Антропософский форум > В потоках времени

Теон – София

<< < (2/7) > >>

Галина:
Тон, заданный Сергеем, хочется всячески поддерживать! И находятся такие воспоминания - это важно, именно дневниковые записи из "тогда"... И как неприятны мне другие заметки - о разногласиях, о ненависти...

--- Цитировать ---Приблизительно в это время в жизни доктора произошло событие: он обвенчался гражданским браком с Марией Яковлевной(73); еще летом 1914 года М.Я., отведя однажды нас с Асей в сторону, спрашивала, что мы предприняли для гражданского брака (наш гражданский брак произошел в Берне, в марте 1914-го го да); оказывается, ей нужны были эти сведения для брака с доктором; этот брак, конечно, был чисто духовный; М.Я., многолетний секретарь доктора, обитала в квартире доктора; в Берлине это не вызывало нареканий; но совместная жизнь доктора с М.Я. на вилле "Hansi" в Дорнахе вызывала нарекания со стороны швейцарских мещан. Чтобы заткнуть глотку этим мещанам, доктор и М.Я. обвенчались; тем не менее, этот "брак", мотивы которого ясны для всех мало-мальски сознательных антропософов, вызвал негодование в целой части Общества, по преимуществу в среде того карикатурного и "quasi"-оккультного элемента, который мы называли "тетками"; "оккультные тетки", не любившие М.Я., зашипели на этот брак; с той поры в Дорнахе стали гнездиться всякие сплетни по адресу М.Я., распространяемые тетками; разумеется к этим "шипам" мы относились с негодованием; и "бунтуя" внутренне против М.Я., внешне я всегда придерживался "партии М.Я.", - против "теток", ее ненавидевших за близость ее к доктору; причина ненависти, как обнаружилось это позднее, - нездоровая, "мистическая влюбленность" в доктора энного количества "теток", устроивших осенью 1915 года настоящий бунт против нее; М.Я. со смехом называла этот бунт "бунтом ведьм"; к впоследствии обнаруженным ведьмам, начавшим развивать атмосферу сплетен в Дорнахе уже с конца 1914 года, следует отнести: Madame Райф (из Вены), Штраус (из Мюнхена), Шпренгель, мадам фон Чирскую и ряд других теток; Штраус, фон Чирская со скандалом вылетели из Общества в конце 1915 года во время того периода, который я называю "великой чисткою авгиевых конюшен".


--- Конец цитаты ---
У Аси Тургеневой в записках о Рудольфе Штайнере я читала о том, что Андрей Бугаев СПЕЦИАЛЬНО ездил за букетом белых роз! И привез эти розя Марии Яковлевне - и она была приятно удивлена и сказала ему тогда, что у них с Доктором такая дата - венчание... А так как об этом не распространялись, никто не то что поздравлять - не знали,  то его внимание очень важно...

Sergei:

--- Цитировать ---Первое упоминание о роде Сиверсов в России восходит ко временам Петра 1, когда Петер фон Сивере, выходец из немецко-датского Гольштайна, поступил в русскую морскую службу и поднялся в ней от чина лейтенанта до адмирала и командовал какое-то время всем флотом Петра на Балтике. Он также немало потрудился при возведении морской крепости Кронштадт.
В семейном предании сохранилась одна интересная история, приключившаяся с адмиралом. Задумал однажды царь выйти со своим флотом в открытое море. Изрядно штормило. И вдруг царь решил взять командование флотом на себя. Адмирал воспротивился, говоря, что делать это в условиях шторма опасно, но царь, как известно, был очень настойчивый. Тогда адмирал объявил, что силой данной ему власти он царя арестовывает, после чего запер его в каюте. Когда флот вернулся в гавань, Петр 1 понял, что, настаивая на своей затее он рисковал и флотом, и своей жизнью. Он признал правоту адмирала, действовавшего в соответствии с морским уставом, и даже наградил его баронским титулом и поместьем в Лифляндии.
--- Конец цитаты ---
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,791.msg7982.html#msg7982



--- Цитировать ---Существует ряд чрезвычайно интересных воспоминаний о Марии Штайнер, имеются попытки написать ее биографию. Из них можно узнать о внешних фактах ее жизни и, что особенно важно: о впечатлениях, какие она производила на окружающих. О фактах ее биографии хорошо известно в антропософской среде на Западе, но в Росси об этом знают совсем мало, поэтому мы должны их пересказать.
Мария Яковлевна фон Сивере родилась 14 марта 1867 г. в половине пятого утра в маленьком польском городке Влотлавек, где ее отец, генерал-лейтенант русской службы, командовал гарнизоном русских войск.
Всего в семье было пятеро детей. Из них дольше всех прожила Мария. Младший брат, окончивший пажеский корпус, был горячим русским патриотом и погиб в 1915 г. на войне. Сестра в 1917 г. умерла в Петербурге от голода. Другой брат имел слабое здоровье и умер еще до наступления XX века. Судьба старшего брата, морского офицера, бывшего русским консулом в Дании, не известна.
Марии еще не было восьми лет, когда семья переехала в Ригу, а еще через два года отец вышел в отставку и поселился с семьей в Петербурге. Там в одной частной школе Мария получила довольно основательное гуманитарное образование, включавшее в себя историю, литературу, языки. Рано в ней обнаружилось влечение к поэзии. Уже в 12 лет она открыла для себя, что в поэтической речи живет таинственный внутренний звук; ее также глубоко волновала красота поэтического ритма. Этому способствовали детские переживания катящихся на берег морских волн, которые она наблюдала, еще живя в Польше, где семья часто выезжала на берег моря. А в Петербурге детей регулярно вывозили на природу к финской границе. Впечатлительной девочке, в которой рано проявилась особенная душевная глубина, эти поездки давали несравненно больше, чем другим.
--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---Однажды доктор попросил госпожу Штейнер рассказать о каком-нибудь происшествии из ее детства. Ей и ее брату обещали, что непременно возьмут их в цирк. Она из-за этого так разволновалась, что у нее поднялась температура и ей пришлось лежать в постели. Брат же, увидев во время прогулки в одном дворе козла, вернулся домой совершенно довольный, так как был убежден, что побывал в цирке. "Такими разными бывают темпераменты", - подытожил рассказ доктор Штейнер. http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=7501
--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---Когда она подросла, в ней пробудилась тяга к красоте античного мира, к Греции. Она вознамерилась учить греческий язык, однако в семье воспротивились этому. «Зачем девушке из аристократической семьи греческий?» - так рассуждали родители. Позже Мария фон Сивере оценила этот запрет как правильный жест судьбы. «Страстное погружение в гречество, — признавалась она, — помешало бы мне найти путь к духовности будущего».
Руководитель той частной школы, где училась Мария, говорил о ней, что это лучшая ученица из всех, каких он когда-либо видел. Он называл ее «юным Шиллером».
По окончании школы Мария фон Сивере получила диплом, дававший ей право работать учителем гимназии. Но она хотела учиться дальше и задумала поступить в университет, чтобы изучать сравнительное языкознание. Она свободно говорила и писала на четырех европейских языках. Однако семья воспротивилась и на этот раз. Причиной был страх, что в университете на молодую девушку могут оказать влияние социалистические идеи, которые в то время были необыкновенно широко распространены в студенческой среде.
Чтобы все-таки добиться своего, она поехала в Париж, намереваясь поступить в Коллеж де Франс на санскритское отделение. Ее сильно интересовало исследование природы, особенностей русского языка как находящегося между санскритом и европейскими языками. Но в коллеже она натолкнулась на холодное и даже презрительное отношение профессоров к намерению женского существа вторгнуться в науку.
Поэтому после окончания школы Мария фон Сивере некоторое время работала учительницей в школе для детей рабочих в Петербурге. Опасения родителей, что социалистические идеи могли бы оказать на молодую дочь влияние, вообще говоря, не были лишены оснований. В ней довольно рано стала сильно проявляться любовь к самостоятельности, свободолюбие, стремление к эмансипации, отторжение сословных предрассудков, острое переживание социальной несправедливости. И она умела, не конфликтуя, в важных для нее вопросах настоять на своем.
В пролетарской школе, где она начала работать, несколько классов занималось одновременно в одном помещении. Чтобы быть услышанными учениками, учителям приходилось просто кричать. Результатом такой работы стал сорванный голос, причем настолько, что пришлось прибегнуть к операции. Но что было при этом интересно: после операции довольно продолжительное время при всякой попытке говорить Марии приходилось преодолевать определенное сопротивление, а в результате в ее речи вдруг что-то освободилось. Рудольф Штайнер говорил потом, что всё это было помогающим жестом судьбы, благодаря которому ей со временем удалось достичь величайшей высоты в искусстве новой рецитации, основы которого заложил Рудольф Штайнер. В этом искусстве перед учениками стоя ла задача так овладеть речью, словом, чтобы оно звучало будучи «свободным от органов речи». В чуде такого искусства Мария Штайнер добилась совершенства.
У Марии фон Сивере уже в ранней юности пробудился талант драматической актрисы. Она, живя в Петербурге, участвовала в любительских спектаклях, всегда вызывая у публики неподдельный восторг. Все прочили «нашему эдельвейсу» — так тогда с любовью называли ее - будущее знаменитой актрисы. Однако и тут поперек дороги встала семья: как!? девушке-аристократке стать артисткой?! Так с разных сторон вставали барьеры, и они сужали поле жизни.
Бондарев Макрокосм и микрокосм
--- Конец цитаты ---

Sergei:


1884. С-Петербург

--- Цитировать ---А в Марии нарастал поиск смысла жизни, предназначения человека. «Где истина?» — с тревогой спрашивала она себя. Свинцовое небо Петербурга навевало чувство безысходности. Отдушиной были природа и русские поэты. Она любила Пушкина, Лермонтова. Ее сильно заинтересовала поэзия Владимира Соловьева. Любовь к ней она сохранила на всю жизнь и позже делала переводы ее на немецкий. А еще ее восхищала врожденная спиритуальность русских людей. Однажды она решилась рассказать горничной Нюше о том, что существуют перевоплощения, и та тотчас же отозвалась: «Это что-то такое, что мне хорошо понятно!»
Из поры детства Мария хранила воспоминания о няне — светлой, доброй русской женщине, рассказывавшей ей народные сказки и певшей песни. Однажды няня задумала сходить в Иерусалим поклониться гробу Господню и намерение свое осуществила. Из дальнего странствия она принесла Марии кипарисовый крестик.
После операции на голосовых связках Мария больше не могла преподавать в школе, и в ней созрело намерение «идти в народ». Брат в это время купил в Новгородской губернии небольшое имение, и она стала там учить деревенских детей началам грамоты, завела небольшую амбулаторию, где крестьяне могли получить несложную медицинскую помощь, лекарства.
Однажды летом, в Иоаннов день она полезла в погреб за продуктами и упала с лестницы. В течение нескольких дней после этого она лежала, почти не подавая признаков жизни. Окружающие думали, что она уже умирает, а когда она все же пришла в себя, то крестьяне сказали, что это Бог совершил чудо, ибо «барышня уж очень хорошая».

--- Цитировать ---В другой раз госпожа Штейнер рассказал нам о несчастном случае, который произошел с ней в юности. Находясь под влиянием сочинений Толстого, она поехала в деревню к своему брату, чтобы общаться с крестьянами. Она взяла на себя ведение хозяйства, и в Предтечев день, поскольку ждали гостей, велела приготовить курицу, что привело прислугу в смятение. Отправившись сама в "холодильник" (вырытое глубоко в земле помещение вне дома, в котором находились глыбы льда, предназначенные для сохранения продуктов в свежести), она поскользнулась на сбитых ступенях и ударилась головой о край льдины. Почти лишившись сознания, она наткнулась на служанку, которая, вопя и крестясь, убежала оттуда. Только очнувшись после долгого обморока, она выползла из холодильника с сотрясением мозга. По убеждению прислуги, это было Божиим наказанием, так как в день, посвященный Иоанну Крестителю, она приказала отрубить голову живому существу. - Для этого пригласили "безбожника" из соседней деревни.
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=7501
--- Конец цитаты ---
Через некоторое время брат, страдавший чахоткой, умер. Молодой девушке одной оставаться в глухой деревне было нельзя, и она вернулась в Петербург. Тяга к театру необоримо росла в ней, и она уехала учиться в Парижскую консерваторию. Там был факультет искусства рецитации. Эта учеба давала шансы на поступление в труппу Комеди Франсез. Но через два года пришлось снова вернутся в Петербург. А там как раз в это время талантливая актриса немецкой труппы Михайловского театра Мария фон Штраух-Шпеттини решила ставить «Марию Стюарт» Шиллера. И она дала Марии фон Сивере в ней главную роль. Успех граничил с сенсацией. Однако и тут решением семьи было: если ангажемент — то только за границей.
У Шпеттини были хорошие связи с Берлинским театром им. Шиллера. Она уговорила Марию фон Сивере поехать с нею туда, уверяя, что с ее талантом она непременно будет там принята. Но большой сюрприз, впрочем, известного рода, ожидал ее там. Директор театра д-р Рафаэль Лёвенфельд принял соискательниц очень любезно. С большим интересом он прослушал рецитацию Марией фон Сивере одной сцены из «Марии Стюарт» и в конце сказал, что это было настолько убедительно, что он готов дать дебютантке главную роль в «Орлеанской деве», премьера которой должна была состоять ближайшей осенью.
Да, это был большой успех: вот так, с первого раза получить главную роль в известном театре, который был знаменит своей верностью классическим традициям! Подруги едва сдерживали ликование. Мария фон Сивере с энтузиазмом принялась за работу. А ее было много. Среди прочего требовалось, например, в течение трех месяцев избавиться от прибалтийского акцента в немецком языке. Но очень скоро всему пришел конец. Во время следующей встречи д-р Лёвенфельд сказал: «Видите ли, наш театр, как, впрочем, и любой другой, сильно зависит от прессы. Нам очень важно, что о нас пишут рецензенты. От этого зависит наш успех. Чтобы Ваш бенефис обезопасить с этой стороны, я позволю себе дать Вам один добрый совет. Наденьте лучшее, что у Вас есть, воспользуйтесь искусством косметики и постарайтесь привлечь на свою сторону журналистов».
Словно черный занавес упал перед внутренним взором Марии и загородил ей всю будущую жизнь. Как потерянная шла она по улице летнего Берлина, а голос внутри обескуражено и возмущенно воп¬рошал: «Как? Святое искусство, изшедшее из храмов Мистерий, где боги говорили с людьми, теперь опошлено до такой степени?» Мария Шпеттини пыталась ей что-то объяснять, в том смысле, что так заведено, практически, повсюду и т.д. Но потом остановилась и сказала: «Да, Мария, это не для тебя. Ты человек совсем иного рода».
Татьяна Киселева, талантливая русская эвритмистка, ученица Рудольфа Штайнера, в своих воспоминаниях о Марии Штайнер пишет по этому поводу: «Со всей очевидностью здесь перед нами встает факт, что спиритуальность, что подлинное целомудрие с одной стороны и жизнь современного театра - с другой, которая совершенно чужда мистериальному источнику всякого подлинного искусства, являются двумя тяжело примиримыми вещами. Соприкосновение с грубой действительностью, отчужденной от духовности и душевной глубины эпохи, и отказ идти с нею на компромисс привели к тому, что определило дальнейшую судьбу Марии фон Сивере: на путь успеха и славы во внешнем современном театральном мире она вступать не будет...»
Но и капитулировать перед этой действительностью Мария фон Сивере не собиралась. Она сохранила свою мечту обновить театр в его мистериальной сути и продолжала работать в одиночку над искусством слова. За год до описанных печальных событий, в 1898 году она встретила книгу французского писателя, эльзасца Эдуарда Шюре «Великие посвященные». На нее повеяло из книги чем-то знакомым и близким. Потом она прочла его драму мистериального характера «Дети Люцифера». Она подтвердила ей правильность избранного ею пути. Между нею и автором завязалась оживленная переписка. Ее нужно читать хотя бы на немецком языке, чтобы пережить легкость, изящество, красоту, необыкновенную живость и непосредственность стиля Марии фон Сивере. Шюре, читая эти письма, был совершенно зачарован и заинтригован ими. Он попросил свою корреспондентку прислать ему ее фотографию. Он должен был также и видеть, что это за чудесное явление, с которым его свела судьба.

--- Цитировать ---Затем в моей памяти оживает рассказ о том, как еще до знакомства с доктором госпожа Штейнер пыталась заниматься спиритизмом в кругу людей с серьезными устремлениями. Во время сеанса им удалось вызвать некоего римского воина. Он громко прокричал несколько слов на едва понятной латыни и исчез. Потом им удаюсь вызвать образ Данте. Он прочитал им незнакомое стихотворение Данте, - не из лучших, но, несомненно, в его стиле. "С личностью Данте этого быть не могло, - объяснил доктор Штейнер, - помимо того, быть может, он тогда вновь был воплощен. Столь мощные индивидуальности оставляют после себя в Акаша-Хронике особые отпечатки. Это образы, обладающие собственной жизнью; в таком серьезном кругу ищущих людей они даже могут читать стихи".
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=7501
--- Конец цитаты ---
Некоторое время спустя Мария фон Сивере уже совместно с Рудольфом Штайнером осуществила постановку Драм-Мистерий Шюре и сама играла в них. Это было эпохальным событием. Пусть оно свершилось в сравнительно небольшом кругу - это были в основном члены Теософского общества, с которыми в начале XX века работал Рудольф Штайнер, - но с ним в мир снова пришла мистери-альная драматургия. Шюре был постановками и игрой Марии фон Сивере просто потрясен. Ему открылась такая эзотерическая глубина и космичность его творений, о которых он и сам не подозревал.
Мария фон Сивере победила «грубую действительность». [/i][/color]
Бондарев Макрокосм и микрокосм
--- Конец цитаты ---

Sergei:

http://www.anthroposophie-muenchen.de/index.php?id=263

--- Цитировать ---Встреча Марии фон Сивере с Рудольфом Штайнером состоялась в 1900 г. в Берлине. Ей тогда было 33 года. Ее пригласили на его лекцию, которую он читал в библиотеке графа и графини Брокдорф. С этого момента в ее жизни начинается великий поворот, даже, можно сказать, перелом.
Уже в 30-е годы она писала о той встрече: «Мой жизненный путь должен был привести меня к нему, ибо он был единственным, кто мог давать ответы на штурмующие вопросы нашего поколения в эпоху интеллектуальнейшего материализма». Но истинная сущность встречи этих двух во всех отношения совершенно необыкновенных людей далеко выходила за пределы духовных запросов их личного. Она была судьбоносной для всего антропософского импульса, вступавшего тогда в мир. Этот импульс в прямом смысле слова вошел в существо Марии фон Сивере, и оно стало другим, о чем мы будем говорить чуть позже.
А внешне, чисто по-человечески, встреча с Рудольфом Штайнером поставила Марию фон Сивере перед выбором, который в своем роде был совершенно уникален. Она поняла, что в деятельности Рудольфа Штайнера она встретилась с таким излиянием духовности на земной план, какого не бывает и раз в тысячу лет и которое несет миру совершенно новый облик. И она увидела, что для этого ему приходится работать так, как еще не работал ни один человек, и потому ему совершенно необходима помощь. А помогать ему означало забыть себя, как это делал и он.
Такова была одна сторона дела, а на другой стороне было призвание, было любимое искусство. Ему тоже нужно было посвятить себя всю. И перед нею встала задача соединить два огромных дела: служить Духовной науке в ее движении в широкий мир европейской цивилизации и служить обновляющему искусства импульсу Антропософии. Немалый труд предстояло совершать и в связи с институа-лизацией антропософского движения.
Мария фон Сивере взяла на себя эту задачу и на этом, можно сказать, ее личная биография заканчивается. Начинается самоотверженное служение миссии и труду Рудольфа Штайнера. В ее служении инициированным Антропософией искусствам не было и тени того, что можно назвать самореализацией артиста, художника. Так зачеркнуть себя, так самоустраниться ради служения высшему —на такое мало кто способен. Но велики были и плоды этого самоустранения. Эвритмистка Илона Шуберт не раз слышала, как Рудольф Штайнер говорил, что без помощи Марии Штайнер, без сотрудничества с нею было бы невозможно вызвать к жизни ни Антропософию, ни Общество! Без нее мы не имели бы ни напечатанных лекций Рудольфа Штайнера, ни эвритмии, ни школы рецитации, ни постановок Мистерий-Драм, «Фауста» и много другого*. (* См. Mitteilungen aus der anthroposophischen Bewegung, № 71, Nov. 1981.)
Сомневаться в этом нет никаких оснований, ибо вот что еще говорил сам Рудольф Штайнер о самом первоначальном периоде его работы с Марией фон Сивере. В лекции от 11 октября 1915 г. он вспоминает, что в 1901 году у него состоялся с нею разговор, в котором она поставила ему вопрос: «...а не назрела ли уже большая необходимость вызвать к жизни в Европе духовное движение? В ходе разговора, - говорит он далее, - я вполне определенно сказал: конечно, необходимо... но только я еще нахожу необходимым, чтобы такое движение было непременно приведено в связь с европейским оккультизмом, исключительно лишь с ними и развивало бы его далее. И еще я сказал, что тут нужно прийти в связь с Платоном, Гёте и т.д. Я изложил целую программу, которая потом и осуществилась».
Иоханна Мюкке, пришедшая от Карла Либкнехта к Антропософии, многолетняя усерднейшая помощница Мария Штайнер в ее издательской деятельности, сообщает об одном разговоре между Марией Яковлевной и Рудольфом Штайнером в Дорнахе, при котором она присутствовала. В нем Рудольф Штайнер вспоминал, как Мария Штайнер поставила ему вопрос, нельзя ли было давать теософскую мудрость в форме, более соответствующей европейской духовной жизни и с учетом Импульса Христа, и далее сказал: «Тем самым мне была дана возможность действовать в том смысле, который витал передо мною. Вопрос был поставлен, и я мог в соответствии с духовным законом давать на него ответ». Так было, фактически, положено начало тому великому повороту в духовной истории человечества, благодаря которому старый принцип «свет с Востока» впервые сменился принципом «свет с Запада».
Во внешней жизни Мария Штайнер стала некоего рода Ангелом-хранителем Рудольфа Штайнера. Она организовывала его поездки с лекциями по всем странам Европы, для чего нужно было решать уйму вопросов: о сроках, о месте, о номерах в гостиницах, о железнодорожных билетах и т.д. и т.п. Очень часто она и сама сопровождала его в этих поездках. Но силы у них были не равные. Временами она пад ала в изнеможении, а потом поднималась и снова пускалась в поездки. Это был просто невообразимый объем работы. Рудольф Штайнер нередко спал лишь один час в сутки, а то и вовсе оставался без сна и жил лишь благодаря тому, что был, как говорится, «не здешней силою хранимый».
Рудольфа Штайнера сильно донимала привередливость издательств, в которых выходили его книги. Мария Штайнер на собственные деньги учредила Философско-антропософское издательство. В нем она организовала и выпуск лекций, для чего ей пришлось с головой и до конца своей жизни погрузиться в их редактирование, поскольку записи были несовершенными, а у Рудольфа Штайнера совсем не было времени, чтобы редактировать их самому. У него даже не было времени, чтобы отвечать на конкретные вопросы Марии Штайнер касательно содержания.
Рудольфа Штайнера просто осаждал поток посетителей. Беседы с ними отнимали у него особенно много сил. Марии Штайнер пришлось взять на себя особенно трудную задачу: этот поток как-то ограничивать, что, конечно, не прибавляло ей друзей.
А еще нужно было готовить программы с эвритмистами, рецитировать им, организовывать их выступления. Ну и, наконец, — ответственная административная работа. Уже в начале их знакомства Рудольф Штайнер назначил Марию Штайнер секретарем германской ветви Теософского общества, а когда было создано Антропософское общество, она вошла в его правление.
В письме от 7 января 1905 г. она пишет о деятельности Рудольфа Штайнера: «...у меня просо дух захватывает, если я лишь наблюдаю ее...» А нужно было не только наблюдать, но и активно участвовать в ней. Огромные физические и духовные нагрузки обострили проблемы со здоровьем. Падение с лестницы в имении брата оставило свои следы. Периодически на ушибленном позвоночнике возникал абсцесс. В 1911 г., когда они вместе с Рудольфом Штайнером были в Болонье, ей стало настолько плохо, что, когда ее привезли в гостиницу, хозяйка возмущенно говорила: «Через три дня синьора умрет, а это повредит репутации мой гостиницы!» Но случилось чудо. В Болонье находятся реликвии Фомы Аквинского. Позже Мария Штайнер полушутя говорила: «Это он мне помог». Ибо абсцесс вдруг вскрылся сам, и она ожила.
И такая жизнь продолжалась 21 год, начавшись с поездки с Рудольфом Штайнером в Англию летом 1903 г. и закончившись тоже поездкой в Англию летом 1924 года. После того Мария Штайнер ездила одна с гастролями эвритмистов и рецитаторов.
Бондарев Макрокосм и микрокосм
--- Конец цитаты ---

Первые фотографии Рудольфа Штейнера на форуме. И это в юбилейный то год ...
В этом плане Владимир потрудился на славу. И хотелось бы, чтобы и там, в библиотеке, в фотоархиве, и здесь на форуме появлялись новые фото доктора Штейнер, наверняка ведь есть.


Шесть лет с 23 до 29 летнего возраста, основатель вальдорфской педагогики в качестве члена семьи (см. также вопрос 112/113 сообщений из 1994) жил у Spechts в качестве учителя к четырех их сыновей.
http://www.waldorf.net/html/texte/rs.htm


http://www.anthroposophie-muenchen.de/index.php?id=263

Sergei:

--- Цитировать ---Роль Марии Штайнер в становлении новых видов искусства, рождавшихся из высоких интуиции Рудольфа Штайнера, просто неоценима. Ей целиком обязано своим развитием искусство рецитации. Но при этом следует сказать, что и эвритмия развилась как бы из рецитации Марии Штайнер: видимое слово — из слышимого слова. Об этом со всей определенностью говорит Татьяна Киселева, достигшая в искусстве эвритмии особенно больших высот.
Чтобы эвритмисты могли работать, нужно было часами рецитировать им и на репетициях, и во время выступлений. А то, как это делала Мария Штайнер, было не сравнимо ни с чем. Один из ее учеников, Фрэд Пёппиг, пишет, что ее мотивом было: обремененное материей земное бытие пронизывать духом. В ее существе Антропософия жила непосредственно, не как мысленное достояние, а как «дарящая себя жизнь». Через слово, произносимое ею, сам импульс Антропософии непосредственно формировал эвритмическое движение; формировал он и исполнителей эвритмии.
Безмерной была и благодарность к ней Рудольфа Штайнера. Уже в конце жизни он писал ей: «. ..я действительно не могу выразить Тебе, насколько восхищает меня Твоя самоотверженная деятельность и сколь благодарен я Тебе за всё, что Ты так благодатно совершила». А еще в 1905 году он писал: «Твое благословение требуется нашему делу». Эдуард Шюре в 1908 г. признавал: «Благодаря ей он может свой труд вносить в мир».
--- Конец цитаты ---




Запрестольный образ Roland Tiller 2008

--- Цитировать ---В своей автобиографии, написанной в конце жизни, Рудольф Штайнер в предпоследней главе пишет о Марии Штайнер: «...я должен назвать ее центральной носительницей Движения, ибо она является его основательницей». Это не похвала. Это факт огромного значения. И потому важно нам составить представление о том, какой была эта «основательница», как воспринимали ее окружающие люди.
Ну, прежде всего, нельзя не сказать о том, какое впечатление производил внешний облик Марии Штайнер. Она была настолько красивой, что люди на улицах, например в Берлине, останавливались и не могли удержаться от того, чтобы не сказать ей об этом, не выразить свое восхищение.
А вот как пережила ее взглядом профессиональный художницы Маргарита Волошина. В книге своих воспоминаний «Зеленая змея» она пишет, что впервые ей довелось наблюдать Марию фон Сивере в 1908 г. в Цюрихе. «В большом зале я увидела сидевших впереди меня двух дам, очень живо беседовавших между собой. У одной из них, чей тонкий профиль я могла время от времени видеть, были золотые волосы и такой цветущий, нежный цвет лица, какой обычно бывает только у маленьких детей. Когда она повернулась к двери, я увидела совершенно невероятные глаза — синие и огненные, как сапфир. Губы были нежные, но твердые, четко очерченный подбородок. Мне бросились в глаза ее очень красивые маленькие руки. Порой она сердечно смеялась, порой казалась возмущенной, и тогда кровь легко приливала у нее к лицу. Я с интересом наблюдала ее, ибо она очень мало походила на других женщин в зале». Несколькими страницами далее Волошина еще пишет: «Ее глаза были как сапфир. Вплоть до ее смерти в преклонном возрасте они сохранили свое свечение. Лишь высоко в горах можно переживать такую синеву. Вокруг нее был высокогорный воздух».
Современники Марии Штайнер отмечали, что во всех положениях жизни она была необыкновенно прямой, решительной и «самой истинностью». Киселева пишет о ней: «Внешняя тонкость ее аристократической натуры, одновременно и скромной, и гордой, ее глубокая и тонко чувствующая восприимчивость, широта и уравновешенность ее рассудка, в равной мере одаренность как в деятельности мысли, так и в искусстве делали ее удивительным образом подходящей для роли посредницы и апостола». И еще: «Как основную черту ее существа я пережила бессамостность: бессамостность носителя высочайшей духовной сверхличной цели. Там, где многие ощущали произвол, субъективность, несправедливость, недостаток знания дела, людей, я могла переживать, что через посредничество Марии Штайнер говорит словно бы космическое суждение, происходит род космического суда». (Подч. нами. - Авт.) А Рудольф Штайнер говорит, продолжает Киселева, что «вся наша земная жизнь поставлена неким образом в свет космического суждения. ... Особенно суждения Ангела важны для оценки деяний отдельного человека». (Это из ИПН. 227.)
Татьяна Киселева пишет еще, что была свидетельницей того, как трудно было Марии Штайнер делать людям замечания, быть с ними строгой, когда это было необходимо.
Помятуя о филистерском духе нашего времени, легко представить себе, почему и врагов было у Марии Штайнер достаточно. Через нее человеку открывалась правда о его собственном характере, выносить чего он был зачастую не способен. А такого люди не прощают. Но что интересно при этом: именно космичность существа Марии Штайнер чаще всех переживали русские антропософы и искренне восхищались ею.
С враждой приходилось сталкиваться им обоим — и Марии Штайнер и Рудольфу Штайнеру; и не только филистеров, но и духов тьмы. Уже в 1905 г. Мария Штайнер в одном письме пишет: «...он (Рудольф Штайнер) не надламывается никогда, но, как всегда бывает в таких случаях, если выступает такая сильная индивидуальность, с абсолютной самоотверженностью, с безграничным воодушевлением, то поднимается безмерная вражда. Громоздятся горы ненависти, да, они уже громоздятся». Противостоять ей было совсем не просто, и Рудольф Штайнер, чтобы поддержать Марию Штайнер, писал ей:
«Это ведь совершенно очевидно, что еще много противящихся сил восстанет против нашего душевного союза; этим вещам нужно противостоять со спокойствием» (апрель 1905).
«Противостоять со спокойствием» - это одно из главных жизненных правил оккультиста. Но как трудно бывает следовать этому правилу даже посвященному, когда дело идет о вещах неизмеримо важных, о судьбе человечества. Когда он знает, что от успеха дела, которому он служит, зависит: взойдет ли человечество к свету из пучины зла и страданий или еще глубже ввергнется в нее.
Марии Штайнер переживания такого рода были очень хорошо знакомы. И ей приходилось напрягаться всеми силами своего существа, чтобы выдерживать «цунами» мелочного эгоизма, зависти, непонимания, глупости, а также и неприкрытой вражды к духу и по возможности ограждать от них Рудольфа Штайнера.
Когда в начале мировой войны их давний близкий друг Эдуард Шюре, поддавшись французской шовинистической пропаганде, выступил с обвинением Рудольфа Штайнера в национализме, то Мария Штайнер слегла и три дня была словно парализованной. И потом -как следствие таких переживаний - ей всё больше начали отказывать ноги. А то, что она пережила при пожаре Гётеанума, сопоставимо с переживаниями лишь самого Рудольфа Штайнера, которому после него стало необыкновенно трудно удерживаться в физическом теле и продолжать инкарнацию.
«Мне приходилось постоянно бороться», - напишет в конце жизни Мария Штайнер. А Фред Пёппиг скажет о ней: «Путь несения креста она прошла до конца».
В декабре 1914 г. Мария Штайнер и Рудольф Штайнер вступили в гражданский брак. Он, конечно, носил чисто духовный характер и был вызван тем, что их совместная работа вынуждала их много находиться вместе, а это рождало сплетни. Не считаться с ними было нельзя. Но была у этого брака - в чем мы уверенны - и более глубокая причина. Рудольф Штайнер хорошо сознавал, что в случае его смерти - а она угрожала ему уже в начале столетия - встанет вопрос о его наследии и враги сделают всё возможное, чтобы изъять его из мира и заставить мир забыть о нем. Поэтому уже в 1907 г. он завещал его Марии фон Сивере. Потом он обновил это завещание, но полную силу ему, конечно, могли придать лишь отношения зарегистрированного брака. Обоснованность беспокойства Рудольфа Штайнера по этому поводу подтвердилась после его смерти.
Бондарев Макрокосм и микрокосм
--- Конец цитаты ---

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии