Антропософский форум > Разное
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ. СМЕНА МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ.
Галина:
"...Второй человек, сама его субстанция, отбрасывается, и строится третий человек. Его деятельность направлена не на форму, а только на жизнь. Если бы он проник в форму, у нас бы образовались третьи зубы, но этого не происходит, потому что теперь человек сообразуется с внешними обстоятельствами. В этих внешних обстоятельствах кроется причина того, что человек вновь становится восприимчив к внечеловеческому. Пока он строил себя сообразно модели, он всецело был направлен на человеческое.
До тех пор, пока человек строит себя сообразно модели, он ориентирован на наследственность. Но именно в ней и заложено иссушающее начало. Модель еще со времен отделения Солнца оторвалась от своих корней, она ссохлась, зачахла. Поэтому в силах наследственности и лежит большая часть болезнетворных сил, и, строя себя согласно модели, человек фактически вбирает в себя и множество внутренних причин, приводящих к болезни.
Но по достижении половой зрелости он становится маловосприимчив к ним, поскольку он строит себя сообразно внешнему миру, а климат и все, что есть вовне, в воздухе, уже не столь вредоносно. Человек между седьмым и четырнадцатым годом здоров, но затем наступает время, когда он вновь уязвим для болезней.
Все эти взаимосвязи следует наблюдать так, чтобы не упустить из виду образа человека. Если вам это удалось, значит вы медитируете правильно. Затем вы должны суметь связать изученное вами с содержанием вашей медитации. Тогда усвоенное будет не просто теорией, а станет практикой, поскольку вы обнаружите силу, которая приведет вас к созерцанию. Это именно то, что сегодня необходимо.
Невозможно прийти в медицине к чему-нибудь стоящему, если предполагать, что развитие идет по прямой линии. Человек на самом деле складывается из ограниченных потоков развития, длящихся по семь лет, и приходящее позднее просто присоединяется к тому, что было раньше; это не поступательное движение в одну сторону, поскольку в него постоянно вторгаются новые обстоятельства. Такого рода размеренное поступательное движение, когда причиной более позднего события всегда является непосредственно предшествующее, можно найти только в минеральном царстве, в меньшей степени — в растительном, и менее всего — в человеческом.
Попробуйте таким же образом представить себе растение. Что делает сегодня человек, когда он представляет себе растение? Вот земная почва. Теперь человек представляет себе, что в нее положено семя и из него растет растение. Он настолько наивен, что представляет себе это таким образом: ну да, водород — это очень простая молекула, состоящая из двух атомов. Он перебирает в своем воображении все возможные сочетания. Алкоголь — это уже более сложная молекула: когда углерод связан с водородом и кислородом, то это уже более сложное. И вот, появляются самые сложные субстанции с самыми сложными молекулами. Было время (восьмидесятые-девяностые годы), когда писались диссертации со сложными названиями длиной в две-три строки, а то и больше. А вот чудовищно сложная молекула. Вот она становится еще сложнее. Затем она становится семенем, сложнейшим соединением. А затем из семени появляется растение.
Но ведь все это бессмыслица.
Образование семени происходит благодаря тому, что земная материя в семени вырывается из всех структурных связей и переходит в состояние хаоса, становится хаотичной до такой степени, что уже не несет в себе никаких материальных сил. И когда все земные структуры перестают существовать, тогда в полной мере может заявить свои права то, что действует из Космоса. Этот хаос сообщает о своей готовности в миниатюре воспроизвести космическое начало, космическую структуру, и таким образом в процессе образования семени Ничто оспаривает свои права у Земного и в Ничто начинает действовать космическое начало.
… Ибо дело обстоит не так, что он работает над изменением модели, а она все же остается, пусть изменившейся; нет, первоначальная модель тогда отделяется от человека, отпадает, подобно шелухе, как это происходит с молочными зубами. На нашем рисунке эта сбрасываемая, как шелуха, модель означена желтым. Дело, действительно, обстоит так, что человека, с одной стороны, теснят формы, силы модели, с другой стороны, человек хочет запечатлеть в своем физическом теле то, что он принес с собой свыше. Происходит некая борьба в течение первых семи лет жизни человека. С духовной точки зрения эта борьба означает то, что находит свое внешнее — симпатическое — выражение в детских болезнях. Детские болезни суть выражение этой внутренней борьбы.
Разумеется, подобные заболевания бывают у человека также и позднее.
Это имеет место тогда, если, например, кто-либо в первые семь лет своей жизни не слишком много сделал для того, чтобы преодолеть свою модель. Но, затем, в старшем возрасте у него может всплыть стремление все-таки обрести то, что до того оставалось у него кармически неосуществленным. Он может, например, на 28-м или 29-м году своей жизни внезапно внутренне восстать против модели, тогда он впервые резко сталкивается с ней и вследствие этого испытывает то или иное детское заболевание.
Можно заметить, если обратить на это достаточное внимание, как у некоторых детей сильно выступает то, что они существенно меняются после седьмого, восьмого года своей жизни: изменяются их жесты. И люди не знают отчего это происходит.
Ведь ныне общераспространенное мнение в цивилизованном мире так сильно цепляется за понятие наследственности, что это перешло даже в обороты речи, в просторечие.
И когда на восьмом или девятом году жизни ребенка у него внезапно выступает нечто новое и притом такое, что органически коренится в его существе, то отец говорит: вот тебе на! Это он имеет не от меня! И мать говорит: вот уж поистине, только не от меня! Это связано с всеобщей верой в наследственность, перешедшей в сознание родителей, и согласно которой дети должны все иметь от родителей, от предков.
Однако, с другой стороны, бывает также и так, что можно видеть, как дети при некоторых обстоятельствах становятся в свою вторую жизненную эпоху, от семи до четырнадцати лет, даже больше похожими на своих родителей, чем прежде. Да, так бывает, но тут вам надлежит со всей серьезностью принять, постичь то, как человек нисходит в физический мир.
Видите ли, психоанализ произвел, вырастил некоторые, действительно отвратительные болотные цветы, среди них, например, также и то (об этом ныне вы можете прочесть всюду), что в тайне, в своем подсознании, каждый сын влюблен в свою мать, а каждая дочь влюблена в отца, и что жизненные конфликты существуют, мол, в подсознательных «провинциях» души.
Так вот, все это, конечно, дилетантские интерпретации детской психики.
Но что тут истинного, так это то, что человек уже до своего нисхождения в земное бытие влюблен в своих родителей, он приходит к ним, потому что они ему нравятся...
Галина:
Продолжим исследование:
"... человек уже до своего нисхождения в земное бытие влюблен в своих родителей, он приходит к ним, потому что они ему нравятся. Но здесь, разумеется, надо различать то суждение, которое имеет о жизни человек, находящийся на земле, от того суждения, которое имеет о жизни человек, находящийся вне земной жизни, между смертью и новым рождением.
… Возьмем человека мало интересующегося окружающим физическим миром. Его еще может интересовать то, что непосредственно касается его телесного существования, например, то, хорошо или плохо будет он себя чувствовать в той или иной местности..., за пределы этого его интересы не выходят. Его душа остается бедной. Он не несет в себе окружающего мира. И когда он, пройдя через врата смерти, вступает с внутренним содержанием своей души в духовный мир, то он мало приносит с собой от того, что возвещали ему явления мира внешних чувств. Вследствие этого такому человеку трудно будет провести там надлежащую работу с духовными существами, пребывающими там. А последствием этого будет то, что он не обретет достаточно сил, энергии для созидания своего физического тела, наоборот, его душа впадает в своего рода бессилие.
И после своего нового рождения на земле, модель, унаследованная от родителей, будет брать верх над ним. И борьба души с моделью выразится тогда во всевозможных детских заболеваниях, перенеся их, этот человек все же останется телесно слабым. Ибо у него образовалось хрупкое тело, подверженное всевозможным заболеваниям. В свою очередь душевно-духовный интерес человека к физически зримому миру кармически преобразуется в предрасположение к здоровью при его следующем рождении на Земле. Люди, преисполненные здоровья, в своей предыдущей жизни прежде всего имели живой интерес к физически зримому миру. В этом отношении конкретные факты земной жизни оказывают чрезвычайно сильное действие.
… В сущности, формировать приходится человека конечностей и отчасти человека груди. Задачей человека конечностей и человека груди является пробуждение человека головы, это истинная характеристика воспитания и обучения. Вы развиваете человека конечностей и часть человека груди, а они пробуждают другую часть человека груди и человека головы. Ребенок приходит к вам с тем, что он проносит через рождение в своем совершенном духе и относительно совершенной душе, а вам следует заниматься образованием того, что он приносит вам как несовершенный дух и несовершенную душу.
Если бы дело обстояло иначе, то истинные воспитание и обучение были бы вообще невозможны. Представьте себе, что нам предстояло бы воспитывать и обучать весь тот дух, который человек приносит с собой как задатки; тогда вам, как воспитателям и учителям, было бы всегда необходимо находиться на высоте того развития, которое может проделать наш воспитанник и ученик. Вы бы вскоре оставили профессию педагога, ибо вы могли бы воспитывать лишь настолько же умных и гениальных людей, как вы сами. На самом же деле вы в состоянии обучать и воспитывать гораздо более умных и гениальных людей, чем вы сами. Это возможно потому, что вы воспитываете только одну часть человека. Лучшее, что мы можем делать, — это воспитывать волю и, в какой-то мере, чувства. Ибо то, что мы воспитываем посредством воли (т.е. человека конечностей) или посредством чувства (т.е. определенной части человека груди), мы можем довести до той степени совершенства, какую имеем сами.
И как слуга или даже будильник в состоянии разбудить человека более умного, чем он сам, так и менее гениальный и даже менее добрый человек может воспитать человека гораздо лучшего и умного, чем он сам. Во всяком случае, для нас должно быть очевидным, что в отношении всего интеллектуального нам нет никакой необходимости стоять выше своего воспитанника, а вот, воспитывая волю, в области нашего собственного добронравия мы обязаны стремиться достичь всего, что только возможно. Воспитанник может стать лучше, чем мы сами, но, по всей вероятности, этого не произойдет, если к нашему воспитанию не добавится другое, идущее от мира и других людей.
Я говорил в этих лекциях о гении языка, гораздо более умном, чем мы сами. Мы многое можем почерпнуть, изучая, как благодаря своему строению язык служит вместилищем духа.
Гений живет и в других окружающих нас вещах, не только в языке. Подумайте: человек является в мир так, что в области головы его дух спит, а душа грезит; от самого рождения мы должны воспитывать человека, обращаясь к его воле, ибо без воздействия на волю мы не сможем подступиться к спящему духу головы.
Однако, если бы мы вообще не смогли найти доступ к духу человека головы, в его развитии образовался бы большой изъян. Когда человек рождается, его дух в области головы спит. Барахтающегося младенца мы не можем учить танцевать или эвритмизировать, а коль скоро он встал на ножки и что-то лепечет — еще не время давать ему музыкальное воспитание. С живописью также пока не подступиться. Мы пока не в состоянии перекинуть настоящий мост от воли к спящему духу.
Позже, если мы сможем действовать через волю ребенка, мы будем влиять и на его спящий дух. Собственно, произнося первые обращенные к нему слова, мы уже пытаемся влиять на его волю. То, что мы с помощью голоса вкладываем в эти первые слова, в виде импульсов воли проникает в спящий дух головы и начинает его пробуждать.
Однако настоящий мост в первое время не может быть наведен; от конечностей с их бодрствующей волей, бодрствующим духом пока не струится поток к спящему духу головы. Здесь нужен еще один посредник. В первое время жизни человека мы, как воспитатели, имеем мало средств.
И вот на помощь приходит гений, дух, находящийся вне нас. К гению языка в начале развития ребенка мы не можем апеллировать. Однако природа имеет своего гения, своего духа. Если бы она его не имела, люди еще в младенчестве зачахли бы из-за изъяна в развитии. Гений природы создает нечто, благодаря чему может быть наведен мост. В общем процессе развития конечностей, в ходе развития человека конечностей возникает субстанция, которая, будучи в своем развитии связана и с человеком конечностей, содержит нечто от этого человека конечностей; эта субстанция — молоко..."
Галина:
Готовность к школе...
Как и все, что относится к статичной проверке - сложно соотнести с человеком!
Однако, ЕСТЬ некотрые ОБЩИЕ ориентиры, при рассмотрении которых приходит понимание, почему ДО выпадения молочных зубок НЕЛЬЗЯ учить ребенка, а ПОСЛЕ того, как ваырастают, допустим, первая пара основных зубов ОПАСНО НЕ УЧИТЬ!
В силу сложившейся склонности - найти подтверждение у Рудольфа Штайнера и его учеников, вот и поместила из разных источников данные исследователей.
И, ВНОВЬ и вновь, обращаюсь к первоисточникам. Теперь работаем с материалами лекций Рудольфа Штейнера «Современная духовная жизнь и воспитание»
«…Между тем внешняя цивилизация не знает таких явных, открытых, повседневных вещей. Знают только, что зубы нужны для еды и для произношения некоторых согласных.
Но, как ни парадоксально это звучит, ребенок развивает свои зубы и для мышления! До смены зубов у ребенка физические зубы как таковые являются важнейшими органами мышления.
Между тем, как в общении с окружающим миром ребенок осваивается с мышлением, как из сонной и сновидческой жизни ребенка всплывает жизнь мыслей, весь этот процесс связан с тем, что в голове ребенка выдавливаются зубы, связан с силами, выжимающимися из головы ребенка. И подобно тому, как зубы выталкиваются через десны, определенные силы выводят на поверхность мышление из неопределенной сонной, сновидческой жизни..
И в той мере, как у ребенка режутся зубы, он учится мыслить, думать.
Он учится думать, будучи полностью существом, подражающим своему окружению. Он подражает вплоть до самого внутреннего тому, что происходит в окружающем мире. И,в той же мере, как в ребенке произрастает мышление, вырастают и зубы. Именно в этих зубах находится сила, проявляющаяся душевно как мышление.
Дальше первые зубы выталкиваются, происходит смена зубов, около 7 лет. Сила, производящая первые и вторые зубы, находится во всем организме, только в голове она сильнее всего показывает себя.
Силы, выдвинувшие вторые зубы из организма ребенка, действуют затем до смерти человека уже не как физические силовые импульсы: они становятся душевными, духовными; они оживляют человеческое душевное внутреннее.
То, что было до 7-го года органической силой, проявляется между 7 и 14 годами как душевные свойства, именно - как детское мышление.
Оно выдвигало зубы, достигло завершения своего физического действия при смене зубов и преобразовалось в душевное действие. Эти вещи поддаются изучению только при имагинативном познании - первой ступени точного ясновидения, но не при интеллектуалистическом мышлении…
… Из-за того, что ребенок мыслит физическими зубами, связаны так внутренне духовно болезни зубов со всей жизнью ребенка.
Вспомните все, что происходит, когда у ребенка прорезаются зубы!
При смене зубов и освобождении мышления зубы становятся прежде всего помощниками того, что пронизывает мысли - речи.
Теперь зубы становятся на ступень вниз (это происходит, собственно, последовательно в течение всего первого периода жизни и только завершается при вторых зубах). Но они остаются помощниками мышления, когда последнее хочет выражаться в речи.
Нужно понять, как зубные звуки включаются во все мышление человека, как зубами пользуются именно тогда, когда человек при помощи звуков Д и Т вносит в речь определенный и определяющий мыслительный элемент: так видим мы в зубных согласных еще особое назначение зубов.
Итак, зубы не только служат физически для кусания и произношения некоторых звуков, но являются и внешним образом, естественной имагинацией мышления. Мышление известным образом устремляется туда и показывает нам себя в зубах: глядите, мол, вот моя внешняя физиономия!..»
В этом плане вижу несколько важных рассмотрений.
Один из моментов - имеет решающее значение. Это вот что:
Малыша и ученика начальной школы не надо, не стоит, да НЕЛЬЗЯ спрашивать о том, что только сейчас произошло. Произошло в этот день.
Например, пришел ваш УЧЕНИК из школы. Что слетает с нашего языка? Именно "Как дела? Что получил? С кем играл?"
Почему это вызывает у взрослых особый интерес? Это наши категории мышления! Это наши ценности!
Из отрывка, который приведен выше, ясно просматривается ответ на вопрос, почему ЭТОГО не надо делать. Мышление происходит во сне и, после сна, поднимается к нам в мир. И, скажем, через зубы мы ЕГО ВИДИМ!!!!
Вот, сприсите своего ученика утром, что там в школе было-то вчера?
Вчера? (... ОН ДУМАЕТ!!!) Так на прогулке такого .... БОГОМОЛА видел!
А можно было и не спрашивать. Потому еще, что это мы ЗАСТАВЛЯЕМ его, нашего малыша, совершать этот процесс думания... Т.е. - это наша воля, не его... Мы предлагаем ему воспоминать. Убыстряя процессы, которые в каждом конкретно идут в своем ритме....
Навигация
Перейти к полной версии