СЦЕНИЧЕСКАЯ или ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭВРИТМИЯ « ... Видел я ЭВРИТМИСТКУ: танцовщицу звука;
Она выражает спирали сложенья миров;
Все они – мирозданья…
... Видал ЭВРИТМИЮ (такое искусство возникло);
В нем знание шифров природы;
Природа осела землею из ЗВУКА ... »
А.Белый «Глоссолалия»
Впервые попав на ЭВРИТМИЧЕСКОЕ представление, мы непременно отметим для себя, что движения ЭВРИТМИСТОВ явно отличаются от движений, например, в классическом балете, да и в танце вообще. Движения исполнителей необычны, они плавные и текучие, они как бы несомы неким потоком, парят…, зрелище, действительно, возносит наблюдающего в некую реальность, которую вот так просто не встретишь в нашей повседневной жизни.
Любое искусство приходит в культуру человечества, когда люди готовы принять новый импульс, когда возникает потребность найти новый язык выражения, некая духовная жажда томит и не дает покоя открытым творческим натурам, пока не рождается нечто еще не существующее.
Как известно, на рубеже 19-20 веков в обществе и в мире искусства происходило много новаторских событий. Жизнь требовала изменений, новое прорывалось, искало форм своего воплощения. Можно проследить, как в истории развития танцевального искусства конца 19 века возникает целый ряд оригинальных школ и студий. В целом в танцевальном творчестве того времени ясно прочитываются потребность непосредственней передавать в движении музыкальные нюансы и свои переживания, стремление к независимости от традиционных балетных канонов, желание найти какие-то другие танцевальные средства, найти хореографию, отвечающую духовным поискам человека эпохи нового времени.
ЭВРИТМИЯ в этом смысле вошла в подготовленное пространство и предложила свой путь развития искусства движения. Это самое юное искусство, первые основы для его становления были даны Рудольфом Штайнером в 1912 году. (R.Steiner «Die Entstehung und Entwickelung der Eurythmie»). Что же нового появилось в современной культуре с возникновением ЭВРИТМИИ?
ЭВРИТМИЯ исходит из закономерностей образования речи и пения (или музыки). Это значит, что ЭВРИТМИЯ идет глубже в музыкальный или звучащий поэтический материал: в ней каждый звук речи, а так же каждый музыкальный тон или интервал имеют свой определенный образ и форму движения. Благодаря этому ЭВРИТМИЧЕСКОЕ движение стремится приблизиться к объективному, к тому, чтобы в чистоте своей отобразить в пространстве собственно звучащее произведение. ЭВРИТМИЯ дает возможность представить на сцене в движении непосредственно САМУ МУЗЫКУ или САМУ ПОЭТИЧЕСКУЮ РЕЧЬ. В этом ее новизна, ее существенное отличие от танца, в котором главную роль играет переживаемый танцовщиком художественный образ и наполняющая его субъективная эмоция. Поэтому
ЭВРИТМИЮ называют ВИДИМЫМ ПЕНИЕМ или ВИДИМОЙ РЕЧЬЮ. В лекции от 26 августа 1923 года Доктор Штайнер говорит о происхождении ЭВРИТМИИ. В пра-времена языкам была свойственна подлинная художественность. Существовали такие языки, которые звучали подобно пению. Это сегодня мы используем язык по преимуществу для передачи информации, даже при общении со стихотворной речью для современного человека часто довольно большое значение имеет смысловая нагрузка. Но звук имеет собственную душевную наполненность и при достаточном внутреннем внимании и открытости само звучание вызывает в душе человека образы.
Действительно, звуки «А», «У», «Л», «М»…т.д., - каждый звук исполнен своим содержанием, каждый - индивидуален, как живое существо. Ведические мантры, главные тексты древнейшей религии человечества - индуизма, основаны на силе звучащего слова, в них важен не смысл, но точное воспроизведение звуков.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть,
что начало быть …»
В христианской традиции СЛОВО – ЛОГОС – начало всех начал. СЛОВО творит мироздание. Ранние христианские мыслители подразумевали под ЛОГОСОМ закон общемирового развития или высшую силу, управляющую миром. Очевидно, что древним была ведома созидающая суть звука.
Когда-то люди непосредственно воспринимали то, что сокрыто в слове, в речи. Причем в глубокой древности, на заре человечества, произносимые или пропеваемые звуки и слова сопровождались ЖЕСТАМИ, движениями рук и движениями ног. Одно сопровождало другое, и это было естественным этапом становления человеческой речи вообще. Культовой речи сопутствовал своего рода танец (храмовый танец). Мы можем сказать, что
ЭВРИТМИЯ восходит к культуре храмового танца и в наше время являет собой его обновленную форму. Истоки искусства ЭВРИТМИИ - в тех древних пра-жестах, предвосхищавших появление речи. В ЭВРИТМИИ язык жестов обретает свою полноценную самостоятельную жизнь.
Подумайте о том, что искусство поэзии расцветает и открывает нам свои духовные глубины только благодаря тому, что существует язык. Звук, ритм, рифма... Все это только средства, в отдельности - только проявленные для нашего слуха знаки, с помощью которых, где-то «между» или «через», проникает в душу человека необъятный и неосязаемый мир, несомый тем или иным поэтическим произведением. Подобное и в музыке. Нет музыки без нот, а различные комбинации из одинаковых тонов, пауз, интервалов... дарит чуткому слушателю несравнимое разнообразие состояний, душевных волнений и переживаний. Так или иначе ритмично организованные и оформленные во времени и пространстве звуки заключают в себе миры, живые откровения космической мудрости.
В искусстве ЭВРИТМИИ напечатленные в речи и музыке творящие космические силы «расколдовываются», они раскрываются в образе движений и пластике всего человеческого существа. В речи и в музыке, в произносимых или пропеваемых звуках живет ЭВРИТМИЯ, она представляет собой ОБЪЕДИНЕННОЕ ИСКУССТВО, которое выражает пластические, музыкальные и речевые закономерности устройства организма человека.
«Для того,... кто занимается ЭВРИТМИЕЙ,… необходимо точно так же проникать в существо ее, как, скажем, музыканту или художнику, или скульптору необходимо проникать в суть своего дела. В ЭВРИТМИИ, если мы хотим проникнуть в ее существо, мы имеем дело с проникновением в человеческое существо вообще. Поскольку нет иного искусства, которое в такой выдающейся степени, как ЭВРИТМИЯ, пользовалось бы тем, что заключено в самом человеке. Возьмите все искусства, искусства, которые имеют свои средства выражения, искусства, для которых необходимы какие-либо орудия, - у них нет средств, нет орудий, которые подступали бы к человеку столь близко, как ЭВРИТМИЯ…» (Рудольф Штайнер, цикл лекций «ЭВРИТМИЯ как видимая речь», первая лекция от 24 июня1924, стр.10).
Когда исполняется музыка или стихотворное произведение и одновременно мы видим на сцене движущуюся фигуру ЭВРИТМИСТА (или нескольких ЭВРИТМИСТОВ), в поющих жестах рук его и в формах движения в пространстве мы можем по-новому воспринимать красоту музыки и слова. Цвет и струящиеся линии ЭВРИТМИЧЕСКОГО костюма помогают сопереживать тонкие оттенки настроения выразительного динамического звукового потока. Сценическое освещение дополняет общее впечатление. Все в этом действе согласно, созвучно, соответственно… Человек предстает в эвритмии живым звучащим инструментом во всем богатстве своего существа, раскрываются все возможные тенденции движения его организации, каждый физический жест возвышен, он глубоко пронизан душевным светом и теплом и мы ощущаем гармонию творческого слияния в движении тела, души и духа. Можно почувствовать, что
само художественное ЭВРИТМИЧЕСКОЕ движение целительно по своему характеру, как для исполнителя, так и для зрителя...http://terapevticum.msk.ru/index.php/2009-12-16-15-09-22.html