ободряющие отзывы,  корректировал, отвечал на вопросы. Вторая фаза эвритмического развития началась с обоснования молодого искусства в Дорнахе, при Гетеануме. Первая группа молодых преподавательниц просила и получила дальнейшие указания, которые касались, главным образом, расчленения слов, связи слов, формообразования речи, построения строф, новых групповых форм и так далее. Со всем этим они начали выступать, но война вскоре пресекла их деятельность. Чтобы спасти молодое искусство и вывести упражнения из принудительного бездействия, стало необходимо мое участие в них. Эта задача стояла передо мной, как нечто само собой разумеющееся, как нечто связанное с судьбой, потому что эвритмия потребовала нового чтения (декламации), пути к которому мне предстояло отыскать и разработать. Мне стало ясно высокое значение эвритмии как источника оживления для всех искусств. И было больно видеть, что рвение молодых эвритмисток было парализовано в течение ряда лет войны. Для современного извращенного вкуса не было лучшего целительного средства, как это новое искусство, которое возвращало назад к первоисточнику сил и к созидательным силам природы. Оно являлось громаднейшим благодеянием для человека. Итак, в течение одной половины года я занималась с несколькими молодыми дамами в Германии, а в течение другой половины года – при Гетеануме, в Дорнахе, получая при этом поддержку и помощь от Р. Штайнера, к которому мы всегда могли обращаться со всеми нашими вопросами. Все наставления Р. Штайнера, объединенные в форме книги, записаны Annemarie Dubach-Donath - одной из наиболее опытных и выдающихся эвритмисток, второй в ряду молодых дам, которые посвятили себя изучению эвритмии. В ближайшее время эта книга появится в философско-антропософском издательстве под названием "Основные элементы эвритмии". Она является необходимой предпосылкой, фундаментом для данного труда, который в ней нуждается, чтобы быть понятым, и который без этой основы не имеет необходимой полноты.
На этот цикл лекций мы собрались, как на общее празднество. Рудольфу Штайнеру было предложено большое количество вопросов. Были подвергнуты пересмотру и установлены согласованные точки зрения на ряд вопросов, вызвавших различные толкования. Таким образом, все в целом носило характер некоторой импровизации. На доске быстро набрасывались рисунки, молодые дамы выступали с показательными упражнениями. Все проходило в форме обмена мнений и совместной работы, а не преподавания.  Преподавание Р. Штайнера часто имело такую форму. Но никогда оно не носило такого характера в той степени, как во время чтения этого курса эвритмии. Он, вероятно, сам потребовал бы, чтобы содержание этих лекций было проработано, пережито, перелито и передано другим лицам. Теперь, однако, когда он ушел от нас, все, непосредственно им высказанное, является для нас в высшей степени ценным.
--- Конец цитаты ---
http://bdn-steiner.ru/modules/Books/files/4304.pdf
Теперь в теме более полно отражена деятельность Марии Яковлевны для становления эвритмии - http://predela.net/forums/index.php/topic,801.msg8182.html#msg8182

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии