В 9 столетии мы имеем дело с одним из значительных исторических периодов европейской жизни, когда, - в этом 9 столетии, - западные страны выступили перед нами в христианизированном виде, насколько это вообще могло быть. Более ранние столетия были, в сущности, столетиями, в которые христианство ещё только добавлялось к западным странам. И в 9 веке, то есть в то время, которое последовало за столетием Карла Великого, мы видим, что Европа уже носит христианский характер, который затем на протяжении веков действовал в жизни людей Европы.
Внутри цикла истории сменяют друг друга 6 периодов. Они разбиты на пары так, что события одного периода примерно через тысячу лет изживают себя в событиях другого. Жизнь Иисуса Христа пришлась на завершающий период, отмечаемый Луной. Естественно ожидать главных последствий тех времен к IX-X векам!
Мы знаем, как Римская Империя, начиная с одного всемирно исторического момента, когда она распространилась наиболее широко, явно обнаружила в себе зародыш своего падения. Тех людей, кто обращает на это внимание, всегда должен будет занимать вопрос: отчего эта Римская Империя, поднявшаяся к такой славе, в течение трёх, четырёх первых столетий христианского летоисчисления, погибла?
Почему в лекции говорится об упадочности великой Римской империи в первые века распространения христианства? Да потому что Римская империя была заложена за 700 лет до н.э. и к первым векам нашей эры совершенно закономерно ожидать ее упадка. Интересно отметить юридический характер последних веков империи, который начинает доминировать и в наши дни, поскольку к 2024 году мы снова вступим в аналогичный завершающий период цикла.
Голубой цвет христианства является синим, загрязненным от зеленого: отсюда вмешательство арабизма в образ мышления европейцев. Однако голубой цвет имеет отношение именно кельтскому населению. Отсюда утверждение об «эзотерическом» отношении кельтов к христианству. Германцы же, как и северные европейцы, славяне и русские, принадлежат чистому синему цвету. Их описывают как активный элемент, вторгшийся в пассивные кельтские области. Это имеет отношение и к истории Руси. Известно, что рюриковские наместники осуществляли суд и сбор налогов даже среди мордвы.
Многие племена являются потомками тех, кто шел вслед за Ману на Восток, в глубины Азии. Но современная история основывается на движении бывших народов Ману с Востока на Запад. Центральный регион вообще соответствует раджасу – страстному, активному, воинственному началу; тогда как Запад наделен тамасом – инерцией, стабильностью, покоем. Об этом и говорит Штейнер, когда утверждает, что кельты застыли в своем покое и стали слугами у активных германцев, пришедших из центральных регионов Евразии.
Благодаря тому, что обычно называют Великим переселением народов, которое происходило несколько иначе, нежели описывают это в книгах по истории, один народный элемент внедрился, вдвинулся в изначальные кельтские племена. Можно не раз говорить об одном «народном элементе», хотя сюда, в Северную Европу проникло большое число людей из Азии. Вследствие смешения этого внедрившегося народа со старым кельтским элементом, вследствие разнообразных смешений, - там смешение было более сильным, тут более слабым, в одном месте кельтский элемент остался на переднем плане, в другом отошёл на задний план, - возникли самые различные оттенки европейского населения… Так жили они в некотором удобном покое, который, в сущности, совсем не соответствовал народному характеру кельтов, но постепенно внедрился в кельтский элемент.
Штейнер вкратце упоминает главные группы, на которые делили себя сами европейцы. Франками он называет тех, чье самоназвание было «народ Тиу/Тэйваза». Это основное германское ядро, поклонявшееся богу Закона и Справедливости. Саксонский элемент это фризы, самоназвание – истевоны, люди моря и торговли. Были еще и те племена, которые считались народом знания, или жречества, друидизма. Они тяготели к своему истоку - востоку.
Исламский мир: его начало пришлось на этап Марса – противодействие христианству. Затем распространение зеленого цвета в эпоху Венеры (вместе с тюркизацией исламского мира). В этом кроются те противоречия, которые сегодня резко обозначились в конфликте салафитов, опирающихся на принципы изначального ислама эпохи Марса, с т.н. умеренными, культурными мусульманами, зеленая сущность которых лишь облачена в исламские формы. однако, если видеть в современных салафитах отголоски времен Марса, то их время скоро пройдет (после 2024 года станет исторически неуместным, ничем не оправданным).
Весьма вероятно, что и христианство в германских, скандинавских и восточноевропейских областях может сильно потесниться. Христианство опирается на южноевропейское население и на кельтов. Христианство как религия любви не совсем адекватна нордическому, северному населению. Там могут воспринять понятие духовной свободы совести и такие формы духовности, которые ближе не к религиозным, а к народно-политических, например, схожим с законами Моисея. Не случайно первый удар христианство пережило в реформации, победившей в германских землях.
В лекции заслуживает рассмотрения и вопрос о богатстве и бедности. Христианство получило распространение с началом эры Рыб. Об этой эре я уже писал в связи с народами Междуречья и семитами. Если говорить кратко, то евреи это дети свободной женщины, занимающиеся золотом; арабы – дети рабыни. Рыбы гоняются за блестящим золотом. Штейнер говорит о Восточном богатстве и «западном» натуральном хозяйстве. Но еще интереснее тот факт, что в Европе сложились классы богатых землевладельцев из числа энергичных германских завоевателей и полусвободные и не такие богатые кельты, устремившиеся в города. Так вот, несвободное городское население имело предрасположенность к тому, что звучало из исламского мира, т.е. к арабизму, тогда как внешний католический институт находил опору среди землевладельцев.
Ко времени коронации Карла Великого (800) папство представляло собой нечто правомерное, оправданное; ибо оно считалось с теми крупными землевладельцами, которые позволяли считаться с собой.
Можно сделать вывод, что христианство в западных областях вообще всегда находится в упадке. Франкские монархи подчинили себе папский престол и сделали центром католического мира собственную страну (т.н. Авиньонское пленение). Католичество впервые состоялось благодаря властям, потому оно и может существовать только там, где этого хотят власти. Городские же культуры Европы, в конце концов, пришли к реформации.
Другое дело с христианством на востоке. Там оно сыграло доминирующую роль в возвысившейся Византийской империи. Зеленый мир был на подъеме, благодаря чему в Византию пришел тюркский ислам. Сильное же христианство ушло еще дальше от Рима – на Русь. Существенное отличие украинского этноса от великоросского в том, что украинский генетически в 2 раза ближе к монгольскому, нежели великоросский. Поэтому украинцам ближе зеленый мир и голубой (смешение синего и желтого).
Эра Рыб весьма серьезно связана с Германией и Францией, поскольку Рыбы для германцев являются знаком их Народной Души, а для французов – их Народного Духа. «Еврейский» вопрос как бы перепроецировался на них.