Рудольф Штейнер
Из GA 118
ТРОИЦА* - ПРАЗДНИК СВОБОДНЫХ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЕЙ.
Гамбург, воскресенье Троицына дня 15 мая 1910 г.
* Здесь сохранено принятое в России название праздника, которому посвящена данная лекция (реже используется ветхозаветное "Пятидесятница"; название же "Духов день", отмечающее событие сошествия Духа Святого на апостолов, относится к понедельнику, следующему за воскресным, первым праздничным днем. — Примеч. сост.)
Вы познаете Истину, и Истина сделает вас свободными!
"....Собрались вместе последователи Христа, собрались те, кто первыми уразумели его. Глубоко чувствуют они могучий импульс, вошедший в человеческое развитие через него, и их души с надеждой ж обетование, которое было им дано, событий, которые должны свершиться в самих их душах. В глубоком внутреннем горении собрались они, эти первые последователи, постигшие импульс Христа, в день исстари чтимого в их краях праздника Пятидесятницы. К высокому постижению возвысились их души, словно призванные тем, что изображено как "шум с неба", обратить их способность созерцания к тому, что должно настать, что им предстоит, когда с огненным импульсом, который они приняли в свои сердца, они во всех новых воплощениях будут жить на нашей Земле.
....И нашей душе рисуется образ "огненных языков", опускающихся на голову каждого последователя, а могучее видение гласит участникам о будущем этого импульса. Ибо собравшиеся вместе и созерцающие в духе духовный мир ученики, первыми постигшие Христа, чувствуют себя так, как будто обращаются не к тем, кто пространственно и по времени находится непосредственно вблизи них; они чувствуют себя перенесенными своими сердцами далеко-далеко к различным народам земного круга, чувствуют, словно в их сердцах живет нечто, переводимое на все языки, понятное сердцам всех людей.
Словно окруженными будущими последователями из числа всех народов Земли чувствуют себя первые последователи [Христа] в могучем видении будущего христианства, встающем в них. Они чувствуют это так, как будто однажды будут обладать силой облечь христианское благовестие в такие слова, которые будут понятны не только тем, кто находится непосредственно вблизи них, но и всем людям, которых они встретят в будущем на земле.
Вот то, что как внутреннее душевное содержание открылось первым последователям христианства в первом христианском празднике Троицы. Однако объяснения, дающиеся в духе истинно эзотерического христианства и облекаемые в образы, говорят, что Дух, называемый Духом Святым, воистину существующий, ниспославший на землю свою силу, когда Христос Иисус передал свой Дух Земле, Дух, проявившийся прежде при Крещении Иисуса Иоанном Крестителем, — это тот же самый Дух, но в иной форме, в виде множества отдельно светящихся огненных языков опустился на отдельные индивидуальности первых последователей христианства..."